Вершина развития видео на сегодня — это стандарт 8К. Это высшее разрешение видео для компьютеров, игровых консолей, профессиональных камер и вообще любого видеоматериала.
Ввиду простоты ЖК-телевизоры стали первыми устройствами отображения, которые стали его поддерживать. OLED-телевизоры с 8К-разрешением появились совсем недавно, а microLED-аппаратов для бытового применения, несмотря на кажущуюся простоту их создания, пока не существует вовсе — и вряд ли они появятся в ближайшем будущем.
В проекционном мире 8К-модели сегодня массово выпускает фактически только одна компания — JVC. И для домашнего использования у нее в каталоге отныне аж три модели.
При этом даже «младшая» DLA-NZ7, о которой мы уже рассказывали, поддерживает все актуальные стандарты видео, включая 8К60 и 4К120. Для других производителей проекторов такие возможности — недостижимая мечта, но и это отнюдь не вершина развития. И дело вовсе не в цене и не в яркости.
JVC DLA-NZ9 — это не просто проектор, номинально поддерживающий отображение 8К-видео, а аппарат с «реальным 8К». В самой компании JVC его так не решаются называть — и зря. Конечно, как и у других моделей фирмы, у этого проектора нет матриц с 8К-разрешением — но на данном этапе развития технологий их невозможно сделать, да в этом и нет смысла.
При этом ему вполне можно было бы дать такое определение по аналогии с проекторами с «реальным 4К-разрешением», построенными на основе DLP-технологии с системой XPR2. В них используется электронно-оптическое преобразование со смещением изображения на полпикселя по диагонали, но двойное — так изображение складывается не из двух, а из четырех «полукадров», и реальное разрешение соответственно увеличивается в четыре раза. Причем не только с точки зрения математики, но и визуально, и по тестам.
В JVC DLA-NZ9 используется тот же принцип, но матрицы изначально имеют полноценное 4К-разрешение, поэтому он выводит на экран не в два раза больше информации, как DLA-NZ7, а в четыре, создавая полноценное 8К-изображение. К слову, такого нет ни у одного проектора других производителей — даже у прототипов.
Конечно, подходящего контента пока очень мало, но все это делается на будущее. Ведь такие модели покупают в расчете получить аппарат высшего класса, который бы оставался таковым в течение многих лет. Игровые приставки уже поддерживают 8К-видео, и количество релизов с ним будет только расти, а там и неигровой контент подтянется.
Кроме того, такой способ выведения сигнала нужен для отображения более высокой детальности 8К-видео на больших экранах. Ведь JVC DLA-NZ9 — это не более совершенная версия DLA-NХ9, на который он очень похож размером и деталями, а проектор другого, более высокого класса.
«По паспорту» световой поток у него составляет 3 000 лм, то есть это прямая замена DLA-Z1 с таким же световым потоком, но только с 8К, а еще — более компактная, легкая и стабильная в работе.
Кажущийся раньше большим 135-дюймовый экран Stewart Cima в демо-зале Digis уже явно мал для JVC DLA-NZ9. При калибровке приходится закрывать диафрагму на три деления (25%) и снижать яркость в настройках на три пункта. И это при среднем режиме работы лазерной установки.
То есть идеальным для такого проектора будет экран 150–160 дюймов по диагонали — так не потребуется ограничивать его возможности, и работать он будет довольно тихо, на уровне старого ноутбука. При выборе режима минимальной отдачи лазера проектор практически бесшумен — в том, что у него работает вентиляция, можно убедиться, только если поднести ухо вплотную к решеткам охлаждения. Впрочем, использовать такой режим не очень целесообразно.
На максимальной мощности шум вентиляции уже отчетливо слышен, но именно в тишине — он легко забивается при обычном просмотре фильмов со звуком, и, конечно, его не сравнить с тем уровнем, что демонстрировал DLA-Z1 в пике. Зато потока хватает, чтобы с полностью открытой диафрагмой осветить 175–185-дюймовый экран, то есть полотно около 4 метров в ширину — это уже очень солидный кинотеатр.
К слову о диафрагме. Если раньше у JVC, как и у всех прочих производителей, она была с динамическим управлением для создания визуально более контрастной картинки, то в новой серии проекторов с индексом NZ диафрагма только статическая и предназначена она для регулировки потока под экран и условия просмотра.
Динамическое управление яркостью теперь осуществляется только изменением мощности лазера — диммингом. В меню проектора на русском языке управление им указано как «динамическая диафрагма» — это ошибка перевода. По-английски все указано верно.
Надо сказать, что на момент тестирования предсерийного образца DLA-NZ7 работа этого димминга мне откровенно не понравилась. Она мало отличалась от работы типичной динамической диафрагмы, то есть почти всегда было видно запаздывание изменения яркости, и степень ее добавления была явно излишней. Но с прошивкой 1.00 в DLA-NZ9 эта функция заработала совершенно по-другому.
Во-первых, исчезло запаздывание — по ощущениям, практически полностью. Во-вторых, есть два режима. Во втором степень добавления или уменьшения яркости оставлена подчеркнуто большой — выглядит эффектно, но неестественно: в темных сценах теряются детали, хотя наверняка можно найти видео, на котором будет смотреться неплохо.
А вот к работе первого режима придраться уже не было решительно никакой возможности — проектор так плавно и аккуратно увеличивал и снижал яркость картинки, что уловить работу димминга можно было только пересмотрев те же самые фрагменты фильмов и роликов с отключенной функцией автоматической регулировки.
Все приводят разные примеры наиболее показательных моментов его работы. Меня больше всего впечатлил эпизод из «Скайфолл», когда Бонд начинает следить за наемным убийцей в Шанхае: на сцене выезда из аэропорта по мосту камера перемещается от совсем темной дороги к городу, и на протяжении всего времени черный остается идеальным. Еле заметные отражения на волнах не пропадают в начале и не становятся слишком яркими в конце, но неоновая подсветка зданий начинает прямо-таки сиять!
И дальше по фильму в том же духе: черный всегда остается идеально глубоким, мелкие детали на грани темноты не сливаются и не исчезают, но яркие детали всегда показываются яркими — удивительно! Создается впечатление, что мощность лазера проектор рассчитывает не из простой средней яркости в кадре, а по более сложной формуле, задействуя метаданные в сигнале.
DLA-NZ9, как и вся новая линейка D-ILA-проекторов JVC, поддерживает не только базовые стандарты видео с широким динамическим диапазоном HDR10 и HLG, но и HDR10+ с динамическими метаданными. При воспроизведении фильмов с ним в проекторе блокируются некоторые настройки картинки, но после начальных регулировок яркостных характеристик под экран и помещение, честно говоря, уже и не хочется ничего настраивать.
Например, в фильме «1917» про Первую Мировую Войну, кодированном с HDR10+, ночные сцены с зажигательными бомбами выглядят без преувеличения эталонно: в них проявляется вся ширина динамического диапазона с глубоким черным и ослепляющими белыми вспышками, нередко сочетающимися в одном кадре.
И хотя материал с HDR10+ на дисках и стриминговых платформах появляется все чаще, релизов с Dolby Vision все равно выходит в несколько раз больше. Метаданные DV-проекторы не поддерживают, но для решения этой проблемы в JVC есть тон-маппинг с регулировками.
В разделе «Обработка HDR» имеются два варианта: «От сцены к сцене» и «Покадрово». Первый может быть полезен только теоретически — в абсолютном большинстве случаев имеет смысл только покадровый анализ изображения, потому что в DV параметры меняются в каждом кадре. И такой режим имеет смысл оставить на все время эксплуатации: для видео HDR10 он не изменит ничего, а для HDR10+ будет просто неактивен.
Вторая регулировка более интересна. В меню она называется «Уровень HDR» и имеет пять значений с плюсом и минусом. Это не просто настройка изменения яркости в определенном диапазоне для тех, кому «не нравится» отображение некоторых HDR-видео. Она необходима для исправления огрехов мастеринга фильмов.
Кому-то это может показаться странным, но он далеко не всегда идеален: иногда при выпуске издатели совершают грубейшие ошибки в выборе диапазона, о чем мы пишем с первых лет появления UHD-изданий. И данная регулировка нужна для быстрого вмешательства в изображения без переделки всех остальных настроек. А какой ее оставлять — зависит лишь от контента.
Не HDR единым
Видео со стандартным динамическим диапазоном, которое и сегодня, и в ближайшем будущем будет составлять львиную долю из всего, что доступно потребителям, проектор тоже показывает отлично. Во-первых, у него широчайшие возможности для калибровки.
Расписывать их — никакой статьи не хватит. Отмечу лишь, что цвета регулируются аж на трех уровнях: в профиле, в разделе цветовой температуры и гаммы — ни один телевизор такого не позволяет.
Во-вторых, у него есть специальный Cinemafilter. Он механически вводится в оптический тракт для отображения HDR и убирается, соответственно, для показа SDR-видео. Во втором случае меньше охват, но яркость выше, а также точнее совпадает точка белого.
То есть все сделано для оптимальной настройки видео двух разных типов, а не только одного, как в большинстве видеоустройств. Конечно, в телевизорах такого не сделать вообще, но для проекторов это редкость. Скажем, даже у «младших» D-ILA-моделей JVC его нет, включая рассмотренный ранее DLA-NZ7.
У DLA-NZ9 есть в меню вариант цветового пространства «Rec.2020 Normal», который включается без включения описанного выше фильтра, что дает еще больше возможности для настройки, если исходной настройки «Rec.709» покажется мало.
Неудивительно, что проектор с таким потенциалом может эталонно показывать видео как с «простых» Blu-ray-дисков и рипов, так и с потоковых сервисов без HDR, которые некоторые уже называют устаревшими форматами. Конечно, они не устарели — 8-битное видео будет в ходу еще долгие годы. И прелесть в том, что проектор его может показать не хуже, чем те же фильмы, но с HDR.
Например, «Чудо на Гудзоне» с Томом Хэнксом, которое в HDR-варианте часто используют как демонстрационное в плане показа широкого динамического диапазона на сцене пробежки, в Full HD-варианте выглядит по факту почти так же!
Лишь самые яркие точки фонарей выглядят чуть бледнее, но детали в темноте проектор отрисовывает с той же аккуратностью, то есть идеально. И таких примеров можно привести еще сотню — если видео сделано нормально и без ошибок мастеринга, то показываться оно будет отлично.
Тут сразу могут возникнуть два важных вопроса. Первый касается бандинга, то есть плавности цветовых и яркостных переходов на больших поверхностях. Уверяю вас — закат выглядит отлично! У меня лично и к проекторам предыдущих серий было мало претензий в этом вопросе, но к DLA-NZ9, который мне посчастливилось тестировать три раза, я вообще не могу придраться.
И это вполне логично: отображение плавных переходов не столь сложная задача на фоне, скажем, масштабирования и передачи движений. У данного аппарата вычислительные возможности в несколько раз превышают таковые у проекторов прошлых поколений, поэтому и переходы закономерно выглядят эталонными. Лишь бы в самом видео не было этого бандинга, вызванного излишним сжатием.
Второй вопрос касается апскейлинга и передачи движений. Начнем со второго. Уже в предыдущей N-серии JVC довела свою фирменную систему Clear Motion Drive, уплавняющую перемещения объектов, почти до совершенства. По крайней мере, ее можно было признать лучшей среди себе подобных. В минимальном режиме ее можно было рекомендовать даже для кинофильмов!
Она очень аккуратно выделяла движущиеся объекты и делала их движения более плавными, удаляя лишь часть эффекта смазывания, от чего кино не переставало быть фильмом и не превращалось в клипы, мультфильмы, телефильмы или телерепортажи. В этом проекторе все осталось в принципе так же, и трудно сказать, что же изменилось — придраться-то не к чему.
Разве что исчезли ошибки на высоких уровнях работы CMD при показе спортивных видео: пропали иногда появлявшиеся ранее двоения (ghosting) и подергивания при панорамировании, связанные с ошибками «предсказания» перемещений — ведь в этом случае проектор дорисовывает промежуточные кадры.
С масштабированием сложнее. Проектор мощнее, чем его предшественники, и из-за двойного оптического преобразования способен более детально отобразить получающуюся картинку. Full HD-видео эталонного качества он идеально доводит и до 4К (при выключенном e-shiftX), и по большому счету до 8К (при включенном e-shiftX) — явного отставания от масштабирования в плеерах уже нет. Лучше — только при рендеринге с помощью MadVR, но это уже совсем другой уровень со множеством своих нюансов.
Full HD-видео не идеального качества — например, старые фильмы, современное кино со специально добавленным шумом, видео с потоковых сервисов с неизбежными артефактами сжатия даже в HEVC — масштабируется очень хорошо. Но из-за самих артефактов в видео все же возникают ошибки в виде огрубления контуров, очагового редуцирования шума и замыливания.
Правда, эти огрехи на 135-дюймовом изображении видны при просмотре с метра, а уже с двух метров они полностью сливаются с всеми недостатками самого трансфера. Если с помощью зума картинку уменьшить дюймов до 85 по диагонали, то огрехов не видно вообще — это к теме сравнения апскейлинга этого проектора с телевизорами.
С масштабированием 4К-видео до 8К примерно та же история. Идеальное скалируется отлично, зашумленное у старых лент (причем любых, будь то «Хищник» или «Большой Лебовски») — с некоторой цифровой дотошностью.
Однако все сказанное относится к стандартному режиму обработки при масштабировании. В меню он называется «Графический режим», и у него три варианта работы. Еще два называются «Высокое разрешение 1» и «Высокое разрешение 2».
С ними картинка получается более мягкой, а какой выбрать — зависит от самого видео. Кроме того, есть еще привычные фильтры цифрового шума и блочности, но применять их имеет смысл при совсем уж запущенных случаях.
8К и 120 Гц
Теперь самое интересное. Как и все новые 8К-аппараты, этот JVC может отображать 8К-видео с частотой 60 кадров/с с глубиной цвета до 12 бит и цветовым разрешением 4:4:4, то есть пропускать через оба входа поток в 48 Гбит/с — предельный для HDMI 2.1.
Кроме того, 8К-картинку он формирует двойным оптическим преобразованием, отчего и в теории, и на практике еще увеличивается по сравнению с NZ7. Шрифты на Windows выглядят определенно лучше отрисованными. И даже есть возможность разглядеть линии толщиной в один пиксель. Но если черные и белые линии в один пиксель будут чередоваться, то различаться они будут уже с трудом.
И это — нормально для любой видеотехники! Даже на телевизорах, где нет никакого оптического преобразования, в таком случае линии будут сливаться, потому что разрешающая способность видеотракта всегда априори чуть меньше, чем у матриц.
А в случае с JVC некоторая мягкость картинки — скорее плюс, ведь это прежде всего кинотеатральный проектор, а не монитор. Цель при его создании — добиться картинки, максимально похожей на аналоговую, то есть лишенную пикселей.
Сначала мы смотрели ролики 8К с HDR10 с компьютера AlienWare, который предоставила компания AV Nirvana. Выглядели они абсолютно фантастически, особенно про Узбекистан — наверное, потому что в нем авторы не стали задирать насыщенность цветов, оставив краски предельно натуральными.
Говорить о качестве по отношению к ним даже как-то неудобно — получатся только превосходные эпитеты. Ясно становится только одно: это будущее видеоиндустрии, доступное уже сейчас. Жаль только, что снятого видео с 8К-разрешением пока еще очень мало — увидев, как оно смотрится на действительно большом экране, хочется больше и больше.
Заставок в играх в 8К тоже немного. И воспринимаются они по-другому — хочется, чтобы игроделы больше внимания уделяли графике. Не поймите меня неправильно, картинка с Xbox выглядит потрясающе, но на 135 дюймах уже хочется большего: возможности проектора «опережают» возможности игровой графики. Снятое на камеру 8К-видео выглядит более детальным, хотя и не имеет той глубины резкости, как в игре.
Примерно те же чувства возникают и в игровом процессе с частотой 120 Гц. Когда впервые увидел «Gears of War» в 120 Гц на 135 дюймах, челюсть буквально выпадала. Сейчас, протестировав игру и в 120 Гц, и в 60 Гц на том же экране, уже заметил, что скорость прорисовки вида даже важнее плавности движений — у проектора в обоих случаях нет ни намека на подтормаживания, смазывания, да и задержка при выводе очень мала.
На гонках типа «Forza» (а их в 120 Гц сегодня тоже не так много) преимущества высокой частоты заметнее и все воспринимается уже безусловно приятнее. Но мне, как заядлому автомобилисту, на таком большом экране уже бросаются в глаза «нереальные» моменты — физика движений, гламурность грязи, идеальность покрытия и т.д. В общем, проектор и в этом случае может показать больше, чем хотели сказать авторы игры. Он явно рассчитан на будущее.
Измерения
Измерения проводились в двух демо-залах: компаний AV Nirvana и Digis. В обоих случаях помещения были полностью затемнены. В качестве экранов использовались модели Stewart с диагоналями 135 дюймов и виниловыми полотнами с коэффициентом усиления 1.0 без перфорации, то есть условия были идентичными.
В качестве измерительного оборудования использовались программа ColorFacts с люксометром Spider3 и лицензионным фильтром, программа Calman Ultimate c колориметром X-Rite i1Pro и генератор тестовых сигналов Murideo SIX-G.
Тестировался предсерийный образец JVC DLA-NZ9 — пока что единственный доступный в России. У серийных аппаратов значения могут быть другими. Кроме того, у проектора была установлена прошивка с номером 1.00, то есть можно предположить, что с ее обновлением может измениться управление источником света, а с ним и измерения.
Световой поток получался методом расчета, исходя из измеренной яркости на экране. Его максимальное значение при режиме максимальной мощности лазерного источника света, установке High Bright в меню и полностью открытой диафрагме составило около 2 790 лм.
Контрастность и цветовые характеристики измерялись «в потоке», дабы исключить влияние экрана и помещения. Димминг, то есть динамическое управление лазером, естественно, отключалось. Контраст в режиме on/off, то есть соотношение белого поля к полностью черному с выключенным синема-фильтром без предварительной калибровки составил 109 449:1.
С введенным в оптический тракт фильтром оно намного больше: яркость белого поля падает примерно на 35–40%, а уровень черного — в несколько раз. Все из-за нелинейности характеристики яркостного отклика. Кроме того, становится меньше погрешности измерений.
Контрастность по методике ANSI, то есть разница в яркости на «шахматном поле» из черных и белых прямоугольников, составила 386:1. При этом соседние поля не закрывались и не маскировались — такие уловки не коррелируют с визуальной оценкой контраста. Датчик располагался максимально близко к экрану.
Также была измерена контрастность между полуполями с черной и белой заливкой. При вертикальном разделении экрана (черное полуполе слева, белое справа) она составила 630:1, при горизонтальном — 265:1.
Цветовой охват ожидаемо был максимальным при выборе цветового пространства «Rec.2020 Полный» с включенным синема-фильтром.
Без фильтра, но с тем же цветовым пространством, обозначенным как «Rec.2020 Стандарт», охват получается чуть больше треугольника «Rec.709 HDTV».
А при выборе в меню установки «Rec.709», которая по умолчанию включается при подаче на входы SDR-видео со стандартным динамическим диапазоном, реальный охват получается чересчур ужатым.
Причиной тому лично мне видятся исключительно маркетинговые соображения, потому что у старых проекторов JVC, еще не воспринимавших HDR-видео, которого на момент их выхода просто не существовало в свободном доступе, охват был явно шире. Вот, например, таким он был у JVC DLA-X9 cо входами HDMI 1.4.
Тем не менее, именно цветовое пространство все выбирают при калибровке. В данном случае ее проводил Дмитрий Павлович Лысак, сертифицированный специалист ISF, который сейчас ведет курсы калибровки в компании DIGIS.
Результатом его работы стал практически идеально ровный цветовой баланс с отклонением в 0,327 на самой важной градации яркости в 60IRE, попадающей на показ привычных нам оттенков кожи.
Выводы
Имея все технические козыри на руках в виде e-shift и матрицы с 4К-разрешением, JVC могла бы выпустить флагманский 8К-проектор вроде DLA-NZ7, но просто чуть более яркий — место в пантеоне производителей ультимативных видеоустройств ей было бы обеспечено на долгие годы. Ведь конкурентам такое сочетание недоступно.
Но она пошла еще дальше, сделав эту модель с двойным преобразованием, которую можно назвать уже полноценным 8К-проектором. Он не устареет и через много лет. Но главное — он отлично работает уже сейчас, демонстрируя высочайшую контрастность и образцовую цветопередачу. И он яркий настолько, что годится для кинотеатров с действительно большим экраном и залом на 10–15 человек. Короче говоря, это ультимативная модель.
Поддержка 8К-видео и сигнала 4К при 120 Гц, высочайшая реальная контрастность, высокий реальный световой поток, поддержка HDR10+
Цена
3 000 000 рублей
Технология проекции: три 0,69-дюймовых панели D-ILA
Разрешение: 4096x2160
Разрешение на экране: 8192х4320
Объектив, зум: моторизированный, х2.0
Сдвиг линз: по вертикали ±100%, по горизонтали ±43%, моторизованный
Источник света: лазерно-фосфорный, ресурс до 20 000 ч (экономичный режим)
Диагональ изображения: от 60 до 300 дюймов
Световой поток (максимальный): 3000 ANSI-люмен в максимальном режиме работы
Статическая контрастность: 100 000:1
Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 7680x4320/60p
Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 7680x4320/60р
Входы/выходы: HDMI v2.1 с HDCP 2.3, Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек)
Акустический шум: 21 дБ в экономичном режиме работы
Габаритные размеры (ШxВxГ) (без выступающих частей): 500x234x528 мм
Масса: 25,3 кг