Увы, большинство покупателей любят просто погромче. А манагеры фишку просекли, и им на истинное качество звука плевать с высокой колокольни.
Чтобы завлечь покупателей новодельного винила, аудиоиндустрия прибегает к уловкам - ведь звучание должно бросаться в уши, отличаясь разительно. Электорат же ведётся известно на что: громкость и чёткость. Людей то с хорошей аппаратурой всё меньше. Поэтому и ремастерят определённым образом, в том числе винил.
Вот 6 примеров (в формате WAV) взятого наугад 3-го трека с эпохального альбома Black Sabbath "Heaven and Hell", датируемого 1980 годом:
1 - https://disk.yandex.ru/d/ntNyiGHidWHihQ (46 Мб) - ремастер 2021 CD
2 - https://disk.yandex.ru/d/O_2CtuJO10mYdw (150 Мб) - ремастер 2021 Hi-Res
3 - https://disk.yandex.ru/d/H4wOZlPQXiMz9Q (46 Мб) - ремастер 1996 CD
4 - https://disk.yandex.ru/d/cu3jFnfm6LwgoQ (135 Мб) - ремастер 2012 SACD
5 - https://disk.yandex.ru/d/OmV1yxAVwOvyqA (148 Мб) - винил 1980 года
6 - https://disk.yandex.ru/d/hpHXYGwAUEIeqw (146 Мб) - винил перевыпуск 2021 года
Деградация качества звучания не зависит от формата и с каждым годом прогрессирует. Легко копируемые точь-в-точь сидюки умышленно убили клиппингом и перекомпрессией, дабы реанимированный новый винил продавался, который для аудиоиндустрии является идеальным носителем - не копируется и требует регулярного обновления (50-100 проигрываний). И хотя винил в меньшей степени подвержен перекомпрессии в силу технических ограничений формата (тогда как цифра хавает любое издевательство над звуком), но поджать СЧ, выдав искусственно подчёркнутую чёткость, шаловливые ручки чешутся.
Однако сентенцию "я так слышу" серьёзным людям не предъявишь, требуются реальные вещдоки. Тем более, что разницу слышат не все, а многим уплотнённый музончик так вообще в кайф, к тому же на модных компактных переносных колоночках звучит смачнее.
Следует отметить, что границы перекомпрессии тесно связаны с динамическим диапазоном (далее по тексту ДД) носителя звука. Поскольку у винила и так уж стандартные ~40-45 дБ, а тихие участки (вступления и концовки) ещё в тренде, то выжать еще погромче можно, либо разбив альбом на несколько пластов (прибавить амплитуду углубив дорожки), либо залудив погромче-поплотнее на средних частотах, наиболее чутких слуху. Последнее самое большое дерьмо из большой кучи дерьма перекомпрессии.
Динамический компрессор (широкополосный или многополосовой) - устройство нелинейной обработки звука, позволяющее увеличить громкость звучания тихих (малоамплитудных) звуков. При этом звуки большой амплитуды, как правило, "притупляются", что привносит паразитные гармоники, т.е. искажения.
Выяснилось, что компонент Dynamic Range Meter (для софтового плеера foobar2000) при определении динамического диапазона не лучший помощник. А измерять на чистых синусах не интересно и актуально только разработчикам. И чем тогда помочь (какой использовать инструмент) при выявлении перекомпрессированной музыки ???
Лично я на практике ДД измеряю скользящим окном оптимальной длительности во времени, выделяя музыкальный (с гармонической структурой) сигнал и определяю его амплитуду (а так же частоту). Точнее, выделяется максимальный и минимальный по амплитудам гармонический сигнал. Данная процедура, увы, требует серьёзных вычислительных ресурсов и на обычных процессорах медленная, поэтому востребованность реализации массами под большим вопросом. Прогу накидал в LabView для собственных нужд, но можно и полноценный компонент на С++ написать, был бы спрос.
На средние значения ("усреднённые по больнице") ни по треку ни по альбому особо внимания не обращаю, т.к. важнее знать динамику во времени. На разных музыкальных композициях , естественно, изменение реального ДД во времени сильно разнится. При этом любой винил разницу нивелирует, поскольку сигнал сжат по динамике в ~40-45 дБ еще на этапе изготовления специальной мастер записи для нарезки диска, с которого лепят матрицу для штампа.
Всё-таки хорошо бы иметь инструмент в виде софта, позволяющий выявлять перекомпрессию даже без опыта цифровой обработки и спектрального анализа. Витает мысля натравить нейросеть, но таковая будет учиться долго и неоднозначно, если не реализовать выделение характерных черт.
Глянем-ка на то, как ведёт себя во времени амплитуда основного тона :
Размах на громких участках около 16 дБ (примерно те же 8 дБ по DR). На слух разница (перекомпрессия) есть, по этим графикам - не видать. Конечно, в идеале надо сравнивать одну и ту же музыкальную композицию, но всё же.
Так, а что с выявленными частотами основных тонов музыкальных сигналов при этом?
Хм-м... Тоже вроде как не показатель. Если в записи превалирует бас, то он просто всё остальное забьёт.
А если глянуть искажения? Вот типичные THD+noise для подвернувшегося под руку новодельчика :
Мутненько как то всё ((( Чем запиленнее пласт, тем искажухи больше. Впрочем, сие было предсказуемо, если действовать по науке.
Придётся выявлять малоамплитудные тона высших порядков.
[продолжение следует]