Я посетил несколько международных тренингов по калибровке, в том числе, и семинары конкретных производителей. Каждый раз я слышал разные утверждения, порой противоречащие друг другу. Так представитель одного бренда заявил, что калибровка их продукции не нужна вообще, все сделано заранее. А специалисты сертифицирующих компаний наоборот, объясняли, что без калибровки и вовсе на экран не стоит смотреть. Вокруг калибровки, на мое мнение, есть с десяток распространенных мифов, о которых я и хочу рассказать.
Начало цикла статей о калибровке: Калибровка проектора и телевизора: философия, цели и средства (часть 1)
Миф 1. После калибровки картинка выглядит, будто вид из открытого окна
Увы, нет. Хотя бы потому, что у проектора или панели не хватит цветов для отображения всех оттенков, что видит глаз. Даже у аппаратов с огромным цветовым охватом нового стандарта ITU-R BT.2020. Если мы посмотрим на график цветности CIE 1931, то увидим, что цвета, доступные трехкомпонентному устройству RGB, расположены внутри треугольника, вписанного в криволинейную область всех видимых цветов — за его пределами обширная площадь.
Теоретически, «многомерное» устройство с бесконечным числом излучателей чистых спектральных цветов (лазеров) способно доставить нам удовольствие полноценного цвета. Но это не три субпикселя RGB на один полный пиксель, а хотя бы десятки. Или десятки матриц в проекторе — это уже тема для инженерной фантастики.
Кроме того, проектор или панель (даже HDR) пока не способны реализовать динамический диапазон нашего зрения. Например, воспроизвести такую сцену: безлунная ночь, костер на берегу реки, недалеко лес и полная темнота, в кадре появляется автомобиль и слепит нас фарами.
А какой же должна быть откалиброванная картинка у вас на экране? Такой, какой ее видел режиссер на дисплее референсного студийного монитора перед тем, как «подписать» фильм в прокат.
Миф 2. После калибровки цвета станут яркими и насыщенными
Нет. Такими они должны быть только в одном случае: когда телевизор выставляют на прилавке супермаркета, чтобы картинкой привлечь покупателя. В остальных случаях на экране должна быть правда. Перенасыщенные цвета — то же зло, что и блеклые. Восхищаться в публикациях — «как этот проектор показывает густой зеленый цвет» — значит подчеркивать, что аппарат неспособен отобразить его точно без специальных действий.
Смотреть приукрашенный фильм или оригинальный — дело вкуса. На вернисажах художники-любители часто продают репродукции известных полотен — красочные, так сказать «для усиления ощущений». Такие «картины» в каком-то смысле привлекают: если заглянуть в Третьяковскую галерею, оригинал покажется скромнее. Тогда зачем коллекционеры на Сотбисе платят за настоящие картины сумасшедшие деньги? Вот чудаки…
Миф 3. Дорогому проектору или телевизору калибровка не нужна. Достаточно выставить в меню «Cinema» или «Film» и все будет нормально
Да, картинка с данными пресетами, специально разработанными для просмотра киноконтента, выглядит убедительно — разумеется, смотреть нужно на хорошем экране в затемненном кинозале, а не в белой гостиной. Но вот какое дело… Я сравнивал картинки типа «Cinema» проекторов двух известных брендов — в одинаковых условиях и соблюдая правила: выровняв контрастность, пиковый белый и Гамму. Картинки в целом похожи. Но бренд А по цветам показал одно изображение, бренд Б — несколько другое. Вопрос: а где же настоящее?
Дело в том, что «Cinema», «Film» и подобные — это авторские пресеты от производителя на тему «кино». Кинотеатральные бренды, например, уважаемые японцы — настоящие художники своего дела и с большим опытом. Они имеют право сказать: «Мы так видим, поэтому мы слегка изменили параметры стандарта и считаем, что так лучше». Проведя замеры данных пресетов, можно обнаружить, что бренд А слегка освежил картинку, добавив синего в ярких сценах, а Бренд Б любит теплые темные сцены. В конце концов, чтобы отведать лазанью, не обязательно ехать в Италию, но если вы сторонник оригинального рецепта…
Резюме: выбирая любимый кинотеатральный пресет (а их в меню дорогого проектора может быть несколько), следует внимательно читать Руководство пользователя. Которое, увы и нередко, косноязычно. Например: Cinema 1 — Rich Colors. Т.е. с богатыми цветами. Насколько богатыми? Порой истину дают только измерения. Оказывается, что «Rich» в понимании разработчика — это вовсе не DCI или Rec. 2020, как мы ожидали. Это оригинальный треугольник цветового охвата, больший sRGB, но расширенный неравномерно, а скажем, больше в «зеленую» сторону.
Миф 4. Дорогой проектор откалиброван на заводе. Достаточно выбрать в меню режим типа Rec. 709 и можно смотреть Blu-ray в голливудском качестве
Неожиданно выступим адвокатом, но затем… прокурором. Действительно, заявляя подобный пресет, производитель декларирует соответствие стандарту. Но как калибруют аппарат в этом режиме? В референсной, полностью темной комнате, проецируя с определенного расстояния на референсный белый ламбертов экран. Наши измерения в затемненном и очень хорошем кинотеатральном помещении с элитным экранным полотном показывали, что часть характеристик довольно точно укладывается в обещанные рамки, а часть — не очень. Это могут быть и баланс белого, и яркость конкретного цвета, причем ошибки Delta E превышают 3%. Т.е. коррекция, читай — дополнительная калибровка — все равно нужна.
Достоинство и суть данных пресетов в том, что это неплохие полуфабрикаты, где значительная доля действий калибровки уже выполнена. Вам нужно лишь закончить «финишную отделку» — аккуратно, не испортив имеющееся. Неплохие примеры пресетов — ISF Night, ISF Day, и похожие, в том числе явно названные именами стандартов. Если таких нет, то предпочтителен один из вариантов Cinema/Film с добавкой Standard или Natural.
Миф 5. Если на корпусе проектора или ТВ нет логотипов ISF, THX, JKP и подобных, то он потерян для домашнего кинематографа
Здесь сценариев несколько.
А. У проектора отсутствует система управления цветом, или она заблокирована.
Б. Система управления цветом есть, но неполноценна: например, нельзя отрегулировать дополнительные цвета или Гамму.
В. Все инструменты CMS присутствуют, но некоторые параметры — пусть это будет Оттенок Красного — нельзя откалибровать по стандарту в пределах допустимых ошибок.
В этих случаях сертификационная лаборатория, подобная ISF, вежливо приглашает заявителя прийти в следующем году, а недостатки — если это не «клиника» — устранить.
Но есть другой вариант. Изучив меню дорогого проектора, мы видим — все у него есть для полноценного кино. Мало того: проводим калибровку, укладываясь в «референс» по всем параметрам. В чем же дело? А здесь следующие сценарии:
А. Производитель считает себя образцом киноиндустрии, стоящим выше стандартов и регалий. «Зачем мне пробиваться в высшую лигу — вызывайте на ринг любого чемпиона: одного раунда хватит».
Б. Производитель осторожен и не торопится ввязываться в гонку сертификатов: один логотип получишь, затем все начнут спрашивать — а почему другого значка нет? Да и младшие модели линейки после награждения старших будут восприняты как некий компромисс качество-цена.
В. Производитель экономит по мелочи (продажи пока и так идут).
Критерий истины здесь один. Ознакомиться с расширенным Руководством пользователя, провести измерения и экспресс-калибровку. Т.е. выдать аппарату личный сертификат.
Миф 6. Бюджетные проекторы для Домашнего Кинотеатра по определению не могут иметь приличную систему управления цветом, а потому термин «калибровка» к ним неприменим
Неправда. У ряда ведущих проекционных брендов, специализирующихся в основном на инсталляционных и офисных моделях, в линейке есть «оазисы» — несколько недорогих проекторов для ДК. И на их корпусах красуются заветные логотипы. Удивительно: все, что надо для управления цвета в меню есть — и выбор Гаммы, и Баланс Белого, и вся генеральная совокупность движков цвета. Еще удивительнее: пробуешь калибровать по стандарту — успех. Тогда, в стиле рекламной риторики: если у братьев High End и «бюджетников» возможности одинаковы, зачем платить больше?
Не все возможности. Основные — уровень контрастности, интеллект и производительность видеопроцессоров, качество оптического блока — сильно различаются. Визитная карточка кино High-End-класса — это натуральная контрастность от нескольких десятков тысяч к одному (или динамическая — от нескольких сотен тысяч). Это дорогой и качественный скейлинг, когда видео иного разрешения, нежели штатное, на экране выглядит профессионально, гладко и без артефактов. Наконец, в «бюджетниках» традиционно используют технологии матриц предыдущего поколения, к тому же не три, а одну.
Отличие — это масштаб. High End — это суперкары с потолком скоростей и маневренностью в разы лучше, чем у «бюджетников». Но рычаги управления похожи: почему бы тем и тем не сделать тюнинг, каждый в своих рамках, разумеется?
Миф 7. У проектора действительно урезанная и «кривая» CMS, калибровать даже не пытайся
Принцип «годен – не годен» хорош только для военкомата. В нашем же случае следует провести частичную калибровку — поработать с тем, что есть. Нет тонкой подстройки Гаммы — выберите из имеющихся значений наиболее близкое к эталону. Нет движков дополнительных цветов — играйте основными. Цветовая температура представлена с шагом «плюс-минус лапоть» — выбирайте из нескольких зол меньшее. Уровень белого и черного вы уж точно в меню найдете — это известные вам Контрастность и Яркость. Пусть под рукой нет генератора сигналов и колориметра, используйте тестовые картинки с калибровочных дисков — уже результат.
Случаются истории, повергающие в легкий шок. Вы купили дорогой проектор для ДК, идете в меню и чувствуете себя географом, который не нашел на карте Берингов пролив: системы управления цветом… нет. Ясно, что производитель позиционирует эту модель только для референсных условий (полное затемнение и пр.), что уже, мягко говоря, нервирует (за такие-то деньги…). Не спешите за молотком. Бывает, CMS заблокирована — скрыта от глаз обычного пользователя и доступна в сервисном меню. Нередко доступ к заветным движкам можно получить с помощью внешних утилит от разработчика, подключив к проектору ПК, скажем, через порт Ethernet или RS-232. Интерфейс этих программ, как правило, не так уж сложен.
Миф 8. Если проектор сертифицирован по стандарту ISF или подобному, можно включить свет, раздвинуть шторы и все равно откалибровать картинку «в референс»
Если бы так… Производители любят выдавать желаемое за действительное, но реалии куда скромнее. По идее сертифицированная CMS должна уверенно компенсировать негативные факторы, как-то внешняя засветка, паразитное окрашивание картинки за счет переотражений от «цветного» интерьера и даже потери от дешевого «полупрозрачного» экрана. И она, CMS, слово держит, правда в тепличных условиях. Темный кинозал, серые стены, сдержанный матовый интерьер — калибровка проходит хрестоматийно. Включаем бра — достаточно несколько люкс засветки — и кое-где в программе придется повозиться. А если вы, проектируя кинозал, не устояли перед дизайнерскими бежевыми стенами, и мебель в тон, то диапазон движков меню может стать острым дефицитом. Рецепт — из предыдущего мифа: частичная калибровка. Хотя болезнь — неграмотное проектирование — лучше предупредить, чем лечить.
Миф 9. Есть кинотеатральный проектор с хорошей CMS: калибровка завершена, все ошибки в пределах нормы — можно расслабиться
Действительно, ошибки во всем диапазоне сигнала и по всем параметрам — прямо штиль и нули после запятой, канальные кривые слились в горизонтальную нить — хоть в журнале публикуй, а график цветности c референсными точками — будто мишень Робин Гуда. Задача выполнена?
Дело в том, что референсные значения порядка 20 параметров — это «реперные» точки стандарта: вершины треугольника, середины сторон, центр. А нам важно, чтобы все точки площади, т.е. все многообразие цветов, соответствовали истине. Цветовой график, где подробно показаны расхождения измеренных произвольных цветов с массивом референсных значений — на всей площади треугольника, колориметристы называют Таблицей Соответствия или LUT (Look Up Table). Получить ее можно с помощью «колор-чекеров» — самостоятельных и, в общем-то, бесплатных утилит (как правило, они входят в состав полноценного софта для калибровки). Еще более наглядную картину дает 3D LUT, но график Color Cube — скорее атрибут программ уровня Ultimate.
Что мы можем увидеть? Основные и дополнительные цвета на своих местах, точка Белого — точно в центре. А в средних частях треугольника — расхождения, иногда заметные. Представим себе «резиновое» полотно, на котором маркером обозначены несколько точек. Наша задача в процессе калибровки натянуть эту «резину» на твердую плоскость, где колышками отмечены референсные точки. Так вот, маркерные точки совпали с колышками, но полотно натянуто неравномерно.
Что это значит в переводе на простой язык? Белый и насыщенные цвета на картинке будут правильными, но остальные — сдержанные — могут выглядеть неидеально. А ведь предельно насыщенные цвета, что вблизи границ треугольника в реальном изображении встречаются нечасто. Например, густой красный, или «бездонно чистый» синий — от них в восторге будет лишь заказчик рекламного клипа. Важнее совокупность повседневных цветов — они-то и создают ощущение естественности картинки. В частности, типовые цвета кожи — это овальная область недалеко от точки белого и вытянутая в сторону желтого.
Если система управления цветом дорогая и «умная», то калибровка по референсным точкам покажет и приличную картину LUT. Если нет… Проблема в том, что «колор-чекеры» — лишь измерители. Генераторы тестовых моделей способны подать на проектор цвета произвольных координат, но инструментов коррекции, подчеркнем — произвольной точки в цветовом пространстве — у проекторов и панелей попросту нет.
Как же быть? Проявить здравый смысл и осмотрительность — понять характер своего аппарата. А при калибровке немного сместить приоритеты: пусть нужные нам цвета будут правильные за счет небольших нарушений стандарта. Мы говорили, что калибровка — это хакинг.
Миф 10. Приборы и программы — лишняя трата денег. Придет знакомый специалист с парой фильмов, откалибрует «на глаз» как надо
Разве что, придет сам режиссер… Из всех слов поддержим только финал: картинка должна соответствовать стандарту и нравиться зрителю. А вот сам процесс… Человеческий глаз очень чувствителен к фальши, но он не измерительный прибор. Правда, что ряд действий по калибровке мы осуществляем «на глаз», но это небольшая доля. Не отрицаем также, что есть люди с хорошей цветовой памятью а-ля японские гуру — вопрос в точности и логике действий. Не станем даже предъявлять претензий «специалисту» — а видел ли он вживую «ту бирюзовую лагуну в Доминикане», где снимался фильм?
Мне случилось снять на неплохой планшет пустыню Арабских Эмиратов. Жюри из друзей дало высший бал: натуральнее некуда. Но я-то знаю, что песок в жизни был желтее и более блеклый, нежели с кирпичным оттенком, что на экране. А в сценах с контровым светом тени чуть гуще, чем надо: возникает ощущение, что время ближе к вечеру, а на деле было — перед обедом.
Цветовые тестовые модели — одноцветные картинки, поданные с ПК, оценивать на глаз и производить разумные действия с меню можно. Это помогает в случае грубых ошибок CMS — скажем, основной красный откровенно отдает оранжевым. Иногда на глаз удается сносно отрегулировать баланс Белого по двум точкам. Определить же без замера — насколько верны насыщенность и особенно яркость цвета — без датчика вряд ли выйдет. Еще сложнее — с дополнительными цветами. Истинный Желтый, например, выглядит несколько ядовитым — как бы с примесью зеленого, вопреки якобы здравому смыслу.
Не вникая сейчас в тонкости экспертной калибровки, где инструментарий — Blu-ray плеер, калибровочный диск, цветные фильтры и глаза калибратора, хотя бы камушек в этот огород да бросим. Корректность исполнения сложных алгоритмов заметно зависит от опыта калибратора, а комплектные (и дешевые) фильтры для моделей Blue only Mode довольно не точны по сравнению со встроенными в некоторые панели такими же аппаратными решениями.
Так верить ли своим глазам? Да, но на этапе «приемки» результата — нравится или нет. А процесс калибровки лучше доверить прибору.
Продолжение следует
Другие статьи цикла:
Калибровка проектора и телевизора: философия, цели и средства (часть 1)