Выставка «Винил Джем 2017» — третий по счету «джем» в новейшей истории подъема интереса к винилу. У мероприятия, организованного салоном «Нота Плюс», уже складывается история, традиции, и на по моему мнению, она становится прекрасным дополнением к большим московским аудиовыставкам.
За прошедший год много чего изменилось на рынке. Собственно, даже салон «Нота Плюс» переехал с Большой Ордынки на Казанский переулок. Но в целом, посещая выставку все три года, хочу отметить и возросший энтузиазм участников, и высокий уровень подготовки систем, и то, что в этом году было не просто людно, а многолюдно — периодами подобраться к системам было крайне сложно из-за большого наплыва посетителей.
Пожалуй, ограниченная площадь салона и плотная расстановка систем — единственные «технические» недостатки. Но для ознакомительного прослушивания это не самая большая помеха, выставочные условия, даже в номерах отелей, далеки от идеальных. Тогда как непосредственное знакомство с техникой, возможность изучить, обсудить, послушать не идет ни в какое сравнение с заочным ее изучением.
Уровень систем и подготовки участников в этом году мне очень понравился. Практически в каждой из них можно было найти и новинки техники и, что особенно важно, — идею, концепцию системы. А это совсем не то же самое, что просто набор дорогой аппаратуры.
Кроме этого, «Винил Джем 2017» оказался не только «виниловым» — многие новинки относились и к другим видам техники, поэтому мероприятие в равной доле могло быть интересным и поклонникам аналогового звукоизвлечения, и просто ценителям хорошего звука.
Собственная система «Ноты Плюс» — проигрыватель Michell Engineering Orbe SE с тонармом SME IV и головкой звукоснимателя Ortofon Cadenza Black. Вся электроника производства AudioValve: предусилитель Conductor, фонокорректор Sunilda и моно-усилители мощности Baldur 300. Плюс акустика к ним — ProAc Kevlar K6. И хотя во многом компоненты знакомые, всегда интересно послушать хороший аналоговый источник в полностью ламповом исполнении, в том числе и с мощным ламповым усилением. Многое при таком подходе ощущается иначе, что полезно при наличии стереотипного отношения. И кстати, что еще можно отметить — в этот раз на системе слушали не просто хорошие, а отменнейшие пластинки.
Столь же неординарной была и кабельная обвязка. В этой системе на выставке презентовали новую линейку кабелей Living Athmos — Ultimate. Красивыми толстыми кабелями сейчас никого не удивить, да и высокими ценами тоже. Первое ощущение и первое впечатление, что кабели получились подходящими для высокого разрешения и хорошей динамики. Было бы интересно изучить их в будущем подробнее.
Система компании En Trade. Очень необычный проигрыватель Kronos Audio в прошлом уже показывали, но наблюдать за работой его привода с двумя дисками, вращающимися в разные стороны, — отдельное удовольствие. Впрочем, по звуку проигрыватель, укомплектованный длинным одноопорным тонармом Andre Theriault Helena и в сочетании с головкой звукоснимателя Ortofon MC Windfeld, очень хорош. Усилитель и фонокорректор Ayre Acoustics, задействованные в системе, тоже заслуживают отдельного интереса — техника Ayre Acoustics у нас встречается достаточно редко, а звучат эти компоненты очень достойно (здесь было что послушать и с чем познакомиться).
Хотя самой интересной новинкой в системе была акустика компании Manger Audio — модель P1. Акустика эта до недавних пор к нам не поставлялась, а читать и слышать про нее мне доводилось, причем много интересного. В основе ее конструкции —фирменный широкополосный излучатель, к которому добавлена низкочастотная секция. Очень интересные колонки. Внешне — миниатюрные «столбики» без особых изысков, пара динамиков на передней панели. Но звук — открытый, детальный, цельный и слитный.
Идея взять широкополосник и «подпереть» его чем-то сверху или снизу не нова, но вот чтобы получилось так хорошо — это редкость. Тем более, когда излучатель был не просто где-то взят, а придуман, сконструирован самой компанией. Разделения по полосам заметить практически невозможно, и акустика справлялась на выставке с весьма сложными записями. Учитывая интересный модельный ряд Manger Audio, включающий в том числе и активную акустику, здесь есть на что обратить самое пристальное внимание.
В системе, представленной компанией «Армада Саунд», проигрыватель винила, разумеется, имелся — старшая модель McIntosh MT10, который играл в комплекте с родной головкой. Но это не новинка, аппарат выпускается не первый год. И даже новый предусилитель McIntosh C2600, выпущенный в прошлом году оказался не на первом месте по притяжению внимания. Самым интересным компонентом системы была совершенно новая акустика Sonus Faber Guarneri Tradition.
Линейку Homage Tradition представили около месяца назад, а на «Винил Джеме» уже можно было посмотреть и послушать младшую, «полочную» модель в линейке. И попробовать сделать некоторые сравнения.
Акустику только-только привезли в Москву и недавно распаковали, времени прогреться у нее не было. Но уже можно сказать, что на прежнюю линейку Homage или на Evolution новинка совершенно не похожа. Разве что дизайном с натяжными грилями-струнами и отделкой. Официальной информации об устройстве кабинета нет, однако судя по фото производства, массив дерева в конструкции корпуса уже не используется, только во внешней отделке, но зато в большей мере присутствует металл, и есть даже карбон — из него изготовлены акустические стойки, имеющие весьма неординарную конструкцию и хитрую систему виброразвязки. Звук, кстати, тоже совершенно не похож на то, что было раньше. Серьезные выводы требуют более подробного знакомства, но ни одной явно-привлекательной для себя черты в этом звуке я пока не нашел.
Компания Техно Арт показала систему с проигрывателем Dual CS505-4, но в виде лимитированной версии, выпущенной тиражом 200 экземпляров. Собственно говоря, к техническим особенностям это не относится, вся механическая часть у проигрывателя такая же, как у серийной версии. Разница лишь в отделке корпуса орехом. Почему бы и нет? Звуку это никак не повредит, а сам по себе Dual CS505-4, даже с простенькой штатной головкой Ortofon OM серии звучит весьма неплохо. Узнаваемый меломанский звук, во многом такой же, каким он был у Dual несколько десятилетий назад. При далеко не самой высокой цене и живучей конструкции этот аппарат найдет своих поклонников.
Из прочих компонентов системы нужно отметить ламповый усилитель Trafomatic Audio Experience Elegance. Небольшой аккуратный «ламповик», однако же, с приличной для такой конструкции мощностью — ее хватило, чтобы нагрузить акустику Audio Physic Avanti, а это чувствительность 88 и 4 Ома. Кстати, лампа вполне подошла по характеру этим колонкам — звук получился без характерной яркости, но и без излишней окраски.
Раньше продукты Trafomatic Audio (кстати, родом эта техника из Сербии), мне не попадалась, разве что только на картинках, и к нам эти аппараты не поставлялись. При ближайшем рассмотрении усилитель мне понравился — и по дизайну, и по звуку, без явной и заметной окраски и с неплохой динамикой.
Проигрыватель Soulines Hermes DCX стал основным источником в экспозиции компании «Next Hi-Fi». Проигрыватели Soulines мне раньше уже доводилось тестировать, поэтому первым делом я стал осматривать привод вертушки и пассик. Все так же, как и раньше — небольшой шкив и очень слабо натянутый эластичный силиконовый пассик. В сочетании с не очень тяжелым диском и привычным подшипником. С большой долей вероятности, именно из-за такой реализации привода у аппаратов вальяжно-сглаженная, не очень динамичная и не резкая подача.
На выставке проигрыватель укомплектовали тонармом Rega и ММ-головкой Roksan Corus Silver, в которой по корпусу можно усмотреть происхождение от Goldring. Очень жаль, что тонарм был именно такой, а не Jelco — все-таки от тонарма многое зависит, а Rega пусть уж играют на своих собственных проигрывателях. И очень приличный фонокорректор Lehmann здесь оказался скорее избыточным — к нему просился источник уровнем повыше.
В этой системе мне куда более интересным показался усилитель Cary Audio SI-300.2d — интегрированный усилитель с весьма неординарным ЦАПом на борту. Разве что внешность у него на любителя, но сочетание звука и функционала очень интересны. И даже с колонками PMC fact.8 усилитель сработался, хотя акустика не простая по параметрам и со своим характером.
Проигрыватель Perpetuum Ebner PE1010 на рынке появился недавно, и вживую я его раньше не видел. Конечно, мне было интересно, насколько у компании получилось возродить легендарный бренд.
Интересная конструкция. Грамотно сделанный стол, неплохой подшипник и внушающая доверие реализация пассикового привода. И это при том, что аппарат далеко не из самых дорогих. Единственное, что мне показалось неоднозначным при первом знакомстве, так это штатный тонарм Thorens TP 82 — достаточно простой по конструкции и недорогой одноопорник. Впрочем, здесь я не буду спешить с выводами — собственные тонармы Thorens при неказистом простеньком виде и неоднозначном функционале звучат лучше, чем можно было бы ожидать.
А вот то, что в пару к этому тонарму специалисты компании «Арт Электро» выбрали МС головку Shelter 501 III, на мой взгляд, решение не совсем удачное. Головка отличная, как и все Shelter, но капризная, и по множеству наблюдений, подходящая к тонармам с большей эффективной массой, предпочтительно не одноопорным.
Кроме проигрывателя в тракте можно было познакомиться с достаточно редким фонокорректором Heed Audio Quasar (венгерского происхождения), а также с фонокорректором Whest Audio whest TWO. В этой системе акустику ProAc нагружал усилитель Music Culture MC701, тоже встречающийся не часто.
Компания Linn Prestige в первую очередь представила не проигрыватель, а активную акустику Linn 530TB, снабженную хитрым процессингом в особой дизайнерской отделке Birds & Bees. Суть в том, что к акустике можно выбирать внешние чехлы, и это не просто ткань, а что-то приближенное к гобелену и к произведениям искусства. Честно говоря, идеей я не проникся — такая отделка скорее пришлась бы по вкусу домашним котикам, если бы не цена всего того, что сейчас делает Linn. Впрочем, идея неординарная, реализация тоже — больше так никто не делает.
Проигрыватель пластинок, разумеется, тоже был — младший Linn Majik LP12 в сочетании с родной ММ головкой Adikt. Проигрыватель построен на основе всего того, что в рамках одной модели компания Linn нарабатывала десятилетиями. Интересный аппарат, и даже в младшей комплектации звучит неплохо. Вот только цена для младшей модели с такими комплектующими выглядит несколько странно, учитывая сегодняшние реалии рынка.
Фонокорректором в системе работал Linn Majik DSM, по сути интегрированный усилитель, дополненный к тому же цифровой и HDMI коммутацией, но в нашем случае функционал аппарата был задействован не полностью — акустика-то и так активная.
Звук всей системы показался мне слишком ярким и неровным. Возможно, вопрос в настройках, а может быть, система звучит так по себе. Если о проигрывателе я могу говорить, то об акустике, да еще и с поправкой на условия прослушивания — это было бы слишком поверхностным суждением.
New Ambience собрали очень необычную систему. В качестве источника — прямоприводный проигрыватель Brinkmann Bardo с родным 10,5-дюймовым тонармом и головкой Miyajima. При внешне скромных габаритах проигрыватель оснащен прямым приводом (а Brinkmann делает и пассиковые проигрыватели) в сочетании с необычно тяжелым диском хитрой конструкции. Дальше в списке повышающий трансформатор для МС-головок Miyajima KSW и предусилитель с ММ-фонокорректором Miyajima ММ EC-5. Предусилитель интересен и тем, что корректор в нем только ММ (что предполагает использование отдельного трансформатора, учитывая характеристики головок Miyajima) и тем, какие настройки заложены в ММ корректоре. Обычно такие вариации можно найти в старых студийных фонокорректорах и почти никогда в современных.
Усилитель Miyajima OTL 2010 — ламповый, он построен по схеме без выходных трансформаторов. Решение необычное, очень немногие производители ламповой техники используют что-то похожее. В сочетании с двухполосными полочниками Tidal звук получился прозрачным, детально-подробным, но из-за расстановки системы и особенностей акустики расслышать эту систему было, пожалуй, сложнее, чем большинство других.
Компания «Квинта» на выставке в какой-то мере меня удивила: не ожидал, что они будут участвовать, а тут все оказалось иначе, и система к тому же сложилась весьма музыкальная и певучая.
Младший проигрыватель EAT C-Major — действительно младший по меркам производителя, известного в том числе и дорогими, и внушительными по габаритам конструкциями. Аккуратный небольшой аппарат с родным тонармом укомплектовали головкой звукоснимателя Benz-Micro Ruby ZH, систему подключили к фонокорректору E.A.T. E-Glo (этот аппарат я когда-то тестировал и он мне понравился), далее — к интегрированному усилителю MOON 700i и акустике ProAc. Получилась гармоничная система со своим почерком — аккуратным и мелодичным. Иногда на негромком звучании этой системы хотелось отдохнуть от окружающего шума и суеты.
Технику Rega компания «Инфорком» представила в виде монобрендовой системы с несколькими проигрывателями (и Rega P3 с головкой Elys-2 в качестве основного), родной электроникой и родной акустикой. Первое, что стоило изучить и подтвердить по этой экспозиции — давно известный факт, что техника Rega гарантированно уживается между собой в разных конфигурациях. Да, техника эта с характером, со своим почерком, но если почерк пришелся по вкусу — почему бы и нет?
По традиции на стенде «Инфоркома» лежали электростатические наушники Stax в связке с родным усилением. Stax — это такая вещь, которую лучше один раз послушать, чем много раз про нее прочитать: техника культовая и интересная. Хотя нравится далеко не всем.
Проигрыватель Acoustic Signature TripleX в комплекте с 12-дюймовым тонармом Acoustic Signature TA-1000 мне сразу приглянулся по конструкции и дизайну. Ладный, красивый и весьма грамотно технически реализованный проигрыватель. Конструктивно сложный, но понятный. В системе компании «Гонг АВ» к этому проигрывателю выбрали головку производства EMT и ламповый фонокорректор Aesthetix Rhea (аппарат, про который столько уже написано и сказано, что и добавить нечего).
А вот дальше все еще интереснее — ламповый интегрированный усилитель New Audio Frontiers Stereo Supreme на лампах 300B и акустика PBN Montana SPI. Хорошая демонстрация того, как Montana играет с ламповым усилением, точнее, как внушительная акустика вообще может играть с лампой, и как при внятной реализации может на самом деле звучать лампа 300B. Познавательно. И по некоторым составляющим звучания, и по характеру в целом эта система, пожалуй, одна из самых интересных на выставке.
Компания S. A. Lab изначально анонсировала презентацию усилителей Hercules MkII — лампового предусилителя и ламповых моноблоков, как обычно, очень внушительной конструкции и размеров. Это все было.
Но кроме них в системе обозначился некий ярко-оранжевый усилитель под названием S. A. Lab Thunderbird и пока что безымянный, но такой же оранжевый проигрыватель винила собственной разработки - аппарат с пассиковым приводом и 12-дюймовым тонармом Jelco, и собственные же повышающие МС-трансформаторы. В сочетании с головкой Lyra Delos и акустикой ProAc система продемонстрировала вполне живое звучание. А что касаемо больших и амбициозных проектов в области усиления — у S. A. Lab серия (или модель) Hercules MkII — проект не первый, не второй, и я очень надеюсь, что не последний.
Российские разработчики NewArtVinyl и Operly в этот раз решили выставиться вместе — представили проигрыватель Sound Stream Carbon со сложносоставным шасси, внушительным акриловым диском и пассиковым приводом, построенным с применением выносного регулируемого мотора. Укомплектован проигрыватель тонармом Jelco и МС-головкой Shelter, а в качестве фонокорректора использовался NewArtVinyl ММ/МС Phono Preamplifier Twin Deck Reference.
Акустика Operly Intelligence тоже мне уже встречалась: это достаточно необычная конструкция из широкополосника в прямом и обратном рупоре. Литой корпус, который после отливки из смолы собирается из правой и левой половинок, после чего окрашивается. Стоит в ней только один ШП-динамик и, разумеется, никаких фильтров.
Для соединения компонентов системы и подключения акустики были выбраны кабели так же российского производства - Heritage Сables. Специфика этих кабелей заключается в первую очередь в том, что в качестве проводников используются кабели Siemens, Klangfilm, Western Electric, выпущенные в основном до конца середины прошлого века.
Оценивать систему было довольно сложно — расстановка ей требовалась категорически другая, а разобраться со звуком, тем более со сценой на дистанции в полтора метра при такой конструкции акустики было крайне затруднительно. Стоило встать слишком близко, как звук буквально бил по ушам прямой наводкой, и оценить работу рупорной составляющей и системы в целом не представлялось возможным.
Что же касается проигрывателя — я уже писал про эту модель, могу лишь повториться — достаточного уровня конструктивной и дизайнерской слаженности я пока не вижу. Впрочем, начали разработчики совсем недавно, и если развитие пойдет в правильном направлении, можно надеяться на интересные результаты.
Стенд компании «Овертон» был идейно построен совсем иначе, чем можно было ожидать на общем фоне. Вместо того чтобы привезти что-то хайэндное или ламповое и прибавить внушительный проигрыватель с дорогой головкой (а все это в каталоге «Овертона» имеется), на стенде можно было найти только один классической компонент — недавно выпущенный проигрыватель Pro-Ject The Classic.
А кроме него — совершенно необычный проигрыватель, рассчитанный на вертикальную установку, активная акустика, беспроводные технологии и тому подобные вещи с уклоном от дизайнерского до бесшабашно-молодежного. Совершенно разные взгляды на сочетание современных и классических технологий. Получилось совсем не канонично, но интересно, свежо и гарантированно задорно.
Стенд компании «АВ Техника». Пожалуй, я больше всего ждал именно эту экспозицию, и она же больше всего меня разочаровала. Заявлены были два проигрывателя AirForce TechDAS — модели II и III. Сколько я читал про эти аппараты, сколько слышал отзывов от коллег по увлечению из других стран, от тех, кому довелось эти аппараты послушать.
Аппараты эти очень дорогие, но когда начинаешь изучать историю их появления и особенно конструкцию в деталях, понимаешь, что примерно такой образ референсного проигрывателя виниловых дисков и складывается в голове. Масса интереснейших технических решений, включая пневмосистемы, история когда-то давно началась в старших моделях Mikro-Seiki, и многое, многое другое… А откуда разочарование? Проигрыватели были, обе заявленные модели. И их даже можно было потрогать и включить. Но на аппаратах не было тонармов, головок, вообще никакой системы не было. Можно было только посмотреть на столы. Причины такой «подачи» мне малопонятны — да, аппараты действительно очень дорогие. Но если уж решено было их привезти, распаковать и установить, то какой был смысл показывать их без звука?
Система компании «ММС» в первую очередь была интересна тем, что в качестве источника в ней был использован топовый проигрыватель Thorens, модель TD-550, укомплектованная 12-дюймовым тонармом Ortofon и головкой Nagaoka. Там же были использованы фонокорректор Primare R32, интегрированный усилитель Primare I32 и полочная акустика KEF R300.
Надо признать, что проигрыватель этот просится скорее в систему существенно повзрослее, хотя в целом получилось неплохо за счет двух вещей. Во-первых, на длинном «тяжелом» тонарме неплохо прижилась головка, недорогая и капризная, но способная в правильных условиях выдать больше ожидаемого. Во-вторых, за счет того, что у проигрывателя Thorens TD-550 в должной мере присутствует свой собственный, узнаваемый и запоминающийся характер звука.
Подборка техники компании «Hi-Fi Profi» интересна уже тем, что в ней есть и неизведанное, и малоизвестное. Из чего была построена система: проигрыватель родом из Словении Pear Audio Kit Punch (сделан по заветам Тома Флетчера из Nottingham Analogue), в конструкции традиционный маломощный мотор в отдельном корпусе. И мотор этот с ручным стартом, не выключателем — просто диск нужно подтолкнуть рукой.
Здесь же можно найти тонарм одноопорной конструкции, в котором есть наследственные черты от тонармов Nottingham, и необычную ММ-головку звукоснимателя, смонтированную в массивном корпусе. Уместно напомнить, что Том Флетчер считал ММ-головки более правильной конструкцией и свои тонармы разрабатывал как раз под них.
Вполне гармонично с головкой и проигрывателем сработался и фонокорректор Graham Slee Revelation M — корректор, как и подавляющее большинство моделей Graham Slee, рассчитанный на работу только с ММ головками (но данная модель имеет дополнительные возможности использования разных параметров коррекции). А усилитель Audio Analogue Maestro Anniversary мог бы справиться с акустикой и намного более внушительной, чем представленные в системе Focus Audio. Звук же в целом, за счет специфики источника, получился немного теплым, округлым, чуть смягченным, но очень эмоциональным и музыкальным.
Система компании «Алеф», пожалуй, самая лаконичная на выставке. Акустика Dali Rubicon 6, интегрированный усилитель Densen Beat-120LE (лимитированная серия), и внешний фонокорректор Densen DP-Drive — практически это и есть вся система без проигрывателя. На выставку, вместо изначально заявленного Transrotor Jupiter, привезли новую младшую модель Transrotor Max. Минималистичный в реализации и основательный как и все «трансроторы».
В штатной комплектации аппарат идет с 9-дюймовым тонармом на базе 250-й Jelco и с ММ-головкой звукоснимателя в качестве стартового комплекта, который всегда можно проапгрейдить на что-то постарше. Проигрывателем я планирую заняться отдельно в самое ближайшее время, а система приглянулась в первую очередь сочетанием акустики и усиления. И Dali, и Densen по отдельности мне попадались много раз в разных вариантах, а вот вместе — никогда. Связка же оказалось очень интересной. По ощущениям акустика и усилитель сбалансировали друг друга, дав в сумме чистый и вполне честный звук (если только послушать систему не вблизи, как получалось в экспозиции, а чуть с большей дистанции). Впрочем, источник тоже не будем списывать со счетов — ведь ничего, кроме вышеупомянутого проигрывателя, в системе не было.