Французская компания Focal в первую очередь известна своей акустикой — причем и профессиональной, и домашней, и автомобильной. Но с некоторых пор в каталоге компании значимое место занимают еще и наушники. В том числе и наушники самого старшего сегмента — как ценового, так и качественного. Однако о более простых моделях компания тоже не забывает.
В данном случае речь пойдет о Focal Azurys — классических накладных наушниках закрытого типа, и по параметрам они явно рассчитаны на использование с портативом и смартфонами. Даже та же масса всего в 300 граммов и импеданс в 26 Ом открыто на это намекают.
На то же самое указывает и комплект поставки — в нем только сами наушники, легкий жесткий чехол для переноски и съемный кабель, снабженный гарнитурой с микрофоном. И кабель, надо сказать, весьма короткий — его хватит, чтобы подключиться к лежащему в кармане смартфону, к ноутбуку или усилителю, стоящему на столе, но для других вариантов его длина может быть уже и недостаточной.
На кабеле есть фиксатор-липучка, который позволяет кабель смотать и закрепить — так вот эту штуку хочется сразу срезать, она лично мне показалась неудобной, мешающей, цепляющейся за одежду и стол.
Внешнее исполнение вполне качественное и интересное. Дизайн присутствует, он узнаваем. Необычный мягкий сине-голубой цвет (а название Azurys — это отсылка к минералу азуриту, он же медная лазурь) выглядит вполне небанально, но не вычурно. Наушники очень приятны своей легкостью — заявленные в паспорте 306 граммов совершенно не чувствуются, не утомляют.
При этом посадка вполне плотная, уверенная, в том числе за счет пены «с памятью» внутри амбушюров, с неплохой изоляцией от внешних шумов. Не знаю, насколько маркими окажутся тканевые амбюшуры и оголовье (кожаная часть у оголовья только верхняя, снизу — ткань), но вот пользоваться наушниками удобно и комфортно, отделка очень приятна в использовании.
Алюминиевые держатели чашек, несмотря на общий небольшой вес конструкции, не выглядят хлипкими или непрочными: на первый взгляд все сделано надежно, с неким запасом прочности. В критичных узлах я не нашел чего-то, что могло бы быстро или легко сломаться. Возможно, сказывается то, что одними из первых моделей наушников от Focal были студийные, которые попросту обязаны быть прочными — и конструкцию позаимствовали у них.
Слушал я наушники в самых разных условиях — просто подключив к ноутбуку или планшету, со смартфоном при помощи внешнего ЦАПа, со стационарным усилителем для наушников. То, что используешь разное усиление и разные источники, неплохо слышно, но я бы не сказал, что простое подключение напрямую к планшету — это прямо плохо-плохо.
Лучше — можно, но и базовые варианты вполне уместны: и усиления хватает, и звук вполне узнаваем, и слушать можно нормально, не чувствуя себя чем-то обделенным. Музыкальный материал — как из Qobuz и Apple Music (в lossless качестве), так и файлы с сервера. Софт, соответственно, самый разный, в зависимости от устройства и источника.
Первый альбом — Oscar Peterson «Oscars Ballads». Мягкий звук, с чуть сильнее подчеркнутой ностальгической окраской, есть явно читающаяся эмоциональность. Детальность достаточно неплохая, но по ощущениям мониторно-точный звук — не конек этих наушников. Впрочем, и не скажу, что они звук как-то явно упрощают — может, чуть-чуть сглаживают, чуть округляют и смягчают.
Но вот на что точно делается упор, так это на некое комфортное, уютное звучание. Так же как посадку на голове и почти что сам факт надетых наушников перестаешь замечать очень быстро, так и со звуком. Он как-то очень быстро «притирается» к слушателю: просто сидишь, слушаешь, можно сосредоточиться на музыке, можно заниматься за компьютером своими делами — ничего ничему не противоречит.
Для сравнения, одни из моих основных наушников (закрытые, высокоимпедансные, профессиональная линейка) сосредотачивают на музыке и звуке куда острее, так легко отвлекаться или переключаться на работу в них не получится — звук требует к себе внимания. Здесь же очень комфортный баланс: вроде бы и звучание не страдает, но и такой настойчивости нет.
Подача в меру светлая, по ощущению будто жемчужно-матовая, если можно провести такую образную аналогию. Бас присутствует, но он, как и весь остальной звук, скругленно-аккуратный и даже смягченный. Впрочем, бас полнее оценим по другой записи, хотя и здесь по звучанию рояля и контрабаса точно можно делать определенные предположения.
Середина открытая, но не выпяченная, на ней вроде бы есть некий акцент, но очень не сильный. Верха — вполне открытые, не зажатые. Ощущение, что слушаешь именно закрытые наушники, вполне отчетливое, но звук какой-то немного другой, непривычный.
Объем и воздух прорабатываются неплохо, но и здесь в целом слышно конструкцию — но, опять же, слышно как-то по своему, немного нетипично.
Потом послушал альбом Can «Soon Over Babaluma». Присутствует хорошая ритмика и неплохая разборчивость. Звуков много, но они живут отдельно, не слипаясь. Весьма неплохой ритм, отлично читаются перкуссионные партии, да и все остальные тоже.
По подаче же в целом звучание получается чуть ярче, чуть эмоциональнее, больше нерва, а некая воздушная меланхолия звука этого альбома отходит на второй план. Ритм оказывается более ведущим, доминирующим, но не количественно, а просто так расставляются приоритеты. Такое прочтение по-своему интересное и имеет право на существование.
И да, на примере этого альбома наблюдается необычное сочетание — одновременно он кажется звучащим чуть ярче и эмоциональнее, но и некая округлость и смягченность присутствуют. Вроде бы звук «праздничный», что чуть диссонирует с настроением альбома, но не утомляет.
Следующий диск — The Cactus Blossoms «Easy Way». Понятно, что уже услышанный почерк не поменялся, но здесь сильнее заметен акцент на вокальных партиях. Он аккуратный, но вокал будто сильнее выражен на фоне музыки. При этом окраски, перекосов нет.
Я слушал некоторые вещи с этого альбома дважды: в начале, когда наушники были совсем новые, подача слегка страдала склонностью к цыканью и выделению отдельных звуков, но со временем это фактически ушло, а акцент на вокале остался. Кроме того, наушники весьма неплохо отрабатывают «воздух» и паузы.
В целом затухание звуков мне показалось чуть-чуть ускоренным, но только лишь малость. Грубым или «попсовым» звук точно не стал, да и уже отмеченные аккуратность и скругленность никуда не делись — и, на удивление, уживаются с долей резкости, даже иногда яркости. Такой вот самобытный характер.
Дальше включил альбом DJ Krush «The Message At The Depth». Напор и атака безусловно есть, и даже более-менее глубина баса. Но при этом звук не кажется иногда таким плотным, как обычно, он более прозрачно-разреженный.
Несмотря на это, с динамикой все очень неплохо: никакой каши, подача отчетливая и быстрая. Острая-резкая? В каком-то роде, но не утомительно, да и резкость эта, как я уже говорил, необычно уживается со скругленностью. Эмоционально звук тоже скорее светлый: да, он не тембрально-тонально светлым кажется, а именно эмоционально-светлым!
Ну не хотят наушники играть сурово и мрачно, даже если именно это присутствует на записи — все чуть-чуть переиначивается на свой лад, и это сразу даже не считаешь и не опознаешь как качество. Интересный эффект, как мне кажется. Такой почерк — достаточно самобытный, но он не кажется вычурным или каким-то кривым. Просто такой есть.
Еще один альбом — Opeth «Morningrise». Бодренько так, весело, динамика и атака есть, в меру острый звук здесь совершенно не противоречит. Все партии читаются хорошо, но звук не кажется разобранным на составляющие.
Детальность — уверенная. Не запредельно-высокая, но и явного недостатка даже на этой записи не ощущается. Эмоционально, пожалуй, все достаточно реалистично, хотя хотелось бы более темного звука. Впрочем, и альбом записан-то не в самом «темном ключе» — больше похоже на стилистику классического рока. А вот переходы от тяжелых ко вполне мирным партиям отыгрываются отлично — нет от тракта какого-то перекоса в ту или иную сторону.
И последняя запись — опера Bellini «I puritani». Очень неплохо ремастированная в хайрезе запись 53 года, но понятно, что в моно. Однако есть некий эффект присутствия, естественности. Здесь как-то даже детальность кажется весьма неплохой — слышны и артефакты, и музыка, партии читаются достаточно раздельно, пусть и моно.
Вокальные партии очень хорошо поданы и слегка подчеркнуты. Слушать действительно интересно, хотя в первую очередь все здесь вытягивает чудесное исполнение произведения. Но при этом наушники, которые мне в начале показались все-таки более ориентированными на современную музыку, здесь показывают себя очень неплохо. И тембрально они играют пусть со своим характером, но без каких-то явно критических моментов.
И еще: в процессе прослушивания самых разных произведений быстро привыкаешь к звуку, слышишь его особенности и небольшие недостатки в сравнении с чем-то другим. Но, как ни странно, общее впечатление по итогам получается совершенно не отталкивающее, а наоборот, положительное — наушники вполне дружелюбны к слушателю.
Выводы
Весьма приятные наушники. Да, есть своя стилистика: чуть приподнятый эмоционально и светлый звук, акценты на вокале (впрочем, когда я давным-давно общался с представителями компании Focal, они именно что говорили, что для их понимания французского звука особо важна подача голоса и умение техники работать с пением как таковым), но все это звучит интересно.
Есть явное вовлечение в прослушивание: кому-то может показаться чуть навязчивым, но многим именно такой подход понравится больше, чем звук точных мониторных наушников. И вполне подтвердилось, что наушники отлично работают с портативом, в том числе и с недорогим — и работают дружелюбно, без снобизма. С разными жанрами тоже работа получилась уверенной — все-таки звук хоть и с акцентами, но не попсовый, в нем нет вульгарности, только какая-то радость. И поэтому он может подойти очень разным слушателям.
Музыкальный материал
Bellini - I Puritani - Maria Callas - Tullio Serafin- Giuseppe Di Stefano – Teatro Alla Scala / Columbia
Can — Soon Over Babaluma / United Artists Records
DJ Krush — The Message At The Depth / Sony Music Records
Opeth — Morningrise / Candlelight Records
Oscar Peterson - Oscars Ballads / Telarc
The Cactus Blossoms — Easy Way / Walkie Talkie Records
79 000 рублей
Тип наушников: динамические, полноразмерные накладные, закрытые
Излучатели: 40 мм из алюминиево-магниевого сплава, с диффузором М-образного профиля
Частотный диапазон: 15 Гц — 22 кГц (+/- 3 дБ)
Коэффициент нелинейных искажений: <0,3 % на 1 кГц / 100 дБ SPL
Импеданс: 26 Ом
Кабель: съемный, Mini-Jack 3.5 мм (гарнитура на штатном кабеле)
Масса: 306 граммов