Компания T+A — отличный пример немецкого качества. Она не ориентируется на массовый рынок, благодаря чему имеет возможность доводить каждый конкретный экземпляр устройства до совершенства. Все важнейшие узлы собираются непосредственно в компании (на фабрике в Германии) под тщательным контролем инженеров и технологов.
Колонки T+A были вполне успешны с самого начала производства. Но в 1982 году инженеры решили пойти дальше и создать референсные системы. Новинки получили название Criterion (критерий, эталон). Эта серия стала одной из самых успешных в истории T+A. Они задали высокую планку качества на многие годы и благодаря своей надежности остаются конкурентоспособными даже после прекращения производства. Впрочем, производство было остановлено спустя 5 лет лишь для того, чтобы обновить линейку.
Новые модели TCD заменили предшественников TL, не претендуя на лавры совершенно новой независимой линейки. Тем не менее в этом обновлении применены два важных улучшения: существенно доработан акустический лабиринт (transmission-line) и согласованы диаграммы направленностей твитера и СЧ-динамика (constant directivity). Отсюда и взялась аббревиатура TCD. Линейка представлена тремя напольниками, полочником, центральным каналом и сабвуфером. Модели удачно уживутся в классической стереосистеме, а также без труда войдут в состав домашнего кинотеатра.
К нам в лабораторию попала младшая модель — единственный полочник в линейке Criterion TCD 410 R. Однако размер бывает обманчив. Разработчики T+A сделали все, чтобы полочник не уступал напольным моделям по глубине и качеству баса. При изготовлении корпусов используются высокоточные станки CNC, обеспечивающие безупречное соответствие размеров каждого элемента конструкции. Кабинет внутри дополнен мощными внешними боковыми стенками, отделанными натуральным шпоном. Это добавляет инертности конструкции.
Для отделки используется шпон только высшего качества: темный орех, вишня, макассар. Доступны также и классические черный и белый варианты. В любом случае за шпонированием следует покрытие лаком с полировкой до матовой или глянцевой поверхности. Верхняя крышка корпуса выполнена из темного небьющегося стекла.
Модель TCD 410 R построена по 2-полосной схеме с акустическим оформлением фазоинверторного типа. В качестве высокочастотного излучателя используется твитер с матерчатым куполом. Выбор мягкого купола на тканевой основе объясняется хорошим внутренним демпфированием этого материала и соответственно лучшим контролем отдачи и меньшими искажениями. С обратной стороны купола стоит асимметричный отражатель, полностью подавляющий обратную звуковую волну. Большой рупор вокруг твитера почти ровной конической формы специально рассчитан на формирование равномерной направленности на протяжении всего спектра высоких частот, плавно сочетающейся с оной СЧ/НЧ-динамика. Это необходимо, чтобы звуковая картина оставалась ровной на самых разных углах прослушивания, во всем объеме комнаты. Специально для полочной модели был разработан уникальный 170-мм СЧ/НЧ-динамик.
Диффузор динамика использует материал Greycone, состоящий из высушенных воздухом древесных волокон и частиц графита. Этот материал сам по себе прекрасно демпфирован, однако для дополнительной борьбы с резонансами в диффузоре сделаны наклонные прорези, заполненные специальным клеевым составом. Статическая пуля по центру динамика выточена из алюминия. Ее форма рассчитана на равномерную дисперсию звуковых волн частотой вплоть до 4 кГц. Подвес диффузора с низким профилем обеспечивает хорошее демпфирование и длинный ход диффузору. Большая магнитная система намертво зафиксирована на прочной литой корзине.
Динамик нагружен на фазоинвертор. Два небольших овальных порта размещены непосредственно под ним. Защитная решетка — металлическая. Фиксируется она в незаметных прорезях между боковыми панелями и передней стенкой колонки. Для подключения колонок можно использовать две пары клемм. На днище предусмотрены четыре втулки с резьбой для установки колонки на шипы (идут в комплекте) или на стойку.
Музыкальный образ, формируемый колонками, воздушен и чист. Это первое, что сразу чувствуется и создает ощущение свежести и непосредственности. Тембры инструментов передаются очень информативно, даже, можно сказать, сочно. Аккуратно отрабатываются послезвучия и малейшие интонационные движения.
Четкая стратификация по уровню ставит каждый инструмент на свое место на общей сцене и помогает их лучше различать в сложных композициях. Верхний регистр аккуратен и разборчив, хотя его яркость немного придерживается. Бас собранный и быстрый. Его глубина несколько ниже средней, что для полочника является очень неплохим результатом. Он остается вполне ощутим и на низкой громкости. Впрочем, колонки больше любят играть на громкости высокой, показывая более динамичную и выразительную подачу в этом случае.
Стоит отметить и то, что акустические системы очень точно передают исходный звуковой материал — практически не приукрашивая и уж тем более не искажая задуманное авторами звучание. Поэтому нам не удалось найти такой стиль, на котором бы системы отыграли посредственно. Колонки не оставят равнодушными поклонников любой музыки.
Результаты измерений и технические характеристики акустики T+A Criterion TCD 410 R
Можно отметить очень ровный участок АЧХ от 60 Гц до 2 кГц. Высокие частоты подаются менее ровно — на 8,5 кГц присутствует резкий провал более чем на 10 дБ. Однако ширина провала невелика, и на слух его определить будет непросто. Но эта неровность полностью ликвидируется, если немного развернуть колонки от слушателя.
Направленность колонки довольно широкая и ровная. Спад в сторону баса плавный и начинается на удивление низко — лишь с 60 Гц. Отсюда и внушительная нижняя граничная частота: 38 Гц. Измерения КНИ хорошо согласуются с АЧХ колонки. Также в районе 60 Гц уровень искажений выходит за пределы 1%. Впрочем, растет он не очень быстро. И хотя уровень искажений слабо зависит от громкости, наиболее оптимальным решением все же будет средняя громкость прослушивания.
Импеданс меняется в небольших пределах, разве что минимальное значение немного ниже нормы — 3,66 Ом. В целом же колонки представляют вполне удобную нагрузку для усилителя мощности.
Данные лаборатории Stereo&Video, декабрь, 2014
Средний КНИ
100 Гц — 20 кГц, 94/88/82 дБ: 0,11/0,13/0,26%
40—100 Гц, 94/88/82 дБ: 1,45/0,93/0,78%
Чувствительность на 1 кГц: 85,38 дБ
Нижняя граничная частота (–10 дБ): 38 Гц
Неравномерность АЧХ
100 Гц — 20 кГц: +/–3,23 дБ
160—1300 Гц: +/–0,76 дБ
1300 Гц — 20 кГц: +/–3,32 дБ
300 Гц — 5 кГц: +/–1,50 дБ
Средняя неравномерность (угол 30°): +/–5,53 дБ
Дисбаланс (160—1300 Гц): 0,77 дБ
Дисбаланс (1300 Гц –– 20 кГц): 0,19 дБ
Дисбаланс (угол 30°): –6,33 дБ
Импеданс
Среднеквадратичное отклонение: 3,04 Ом
Среднее значение: 6,60 Ом
Максимальное значение: 16,91 Ом
Минимальное значение: 3,66 Ом
Паспортные данные
Частотный диапазон: 35—35 000 Гц
Количество полос: 2
Частота раздела кроссовера: 2200
ВЧ-динамик: 25 мм, ткань
СЧ/НЧ-динамик: 170 мм, GREYCONE
Акустическое оформление: фазоинвертор
Чувствительность: 85 дБ
Импеданс: 4 Ом
Номинальная мощность: 100 (150) Вт
Габариты (ВхШхГ): 410х250х300 мм
Вес: 12 кг