Уж сколько раз твердили миру: цифра или аналог? Если цифра то что: CD, SACD, сетевые сервисы или файлы? А что там в аналоге то, всего то винил и лента. Да, да лента. Каждый выбирает для себя свой формат, что лучше – спор бесполезен, ибо всегда найдутcя аргументы за и против каждого типа носителя. Ну что сказать, помимо несомненно высокого качества в наши дни (Hi-Res и все такое) цифровой формат обладает неоспоримым преимуществом, а именно – удобством и относительной бюджетностью, если не вкладываться в дорогие лицензионные CD, а пользоваться сетевыми сервисами. Что касается винила и уж тем более ленты, какое уж тут удобство, достаточно просто представить, что фонотеку пластинок или лент нужно где-то хранить, хорошие вертушки, и, тем более, катушечники необходимо где-то размещать. Ну а стоимость первопрессов, чистых лент и записей на них в наши дни может напугать любого меломана и аудиофила, подумывающего встать на путь аналогового формата записей. Но есть одно но, а именно – качество, которое может содержать в своих недрах та же виниловая пластинка или хорошая копия на ленте. Для меня, как для закоренелого винильщика тоже наступил момент, когда данный фактор стал определяющим. Конечно, не без помощи одного человека, который меня вернул к формату ленты. Злодеем (в хорошем смысле слова) оказался наш гуру BigD. Помню, как сложив в сумку свои лучшие первопрессы поехал к нему на сравнительное прослушивание, по результатам которого я окончательно убедился, что фонограмма на ленте звучит лучше.
Да, можно возражать, но с того самого момента еще никому не удалось меня в этом переубедить. Вернее, не меня, а мои слуховые анализаторы…. В общем приобщился я к лентам и всему, что с этим связано...
Но речь в данном очерке не об этом, а о том, что сидит глубоко в недрах каждого аудиофила – стремление постоянно что-то улучшить, поменять, отстроить, ну в общем Вы поняли о чем я. И как тут собственно обстояло дело с катушечными магнитофонами – для меня было загадкой. Особенно, это настораживало в свете понимания, что имеющиеся на вторичном рынке катушечные магнитофоны являются устройствами достаточно возрастными, к которым сложно найти запчасти, да и мастеров хороших не так много, вернее единицы. Да, при том самом прослушивании у BigD даже дедушка Ревокс 77 (в сравнении с трактом винила) прекрасно справлялся с воспроизведением фонограммы на ленте. Но лично меня, как неугомонного аудиофила беспокоил вопрос – а можно ли сделать еще лучше? А если сделать-то как, где и у кого. Да, конечно, к моменту, когда наступил момент перехода с винила на ленту на рынке уже появились реновированные Ревоксы, о которых на данном ресурсе уже упоминалось и не раз тем же уважаемым Big, с чем ознакомиться можно тут. К покупке предлагались, да и сейчас предлагаются модели В77 и PR99. Но есть одно но, ценник весьма не радостный, особенно если посмотреть на совершенно новое и изящное творение - магнитофон Ballfinger, стоимостью как Боинг )… Хотя, есть и на вторичном рынке достойные экземпляры, но и там ценник выглядит ужасающе странным.... Вот пара примеров с популярного сайта объявлений.
Следовательно, возникал первый и, пожалуй, главный вопрос, а возможно ли найти не просто работоспособный аппарат в хорошем состоянии и по более менее разумной цене, да еще и звук чтобы был достойный. И тут, как всегда на помощь пришли сотоварищи по нашему нелегкому катушечному делу.
Уже больше года назад, проводились прекрасные собирушки, организованные клубом Fonoteka, на которых можно было послушать и реновированный Ревокс и Баллфингер и еще много чего, но это не главное. На данном ресурсе были публикации с которыми можно ознакомиться здесь или воспользоваться поиском по сайту. Важнее лично для меня было познакомиться с кругом великолепных людей, которые в катушечном деле представлялись мне просто мастодонтами этого ремесла. Здесь мы подходим к основной части данной писанины. А именно, к рассказу о великолепном мастере, коллекционере и просто замечательном человеке – Андрее Шишло.
Ранее я неоднократно слышал в рассказах и имел счастье читать прекрасные публикации (того же BigD) о том, как Андрей работает с разной аудиотехникой, в частности выполняет реновацию катушечных магнитофонов, довелось даже послушать несколько его творений. Одна из интересных статей про его работу расположена здесь. Поэтому, было принято решение обратиться к нему за помощью.
Достаточно долго проводились поиски первого катушечного магнитофона. Конечно, на начальном этапе всякие там Ампексы и Штудеры представлялись мне чем-то недосягаемым и малопонятным. Поэтому выбор пал на Revox PR99 MKIII, естественно не новый, а более чем БУ. К этому моменту я не был настолько хорошо знаком с Андреем, как сейчас, но рискнул позвонить и попросить его поехать к продавцу, оценить аппарат, и при положительном вердикте забрать аппарат на диагностику с последующими вытекающими. К моему удивлению, Андрей согласился. Аппаратом он занимался около 4 недель и наконец-то, привез мне магнитофон.
Как оказалось, звук у аппарата и изначально был весьма достойным, но каково же было мое изумление услышать звучание после работы мастера. Добротность и породистость в звучании никуда не девалась, но она, скажем так, обострилась, добавилось «жирка» и «мяса», плотности и детальности. Одним словом, погружение в музыкальный материал было более чем достаточным, даже малость с избытком. Что именно было проведено по работам мне точно сказать сложно, ну не технарь я вообще. Однако помню пару пластиковых лоточков конденсаторов, которые были заменены в аппарате, плюс некие хитрые настройки, о которых лучше спросить самого Андрея.
Понятно было одно, есть над чем работать, а главное – есть кому. Результат апгрейда лично меня удивил и впечатлил. Но, к счастью для меня и к разочарованию моего кошелька, это было только начало работы над восстановлением магнитофонов которые в дальнейшем стали у меня появляться. И об этом обязательно стоит рассказать.
Как часто случается, иногда на рынке аудио всплывают интересные предложения, которыми очень сложно не воспользоваться. Собственно так в моей системе появился второй аппарат, Studer A807 MKII, который удалось очень удачно выкупить у одного коллекционера, а затем у него же приобрести еще один такой же.
Должен сказать, что аппараты были в прекрасном состоянии, т.е. даже без пылинки внутри, с хорошей косметикой и без замечаний по механике. Но дело даже не в покупке, а в том, что нас прежде всего интересует – в саунде. Каково же было мое изумление, когда реновированный Андреем Шишло 99-й Revox конкретно ушатал оба 807-х Штудера по звучанию. Вот тут-то я и подрасстроился, но как выяснилось преждевременно. Послушав оба аппарата, Андрей взялся за их полное восстановление. Не скажу, что это было быстро, но длительное ожидание того стоило. После реновации аппараты по звучанию узнать было просто невозможно. И вот тут-то я и ощутил силу и мощь Штудера, как в плане воспроизведения, так и записи.
Поэтому, спустя некоторое время, Ревокс обрел нового и счастливого хозяина. Отмечу лишь, что этот Ревокс работы Андрея Шишло звучал так, как ни один другой, который мне доводилось слышать, да и не только Ревокс….
Ну и как обычно, аудиофильский поиск чего-то нового, более совершенного и более интересного по звуку не дает нам покоя никогда. Спустя некоторое время среди довольно немногочисленной и закрытой среды катушечников просачивается информация о том, что Андрей взялся за восстановление нескольких аппаратов Studer A-80, мастодонтов студийного катушечного дела. Уж каким образом аппараты появились в мастерской Андрея – оставлю за кадром. Но отмечу, что аппараты (как донесла разведка) работали в студии самого Урса Штайнера, о котором лучше меня расскажет BigD. Недолго размышляя я поехал к Андрею посмотреть на аппараты, и, должен сказать, что чуть не опоздал, в наличии было уже не много. Но один аппарат был доступен, правда выглядел на тот момент не очень, скажем так, был немного расчлененным.
Тем более ощутимым было мое изумление, когда я увидел полностью восстановленный Штудер А80.
Работа действительно была выполнена колоссальная. Восстановление и анодирование рабочих панелей, новое порошковое покрытие корпуса и стойки, полностью обновленный лентопротяжный механизм и, конечно, реновационные работы по электронике. Но был и еще один момент. Я предложил Андрею сделать что-то отличное от стандарта, немного уникальное, чтобы аппарат отличался от других и ни у кого такого не было. Ну да, малость раскатал губу, но Андрей, не моргнув глазом взялся за мою идею.
В итоге, в аппарат был интегрирован контрольный монитор RTW Porta, а также изготовлена прекрасная полка для аксессуаров. Результат понравился не только мне и теперь аппарат действительно смотрится уникально.
Скажу больше, такого Studer A80, как сделал Андрей больше просто нет. Ну а звук – говорить нечего. Надо просто один раз услышать…… Не обошлось, правда без особенностей, в частности, аппарат немного не хотел работать после первого приезда. Видимо он просто хотел вернуться к своим собратьям в мастерскую еще разок )..... Но это мелочи, конечно....
Но опять же, к сожалению для моего бюджета, через некоторое время, Андрей предложил произвести еще одну модернизацию, а именно, установить на Studer A-80 внешний блок питания, который отвечал за воспроизведение и запись саунда, тем самым разделить питание усилительной части и отвечающей за лентопротяжный механизм. Надо сказать, что данный блок питания с успехом демонстрировался на проходящей недавно в Москве выставке HI-FI, и именно на этом аппарате с успехом воспроизводились записи от Михаила Мамонова. Я на данную выставку не попал, но отзывы слышал восторженные. А еще, в пользу данного апгрейда был один факт. Есть в среде катушечников Москвы один известный коллекционер, владеющий богатой фонотекой на лентах. В простой среде и по-дружески его называют «мистер все го@@но», поскольку на моей памяти я не встречал аудиофила, так «лестно» отзывающемся о том или ином компоненте, отличным от того, что установлено в его собственной аудиосистеме. Так вот этот человек позвонил мне чуть ли не посреди ночи и рассказал, как он впечатлен блоком питания для Штудера, который ему установил Андрей Шишло. Поэтому оставалось только оценить самому. Но сам я не решился производить оценку апгрейда в одиночестве и пригласил «тяжелую артилерию» в лице известного аудиофила Тиграна Асатряна.
И вот настал тот день, когда Андрей приехал со своей новой приблудой. Сначала мы послушали хорошо известный блюз от Livin Blues и даже записали на смартфон для объективности. После чего началась работа Андрея по доработке электропитания, которая заняла около 30 минут.
Временами становилось тихо.
Но процесс шел своим чередом
Хотя, в процессе доработки время мы зря не теряли и с удовольствием послушали пару релизов на виниле, которые Тигран прихватил с собой.
И эти пластинки оказались просто высочайшего качества записи... такого, что Тигран иногда с прослушивания резко углублялся в чтение...
И вот, настал час икс. Ну что сказать, я долго молчал, пока Тигран и Андрей с первых нот высказались о положительных изменениях в саунде, но наконец и я не выдержал, правда сказал не много, а именно – этого не может быть!.....
Я не буду выкладывать сюда файлы видео, ибо в них будет элемент срезки качества. Но могу предложить самостоятельно послушать варианты звучания Штудера А-80 ДО и ПОСЛЕ установки блока питания. Только делайте поправку в плане качества на то, что результаты были сняты на смартфон. Ну а за комментарии наши уж не обессудьте.
На своей собственной системе и собственном опыте в свое время я убедился, как много значит хорошее электропитание, когда всю систему предварительно запитал через регенератор с двойным преобразованием. Не буду много комментировать более чем положительные изменения саунда, скажу лишь, что большинство ранее приобретенных и недешевых силовых кабелей отправились на Авито. Но черт возьми, это же все-таки катушечник, до последнего момента не верил в такие положительные изменения, но они действительно произошли. Как сказал Андрей, переслушаешь теперь всю фонотеку… Так и случилось. Потихонечку прослушиваю любимые ленты и удивляюсь, что есть возможность открыть эти музыкальные произведения немного с другого ракурса.
История блока питания началась в начале 2020 года, когда Алексей Слонов решил улучшить звучание советского магнитофона своего родственника Электроника ТА-004, переделанного под запись на всю ширину ленты и скорость 38 см/сек. Первым экспертом на прослушивание был приглашен, естественно, Андрей Шишло. Результат так впечатлил обоих, что необходимость дальнейшего развития идей стало очевидным. После Электроники Алексей продолжил оттачивать схему и конструкцию на своем Studer A807, ранее отреставрированном Андреем. Доработки вывели и без того прекрасный аппарат на до селе неведомый уровень звучания.
Одновременно с этим у них, при участии Михаила Саморукова, появилась идея создания выносного усилителя воспроизведения, интегрированного с блоком управления, для магнитофона Ballfinger M 002. Андрей, синтезируя свои огромные знания и опыт работы с Revox и Studer, разработал схему и изготовил платы практически идеального усилителя воспроизведения для магнитофона, а блок питания уже был готов. Стоит ли удивляться, что почти все клиенты, заказавшие Ballfinger M 002, отказались от оригинального и выбрали для него новый усилитель воспроизведения.
Прогресс не стоит на месте, появляются новые идеи и блок питания совершенствуется. При этом многочисленные владельцы магнитофонов не догадываются, как может звучать их любимец. Именно для них Андрей и Алексей теперь предлагают отдельное устройство, радикально улучшающее звучание даже Электроники ТА-004.
Разработчики не промахнулись и с дизайном, даже такая мелочь, как световой индикатор продумана, ибо приятный световой поток направлен вниз, чтобы не раздражать при взгляде на блок питания.
Насколько я знаю, этот мастер также проектирует и делает усилители, предусилители и даже прекрасные тонармы для вертушек.
Ну да, кто-то скажет, подумаешь, мало-ли, а вот я знаю, да на кой этот гемор с лентами….. Ваше право. Но цель моей публикации не объявить о безоговорочной победе ленты над цифрой или винилом. Я к этому пришел, да, но это моя точка зрения, которая необязательно должна совпадать с Вашей. Цель в другом. Как отметил в предыдущей публикации в блоге – в аудиофилии очень много тех, кто говорит, а чаще просто болтает. И слишком мало тех, кто делает. За последние пару лет мне довелось познакомиться с прекрасными людьми, среди которых Михаил Мамонов, Артем Сунцов, Андрей Шишло, они являются большими мастерами своего дела, поэтому таким знакомством лично я горжусь. Ах да….. ну куда же без академика BigD, который и положил начало тому, что было описано выше.
Ноя еще ни разу не пожалел, о том, во что он меня втянул... Тот еще искуситель…..)
Всем побольше аудиофильского безумия и хорошей музыки.
Спасибо, что дочитали, и напоследок небольшое видео со звучанием аппарата после апгрейда.
А также, нельзя забыть о том, что Андрей смог собрать в своей мастерской целую коллекцию раритетных магнитофонов и не только, о чем тоже публикую повторное видео