Растущий интерес населения к аналоговым записям, к сожалению подогревает нездоровый интерес недобросовестных персонажей "погреть руки". Тем не менее охота на дракона, как разновидность экстремального аудиофильского спорта приносит неожиданные плоды, время от времени.
ОТ НАЧАЛА
Корни нашей истории зарыты довольно глубоко. В далеком августе 1946 года, немецкий актер и певец Эрнст Буш обратился к советской военной администрации Берлина за разрешением записывать и издавать музыку. В 1947 году появилась Lied Der Zeit GmbH, основавшая лейблы Amiga и Eterna. В итоге развития это частное предприятие в 1953 было национализировано, превратившись в Volkseigener Betrieb - народное предприятие VEB Deutsche Schallplatten. Кто из нас в советскую эпоху не пытался зацепить превосходные пластинки от Amiga и Eterna? Но стены пали, ГДР исчезла, а остатки социалистического музыкального монстра достались в 1994 г. Bertelsmann Music Group, а позднее растворились в недрах Sony Music Entertainment. А вот как записи демократов из ГДР стали распространятся в Японии, да еще в профессиональном аналоговом формате?
А еще, кстати, была целая серия Teac Master Print - тоже из страны Ниппон.
Но что интересно в этой истории, так это постоянный интерес японского лейбла TOA 38 к академической музыке артистов из ГДР. А также масштабы выпуска копий на лентах на 38-й скорости. Серийные номера тиража наклеенные на катушках были аж трехзначными.
Великие TBM выпускали серии по 100 экземпляров всего. Причем на некоторых альбомно оформленных лентах от TOA стоял ценник - 20 000 йен - для начала 70-х это примерно 56 долларов. Всего то за фактически оригинальную продакшен-копию.
Все попытки обнаружить хоть какую-то информацию о том, кто такие эти ТОА, кто инициаторы процесса массового выпуска доступных мастер-копий профессионального формата в далекие 70-е мне не удалось. Видимо они растворились во времени еще задолго до появления сайтов и интернета.
Но несколько лет назад на японских аукционах начали появляться ленты ТОА в невероятных для коллекционеров количествах. Да еще с серьезными сертификатами в коробках и не только в тиражных копиях - оригинальные мастера попадались иногда. Кстати и бытовые на 19-й скорости попадались.
Качество на высоте везде.
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ГРААЛЯ
От любопытства захватывает дух, когда такое в руках... Попробуем разобраться подробнее.
Итак, в анамнезе Эдвард Григ Klavierkonzert A-Moll Op. 16 Аннароза Шмидт и Дрезднерский филармонический под управлением Курта Мазура - два впечатляющих имени в современной немецкой классике. Аннароза уже в объединенной Германии - профессор и ректор Берлинской высшей школы музыки, кавалер ордена за заслуги перед ФРГ. Курт Мазур в конце карьеры - главный дирижер Лондонской филармонии и Национального оркестра Франции.
Сопроводительный сертификат гласит, что запись сделана по заказу японской ТОА в стандарте NAB в Лукаскирхе Дрездена в 1969 году. Eterna выпустила виниловое издание в 1971, а что наши японцы? Ничего - японского винила не было отродясь с этой записью и только в 1999 году Tokuma Japan Communications выпустила компакт диск, где ни слова о ТОА и происхождении источника записи.
Такая вот детективная история. Спасибо уважаемому Петру Кочеткову за возможность участия при сем Трафальгаре, хотя и мичманом.
Звучит мастер гениально, несмотря на носитель Scotch 3M 206 1969 года - ленте 54 года и непонятно где и как она хранилась и ходила по рукам, однако - вещь!
Original master tapes, TOA 38 Japan