БЫЛОЕ: ЭПИЧЕСКАЯ СИЛА • Stereo.ru
В своём прежнем очерке ( см. ссылку), я писал об отчаянной попытке соорудить эпическую «приблуду» – об идее сделать новый корпус для стабилизатора сети ШТИЛЬ ИнСтаб 3500. Прошло семь месяцев и… ВУАЛЯ! На нижней полке моей стойки стоит вожделенный блок. О том, что это был ШТИЛЬ напоминает лишь его сохранённая морда с дисплеем.
Начну издалека и по порядку:
Во времена оные, «былинные» времена, так сказать, я жизнерадостно полагал извлечь Истину с помощью копеечных «проводков» и недорогих девайсов, «высунув язык», мотался от салона к салону в поисках «просветления», проводил много времени, изучая предложения на Авито. Именно тогда мне и попался на глаза авторский сетевой фильтр RODE. Его автор – Павел Викторович Бондаренко. Чем он меня привлек среди огромного количества, на то время, брендовых аналогов? Сейчас, пожалуй, могу сказать, что основательностью. Это некое интуитивное чувство, когда подспудно понимаешь, что видишь что-то действительно Стоящее. Было большое количество фоторакурсов устройства снаружи и внутри. Имелось очень подробное изложение сути конструкции, причём доступным языком. Я залюбовался аккуратностью и продуманностью исполнения. Решил не писать, а позвонить. Павел Викторович любезно ответил на мой звонок и сказал, что следующий свободный экземпляр фильтра будет готов через месяц, т.е. в мае.
С нетерпением дождался обозначенного срока. Изделие покорило меня своей массивностью, такие законченные вещи всегда очень приятно держать в руках. В тот день мы, как-то незаметно, разговорились и я поведал Павлу Викторовичу о своих «потугах» и «мытарствах».
Через пару дней я снова позвонил, чтобы рассказать, как повлиял фильтр на мою систему. Тогда мы и стали единомышленниками, а позже ещё и сдружились.
Пока прерву лирическую линию повествования, чтобы вернуться непосредственно к виновнику написания данного опуса – ШТИЛЮ ИнСтаб 3500. Времени прошло всего семь месяцев, а столько событий!
Закончив сборку собственной конструкции, я позвонил Павлу Викторовичу и рассказал ему об эксперименте, а также посетовал, что несколько недоволен неказистостью девайса и спросил о возможности сделать ещё один, но уже его руками и в новом корпусе. Получив предварительное согласие, я на пару недель засел за рисование, вооружившись воображением. Представил свои наброски. Павел их просмотрел, внёс нестандартные коррективы, и идея корпуса, в целом, была определена. На первоначальном этапе я планировал сделать дно и заднюю стенку из искусственного камня Corian, однако позже было решено оставить его только на днище, а заднюю панель сделать из алюминия толщиной 5 мм.
В сентябре 2023 года, я передал Павлу новый, приобретённый ШТИЛЬ, для уточнения конструктива будущего корпуса и его размеров. Он создал грамотный чертёж и сформировал окончательную идею переноса внутренностей. Было решено использовать родную морду с дисплеем и штатное шасси без стальной крышки, как несущий каркас внутри нового корпуса. Прежнее шасси крепится намертво девятью винтами к днищу из кориана. Верхняя П-образная крышка, из шпонированной фанеры 14 мм, накрывает шасси и притягивается к днищу десятью винтами снизу. Задняя панель дополнительно скрепляет с торцов верхнюю крышку и днище. При этом морда штатно крепится к шасси и со всех сторон, через уплотнитель, обжимается новым корпусом.
Было решено заменить основную разводку кабелем Sumitomo SV 6 мм2, ножевые клеммы использовали Oyaide Platinum, а также заменили 4 китайских конденсатора на японские Rubicon. Разумеется, Павел заново сконструировал разводку розеток, а вместо входной клеммной колодки поставил силовой инлет Furutech FI-06 NCF (R). Корпус, конденсаторы и кабели были задемпфированы самым тщательным образом. Для кондиционирования земляной шины был сделан вывод с шасси на заднюю панель с винтовым терминалом. Вентиляторы сменили на бесшумные.
Все эти решения и действия по их воплощению занимают на бумаге несколько строк, но поскольку мне довелось самому «порукодельничать» с «подопытным» ШТИЛЕМ - я прекрасно понимаю, чего стоили такие простые, на первый взгляд, конструктивные решения. Как и всё, что проходит через руки Павла, этот аппарат сделан максимально добротно, настоящий «хэндкрафт». Дизайн задней панели разработан лично Павлом.
Предварительная сборка, без верха и днища, была произведена заранее и мне даже удалось подержать в руках конструкцию и «пустить слюну». Планировалось всё закончить до Нового года, но мастер по дереву заболел, сместились сроки и обрел я своё счастье только 3-го февраля.
Интерлюдия I
Во время наших с Павлом бесед он всегда большое внимание уделял правильному питанию и чистоте сети. До этого им было создано несколько различных моделей кондиционеров земляных шин. Это деревянный корпус, заполненный специальным кварцевым песком, с парой серебряных проводков, закрученных плоской спиралью и утопленных в песке. Суть идеи базируется на свойствах данного песка, имеющего поверхностный пьезоэффект. Сливая в такой ящик малые токи электропомех, скажем, с земляной шины сетевого фильтра, мы решаем системным образом вопрос с наводками и прочей сетевой «нечистью». Песок, будучи мелким и сухим, имеет определенную «подвижность» и слитое в него электромагнитное поле нейтрализуется поверхностными микро-разрядами, которые периодически возникают между песчинками, преобразовываясь в тепло. Сами токи ничтожны и процессы микроскопичны, так что никакого визуального эффекта не наблюдается. Однако на слух определенная польза есть, приблизительно как от приёма витамина «С». Эффект воспринимается как вычищение звукового пространства от пыли и возможность «видеть» ноты отчетливее и глубже, с более ясными послезвучиями. В любом случае очень полезная вещь, особенно в многоквартирном доме. Незадолго до обретения обновленного ШТИЛЯ Павел собрал для меня два таких кондиционера – по одному на фильтры для «цифры» и «аналога»
Вот они на фото:
Обновленный ШТИЛЬ набрал несколько полезных килограммов и стал весить почти пуд! Увеличился в глубину на пять сантиметров и столько же прибавил в ширину. Деревянная часть отделана красивым шпоном и покрыта лаком. Я попросил, чтобы шпон был такой же как на сетевых фильтрах RODE II. Забегая вперёд скажу, что Павел доработал и представил новую модель фильтров, с шестью розетками в каждом и любезно забрал в зачёт предыдущие модели.
Мои предварительные предположения об улучшениях подтвердились и даже несколько превзошли ожидания. В мидбасе, там, где мне иногда «чудилась» излишняя густота, на некоторых записях, она преобразовалась в упругость и читаемость в глубину. Добавилось яркости в акцентированные звуки, лучше разделились в пространстве микродинамические нюансы и основные инструменты. Система задышала динамичнее и свежее. Эффект, конечно, оказался не таким, как с заменой моноблоков на усилитель Александра Трусова. Изменения проявились в тонкостях, но поскольку я слушаю свою систему ежедневно, то мне они очевидны. Думаю, что те, кто вдумчиво созидает свой сетап, поймут о чём я повествую.
Интерлюдия II
Подобный эффект мне ранее преподнесли обновлённые сетевые фильтры RODE II. Кстати, ряд идей по доводке ШТИЛЯ позаимствованы из практики бытового «правоприменения» фильтров. Собственно, сама идея фильтрации в RODE, родилась у Павла из длительного процесса осознания взаимосвязи бытовых электромагнитных явлений с планетарными. Первое поколение фильтров многие годы пользовалось неизменным успехом. Позже Павел переосмыслил их конструкцию. Фильтр схемотехнически упростился – за счёт более зрелого подхода к задачам, для решения которых он был изобретён и собран. Но усложнился за счёт использования личных «ноу-хау» автора. Разница слышна. Претерпел изменения дизайн, он стал более современным. С обретением оных девайсов, сердце моё преисполнилось покоя и умиротворения!
С недельку ШТИЛЬ «грелся» и звук слегка плавал, но и этот этап позади. Поэтому дальше я хочу ещё немного рассказать про Павла Викторовича и о том, как он помогал мне обрести устойчивое понимание основополагающих принципов работы по совершенствованию системы.
Первое и основное, что я для себя вывел из наших бесед – это то, что в глобальном смысле все компоненты звукового тракта взаимосвязаны с огромным количеством внешних факторов и сетап настраивается индивидуально. До этого, образную картину процессов мне не рисовал никто. В основном повторялись сухие выжимки из окончательных результатов, без называния первопричин и последовательностей взаимовлияния. Второе – это осознание важности принципов силового питания. Причём возможности системы тем полнее раскрываются, чем выше резерв для увеличения силы тока. Иными словами, сечение подводимых кабелей должно быть с кратным запасом к пиковому токопотреблению. Диапазон напряжений важен, но вторичен, поэтому сакральные таблицы соотношения сечений кабелей и напряжения питания – в топку! Эти «постулаты» неоднократно проверены опытным путём, поскольку параллельно с нашими с Павлом беседами я всё же пытался втиснуть модные идеи в построение своей системы. И каждый раз, не получая требуемого результата, следовал советам Павла, убеждаясь в правильности основополагающих базовых принципов. Понятно, что данный совет верен, в основном, до распределителя питания (фильтра), далее потенциал каждого девайса может раскрываться разными кабелями, в зависимости от их технических характеристик. Однако усилители были и остаются самыми чувствительными к недостатку требуемого в пиках ампеража, здесь тоже кроются тонкости, но о них как-нибудь потом…
Подобным построением питания мы выбираем, для себя, размер полотна на котором будем изображать звук своей системы и даем общие очертания картины. Именно сечением мы определяем жанр, в котором будем «творить». Будет ли это подробная миниатюра или полновесное, дышащее жизнью произведение.
Изучение природы электромагнитных явлений – основная «страсть» Павла Викторовича и во время наших бесед он посвящал меня в удивительные и завораживающие нюансы закономерностей этих процессов. Конечно, не все аспекты знаний применимы в быту, но они формируют общее представление и позволяют рассматривать взаимодействие компонентов гораздо шире. В частности, мы разговаривали на тему гармонизации колебаний компонентов системы с поверхностями, на которых они стоят. Речь идёт о подставках, ножках и их конструкции. Тема неисчерпаемая и крайне любопытная для меня. Я не преминул окунуться с головой в эксперименты. Не скажу, что они были успешными на сто процентов, но кое какие закономерности мне выделить удалось. Данная проблема индивидуальна и даже успешное воплощение в одной системе может обернуться полной противоположностью для другой. Я потратил много средств и сил на вытачивание ножек разной конфигурации, совмещал их с различными материалами, как в самих конструкциях, так и под ними. Всё очень и очень неоднозначно. А когда понял, что погружаюсь в «нездоровую «поискуху», вместо того чтобы слушать музыку, то решил отпустить ситуацию. Пусть будет как есть. Пока! Далее последует очередное «озарение», «нарисуется» неизбежный «прорыв» и т.д. и т.п…
На данный момент все пристойно, за исключением мельчайших нюансов, которые даже мне иногда кажутся «миражами сознания».
Мы много беседовали о влиянии кабелей на систему как силовых, так и межблочных. Благодаря Павлу Викторовичу мне удалось ознакомиться с продукцией мировых производителей, которые на рынке не представлены широко. Это Sumitomo, AET, Okutsu и другие – из Японии и Америки. Павел Викторович и сам делает кабели из меди и серебра под зарегистрированной маркой NIBIRU. В компании с другими энтузиастами проводит криообработку ряда своих изделий путём погружения в жидкий азот на несколько часов.
Мои самые первые и значительные улучшения звучания системы были связаны именно с его кабелями. Он же надоумил меня приглядеться к продукции LIVING ATHMOS. В процессе формирования сетапа и выбора девайсов Павел предоставлял мне максимально широкие списки, с подробным описанием достоинств компонентов, на которые стоит обратить внимание. За историю моего аудиофильского становления многие из них я перерос, но некоторые остались со мной, как «мемориз» и в их числе все кабели Павла Викторовича. Я просто не могу с ними расстаться. Они мне дороги как своим качеством, так и воспоминаниями о том времени.
Тоже самое касается и выбора коннекторов для межблочных и силовых кабелей. Именно с его подачи я предпринял основательные прослушивания и сформировал внутреннее понимание их роли в системе. Всего в деталях уже не упомнишь, но совершенно чётко могу сказать, что основу для взвешенного и всестороннего понимания полноты взаимосвязей в аудио мне помог сформировать Павел Викторович, терпеливо и ненавязчиво.
Всем Хорошего Звука! Да пребудет с Вами Аудиофильская Эпическая Сила!
Fishmerchant