Будучи центром системы домашнего кинотеатра, AV-ресивер тестируется совместно с громкоговорителями (как минимум, стереопарой), а также источником сигнала, который может быть как реальным (CD/DVD-проигрыватель, сетевой плеер, NAS-сервер), так и виртуальным (потоковый интернет-сервис или радиостанция). Можно провести сравнительный тест нескольких ресиверов от разных производителей. Но сравнивать две «соседние» модели в линейке одного бренда до последнего времени считалось нецелесообразным. Однако правила для того и существуют, чтобы их нарушать, не так ли?
В 2010 г. японская фирма Denon отметила свое столетие, т.е. является, как модно нынче говорить, одним из старейших игроков на рынке бытовой электроники. Однако столь солидный возраст не мешает ей пребывать в фарватере цифровой революции. К этому обязывает само ее название, составленное из слов «электричество» (по-японски дэнки) и «акустика» (онкё). Начав с выпуска проигрывателей грампластинок, в 1960-е — 1970-е гг. она ввела в арсенал своей продукции стереосистемы, радиоприемники, телевизоры и музыкальные инструменты. С 1971 г. Denon стал производить и полноценные Hi-Fi-компоненты: усилители, тюнеры, громкоговорители, LP-проигрыватели, а также оборудование для студий звукозаписи. Например, в 1972 году фирмой был выпущен первый в мире цифровой восьмиканальный магнитофон с инновационной на то время функцией сведения фонограммы, а девять лет спустя — первый в мире CD-проигрыватель.
От истории к современности
Как известно, функциональные возможности AV-ресивера с каждым днем расширяются. Очевидно, что в результате он усложняется, растут требования к блоку питания и помехоустойчивости всей схемы, увеличивается масса и т.д. (список можно продолжать). Как сохранить интерфейс столь навороченного аппарата максимально простым и понятным? Согласитесь, нет прискорбней зрелища, чем фасад AV-ресивера, перегруженный множеством хаотично разбросанных органов управления. Избежать «перенаселения» труднее всего для модели начального уровня: экономические соображения не позволяют спрятать часть кнопок под откидную дверцу.
Но в данном случае усилия дизайнеров достойны высшей похвалы: фасады обоих аппаратов смотрятся так же опрятно, как деловой костюм главы солидной корпорации — они строгие, без малейших излишеств, но создают впечатление элегантности и даже роскоши. Выполненные в классическом фирменном стиле, они оснащены двумя поворотными рукоятками разного диаметра (левая отвечает за выбор источника, правая, побольше, позволяет регулировать громкость). Рукоятки служат и декоративными элементами, обрамляя основную рабочую зону, занимающую более половины площади фасада. Она несколько утоплена, что придает ей сходство с телевизионным экраном — очень уместная ассоциация, если вспомнить, что аппарат предназначен в первую очередь для работы в домашнем кинотеатре.
Верхнюю половину «экрана» занимает ЖК-дисплей, на нем индицируется самая разнообразная (в зависимости от режима работы) информация — от названия активного входа до битрейта воспроизводимого трека. В нижней части, образующей зону коммутации, расположены HDMI-вход, способный, помимо прочего, принимать видео 4К с новейшей системой защиты от копирования HDCP 2.2, а также USB-порт для подключения не только флеш-карты, но и HDD-накопителя (шина питания дает ток силой до 1 А). Здесь же — мини-джек микрофона системы автоматической калибровки Audyssey, учитывающей при инсталляции системы домашнего кинотеатра множество разнообразных факторов, включая отклик помещения. Поодаль от этих входов размещен 6,3-мм выход на наушники.
Зону коммутации визуально отделяет от дисплея ряд узких кнопок, составляющих, в свою очередь, область управления. Разумеется, они позволяют задействовать лишь основные функции — выбрать вход, переключиться на зону 2, уменьшить яркость дисплея… Проблему «захламления» фасада дизайнеры решили кардинальным способом — переложили основные функциональные обязанности на пульт ДУ и управляющее приложение.
Итак, перед нами два очень похожих аппарата — с семиканальным трактом аналогового усиления на дискретных элементах, обладающим почти одинаковой (80 Вт/кан. у 1400-й модели и 95 Вт/кан. у 2400-й) мощностью. В обоих ресиверах установлены новые микросхемы ЦАПа — Asahi Kasei 4490EQ вместо использовавшихся ранее Burr-Brown 1790. Они обеспечивают более высокую точность преобразования и расширенный динамический диапазон. Почему же фирма не ограничилась одной моделью?
Десять отличий
По размещенным на сайте компании фотографиям отличить 1400-й от 2400-го «анфас» практически невозможно: фасады одинаковы, за исключением индекса в названии. Но стоит увидеть реальные аппараты — и не просто увидеть, а поставить их бок о бок — сразу бросится в глаза, что AVR-X2400 выше младшего собрата на 15 мм. Впрочем, самые разительные отличия — на задних панелях.
Судя по коммутационному набору, 1400-й рассчитан на работу в классической «однокомнатной» системе домашнего кинотеатра с одним приемником видеосигнала: у него пять тыловых HDMI-входов и один выход (разумеется, с поддержкой обратного аудиоканала ARC, видео 4К, HDCP 2.2 и сигнала с расширенным динамическим диапазоном — HDR10, Dolby Vision HDR и HLG — поэтому картинку с любого диска 4K Blu-Ray вы, при наличии соответствующего телевизора или проектора, увидите, так сказать, во всей красе).
Между тем, можно организовать аудиосистему во втором помещении, используя линейный выход Zone 2 или усилители Surround Back (они же позволяют подключить фронтальную стереопару по схеме bi-amping). На вторую зону можно подать и композитный видеосигнал (через гнездо Video Out с одного из двух переназначаемых композитных видеовходов). Кроме того, предусмотрены два оптических и коаксиальный вход цифрового аудио, пара линейных входов (все — переназначаемые) и два выхода на сабвуфер. Предусмотрен сетевой порт Ethernet и два гнезда для подключения Wi-Fi-антенны, а также вход внешнего ИК-датчика дистанционного управления, что позволяет разместить ресивер в закрытой стойке.
У старшего собрата возможности коммутации значительно более солидные. Тыловых HDMI-входов уже семь плюс пара выходов (соответствующий сигнал можно направлять на два приемника, например, телевизор и видеопроектор, или в два разных помещения), при этом один HDMI-выход поддерживает ARC. Помимо двух композитных входов и одного выхода, имеется пара входов/выходов компонентного видео плюс четыре линейных стереовхода. Есть не только вход, но и выход сигнала дистанционного управления, а также гнездо параллельного порта RS-232C, позволяющего вписать аппарат в многокомнатную систему управления (Crestron и т.п.).
В океане функций
Простое перечисление всех возможностей новых ресиверов Denon заняло бы весь объем статьи, поэтому остановимся на самом важном. Поддерживаются объектно-ориентированные форматы многоканального звучания Dolby Atmos (вплоть до 5.1.2) и DTS:X. Через порт USB цифровой аудиопоток считываются не только с «флешки» или HDD-накопителя (эти устройства должны быть форматированы как FAT16 или FAT32), но и c iPod/iPhone. Распознаются как МР3/WMA, так и WAV/FLAC с частотой дискретизации до 192 кГц и поток DSD 2,8/5,6 МГц. Поддерживается Bluetooth. Для «сжатых» записей предусмотрен режим Restore, как бы восстанавливающий данные, потерянные при аудиокомпрессии.
На выход для наушников подается двухканальный сигнал, но как он образуется из многоканального — неясно, поскольку «телефонного» DSP-режима типа Dolby Headphone я не обнаружил. DSP-режимов вообще немного — всего пять. Разумеется, это лишь «верхушка айсберга»: есть множество опций, соответствующих особенностям записи (числу каналов, кодеку и т.п.), а также эквализация по фирменным алгоритмам Audyssey. Наконец, для каждого канала предусмотрен 9-полосный графический эквалайзер. Имеются общие регуляторы тембра и возможность синхронизировать видео- и аудиосигнал. Кроме того, предусмотрен режим Direct (отключается всякая DSP-обработка, полоса пропускания аудиотракта расширяется до 100 кГц). Регулируется шесть параметров изображения (вплоть до четкости контуров объекта). У модели 2400 штатный видеопроцессор способен довести разрешение BD-сигнала до 4К (ее младший собрат лишь пропускает такой сигнал с HDMI-входа на выход).
Не обделен ресивер и сетевыми функциями. Помимо FM-тюнера есть возможность принимать интернет-радиостанции (предусмотрен доступ к vTuner и Last.fm), а также связываться с потоковыми сервисами. По протоколу DLNA ресивер принимает потоковое аудио с компьютера или NAS-сервера. Можно даже организовать слайд-шоу, т.е. воспроизводить статические картинки под музыку. Наконец, музыка с iPod/iPhone принимается по беспроводному интерфейсу AirPlay.
Наконец, самая инновационная особенность ресиверов — поддержка фирменной мультирумной технологии HEOS — это и означает буква «H» в индексе. Они способны беспроводным способом транслировать аудиосигнал на HEOS-аппаратуру, расположенную в другом помещении, а также принимать с нее аудиопоток и воспроизводить его.
Пульты ДУ обоих аппаратов одинаковые — легкие пластмассовые коробочки с классической раскладкой кнопок. Управление осуществляется через систему экранных меню, поэтому наиболее востребованным оказывается кольцо курсорных клавиш, а оно расположено в самом удобном месте — центре пульта. Однако владельцам смартфона или планшетного компьютера мы настоятельно рекомендуем установить бесплатное управляющее приложение Denon AVR Remote — полностью русскоязычное, так же как и система экранных меню (переведены даже подсказки, а наиболее сложные моменты настройки иллюстрирует трехмерная графика).
Кстати сказать, это приложение — не единственное: для владельца аппаратуры Heos предусмотрен одноименный софт (его важнейшей особенностью является, помимо прочего, поддержка потокового сервиса Deezer — в России пока официально работает только он, обеспечивая доступ к тысячам МР3-композиций с битрейтом 320 кбит/с), а желающие воспользоваться всеми преимуществами технологии эквализации Audyssey MultiEQ могут купить в Apple App Store, Google Play или Amazon Appstore приложение Audyssey MultiEQ Editor, которое превратит их в настоящих инсталляторов-профессионалов.
Слушали-постановили
Экзамен на воспроизведение стереофонических записей оба аппарата выдержали на «отлично». Во-первых, качество звучания сигнала с CD-проигрывателя, подключенного по аналоговой и по цифровой шине, практически одинаково (бортовой РСМ-декодер функционирует превосходно). Во-вторых, выходная мощность и коэффициент демпфирования таковы, что позволяют использовать «на фронте» практически любые громкоговорители, независимо от их импеданса (предусмотрен переключатель с 8 Ом на 4 Ом).
Несколько иначе обстоит дело с отработкой многоканальных саундтреков. Раскачивая четыре «напольника» и солидную колонку центрального канала AVR-X1400H при воспроизведении наиболее динамичных сцен не всегда способен нарисовать точную траекторию движения звукового объекта. Блок питания AVR-X2400H — более мощный (этим и объясняется упомянутая выше разница в размерах и массе по сравнению с младшей моделью), поэтому с отслеживанием траекторий у этого ресивера нет проблем даже при работе на высокой громкости.
В связи с этим я рекомендую AVR-X1400H тем, кто планирует нагружать этот аппарат на систему «сателлиты/сабвуфер» или использовать полнодиапазонные АС только в левом и правом фронтальных каналах, а на тыл устанавливать полочные колонки (в частности, он прекрасно работал с комплектом Canton: напольные АС GLE 496 в качестве фронтальной стереопары, GLE 456 в центре и полочники GLE 426 в тылу, а также саб HECO Elementa. Различия в тональном балансе такого комплекта с успехом устранит система калибровки Audyssey, и вы получите систему, способную эффектно озвучить саундтрек самого мощного блокбастера.
Ресивер AVR-X2400H позволит организовать домашний кинотеатр… вообще без сабвуфера, т.к без особого напряжения раскачает в тылу и «напольники» типа Canton GLE 496. Кроме того, он решает проблему переключения видео с телевизора на видеопроектор (вы не забыли, что у него два HDMI-выхода?) и имеет более разветвленную систему регулирования видеопараметров, что дает возможность добиться от проектора оптимального качества изображения. Иными словами, у каждой модели — свой потребитель. Так что соперниками наших сегодняшних подопечных назвать трудно. Скорее это соратники в деле популяризации домашнего кинотеатра. А как говаривал один известный политический деятель времен молодого Чарли Чаплина, из всех искусств для нас важнейшим является кино.
Достоинства: широкий функциональный набор, возможность организовать кинотеатр Dolby Atmos без больших финансовых затрат.
Недостатки: по USB не читаются NTFS-форматированные носители
Официальный сайт: Denon AVR-X1400H, Denon AVR-X2400H
Цена: Denon AVR-X1400H — 34 990 рублей, Denon AVR-X2400H — 47 990 рублей
Паспортные данные
Denon AVR-X1400H
Выходная мощность (8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, КНИ 0,008%, 2 кан.): 7х80 Вт
Потребление/Standby: 430/0,1 Вт
Минимальный импеданс АС — 4 Ом
Входы: 2 линейных стерео, 6 HDMI, 1 коаксиальный S/PDIF, 2 оптических
Выходы: 1 HDMI, наушники 6,3 мм джек
Интерфейсы: USB, Ethernet, триггер 12В
Система автокалибровки: Audyssey
Декодеры: Dolby Atmos, Dolby Digital, Dolby Digital EX, Dolby TrueHD
Чтение файлов: WAV, FLAC до 24/192, DSD 2,8/5,6 МГц
Сетевой функционал: DLNA, интернет-стримминг
Мультирум: Heos
Габариты: 434x152x338 мм
Масса: 8,5 кг
Denon AVR-X2400H
Выходная мощность (8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, КНИ 0,008%, 2 кан.): 7х95 Вт
Потребление/Standby: 500/0,1 Вт
Минимальный импеданс АС — 4 Ом
Входы: 4 линейных стерео, 8 HDMI, 1 коаксиальный S/PDIF, 2 оптических
Выходы: 2 HDMI, наушники 6,3 мм джек
Интерфейсы: USB, Ethernet, Wi-Fi, Bluetooth, триггер 12В
Система автокалибровки: Audyssey
Декодеры: Dolby Atmos, Dolby Digital, Dolby Digital EX, Dolby TrueHD
Чтение файлов: WAV, FLAC до 24/192, DSD 2,8/5,6 МГц
Сетевой функционал: DLNA, интернет-стримминг
Мультирум: Heos
Габариты: 434x168x338 мм
Масса: 9,4 кг