Рынок телевизоров медленно, но неумолимо переходит от 4К к 8К, и некоторые считают, что за этим последует появление соответствующих дисков и проигрывателей. Но все же вряд ли это произойдет — по нескольким причинам.

Во-первых, пока что мало у кого есть 8К-телевизор. По данным IHS Markit, в 2020 году меньше 1% семей приобретут 8К-телевизоры. Даже в Японии, где будут сниматься и транслироваться в 8К олимпийские игры, доля таких телевизоров в личном пользовании не превысит 0,1%. Пройдет несколько лет, прежде чем сформируется хоть какая-то база клиентов 8К-аппаратов для потребления контента.

Конечно, вы можете сказать, что эта ситуация не отличается от той, что наблюдалась шесть лет назад с переходом на формат 4К — и мы все равно получили формат UHD Blu-ray. Однако сейчас обстоятельства во многом отличаются, о чем — немного позже.

Во-вторых, в 8К нет ни фильмов, ни телепередач, и в ближайшее время их не появится. Сегодня практически нет контента с реальным разрешением 4К, и Голливуд не торопится его выпускать. Большинство фильмов по-прежнему мастерятся в 2К. Даже фильмы, снятые с большим разрешением (2.8К, 3.4К, 4К, 8К), как правило, выходят в 2К DI (Digital Intermediate — основной формат пост-продакшена, в котором мастерятся и распространяются фильмы).

Визуальные эффекты (которые также называют VSX или CGI — Computer Generated Imagery) тоже, как правило, отрисовываются и проходят рендер в 2К (разрешение, сравнимое с Full HD 1080p), потому что это дешевле и занимает намного меньше времени. Постепенно фильмов, законченных в 4К, становится все больше, но они отнюдь не стали нормой. А в 8К на момент написания этой статьи Голливудом не было выпущено ни одного фильма.

Это означает, что в ближайшей перспективе единственными 8К-источниками будут мощные игровые компьютеры, игровые приставки следующего поколения и видеокамеры самих пользователей, включая смартфоны высшего класса.

Перспективы оптических дисков

К тому времени, когда эти два обстоятельства изменятся, уже будет слишком поздно для выхода дискового 8К-формата. Ни одна компания не собирается инвестировать средства в формат оптических дисков следующего поколения и связанное с ним оборудование для проигрывателей. Проигрыватели как продуктовая категория стагнирует год от года. UHD Blu-ray-плееры не стали и уже не станут массовым товаром, оставшись очень нишевым продуктом. Нам повезло, что мы вообще получили этот формат. Рынок оптических дисков и проигрывателей больше не будет расти, а 8К и подавно.

Два главных бренда на рынке UHD Blu-ray-проигрывателей — Samsung и OPPO — вышли из бизнеса в прошлом году, а LG не обновляла свою скромную линейку плееров с января 2018-ого. И новых участников после Pioneer на этом рынке так и не появилось. Обратите внимание еще и на то, что китайские производители недорогих аппаратов на нем тоже не появились, хотя с DVD и Blu-ray было иначе. В общем, в этом секторе не так уж и много участников.

Марки проигрывателей, из которых сегодня приходится выбирать сводятся к Panasonic, Sony, Pioneer, LG, Funai/Philips/Magnavox в США и, конечно же, Microsoft со своим Xbox One S/X. К тому же, Sony объявила, что ее PlayStation 5 будет использовать 100-ГБ диски и функционировать как UHD BD-плеер, что продлит жизнь формату 4К-видеодисков и для потребителей, и для издателей.

Похоже, что существует 10-летний цикл форматов видеодисков: DVD-Video был представлен в 1996 году, Blu-ray Disc в 2006 году, а Ultra HD Blu-ray в 2016 году. Очевидно, следующей датой будет 2026 год, однако трудно сказать, в каком состоянии рынок оптических дисков будет к тому времени. Вероятно, не в лучшем.

А если использовать существующие диски?

Если формат для 8К-дисков будет принят, то он, скорее всего, будет использовать текущую версию BD-ROM 3.X. Это возможно, но проблема заключается в том, чтобы уместить в имеющийся максимальный объем в 100 ГБ фильм в 8К, не жертвуя качеством изображения — ведь в нем весь смысл перехода на 8К.

Несколько ключевых моментов: 4-слойный диск, имеющий объем 100 ГБ, позволяет получить максимальный поток видео 128 Мбит/с. 8К-видео (сжатое тем же кодеком HEVC — примечание редакции) требует в четыре раза большего потока данных, чем 4К-видео, поскольку никакой экономии при увеличении масштаба изображения не существует.

Для документальных фильмов и другого не кинематографичного контента желательно умножить частоту кадров для уменьшения эффекта смазывания, который становится еще более заметным с увеличением разрешения. К счастью, при этом повышается эффективность кодирования, поскольку различия между кадрами становятся меньше. Но это увеличит пропускную способность всего на 15–25%, то есть битрейта все равно будет не хватать.

Для кинотеатрального контента, то есть для большинства фильмов, применяется частота 24 кадра в секунду. С текущим современным кодеком HEVC потоковые сервисы, такие как Netflix, для оптимального просмотра рекомендуют канал с пропускной способностью 25 Мбит/с для поддержки потока 4K, а в среднем используют 15 Мбит/с. То есть ниже, чем 4K UltraHD Blu-ray, в котором поток составляет в среднем 50–70 Мбит/с, но в пиках — намного больше.

Быстрый подсчет говорит нам о том, что диск 100 ГБ, если он используется на скорости 100 Мбит/с, может хранить 136 минут видео. Случайно (или, возможно, нет) это очень близко к 135 минутам, которые всегда указывались как «время работы» формата DVD. Я подозреваю, что эта продолжительность охватывает 95% всех голливудских фильмов, что, похоже, подтверждается данным графиком (источник: Stephen Follows).

Теперь возникает вопрос: достаточно ли 100 Мбит/с для качественного изображения 8К-видео с частотой 24 кадра в секунду для фильмов и документальных программ с более высокой частотой кадров? Если вы спросите Netflix, наверняка они скажут «да». Если вы спросите компании, которые сегодня выпускают 4K Ultra HD Blu-ray диски, то вряд ли услышите утвердительный ответ.

Решением проблемы может быть увеличение максимального битрейта, то есть, по сути, скорости вращения дисков, что не сильно повлияет на характеристики диска, но немного повысит требования к производительности проигрывателей дисков и, естественно, уменьшит максимальное время воспроизведения.

Улучшение положения можно достичь внедрением новых кодеков. Преемником нынешнего стандарта HEVC (High-Efficiency Video Coding или H.265) называют формат VVC — Versatile Video Coding или H.266. Сейчас он находится в стадии разработки и по планам должен быть завершен к июлю 2020 года. Предполагается, что новые алгоритмы в нем будут иметь на 30–50% лучшую степень сжатия для достижения того же качества восприятия, что, вероятно, позволит выпускать фильмы в 8K с хорошим качеством на дисках объемом 100 ГБ.

Официальный отказ

Ассоциация 8K недавно официально (без сомнения, после того, как ее спросили многочисленные журналисты) сделала заявление о том, что на формат 8K Blu-ray не следует рассчитывать. Что вполне ожидаемо: 8K Association — это (еще одна) организация, возглавляемая Samsung, то есть компанией, которая вообще покинула рынок проигрывателей для оптических дисков. Возможно, лучше будет спросить BDA (Blu-ray Disc Association), где главную роль играют Sony и Panasonic.

Вывод

Мы, скорее всего, не увидим новый формат оптических дисков с большей емкостью, использующий лазеры с более короткими волнами — ситуация с форматом дисков UltraViolet очень запутанная. Однако потенциально 8К-видео может быть перенесено на диски текущего формата 100 ГБ BD-ROM 3.0 с приличным качеством при использовании новых кодеков вроде VVC. И хотя такая стандартизация потребует гораздо меньше усилий, чем введение полностью нового формата, это вряд ли произойдет в ближайшей перспективе, учитывая полное отсутствие контента 8K и достаточной базы 8К-телевизоров, которая вырастет лишь через несколько лет.

Оригинал: An 8K disc format is unlikely. Here's why