Я посетил несколько международных тренингов по калибровке, в том числе, и семинары конкретных производителей. Каждый раз я слышал разные утверждения, порой противоречащие друг другу. Так представитель одного бренда заявил, что калибровка их продукции не нужна вообще, все сделано заранее. А специалисты сертифицирующих компаний наоборот, объясняли, что без калибровки и вовсе на экран не стоит смотреть. Вокруг калибровки, на мое мнение, есть с десяток распространенных мифов, о которых я и хочу рассказать.

Начало цикла статей о калибровке: Калибровка проектора и телевизора: философия, цели и средства (часть 1)

Миф 1. После калибровки картинка выглядит, будто вид из открытого окна

Увы, нет. Хотя бы потому, что у проектора или панели не хватит цветов для отображения всех оттенков, что видит глаз. Даже у аппаратов с огромным цветовым охватом нового стандарта ITU-R BT.2020. Если мы посмотрим на график цветности CIE 1931, то увидим, что цвета, доступные трехкомпонентному устройству RGB, расположены внутри треугольника, вписанного в криволинейную область всех видимых цветов — за его пределами обширная площадь.

Теоретически, «многомерное» устройство с бесконечным числом излучателей чистых спектральных цветов (лазеров) способно доставить нам удовольствие полноценного цвета. Но это не три субпикселя RGB на один полный пиксель, а хотя бы десятки. Или десятки матриц в проекторе — это уже тема для инженерной фантастики.

Вид из окна — это весь принимаемый глазами спектр на цветовом локусе. Как видно, даже самый продвинутый Rec.2020 не заполняет его полностью

Кроме того, проектор или панель (даже HDR) пока не способны реализовать динамический диапазон нашего зрения. Например, воспроизвести такую сцену: безлунная ночь, костер на берегу реки, недалеко лес и полная темнота, в кадре появляется автомобиль и слепит нас фарами.

А какой же должна быть откалиброванная картинка у вас на экране? Такой, какой ее видел режиссер на дисплее референсного студийного монитора перед тем, как «подписать» фильм в прокат.

Миф 2. После калибровки цвета станут яркими и насыщенными

Нет. Такими они должны быть только в одном случае: когда телевизор выставляют на прилавке супермаркета, чтобы картинкой привлечь покупателя. В остальных случаях на экране должна быть правда. Перенасыщенные цвета — то же зло, что и блеклые. Восхищаться в публикациях — «как этот проектор показывает густой зеленый цвет» — значит подчеркивать, что аппарат неспособен отобразить его точно без специальных действий.

Смотреть приукрашенный фильм или оригинальный — дело вкуса. На вернисажах художники-любители часто продают репродукции известных полотен — красочные, так сказать «для усиления ощущений». Такие «картины» в каком-то смысле привлекают: если заглянуть в Третьяковскую галерею, оригинал покажется скромнее. Тогда зачем коллекционеры на Сотбисе платят за настоящие картины сумасшедшие деньги? Вот чудаки…

Миф 3. Дорогому проектору или телевизору калибровка не нужна. Достаточно выставить в меню «Cinema» или «Film» и все будет нормально

Да, картинка с данными пресетами, специально разработанными для просмотра киноконтента, выглядит убедительно — разумеется, смотреть нужно на хорошем экране в затемненном кинозале, а не в белой гостиной. Но вот какое дело… Я сравнивал картинки типа «Cinema» проекторов двух известных брендов — в одинаковых условиях и соблюдая правила: выровняв контрастность, пиковый белый и Гамму. Картинки в целом похожи. Но бренд А по цветам показал одно изображение, бренд Б — несколько другое. Вопрос: а где же настоящее?

Дело в том, что «Cinema», «Film» и подобные — это авторские пресеты от производителя на тему «кино». Кинотеатральные бренды, например, уважаемые японцы — настоящие художники своего дела и с большим опытом. Они имеют право сказать: «Мы так видим, поэтому мы слегка изменили параметры стандарта и считаем, что так лучше». Проведя замеры данных пресетов, можно обнаружить, что бренд А слегка освежил картинку, добавив синего в ярких сценах, а Бренд Б любит теплые темные сцены. В конце концов, чтобы отведать лазанью, не обязательно ехать в Италию, но если вы сторонник оригинального рецепта…

Резюме: выбирая любимый кинотеатральный пресет (а их в меню дорогого проектора может быть несколько), следует внимательно читать Руководство пользователя. Которое, увы и нередко, косноязычно. Например: Cinema 1 — Rich Colors. Т.е. с богатыми цветами. Насколько богатыми? Порой истину дают только измерения. Оказывается, что «Rich» в понимании разработчика — это вовсе не DCI или Rec. 2020, как мы ожидали. Это оригинальный треугольник цветового охвата, больший sRGB, но расширенный неравномерно, а скажем, больше в «зеленую» сторону.

Миф 4. Дорогой проектор откалиброван на заводе. Достаточно выбрать в меню режим типа Rec. 709 и можно смотреть Blu-ray в голливудском качестве

Неожиданно выступим адвокатом, но затем… прокурором. Действительно, заявляя подобный пресет, производитель декларирует соответствие стандарту. Но как калибруют аппарат в этом режиме? В референсной, полностью темной комнате, проецируя с определенного расстояния на референсный белый ламбертов экран. Наши измерения в затемненном и очень хорошем кинотеатральном помещении с элитным экранным полотном показывали, что часть характеристик довольно точно укладывается в обещанные рамки, а часть — не очень. Это могут быть и баланс белого, и яркость конкретного цвета, причем ошибки Delta E превышают 3%. Т.е. коррекция, читай — дополнительная калибровка — все равно нужна.

Если дисплей откалиброван на заводе, совсем не значит, что ему не потребуется настройка на месте

Достоинство и суть данных пресетов в том, что это неплохие полуфабрикаты, где значительная доля действий калибровки уже выполнена. Вам нужно лишь закончить «финишную отделку» — аккуратно, не испортив имеющееся. Неплохие примеры пресетов — ISF Night, ISF Day, и похожие, в том числе явно названные именами стандартов. Если таких нет, то предпочтителен один из вариантов Cinema/Film с добавкой Standard или Natural.

Миф 5. Если на корпусе проектора или ТВ нет логотипов ISF, THX, JKP и подобных, то он потерян для домашнего кинематографа

Здесь сценариев несколько.

А. У проектора отсутствует система управления цветом, или она заблокирована.

Б. Система управления цветом есть, но неполноценна: например, нельзя отрегулировать дополнительные цвета или Гамму.

В. Все инструменты CMS присутствуют, но некоторые параметры — пусть это будет Оттенок Красного — нельзя откалибровать по стандарту в пределах допустимых ошибок.

В этих случаях сертификационная лаборатория, подобная ISF, вежливо приглашает заявителя прийти в следующем году, а недостатки — если это не «клиника» — устранить.

Но есть другой вариант. Изучив меню дорогого проектора, мы видим — все у него есть для полноценного кино. Мало того: проводим калибровку, укладываясь в «референс» по всем параметрам. В чем же дело? А здесь следующие сценарии:

А. Производитель считает себя образцом киноиндустрии, стоящим выше стандартов и регалий. «Зачем мне пробиваться в высшую лигу — вызывайте на ринг любого чемпиона: одного раунда хватит».

Б. Производитель осторожен и не торопится ввязываться в гонку сертификатов: один логотип получишь, затем все начнут спрашивать — а почему другого значка нет? Да и младшие модели линейки после награждения старших будут восприняты как некий компромисс качество-цена.

В. Производитель экономит по мелочи (продажи пока и так идут).

Критерий истины здесь один. Ознакомиться с расширенным Руководством пользователя, провести измерения и экспресс-калибровку. Т.е. выдать аппарату личный сертификат.

Миф 6. Бюджетные проекторы для Домашнего Кинотеатра по определению не могут иметь приличную систему управления цветом, а потому термин «калибровка» к ним неприменим

Неправда. У ряда ведущих проекционных брендов, специализирующихся в основном на инсталляционных и офисных моделях, в линейке есть «оазисы» — несколько недорогих проекторов для ДК. И на их корпусах красуются заветные логотипы. Удивительно: все, что надо для управления цвета в меню есть — и выбор Гаммы, и Баланс Белого, и вся генеральная совокупность движков цвета. Еще удивительнее: пробуешь калибровать по стандарту — успех. Тогда, в стиле рекламной риторики: если у братьев High End и «бюджетников» возможности одинаковы, зачем платить больше?

Не все возможности. Основные — уровень контрастности, интеллект и производительность видеопроцессоров, качество оптического блока — сильно различаются. Визитная карточка кино High-End-класса — это натуральная контрастность от нескольких десятков тысяч к одному (или динамическая — от нескольких сотен тысяч). Это дорогой и качественный скейлинг, когда видео иного разрешения, нежели штатное, на экране выглядит профессионально, гладко и без артефактов. Наконец, в «бюджетниках» традиционно используют технологии матриц предыдущего поколения, к тому же не три, а одну.

Отличие — это масштаб. High End — это суперкары с потолком скоростей и маневренностью в разы лучше, чем у «бюджетников». Но рычаги управления похожи: почему бы тем и тем не сделать тюнинг, каждый в своих рамках, разумеется?

Миф 7. У проектора действительно урезанная и «кривая» CMS, калибровать даже не пытайся

Принцип «годен – не годен» хорош только для военкомата. В нашем же случае следует провести частичную калибровку — поработать с тем, что есть. Нет тонкой подстройки Гаммы — выберите из имеющихся значений наиболее близкое к эталону. Нет движков дополнительных цветов — играйте основными. Цветовая температура представлена с шагом «плюс-минус лапоть» — выбирайте из нескольких зол меньшее. Уровень белого и черного вы уж точно в меню найдете — это известные вам Контрастность и Яркость. Пусть под рукой нет генератора сигналов и колориметра, используйте тестовые картинки с калибровочных дисков — уже результат.

Случаются истории, повергающие в легкий шок. Вы купили дорогой проектор для ДК, идете в меню и чувствуете себя географом, который не нашел на карте Берингов пролив: системы управления цветом… нет. Ясно, что производитель позиционирует эту модель только для референсных условий (полное затемнение и пр.), что уже, мягко говоря, нервирует (за такие-то деньги…). Не спешите за молотком. Бывает, CMS заблокирована — скрыта от глаз обычного пользователя и доступна в сервисном меню. Нередко доступ к заветным движкам можно получить с помощью внешних утилит от разработчика, подключив к проектору ПК, скажем, через порт Ethernet или RS-232. Интерфейс этих программ, как правило, не так уж сложен.

Миф 8. Если проектор сертифицирован по стандарту ISF или подобному, можно включить свет, раздвинуть шторы и все равно откалибровать картинку «в референс»

Если бы так… Производители любят выдавать желаемое за действительное, но реалии куда скромнее. По идее сертифицированная CMS должна уверенно компенсировать негативные факторы, как-то внешняя засветка, паразитное окрашивание картинки за счет переотражений от «цветного» интерьера и даже потери от дешевого «полупрозрачного» экрана. И она, CMS, слово держит, правда в тепличных условиях. Темный кинозал, серые стены, сдержанный матовый интерьер — калибровка проходит хрестоматийно. Включаем бра — достаточно несколько люкс засветки — и кое-где в программе придется повозиться. А если вы, проектируя кинозал, не устояли перед дизайнерскими бежевыми стенами, и мебель в тон, то диапазон движков меню может стать острым дефицитом. Рецепт — из предыдущего мифа: частичная калибровка. Хотя болезнь — неграмотное проектирование — лучше предупредить, чем лечить.

Миф 9. Есть кинотеатральный проектор с хорошей CMS: калибровка завершена, все ошибки в пределах нормы — можно расслабиться

Действительно, ошибки во всем диапазоне сигнала и по всем параметрам — прямо штиль и нули после запятой, канальные кривые слились в горизонтальную нить — хоть в журнале публикуй, а график цветности c референсными точками — будто мишень Робин Гуда. Задача выполнена?

Дело в том, что референсные значения порядка 20 параметров — это «реперные» точки стандарта: вершины треугольника, середины сторон, центр. А нам важно, чтобы все точки площади, т.е. все многообразие цветов, соответствовали истине. Цветовой график, где подробно показаны расхождения измеренных произвольных цветов с массивом референсных значений — на всей площади треугольника, колориметристы называют Таблицей Соответствия или LUT (Look Up Table). Получить ее можно с помощью «колор-чекеров» — самостоятельных и, в общем-то, бесплатных утилит (как правило, они входят в состав полноценного софта для калибровки). Еще более наглядную картину дает 3D LUT, но график Color Cube — скорее атрибут программ уровня Ultimate.

Что мы можем увидеть? Основные и дополнительные цвета на своих местах, точка Белого — точно в центре. А в средних частях треугольника — расхождения, иногда заметные. Представим себе «резиновое» полотно, на котором маркером обозначены несколько точек. Наша задача в процессе калибровки натянуть эту «резину» на твердую плоскость, где колышками отмечены референсные точки. Так вот, маркерные точки совпали с колышками, но полотно натянуто неравномерно.

Для программ видеомонтажа есть плагин LUT, который применяет цветовые профили разных камер к исходному материалу. По этой картинке видно, насколько разные цветовые решения может придумать режиссер, и все они должны быть правильно воспроизведены на вашем дисплее

Что это значит в переводе на простой язык? Белый и насыщенные цвета на картинке будут правильными, но остальные — сдержанные — могут выглядеть неидеально. А ведь предельно насыщенные цвета, что вблизи границ треугольника в реальном изображении встречаются нечасто. Например, густой красный, или «бездонно чистый» синий — от них в восторге будет лишь заказчик рекламного клипа. Важнее совокупность повседневных цветов — они-то и создают ощущение естественности картинки. В частности, типовые цвета кожи — это овальная область недалеко от точки белого и вытянутая в сторону желтого.

Если система управления цветом дорогая и «умная», то калибровка по референсным точкам покажет и приличную картину LUT. Если нет… Проблема в том, что «колор-чекеры» — лишь измерители. Генераторы тестовых моделей способны подать на проектор цвета произвольных координат, но инструментов коррекции, подчеркнем — произвольной точки в цветовом пространстве — у проекторов и панелей попросту нет.

Как же быть? Проявить здравый смысл и осмотрительность — понять характер своего аппарата. А при калибровке немного сместить приоритеты: пусть нужные нам цвета будут правильные за счет небольших нарушений стандарта. Мы говорили, что калибровка — это хакинг.

Миф 10. Приборы и программы — лишняя трата денег. Придет знакомый специалист с парой фильмов, откалибрует «на глаз» как надо

Разве что, придет сам режиссер… Из всех слов поддержим только финал: картинка должна соответствовать стандарту и нравиться зрителю. А вот сам процесс… Человеческий глаз очень чувствителен к фальши, но он не измерительный прибор. Правда, что ряд действий по калибровке мы осуществляем «на глаз», но это небольшая доля. Не отрицаем также, что есть люди с хорошей цветовой памятью а-ля японские гуру — вопрос в точности и логике действий. Не станем даже предъявлять претензий «специалисту» — а видел ли он вживую «ту бирюзовую лагуну в Доминикане», где снимался фильм?

Мне случилось снять на неплохой планшет пустыню Арабских Эмиратов. Жюри из друзей дало высший бал: натуральнее некуда. Но я-то знаю, что песок в жизни был желтее и более блеклый, нежели с кирпичным оттенком, что на экране. А в сценах с контровым светом тени чуть гуще, чем надо: возникает ощущение, что время ближе к вечеру, а на деле было — перед обедом.

Цветовые тестовые модели — одноцветные картинки, поданные с ПК, оценивать на глаз и производить разумные действия с меню можно. Это помогает в случае грубых ошибок CMS — скажем, основной красный откровенно отдает оранжевым. Иногда на глаз удается сносно отрегулировать баланс Белого по двум точкам. Определить же без замера — насколько верны насыщенность и особенно яркость цвета — без датчика вряд ли выйдет. Еще сложнее — с дополнительными цветами. Истинный Желтый, например, выглядит несколько ядовитым — как бы с примесью зеленого, вопреки якобы здравому смыслу.

Не вникая сейчас в тонкости экспертной калибровки, где инструментарий — Blu-ray плеер, калибровочный диск, цветные фильтры и глаза калибратора, хотя бы камушек в этот огород да бросим. Корректность исполнения сложных алгоритмов заметно зависит от опыта калибратора, а комплектные (и дешевые) фильтры для моделей Blue only Mode довольно не точны по сравнению со встроенными в некоторые панели такими же аппаратными решениями.

Так верить ли своим глазам? Да, но на этапе «приемки» результата — нравится или нет. А процесс калибровки лучше доверить прибору.

Продолжение следует

Другие статьи цикла:

Калибровка проектора и телевизора: философия, цели и средства (часть 1)