В очередную прекрасную субботу, мне вновь удалось собрать единомышленников по катушечной тематике и хорошему звуку в моем загородном сарайчике. Как и при предыдущих сборах, на повестке для ярко блистало прослушивание великолепных релизов на ленте, которые приехавшие прихватили с собой. Но основным поводом для проведения собрания было прослушивание появившегося в моей аудиосистеме недавно короля катушечных магнитофонов – AMPEX ATR-102. Поэтому, прежде чем представить фото-отчет о нашем собрании, стоит озвучить некоторое предисловие о том, как Ампекс оказался среди присутствующих.
Итак….. В одно, не могу сказать, что прекрасное, но рабочее утро, раздался звонок в мобильнике. Звонил уважаемый BigD. Увидев на экране «кто звонит», сначала насторожился, уж больно рано звонит, тем более в рабочее время. Но, как оказалось, звонок был более чем оправданным и сделанным в нужное время. Так вот – Алло, профессор, я Тебе первому звоню, есть Ампекс 102-й, наш общий друг Михаил нашел, может привезти, аппарат со студии Hemiolia, самого Пьетро Бенини. Смотри фотки в Вацапе и решай.
Ну кто такие Гемиолы и Бенини, тут у нас уже неоднократно упоминалось, в том числе в статье уважаемого BigD. Именно это играло дополнительную стимулирующую роль, ибо предполагалось, что аппарат с данной студии точно убитым быть не может.
Посмотрев фотографии аппарата и представив, что его можно получить за более чем вменяемую в наши дни цену, я, ни секунды не сомневаясь, принялся за переговоры. Конечно же, приобретение и оплата аппарата выглядели в наши дни более чем реальными, а вот вопросы логистики, транспортировки и т.п., вызывали беспокойство. Вы прекрасно понимаете, как в наше сложное время сложно что-то привезти из Европы, тем более агрегат весом под 100 кг. Но соблазн получить магнитофон из студии большого мастера преодолел все возможные домыслы, и процесс был активирован.
И, далее, начались долгие и весьма мучительные дни ожидания, связанные с логистикой. Отправка аппарата произошла перед новым годом, поэтому, сроки доставки были совершенно непредсказуемыми. Ожидалось, что магнитофон будет уже до нового года, ан нет. Что-то шло не так, что меня лично очень настораживало, была уже середина января, потом уже завершение месяца, а аппарат все еще не въехал в страну. Но, наконец-то, в самом конце января, а скорее в начале февраля, магнитофон оказался в Москве. Вот честно Вам скажу, в этот момент отлегло…..
Как бы там ни было, даже с учетом того, что аппарат был из студии большого мастера, требовалась как минимум его детальная диагностика. А с учетом моих предыдущих наблюдений относительно того, что происходит с магнитофонами после полной реновации -вопрос о том куда везти Ампекс и кто будет его восстанавливать был закрыт еще до его приезда в Москву.
В моей предыдущей статье на данном ресурсе, я уже излагал свое восхищение со всеми вытекающими, относительно прекрасного мастера, реставратора катушечных магнитофона – Андрея Шишло, который полностью реновировал для моего сетапа уже 4 магнитофона. Однако, меня терзали небольшие сомнения, ибо Андрей все-таки больше мастер по работе с системами типа Studer. Однако, узнав от меня, что некий Ампекс ATR-102 едет ко мне, Андрей более чем позитивно воспринял идею поработать с данным магнитофоном. И начались томительные недели ожидания окончания реставрационных работ. Хотя, еще до их начала я заехал к Андрею в мастерскую, чтобы послушать это чудо. И уже с первых секунд первого прослушивания пришло понимание, что аппарат стоит каждого вложенного рубля и томительного ожидания. Да, благородство, породистость и красота в звучании не могли оставить без восторженных эмоций.
В процессе реновации звук становился все лучше и лучше....
И вот, настал день, когда аппарат наконец-то был полностью отреставрирован, как внешне, так и внутри, и прибыл ко мне, естественно, в сопровождении мастера.
Те, кто в теме аудио достаточно давно, прекрасно понимает, насколько хочется удивиться при знакомстве с тем или иным компонентом аудио, услышать что-то не просто новое, но и восхищающее, то, что потом очень долго будет еще звучать в мыслях. Себя я отношу к требовательным любителям аудио, а с переходом на ленточный носитель, в плане того или иного положительного удивления все на данный момент стало еще более сложным, и для очень многого, что удается послушать. Но это все не про Ampex ATR-102.
Поэтому, проведя небольшие финишные настройки, мы поставили на проигрывание одну из хорошо известных записей, которую я лично знаю наизусть по каждой секунде фонограммы. И что? И да, вот он восторг, постепенно переходящий в приятное непонимание, что это вообще такое происходит.
Да, это звучание совершенно другого порядка, прежде всего по формированию в КДП иного уровня пространственного звучания. Даже возникло ощущение, что стерео запись пропущена через хороший ресивер или процессор пространственного звучания. Но такого эффекта и следовало ожидать, ибо в Ампексе более чем реализована схема двойного моно, как по питанию, так и по воспроизведению. Даже входов для наушников на аппарате два – правый и левый, и в этом огромное преимущество. Относительно всех остальных параметров, которые мы так любим оценивать, (сцена, детальность, подача) все более чем на месте, вопросов к воспроизведению по данным оценочным факторам не возникало.
А как, в сравнении с тем же Studer A-80, или Studer A-807, спросите Вы? Да и там и тут все на месте и все хорошо, просто звучат эти аппараты по-разному. И как ни крути, мой друг BigD был прав, когда говорил мне, что у Ампекса лучший звук в мире среди катушечников. Это просто нужно услышать. Хотя, есть некоторые особенности эксплуатации, начиная с конструктива подкатушечников, отсутствия ведущего тонвала, да и просто заправки ленты в аппарат. Но это то, что можно очень быстро освоить. Да и с учетом такого потрясающего звучания, эти мелочи просто меркнут. Помню, что мои впечатления были настолько сильны, что я начал звонить нашим Гуру и выражать свой восторг. К тому же, Ампекс хотя и брутален, но очень красив.
Да, потребовались еще некоторые мелкие, но очень Важные настройки магнитофона, ибо, как Вы хорошо знаете, все выявляется в процессе эксплуатации. Поэтому, я имел счастье еще не раз видеть Андрея у себя, чему был весьма рад
Ну вот такая краткая предыстория, которая послужила поводом к очередному собранию участников «Фонотеки». А не собраться было просто нельзя. Уж слишком был значимый повод, помимо желания пообщаться очно. О чем и предоставляю небольшой фото-отчет.
Для лучшего понимания, как играет Ампекс, а также для более плодотворного общения и понимания музыкального материала был подготовлен соответствующий арсенал.
А еще для более лучшего понимания, приехавшими на собрание были вежливо с собой прихвачены потрясающие релизы на лентах в коробочном формате, среди которых Мади Вотерс, Бен Вебстер, Майлз Девис, (куда ж без него), Дюк Эллингтони еще много чего очень интересного, в том числе последние альбомы на лентах от студии SmartAudio Recording
Ну что сказать, как ранее говорилось в стране, которой уже нет, встреча прошла в теплой и дружественной обстановке, некоторые моменты которой и представляю.
Приятным дополнением к прослушиванию стало тестирование авторских кабелей и дистрибьюторов питания Алексея Слонова. Лично меня эти штуковины весьма впечатлили. Хотя, уже имея в арсенале своей системы блок питания для Studer A80 от этого автора - я не сомневался в результате тестирования.
Ну а виновником всему был сей красавец
На этом повествование завершаю. Полагаю, что мнение упомянутых в статье уважаемых любителей звука не заставит себя ждать в комментариях...
Всем побольше аудиофильского безумия..... И, напоследок, немного классного классического рока от Savoy Brown