Английская компания Vertere Acoustics была создана несколько лет назад Туражем Могхаддамом, инженером, раньше работавшим в компании Roksan. Несмотря на скромную, по общим меркам, историю, продукция компании уже отмечена вниманием и аудиофильского сообщества, и профессиональной прессы. В каталоге Vertere Acoustics не так уж много позиций — один проигрыватель, существующий в виде двух модификаций, пара тонармов собственной разработки и две не очень обширных линейки кабелей. Но если присмотреться к технологическим особенностям, во всей этой технике можно найти массу интересного. Хотя стоит оговориться, что Vertere Acoustics — это весьма и весьма дорогая техника. Насколько все это оправданно и осмысленно, разберемся в тесте.
Проигрыватель, который достался мне на тест, — младшая модификация Vertere SG-1, отличающаяся от модификации старшей Vertere RG-1 Reference частью деталей конструкции — подшипником и некоторыми другими элементами. Насколько велика разница, не сравнивая две модификации, сказать сложно, поэтому я ограничусь изучением именно этого конкретного проигрывателя.
Особенность первых впечатлений в том, что их сразу появляется очень много. Удивить меня сложно, но здесь, пожалуй, разработчикам это удалось. И еще один момент, очень важный. Цельность и качество изготовления. Часто бывает так, что малосерийная дорогая High-End-техника местами очень явно выдает свою «мелкосерийность», что, впрочем, не обязано хоть сколько-то портить звук.
Но наш испытуемый производит впечатление очень аккуратно, качественно сделанного даже в мелочах аппарата. Отделка, подгонка, то, как изготовлены детали, да даже винтики в конструкции — все качественное и «породистое». Это, несомненно, радует. Только хомут для фиксации фонокабеля как-то выбивается из общей картины, но разве в сравнении с остальным это важно? Да я бы его просто снял, благо что процедура минутная.
Конструкция аппарата производит сильное впечатление. Принцип проигрывателя понятен, сочетание шасси и сложносоставного субшасси, по которым разнесены элементы конструкции для взаимного удаления друг от друга, и эластичная виброразвязка между элементами стола. Здесь удивляет другое. Масштаб конструкции, если можно так сказать. Детали шасси и субшасси полностью изготовлены из прозрачного акрила, что совершенно точно добавляет необычных ощущений за счет того, что видна вся начинка. А посмотреть есть на что. Резиновые вставки и силиконовые кольца, на основе которых и собрана непосредственно развязка, представлены в количестве нескольких десятков, если пробовать посчитать, сколько же уровней в развязке, я затруднюсь сказать однозначно. По утверждению разработчиков их пять, я бы обозначил меньше, но сути дела это никак не меняет.
Если рассмотреть детали, из которых собраны узлы виброразвязки, то похоже, что это что-то автомобильного происхождения (может быть, в прототипе, а конкретно эти заказывались специально, не могу утверждать однозначно), — резиновые полусферы с запрессованными в них металлическими деталями для резьбового крепления.
А кольца, на которых все подвешено, напоминают демпферы для ламп, изготовленные из термоустойчивого силикона. Но важно то, что сделано все идейно интересно, собрано качественно (те же винты крепежа — отменные, а не какие-то копеечные), и главное — конструкция работает по своему прямому назначению просто отлично. Для проверки можно взяться рукой за аппаратную стойку и хорошенько ее потрясти — игла даже не попробует сбиться c дорожки. Или можно хорошенько пройтись по аппаратной стойке барабанными палочками (это тоже было проделано!) — никаких посторонних звуков из колонок услышать не получится.
Если «обобщить» конструкцию стола, то получится, что по нескольким слоям все разнесено вполне логично — подшипник и тонарм на одном уровне, мотор на другом, а ножки-опоры сочетаются с третьим. При этом используется и установка деталей на демпферы, и вывешивание на силиконовых кольцах. И то и другое вполне имеет право на существование, и главное, что уже установлено, конструкция в целом работает отлично.
Ножки у проигрывателя массивные, регулируемые по высоте. Ножек три но у них есть одна необычная особенность. В зависимости от материала аппаратной стойки и личных предпочтений проигрыватель можно поставить или непосредственно на ножки, или подложить под них по небольшому опорному шарику — для шариков в основании имеются специальные углубления. Проверить целесообразность такой установки мне не удалось, так как мраморной плиты под рукой не нашлось, а большинство прочих поверхностей, учитывая солидный вес проигрывателя, шарики могли бы легко повредить.
При установке проигрывателя ему нужна типичная для подобных конструкций настройка — сначала по уровню, регулируя ножки, выставляется шасси, а потом при помощи шестигранного ключа и опять же по уровню регулируется положение субшасси. Процедура эта необходима, но никакой сложности не представляет, вся регулировка заняла у меня 5—7 мин.
Следующая деталь — подшипник. Он так же необычен, как и сам проигрыватель. По конструкции подшипник обычный, не инвертированный. Шкив длинный, но не такой толстый, как можно было ожидать. Стакан бронзовый, разборный — в случае необходимости обслуживания, полной замены смазки снизу можно открутить часть с опорной точкой и сделать необходимую профилактику. В качестве опорной точки использован твердосплавный шарик. Необычны в конструкции два момента. Во-первых, подгонка подшипника. Просто по тому, сколько времени нужно, чтобы при сборке из подшипника ушел воздух, понятно, что допуски очень малы (в технических характеристиках даны цифры порядка нескольких микрон) и поверхности подогнаны с минимальным зазором. При этом вращение происходит совершенно без усилия. Вторая особенность — то, что сверху вся конструкция оканчивается не привычным шкивом, а просто опорной площадкой с крошечным углублением в центре. И на эту площадку, центруясь за счет опорной точки, устанавливается основной диск. Такого технического решения мне пока встречать не доводилось.
Диск тяжелый, точеный из алюминиевого сплава и в последующем отполированный. Кроме специфики сочетания с опорным подшипником, можно отметить еще несколько особенностей конструкции. Во-первых, форма — это не просто алюминиевый блин, диск выточен таким образом, что большая часть его массы приходится на внешнюю кромку. Для плоского пассика также есть своя выточка. Алюминий в конструкции дополнен 2-мм акриловым несъемным матом. Но одну особенность диска я не до конца понял. Как я уже указывал, шпиндель в конструкции не является продолжением конструкции подшипника, а «входит в состав» диска. Так вот, сам шпиндель почему то съемный — это небольшой алюминиевый колпачок, который никак не закреплен. И если отверстие в пластинке чутьчуть меньше, то этот колпачок снимается вместе с пластинкой. Зачем и почему сделана такая странность, остается только гадать, предположений у меня не нашлось.
Мотор проигрывателя — синхронный, 48-полюсный, достаточно мощный, да и внушительный по размерам (по крайней мере, по размерам корпуса). Кроме самого мотора, интересна конструкция его крепления, здесь, так же как и в случае с деталями стола, использована система эластичных подвесов и полужестких креплений. На практике это выражается в том, что при запуске мотор сначала немного смещается по своей оси, подтягивая эластичные крепления, а потом уже вращение передается на пассик.
Блок питания и управления у мотора внешний, но тут для пользователя предусмотрено только включение-выключение и переключение скоростей. По показаниям стробоскопа привод работает исключительно ровно, да и последующее прослушивание это подтвердило.
Сверху мотор закрыт скорее декоративной, нежели защитной крышкой, у которой также есть своя особенность — на ее нижней поверхности закреплен блок с 21 белым светодиодом. С одной стороны так подсвечивается логотип Vertere, нанесенный на крышку, но корпус для сборки светодиодов изготовлен из белого пластика, а суммарной мощности хватает для того, чтобы сложилось ощущение, что где-то в недрах проигрывателя «обитает» достаточно яркая лампочка. Подсветка в целом получается неровной и, на мой взгляд, скорее портит цельное впечатление от внешности аппарата. Впрочем, проводка к блоку светодиодов съемная и подсветку можно элементарно отключить.
Тонарм, в нашем случае Vertere SG-1 TPA (а есть еще и старшая модель, более сложной конструкции — Vertere Reference Tonearm), по конструкции я бы назвал одноопорным, но разработчики дали конструкции название Tri Point Articulated — вся суть в том, что опора-то одна, но опирается она не просто на некую поверхность, а на сборку из трех шариков. Однако в плане поведения и настроек тонарм похож на одноопорный, разве что износ у такой конструкции будет точно ниже.
Все полагающиеся приличному тонарму настройки присутствуют, но и здесь можно найти что-то необычное. А именно: по трубке тонарма, изготовленной из углеволокна, перемещается кольцо-грузик, и назначение этого грузика не столько в регулировке прижима (хотя использовать это можно), сколько в том, что такая конструкция позволяет менять эффективную массу тонарма в зависимости от податливости иглодержателя устанавливаемой головки.
Диапазон настройки не самый большой, но на практике и это может оказаться очень полезным. К тому же само по себе решение весьма изящное. Правда, указать хотя бы диапазон изменения эффективной массы в документации все же стоило, но этих данных нет, как нет и указания на диапазон допустимого веса самих головок.
По сочетанию с использованными головками я бы отнес тонарм к среднетяжелым, а судя по ходу противовеса, его хватит, чтобы уравновесить большинство современных головок. В плане настроек и функций — высота регулируется обычным способом, азимут — так же, как и у многих одноопорников, за счет груза-эксцентрика.
Антискейтинг настраивается при помощи грузика, перекинутого на леске через блок. В настройке тонарм не сложнее большинства других, хотя весы тут необходимы, да и тестовый диск я бы рекомендовал. Провод у тонарма свой собственный, производства Vertere, но подключается он посредством обычного DIN-разъема, так что при желании подобрать чтото по своему вкусу вполне возможно. Единственное, что во всей конструкции тонарма заслуживает замечания, — на мой взгляд, микролифт мог бы быть чуть плавнее.
Звучание
На тест проигрыватель мне достался вместе с головкой Audio-Technica AT33EV, казалось бы, сочетание неравное, но начать я решил именно с него. Ведь полагать, что дорогой или технически сложный аппарат автоматически является аппаратом хорошо звучащим, в корне неверно. К тому же упомянутая головка обладает весьма ровным характером, и если недостатки есть, они будут слышны. Недостатки и специфика самой головки мне известны, вопрос в том, как поведет себя вся система.
Прослушивание начал с пластинки Oscar Peterson & Joe Pass «Porgy & Bess». Звучание показалось заметно объемнее и воздушнее, нежели среднестатистически, даже при хорошем тракте. Есть небольшой акцент на верхних частотах, который, впрочем, как резкость практически не ощущается. К подаче среднечастотного диапазона вопросов просто не возникло — есть все, чему полагается быть, учитывая возможности головки. Какой-то еще окраски, своеобразий трактовки звука я не заметил — характер у тракта ровный, звучание естественное и детальное. Бас по этой записи оценивать смысла нет, а та часть диапазона, которая все же присутствует, воспроизводится цельно и достоверно.
Из того, что можно отметить в качестве запоминающихся индивидуальных черт, — очень естественная живость и подвижность звучания, лишенная при этом явной резкости (даже при наличии небольшого акцента на ВЧ) или подчеркнутоматематичной точности. И уже упомянутая воздушность и объем, то, как звуки прорисовываются в пространстве. Качества не самые частые, но, безусловно, крайне желательные для любого приличного проигрывателя.
Идем дальше, по формальным признакам. Детальность не просто высокая, а по сочетанию и балансу между основными звуками и нюансами она выше, чем я ожидал от установленной головки. Сцена масштабная, широкая и глубокая, многоплановая. И понравилось, что в этом масштабе нет ни вязкости, ни тяжеловесности.
Отдельно стоит разобраться с тем, что происходит с динамикой, все-таки аппаратов с пассиковым приводом и динамикой, приближенной к идеальной, совсем немного. В нашем же случае и с динамикой все как минимум хорошо, и типичных пассиковых «прибавок» к звуку я практически не слышу. Предположу, что, если аппарат поставить в слепой тест, определить однозначно тип привода на слух будет сложно. Можно только догадываться по косвенным признакам, таким как пластичность, цельность и тактичность звучания, делать предположения, но таковые свойства встречаются и у хороших аппаратов с другими типами приводов.
Следующий диск — Coralie Clement «La Belle Affaire», немного необычно, как бы с легкой тусклой вуалью записанная новодельная пластинка, однако пластинка неплоха с музыкальной точки зрения, да и в такой обработке угадывается некоторый смысл. Звук же получился несколько живее, прозрачнее и рельефнее, чем я ожидал, я брал этот диск для нескольких нежурнальных тестов, но в них результаты были хуже. Единственное, чего мне не хватило сейчас, так это, как ни странно, детальности. Послушав еще пару пластинок, я пришел к выводу, что все, что я могу услышать при помощи головки Audio-Technica AT33EV, я уже услышал, и головку пора менять. Поставил Clearaudio Talismann V2 Gold, перенастроил тонарм (что заняло не больше 15 мин), проверил все по тестовым дискам — результаты оказались хорошими, можно продолжить прослушивание.
Звук стал явно детальнее, с лучшей артикуляцией и более точной проработкой нюансов вне зависимости от пластинки или стиля. Одновременно сцена вернулась к состоянию просто широкой, глубокой, правильной и пропорциональной.
На мой взгляд, так лучше, когда во всем соблюдаются некие выверенные взаимоотношения и пропорции, да и музыка воспринимается более естественно. Воздуха меньше не стало, также никуда не делась отличная пространственная локализация. И еще, сравнивая звучание проигрывателя с разными головками, я пришел к выводу, что самому проигрывателю, при очень приличной динамике, свойственна некоторая доля музыкальности, слитности. Но не затянутости и не излишней смягченности или вальяжности. Правда, в таком виде я скорее угадал бы пассиковый привод, хотя привод очень качественный.
Бас получился уверенно глубокий, с неплохой проработкой, разве что некой бархатистости в нем чуть больше, чем хотелось бы, а так получается, как будто основа имеет небольшую неустойчивость.
Со среднечастотным диапазоном дела обстоят хорошо, звук только чуть светлый. Верха тоже чуть подсвечены, но не так, как с предыдущей головкой, как акцент или эффект выкрученной ручки темброблока это совершенно не воспринимается. Окраски я не заметил, навязчивости в звуке нет, хотя звук музыкальный, он и не убаюкивает, и не утомляет. Следующая пластинка — Dead Can Dance «Anastasis». Пластинка и сама по себе записана очень хорошо, и тракт ее отыгрывает отлично. Очень хороша подача басовой составляющей и перкуссии, впечатляют сцена и пространство звука. Детальность, нюансировка на уровне. И хороший баланс между основными и второстепенными звуками. Только динамика самую малость сглажена, в остальном на примере этой пластинки можно счесть, что тракт близок к эталонному.
Еще диск — Nils Peter Molvaer «NP3». Здесь можно еще раз отметить, что при явно масштабном, насыщенном звуке, в нем нет тяжести или тугоподвижности. Так же как эмоциональная составляющая, прорабатывается полновесно, но она лишена как излишней успокоенности и вальяжности, так и утомительной навязчивости. В остальном воспроизведение без нареканий, кроме уже упоминавшейся чуть сглаженной динамики.
После этого поставил ненадолго Pink Floyd «The Wall». По формальным признакам звук очень неплох, только на некоторых сложных моментах эмоции как-то чуть сглаживаются, упрощаются и звучанию записи не хватает смысловой глубины и наполненности, яркости красок. Хотя выражено все это на уровне нюансов, но звук «взрослой» техники и отличают как раз нюансы и тонкие отличия.
Запись исполнения Rimsky-Korsakov «Scheherazade, op.35» тракту оказалась вполне по силам. Детальности хватает, сцена правильная, тембральная достоверность присутствует в должной мере. В плане эмоций все получается насыщенно и достоверно, буквально за исключением пары сложных фрагментов, на которых я заметил легкую вуаль.
Записи симфоний Брамса прозвучали практически схоже по качеству, даже к мелочам придраться можно с некоторой натяжкой, а вот сцена со всей своей подробностью и отличной читаемостью и точное естественное звучание инструментов, несомненно, порадовали.
Резюме
По многим звуковым качествам — отличный проигрыватель, особенно если вы цените точный, но деликатный звук и бережное отношение к достоверности воспроизведения, а не звук, способствующий массажу внутренних органов. Так же не стоит списывать со счетов конструкцию и внешность аппарата — в них и технократ, и эстет совершенно точно найдут свои прелести. В плане подбора головок — я уверен, что вариантов для этого проигрывателя можно найти множество, но рекомендовал бы в первую очередь обращать внимание на головки с хорошей собственной динамикой, высокой детальностью, хлестким, но не грубым звуком. Даже если головка будет обладать собственным точно-прохладным, аналитичным почерком, сочетание может получиться очень интересным. Правда, в любом случае, подходящая головка никогда не окажется дешевой.
Музыкальный материал:
1. Oscar Peterson & Joe Pass — Porgy & Bess / Pablo Records 2310-779 / Stereo
2. Coralie Clement — La Belle Affaire / Naive NV832161 / Stereo
3. Dead Can Dance — Anastasis / [PIAS] PIASA55LP / Stereo
4. Nils Peter Molvaer — NP3 / Emarcy 017 795 1 / Stereo
5. Pink Floyd – The Wall — CBS/Sony Japan 40AP 1750-1 / Stereo
6. Rimsky-Korsakov — Scheherazade, op.35 — R.Kempfe, The Royal Philharmonic Orchestra / Columbia House 40-5672 / Stereo
7. Brahms — The Four Symphonies — New York Philharmonic, L.Bernstein — Columbia D3M 32097 / Stereo
Проигрыватель виниловых пластинок Vertere SG-1
Привод: пассиковый
Скорости вращения: 33 1/3 и 45 об/мин
Мотор: 48-полюсный, синхронный
Колебания скорости: менее 0,2 %
Коэффициент детонации: менее 0,02 %
Уровень рокота: менее -85 дБ
Размеры и вес: н.д.
Vertere SG-1 TPA
Тип: одноопорный, с опорой на три шарика
Эффективная длинна: 240 мм
Заход: 17,5 мм
Шелл: алюминиевый, несъемный
Кабель: съемный, с DIN разъемом
Головки звукоснимателя: Clearaudio Talismann V2 Gold / Audio-Technica AT33EV
Тип: МС / МС
Частотный диапазон: н.д. / 15—50000 Гц
Разделение каналов: > 30 дБ / > 30 дБ /1 кГц
Разбаланс каналов: ≤ 0,5 дБ / < 0,5 дБ
Выходное напряжение: 0,7 / 0,3 мВ
Импеданс: 30 / 10 Ом
Прижимная сила: 2,8 / 2 г
Динамическая податливость: 15 / 10 x10-6 см/дин.
Профиль иглы: Micro HD / эллипс
Материал корпуса: черное дерево и сталь/алюминий
Вес: 10,8/6,9 г