Вершина развития видео на сегодня — это стандарт 8К. Это высшее разрешение видео для компьютеров, игровых консолей, профессиональных камер и вообще любого видеоматериала.

Ввиду простоты ЖК-телевизоры стали первыми устройствами отображения, которые стали его поддерживать. OLED-телевизоры с 8К-разрешением появились совсем недавно, а microLED-аппаратов для бытового применения, несмотря на кажущуюся простоту их создания, пока не существует вовсе — и вряд ли они появятся в ближайшем будущем.

В проекционном мире 8К-модели сегодня массово выпускает фактически только одна компания — JVC. И для домашнего использования у нее в каталоге отныне аж три модели.

При этом даже «младшая» DLA-NZ7, о которой мы уже рассказывали, поддерживает все актуальные стандарты видео, включая 8К60 и 4К120. Для других производителей проекторов такие возможности — недостижимая мечта, но и это отнюдь не вершина развития. И дело вовсе не в цене и не в яркости. 

Оба HDMI-входа имеют версию 2.1 и пропускают полные 48 Гбит/с потока, то есть проектор поддерживает 8К-видео с частотой 60 Гц, глубиной 12 бит и цветовым разрешением 4:4:4. За выступающими решетками установлены дополнительные фильтры — у DLA-NX9 их не было

JVC DLA-NZ9 — это не просто проектор, номинально поддерживающий отображение 8К-видео, а аппарат с «реальным 8К». В самой компании JVC его так не решаются называть — и зря. Конечно, как и у других моделей фирмы, у этого проектора нет матриц с 8К-разрешением — но на данном этапе развития технологий их невозможно сделать, да в этом и нет смысла.

При этом ему вполне можно было бы дать такое определение по аналогии с проекторами с «реальным 4К-разрешением», построенными на основе DLP-технологии с системой XPR2. В них используется электронно-оптическое преобразование со смещением изображения на полпикселя по диагонали, но двойное — так изображение складывается не из двух, а из четырех «полукадров», и реальное разрешение соответственно увеличивается в четыре раза. Причем не только с точки зрения математики, но и визуально, и по тестам.

Здесь показано схематическое наложение изображений при увеличении разрешения. В реальности межпиксельная сетка не двоится, и цветных окаймовок не возникает

В JVC DLA-NZ9 используется тот же принцип, но матрицы изначально имеют полноценное 4К-разрешение, поэтому он выводит на экран не в два раза больше информации, как DLA-NZ7, а в четыре, создавая полноценное 8К-изображение. К слову, такого нет ни у одного проектора других производителей — даже у прототипов.

Конечно, подходящего контента пока очень мало, но все это делается на будущее. Ведь такие модели покупают в расчете получить аппарат высшего класса, который бы оставался таковым в течение многих лет. Игровые приставки уже поддерживают 8К-видео, и количество релизов с ним будет только расти, а там и неигровой контент подтянется.

Кроме того, такой способ выведения сигнала нужен для отображения более высокой детальности 8К-видео на больших экранах. Ведь JVC DLA-NZ9 — это не более совершенная версия DLA-NХ9, на который он очень похож размером и деталями, а проектор другого, более высокого класса.

«По паспорту» световой поток у него составляет 3 000 лм, то есть это прямая замена DLA-Z1 с таким же световым потоком, но только с 8К, а еще — более компактная, легкая и стабильная в работе.

В отличие от JVC DLA-NZ7 и DLA-NZ8 в этом проекторе используется более дорогой объектив с диаметром выходной линзы 100 мм. Такой использовался в DLA-Z1 и DLA-NХ9. Все линзы в нем стеклянные и имеют более дорогое просветление, нежели у младших моделей

Кажущийся раньше большим 135-дюймовый экран Stewart Cima в демо-зале Digis уже явно мал для JVC DLA-NZ9. При калибровке приходится закрывать диафрагму на три деления (25%) и снижать яркость в настройках на три пункта. И это при среднем режиме работы лазерной установки.

То есть идеальным для такого проектора будет экран 150–160 дюймов по диагонали — так не потребуется ограничивать его возможности, и работать он будет довольно тихо, на уровне старого ноутбука. При выборе режима минимальной отдачи лазера проектор практически бесшумен — в том, что у него работает вентиляция, можно убедиться, только если поднести ухо вплотную к решеткам охлаждения. Впрочем, использовать такой режим не очень целесообразно. 

На максимальной мощности шум вентиляции уже отчетливо слышен, но именно в тишине — он легко забивается при обычном просмотре фильмов со звуком, и, конечно, его не сравнить с тем уровнем, что демонстрировал DLA-Z1 в пике. Зато потока хватает, чтобы с полностью открытой диафрагмой осветить 175–185-дюймовый экран, то есть полотно около 4 метров в ширину — это уже очень солидный кинотеатр.

Пульт ДУ не изменился

К слову о диафрагме. Если раньше у JVC, как и у всех прочих производителей, она была с динамическим управлением для создания визуально более контрастной картинки, то в новой серии проекторов с индексом NZ диафрагма только статическая и предназначена она для регулировки потока под экран и условия просмотра.

Динамическое управление яркостью теперь осуществляется только изменением мощности лазера — диммингом. В меню проектора на русском языке управление им указано как «динамическая диафрагма» — это ошибка перевода. По-английски все указано верно.

Столько лазерных диодов в одной сборке способствуют более равномерной засветке всего поля изображения и позволяют плавно регулировать мощность излучения

Надо сказать, что на момент тестирования предсерийного образца DLA-NZ7 работа этого димминга мне откровенно не понравилась. Она мало отличалась от работы типичной динамической диафрагмы, то есть почти всегда было видно запаздывание изменения яркости, и степень ее добавления была явно излишней. Но с прошивкой 1.00 в DLA-NZ9 эта функция заработала совершенно по-другому.

Во-первых, исчезло запаздывание — по ощущениям, практически полностью. Во-вторых, есть два режима. Во втором степень добавления или уменьшения яркости оставлена подчеркнуто большой — выглядит эффектно, но неестественно: в темных сценах теряются детали, хотя наверняка можно найти видео, на котором будет смотреться неплохо.

А вот к работе первого режима придраться уже не было решительно никакой возможности — проектор так плавно и аккуратно увеличивал и снижал яркость картинки, что уловить работу димминга можно было только пересмотрев те же самые фрагменты фильмов и роликов с отключенной функцией автоматической регулировки.

Все приводят разные примеры наиболее показательных моментов его работы. Меня больше всего впечатлил эпизод из «Скайфолл», когда Бонд начинает следить за наемным убийцей в Шанхае: на сцене выезда из аэропорта по мосту камера перемещается от совсем темной дороги к городу, и на протяжении всего времени черный остается идеальным. Еле заметные отражения на волнах не пропадают в начале и не становятся слишком яркими в конце, но неоновая подсветка зданий начинает прямо-таки сиять!

И дальше по фильму в том же духе: черный всегда остается идеально глубоким, мелкие детали на грани темноты не сливаются и не исчезают, но яркие детали всегда показываются яркими — удивительно! Создается впечатление, что мощность лазера проектор рассчитывает не из простой средней яркости в кадре, а по более сложной формуле, задействуя метаданные в сигнале.

Даже не яркие блики не исчезают, когда камера поворачивается вправо к огням Шанхая в Skyfall

DLA-NZ9, как и вся новая линейка D-ILA-проекторов JVC, поддерживает не только базовые стандарты видео с широким динамическим диапазоном HDR10 и HLG, но и HDR10+ с динамическими метаданными. При воспроизведении фильмов с ним в проекторе блокируются некоторые настройки картинки, но после начальных регулировок яркостных характеристик под экран и помещение, честно говоря, уже и не хочется ничего настраивать.

Например, в фильме «1917» про Первую Мировую Войну, кодированном с HDR10+, ночные сцены с зажигательными бомбами выглядят без преувеличения эталонно: в них проявляется вся ширина динамического диапазона с глубоким черным и ослепляющими белыми вспышками, нередко сочетающимися в одном кадре.

Эта сцена из «1917» — один из лучших материалов для демонстрации высокой контрастности

И хотя материал с HDR10+ на дисках и стриминговых платформах появляется все чаще, релизов с Dolby Vision все равно выходит в несколько раз больше. Метаданные DV-проекторы не поддерживают, но для решения этой проблемы в JVC есть тон-маппинг с регулировками.

В разделе «Обработка HDR» имеются два варианта: «От сцены к сцене» и «Покадрово». Первый может быть полезен только теоретически — в абсолютном большинстве случаев имеет смысл только покадровый анализ изображения, потому что в DV параметры меняются в каждом кадре. И такой режим имеет смысл оставить на все время эксплуатации: для видео HDR10 он не изменит ничего, а для HDR10+ будет просто неактивен.

Вторая регулировка более интересна. В меню она называется «Уровень HDR» и имеет пять значений с плюсом и минусом. Это не просто настройка изменения яркости в определенном диапазоне для тех, кому «не нравится» отображение некоторых HDR-видео. Она необходима для исправления огрехов мастеринга фильмов.

Кому-то это может показаться странным, но он далеко не всегда идеален: иногда при выпуске издатели совершают грубейшие ошибки в выборе диапазона, о чем мы пишем с первых лет появления UHD-изданий. И данная регулировка нужна для быстрого вмешательства в изображения без переделки всех остальных настроек. А какой ее оставлять — зависит лишь от контента.

Добавив пару значений, можно осветлить некоторые фильмы с HDR. Вариантов, при которых нужно было бы затемнять HDR-видео, нам еще не попадалось

Не HDR единым

Видео со стандартным динамическим диапазоном, которое и сегодня, и в ближайшем будущем будет составлять львиную долю из всего, что доступно потребителям, проектор тоже показывает отлично. Во-первых, у него широчайшие возможности для калибровки.

Расписывать их — никакой статьи не хватит. Отмечу лишь, что цвета регулируются аж на трех уровнях: в профиле, в разделе цветовой температуры и гаммы — ни один телевизор такого не позволяет.

Во-вторых, у него есть специальный Cinemafilter. Он механически вводится в оптический тракт для отображения HDR и убирается, соответственно, для показа SDR-видео. Во втором случае меньше охват, но яркость выше, а также точнее совпадает точка белого.

То есть все сделано для оптимальной настройки видео двух разных типов, а не только одного, как в большинстве видеоустройств. Конечно, в телевизорах такого не сделать вообще, но для проекторов это редкость. Скажем, даже у «младших» D-ILA-моделей JVC его нет, включая рассмотренный ранее DLA-NZ7.

У DLA-NZ9 есть в меню вариант цветового пространства «Rec.2020 Normal», который включается без включения описанного выше фильтра, что дает еще больше возможности для настройки, если исходной настройки «Rec.709» покажется мало.

Неудивительно, что проектор с таким потенциалом может эталонно показывать видео как с «простых» Blu-ray-дисков и рипов, так и с потоковых сервисов без HDR, которые некоторые уже называют устаревшими форматами. Конечно, они не устарели — 8-битное видео будет в ходу еще долгие годы. И прелесть в том, что проектор его может показать не хуже, чем те же фильмы, но с HDR.

Например, «Чудо на Гудзоне» с Томом Хэнксом, которое в HDR-варианте часто используют как демонстрационное в плане показа широкого динамического диапазона на сцене пробежки, в Full HD-варианте выглядит по факту почти так же!

Лишь самые яркие точки фонарей выглядят чуть бледнее, но детали в темноте проектор отрисовывает с той же аккуратностью, то есть идеально. И таких примеров можно привести еще сотню — если видео сделано нормально и без ошибок мастеринга, то показываться оно будет отлично.

На диске UHD Blu-ray и файле с HDR фонари слева, отсвет за кустом и неоновые вывески прямо сияют. Но и на видео из «Чуда на Гудзоне» со стандартным диапазоном они смотрятся весьма эффектно благодаря высокой нативной контрастности проектора.

Тут сразу могут возникнуть два важных вопроса. Первый касается бандинга, то есть плавности цветовых и яркостных переходов на больших поверхностях. Уверяю вас — закат выглядит отлично! У меня лично и к проекторам предыдущих серий было мало претензий в этом вопросе, но к DLA-NZ9, который мне посчастливилось тестировать три раза, я вообще не могу придраться.

И это вполне логично: отображение плавных переходов не столь сложная задача на фоне, скажем, масштабирования и передачи движений. У данного аппарата вычислительные возможности в несколько раз превышают таковые у проекторов прошлых поколений, поэтому и переходы закономерно выглядят эталонными. Лишь бы в самом видео не было этого бандинга, вызванного излишним сжатием.

Второй вопрос касается апскейлинга и передачи движений. Начнем со второго. Уже в предыдущей N-серии JVC довела свою фирменную систему Clear Motion Drive, уплавняющую перемещения объектов, почти до совершенства. По крайней мере, ее можно было признать лучшей среди себе подобных. В минимальном режиме ее можно было рекомендовать даже для кинофильмов!

Она очень аккуратно выделяла движущиеся объекты и делала их движения более плавными, удаляя лишь часть эффекта смазывания, от чего кино не переставало быть фильмом и не превращалось в клипы, мультфильмы, телефильмы или телерепортажи. В этом проекторе все осталось в принципе так же, и трудно сказать, что же изменилось — придраться-то не к чему.

Разве что исчезли ошибки на высоких уровнях работы CMD при показе спортивных видео: пропали иногда появлявшиеся ранее двоения (ghosting) и подергивания при панорамировании, связанные с ошибками «предсказания» перемещений — ведь в этом случае проектор дорисовывает промежуточные кадры.

Этот режим можно оставлять и при просмотре кинофильмов — он не делает картинку похожей на мыльную оперу. Режим «Высокое» лучше использовать для спортивных передач

С масштабированием сложнее. Проектор мощнее, чем его предшественники, и из-за двойного оптического преобразования способен более детально отобразить получающуюся картинку. Full HD-видео эталонного качества он идеально доводит и до 4К (при выключенном e-shiftX), и по большому счету до 8К (при включенном e-shiftX) — явного отставания от масштабирования в плеерах уже нет. Лучше — только при рендеринге с помощью MadVR, но это уже совсем другой уровень со множеством своих нюансов.

Full HD-видео не идеального качества — например, старые фильмы, современное кино со специально добавленным шумом, видео с потоковых сервисов с неизбежными артефактами сжатия даже в HEVC — масштабируется очень хорошо. Но из-за самих артефактов в видео все же возникают ошибки в виде огрубления контуров, очагового редуцирования шума и замыливания.

Правда, эти огрехи на 135-дюймовом изображении видны при просмотре с метра, а уже с двух метров они полностью сливаются с всеми недостатками самого трансфера. Если с помощью зума картинку уменьшить дюймов до 85 по диагонали, то огрехов не видно вообще — это к теме сравнения апскейлинга этого проектора с телевизорами. 

С масштабированием 4К-видео до 8К примерно та же история. Идеальное скалируется отлично, зашумленное у старых лент (причем любых, будь то «Хищник» или «Большой Лебовски») — с некоторой цифровой дотошностью.

Однако все сказанное относится к стандартному режиму обработки при масштабировании. В меню он называется «Графический режим», и у него три варианта работы. Еще два называются «Высокое разрешение 1» и «Высокое разрешение 2».

С ними картинка получается более мягкой, а какой выбрать — зависит от самого видео. Кроме того, есть еще привычные фильтры цифрового шума и блочности, но применять их имеет смысл при совсем уж запущенных случаях.

8К и 120 Гц

Теперь самое интересное. Как и все новые 8К-аппараты, этот JVC может отображать 8К-видео с частотой 60 кадров/с с глубиной цвета до 12 бит и цветовым разрешением 4:4:4, то есть пропускать через оба входа поток в 48 Гбит/с — предельный для HDMI 2.1. 

Кроме того, 8К-картинку он формирует двойным оптическим преобразованием, отчего и в теории, и на практике еще увеличивается по сравнению с NZ7. Шрифты на Windows выглядят определенно лучше отрисованными. И даже есть возможность разглядеть линии толщиной в один пиксель. Но если черные и белые линии в один пиксель будут чередоваться, то различаться они будут уже с трудом.

Крайние нижние серые поля на этой таблице состоят из полос толщиной в один пиксель. Даже на самых дорогих 8К-телевизорах, где априори нет оптического преобразования, эти полосы сливаются

И это — нормально для любой видеотехники! Даже на телевизорах, где нет никакого оптического преобразования, в таком случае линии будут сливаться, потому что разрешающая способность видеотракта всегда априори чуть меньше, чем у матриц.

А в случае с JVC некоторая мягкость картинки — скорее плюс, ведь это прежде всего кинотеатральный проектор, а не монитор. Цель при его создании — добиться картинки, максимально похожей на аналоговую, то есть лишенную пикселей.

Сначала мы смотрели ролики 8К с HDR10 с компьютера AlienWare, который предоставила компания AV Nirvana. Выглядели они абсолютно фантастически, особенно про Узбекистан — наверное, потому что в нем авторы не стали задирать насыщенность цветов, оставив краски предельно натуральными.

Говорить о качестве по отношению к ним даже как-то неудобно — получатся только превосходные эпитеты. Ясно становится только одно: это будущее видеоиндустрии, доступное уже сейчас. Жаль только, что снятого видео с 8К-разрешением пока еще очень мало — увидев, как оно смотрится на действительно большом экране, хочется больше и больше.

Заставок в играх в 8К тоже немного. И воспринимаются они по-другому — хочется, чтобы игроделы больше внимания уделяли графике. Не поймите меня неправильно, картинка с Xbox выглядит потрясающе, но на 135 дюймах уже хочется большего: возможности проектора «опережают» возможности игровой графики. Снятое на камеру 8К-видео выглядит более детальным, хотя и не имеет той глубины резкости, как в игре.

Примерно те же чувства возникают и в игровом процессе с частотой 120 Гц. Когда впервые увидел «Gears of War» в 120 Гц на 135 дюймах, челюсть буквально выпадала. Сейчас, протестировав игру и в 120 Гц, и в 60 Гц на том же экране, уже заметил, что скорость прорисовки вида даже важнее плавности движений — у проектора в обоих случаях нет ни намека на подтормаживания, смазывания, да и задержка при выводе очень мала.

На гонках типа «Forza» (а их в 120 Гц сегодня тоже не так много) преимущества высокой частоты заметнее и все воспринимается уже безусловно приятнее. Но мне, как заядлому автомобилисту, на таком большом экране уже бросаются в глаза «нереальные» моменты — физика движений, гламурность грязи, идеальность покрытия и т.д. В общем, проектор и в этом случае может показать больше, чем хотели сказать авторы игры. Он явно рассчитан на будущее.

Измерения

Измерения проводились в двух демо-залах: компаний AV Nirvana и Digis. В обоих случаях помещения были полностью затемнены. В качестве экранов использовались модели Stewart с диагоналями 135 дюймов и виниловыми полотнами с коэффициентом усиления 1.0 без перфорации, то есть условия были идентичными.

В качестве измерительного оборудования использовались программа ColorFacts с люксометром Spider3 и лицензионным фильтром, программа Calman Ultimate c колориметром X-Rite i1Pro и генератор тестовых сигналов Murideo SIX-G.

Тестировался предсерийный образец JVC DLA-NZ9 — пока что единственный доступный в России. У серийных аппаратов значения могут быть другими. Кроме того, у проектора была установлена прошивка с номером 1.00, то есть можно предположить, что с ее обновлением может измениться управление источником света, а с ним и измерения.

Световой поток получался методом расчета, исходя из измеренной яркости на экране. Его максимальное значение при режиме максимальной мощности лазерного источника света, установке High Bright в меню и полностью открытой диафрагме составило около 2 790 лм. 

Контрастность и цветовые характеристики измерялись «в потоке», дабы исключить влияние экрана и помещения. Димминг, то есть динамическое управление лазером, естественно, отключалось. Контраст в режиме on/off, то есть соотношение белого поля к полностью черному с выключенным синема-фильтром без предварительной калибровки составил 109 449:1.

С введенным в оптический тракт фильтром оно намного больше: яркость белого поля падает примерно на 35–40%, а уровень черного — в несколько раз. Все из-за нелинейности характеристики яркостного отклика. Кроме того, становится меньше погрешности измерений.

Контрастность по методике ANSI, то есть разница в яркости на «шахматном поле» из черных и белых прямоугольников, составила 386:1. При этом соседние поля не закрывались и не маскировались — такие уловки не коррелируют с визуальной оценкой контраста. Датчик располагался максимально близко к экрану.

Также была измерена контрастность между полуполями с черной и белой заливкой. При вертикальном разделении экрана (черное полуполе слева, белое справа) она составила 630:1, при горизонтальном — 265:1.

Цветовой охват ожидаемо был максимальным при выборе цветового пространства «Rec.2020 Полный» с включенным синема-фильтром.

Без фильтра, но с тем же цветовым пространством, обозначенным как «Rec.2020 Стандарт», охват получается чуть больше треугольника «Rec.709 HDTV».

А при выборе в меню установки «Rec.709», которая по умолчанию включается при подаче на входы SDR-видео со стандартным динамическим диапазоном, реальный охват получается чересчур ужатым.

Причиной тому лично мне видятся исключительно маркетинговые соображения, потому что у старых проекторов JVC, еще не воспринимавших HDR-видео, которого на момент их выхода просто не существовало в свободном доступе, охват был явно шире. Вот, например, таким он был у JVC DLA-X9 cо входами HDMI 1.4.

Тем не менее, именно цветовое пространство все выбирают при калибровке. В данном случае ее проводил Дмитрий Павлович Лысак, сертифицированный специалист ISF, который сейчас ведет курсы калибровки в компании DIGIS.

Результатом его работы стал практически идеально ровный цветовой баланс с отклонением в 0,327 на самой важной градации яркости в 60IRE, попадающей на показ привычных нам оттенков кожи.

Выводы

Имея все технические козыри на руках в виде e-shift и матрицы с 4К-разрешением, JVC могла бы выпустить флагманский 8К-проектор вроде DLA-NZ7, но просто чуть более яркий — место в пантеоне производителей ультимативных видеоустройств ей было бы обеспечено на долгие годы. Ведь конкурентам такое сочетание недоступно.

Но она пошла еще дальше, сделав эту модель с двойным преобразованием, которую можно назвать уже полноценным 8К-проектором. Он не устареет и через много лет. Но главное — он отлично работает уже сейчас, демонстрируя высочайшую контрастность и образцовую цветопередачу. И он яркий настолько, что годится для кинотеатров с действительно большим экраном и залом на 10–15 человек. Короче говоря, это ультимативная модель.

Поддержка 8К-видео и сигнала 4К при 120 Гц, высочайшая реальная контрастность, высокий реальный световой поток, поддержка HDR10+

Цена

3 000 000 рублей

Технология проекции: три 0,69-дюймовых панели D-ILA

Разрешение: 4096x2160

Разрешение на экране: 8192х4320

Объектив, зум: моторизированный, х2.0

Сдвиг линз: по вертикали ±100%, по горизонтали ±43%, моторизованный

Источник света: лазерно-фосфорный, ресурс до 20 000 ч (экономичный режим)

Диагональ изображения: от 60 до 300 дюймов

Световой поток (максимальный): 3000 ANSI-люмен в максимальном режиме работы

Статическая контрастность: 100 000:1

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 7680x4320/60p

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 7680x4320/60р

Входы/выходы: HDMI v2.1 с HDCP 2.3, Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек)

Акустический шум: 21 дБ в экономичном режиме работы

Габаритные размеры (ШxВxГ) (без выступающих частей): 500x234x528 мм

Масса: 25,3 кг