Сразу скажу, что из четырех альбомов в этом обзоре два — совсем не джазовые. Я имею в виду записи Стива Уинвуда и Вилли Нельсона. Но они, так сказать, родственные этому жанру. Блюз-рок Уинвуда, а также фолк и кантри Нельсона — какие вопросы? Очень даже «корневые» люди! Но дальше тоже необычно — неформат.
С африканскими влияниями, мотивами и ритмами, джаз работает давно — как и Лени Стерн в своем новом альбоме. Кажется, в этой области можно бесконечно откапывать нечто новое, и у госпожи Стерн получился вполне симпатичный альбом на широкую аудиторию. А тромбонист-виртуоз Джо Фидлер задает жару необычным квартетом духовиков.
Steve Winwood «Higher Love Live (live)»
Пока поклонников классического британского рока чуть ли не с зимы томили ожиданием нового альбома Deep Purple, совершенно внезапно появился не менее интересный релиз: концерт Стива Уинвуда. Увы, релиз только сетевой — и, как это сейчас принято, на площадках.
Впрочем, Уинвуд, похоже, актуален всегда: как в 60-е, так и сегодня. Последний на данный момент студийный альбом 72-летнего ветерана британского блюз-рока — «Nine Lives» 2008 года, с убойным соло Клэптона в одной песне. Но теперь есть и такой вот концерт — на мой взгляд, красивый и бодрый, живой во всех смыслах!
Конечно, у Уинвуда помнятся исторические хиты разных эпох: «I’m A Man», «Back In The High Life Again», «Valeri» (из которой шведский диджей Эрик Прютс соорудил свой хит «Call On Me»). Круто послушать его голос — все такой же острый и напряженный. А еще пылающие клавиши. И вся эта фанк-соул-блюзовая сладость.
Willie Nelson «First Rose of Spring»
В начале лета все носились с новым альбомом Боба Дилана, первым оригинальным (без каверов) от лауреата Нобелевской премии по литературе. Я тоже послушал, восхитился тем, какой он музыкальный при всей минималистичности (тончайшие штрихи — как у камерной классики!), но углубиться решил в Вилли Нельсона. Вот это казус так казус: 87-летний певец, автор песен, легенда американской популярной музыки выпускает 70-й по счету альбом.
Самое простое — сказать про этот альбом, что-де дедушка устал, но мудр, не громок, но выразителен… Ерунда! Отличный альбом крутого профессионала. Голос — просто нечто, феномен. Глубокий, проникновенный, с тонкой фразировкой. Людям, которые привыкли ценить «голосище» и препираться на тему «сколько у кого октав», тонкую прелесть полуразговорного шепота Нелсона не объяснишь. Впрочем, если надо объяснять, то…
А тут еще и песни. Новые. Мастерские. Не просто умные-неспешные, а именно что крепкие и хитовые. Прозрачные аранжировки. Корни чувствуются: кантри внутри. Кажется: разгони темп, добавь ритм-секцию — получится The Eagles. Собственно, они и его дети тоже.
Венец: «Yesterday When I Was Young», жгучая элегия с почти цыганской мелодией. Под нее — танцевать медленные танцы и рыдать сладкими слезами.
Spotify, Яндекс.Музыка, Deezer, Apple Music
Leni Stern «4»
Триумф глобализации: немка, живущая в Штатах, играет квазиафриканский джаз с африканцами же. А еще Лени Стерн — жена великого фьюжн-гитариста Майка Стерна, и он здесь появляется в одной песне, но не о нем речь.
Тем более, что, хотя Стерн сам заходил на афро-территорию (сотрудничая, скажем, с Ришаром Бона), но тут не заход: тут лады и ритмы Черного континента — основа всего. Чудесные прозрачные голоса в красивых сочетаниях. И ритм — качает!
Spotify, Яндекс.Музыка, Deezer, Apple Music
Joe Fiedler's Big Sackbut «Live in Graz»
Вот тоже вроде бы не новая идея — квартет духовиков. Но каких? Самых низких: три тромбона и одна туба. И все — джазмены. Откуда столько взялось? Ну вот, например, лидер Джо Фидлер играл с Эндрю Хиллом (а также был музыкальным руководителем программы «Улица Сезам», у него даже альбом есть с таким названием). А мы знаем, какие у Хилла богатые и тонкие аранжировки для средних составов вроде нонетов и октетов.
«Live in Graz» — отлично записанный и сведенный концертный альбом. Живая энергия. Мастерство, понятно: штрихи — прямо-таки высекают. Вопли, визги, даже рычание! Рок-н-ролльные ритмы и почти что роковые риффы. Остроумная версия «Devil Woman» Чарли Мингуса. Три композиции покойного тромбониста Розуэлла Радда — ему же и посвящен альбом.
И все-таки когда все в нижнем регистре — уши несколько напрягаются. Но это, конечно же, субъективно.