Для японской компании, особенно настолько авторитетной, как Denon, традиции важны невероятно. С другой стороны, беспроводные, мультирумные и прочие модные тренды заметно теснят классический хай-фай — тут уж, как говорится, или измениться, или умереть. Гармоничное объединение двух этих миров — дело крайне непростое, но именно на стыке классики и инноваций зачастую рождаются по-настоящему интересные решения. К их числу относится и пара довольно-таки неординарных аппаратов, с которыми мне довелось познакомиться.
Незримая цифра
В фирменном описании две тысячи пятисотой серии особо подчеркивается, что для ее создания были приглашены как маститые разработчики с огромным «аналоговым» опытом, так и прогрессивная молодежь. Идея понятна: создать высококлассный Hi-Fi-комплект, созвучный цифровой эпохе.
Внешний вид этой пары никак не указывает на принадлежность к ультрасовременным технологиям — и это даже здорово, на мой взгляд. Гладя на шлифованный алюминий и гармоничное расположение элементов управления в предвкушении момента рождения звука, совершенно не думаешь о технических параметрах.
Визуальную солидность подчеркивает немалая масса: плеер весит почти 14 кг, а усилитель — ровно 25. По одним этим цифрам несложно догадаться и о наличии независимых трансформаторов для цифровых и аналоговых цепей, и о поглощающих вибрацию массивных металлических плитах в основании шасси.
Деликатесное стерео
DCD-2500NE — топовый SACD-плеер в европейской линейке Denon. У себя дома компания предлагает аппараты еще более продвинутые, но и наш герой однозначно создан аудиофилами и для аудиофилов.
Эффективное подавление малейших вибраций обеспечивается конструкцией Master Mechanical Ground Construction, предусматривающей усиление шасси двумя 1,6-мм стальными листами и дополнительную механическую развязку питающих трансформаторов. Сверху корпус защищен двухслойной панелью из стали и меди.
Дисковый привод собственной разработки оснащен механизмом с гибридным подавлением вибрации (Advanced S.V.H.), в котором используются вибропоглощающие покрытия и детали из материалов с несовпадающими резонансными характеристиками, заключенные в кожух из 2 мм стали. Центр масс вращающегося блока смещен максимально вниз, опять-таки с целью создавать как можно меньше механических помех.
В блоке питания применены высококлассные электролиты (общая емкость для аналоговых цепей 3300 мкФ). В сигнальных схемах используются заказные конденсаторы с диэлектриком из полифениленсульфида, известного своей долговечностью и экстремальной температурной стабильностью. Их образцы в процессе разработки поставщик неоднократно присылал специалистам Denon для прослушивания.
Длина сигнальных цепей самым тщательным образом минимизирована, а для борьбы с джиттером предусмотрена пара тактовых генераторов, расположенных в непосредственной близости от ЦАП. Они задействованы на разных частотах семплирования, кратных, соответственно, 44,1 и 48 кГц.
Цифро-аналоговым преобразованием занимается 32-битный (и по внутренней структуре, и по максимальной разрядности сигнала) чип PCM1795 от Texas Instruments. Он обрабатывает цифровые потоки до 192 кГц включительно, причем для более точного восстановления формы аналогового сигнала применяется последняя версия разработанного Denon алгоритма Advanced AL32 Processing Plus. Как результат его работы слушателям обещают (дословно): улучшение детализации, отсутствие искажений, точную локализацию, выразительность басов и достоверность звучания.
Прогрессивная цифровая сущность DCD-2500NE заключается в способности проигрывать не только диски форматов Audio CD и Super Audio CD, но и музыкальные файлы в PCM вплоть до 192 кГц/24 бит, а также DSD 2,8/5,6 МГц. Однако порт USB и цифровые входы, имевшиеся у предшественника DCD-2020, здесь отсутствуют, и музыка может воспроизводиться исключительно с болванок DVD±R/RW, либо с CD-R/RW, если частота дискретизации не превышает 48 кГц.
Справедливости ради замечу, что DCD-2020 настолько обширными дисковыми возможностями не обладал, а цифровые входы имеются в новом интегральнике. И еще одна тонкость — звуковой тракт стереофонический, а значит, и SACD-диски с записанной многоканальной дорожкой будут воспроизводиться только в стерео.
Не мощностью единой
Интегральник PMA-2500NE воплощает концепцию «Simple & Straight», то есть всё просто и без необязательных элементов на пути сигнала. Построен аппарат по принципу усиления постоянного тока, а оконечная секция каждого канала представляет собой единственный двухтактный каскад на высокоамперных полевых транзисторах (UHC-MOS FET).
Для питания используются два трансформатора (двойное моно с отдельными обмотками для «цифры»). Выпрямители собраны на новых мощных диодах Шоттки, которые отличаются от обычных низким падением напряжения при прямом включении и крайне малым временем восстановления, благодаря чему достигается заметное снижение уровня помех в аналоговых источниках питания.
Чтобы система защиты выходного каскада не ухудшала динамические показатели, решено было отказаться от контроля по току, заменив его мониторингом температуры выходных транзисторов с минимальным временем реакции. В результате пиковый рабочий ток может достигать 110 А, а демпинг-фактор превышает 700 для диапазона 20 Гц – 20 кГц. К тому же высокоскоростная температурная компенсация стабилизирует токи покоя, что положительно сказывается на ясности звучания.
Как и в DCD-2500NE, для подавления вибраций здесь используется конструкция Direct Mechanical Ground Construction, а для борьбы с шумами и наводками электроника смонтирована на шести независимых платах. По той же причине для индикации используется небольшая OLED-панель, и она, в отличие от электролюминисцентных дисплеев, не вызывает почти никаких наводок.
Внушительная ручка регулировки громкости связана с аналоговым потенциометром, позволившим, опять-таки избежать усложнения тракта. Толщина стенок алюминиевого цилиндра в два с половиной раза больше, чем в моделях попроще, однако я бы на месте дизайнеров не поскупился и использовал рукоятку, выточенную из цельной алюминиевой отливки. В этом случае тактильные ощущения от общения с аппаратом были бы значительно круче.
Неожиданная встреча
И снова от классики переходим к цифровой современности. Казалось бы, по внешнему виду и характеристикам PMA-2500NE — само воплощение аналогового духа. Так оно и есть, но не будем забывать про инженеров поколения «D», призванных осовременить идеи патриархов. Судя по всему, именно они и снабдили усилитель продвинутым ЦАПом, построенном на все том же чипе PCM1795.
Здесь, разумеется, тоже реализована фирменная технология интерполяции сигнала Advanced AL32 Processing Plus, ну а входящие цифровые потоки поддерживаются вплоть до 384 кГц/32 бит (PCM) и 11,2 МГц (DSD). К ЦАПу можно подключиться по оптике, коаксиалу или USB, причем в последнем случае используется «Цифровой изолятор» — фильтр, препятствующий проникновению высокочастотных помех из компьютера в усилитель.
Слушаем
Роль тестовой акустики исполняла новая модель Focal — Sopra №2. Внешне напоминающие флагманские Utopia, напольники эти, к слову сказать, уже успели получить награду EISA в категории лучших High-End колонок.
Начал я с классики: одно из ранних СD-изданий «Кармина Бурана» Карла Орфа — EMI Classics, 1997. Комплекс сложнейших в динамическом и спектральном плане хитросплетений симфонического оркестра и двух хоров комплект отыграл более чем достойно. Качественная детализация позволяет без проблем выделить звучание отдельных голосов и инструментов, разумеется, настолько, насколько это предусмотрено партитурой. При этом монолитность саунда не страдает, а высокие частоты не кажутся чрезмерно акцентированными.
Пространственная картина тоже впечатляет, причем ее масштаб и глубина уверенно читались как на вавилонском столпотворении «Кармины Бураны», так и на записи совсем другого рода — «Ways not to lose» блюзового дуэта The Wood Brothers. Братья как будто на самом деле стояли передо мной, точнее, контрабасист стоял, а гитарист, без сомнения, сидел. Возможно, виртуальный контрабас был несколько крупнее реальных пространственных пропорций, зато создавалось впечатление, что каждую из его струн можно ощупать пальцами. Бас мощный и глубокий, однако, атака его показалась мне чуть сглаженной.
Чтобы прочувствовать возможности ЦАПа в DCD-2500NE в полной мере, перехожу на диски SACD. Тембр-блок в усилителе, разумеется, выключен, а Analog Mode, отключающий цифровые цепи и индикацию, наоборот активирован.
Изменения в саунде были ожидаемы, а вот их масштабы откровенно удивили. Высокие частоты становятся еще прозрачнее и чище. Вокальный диапазон раскрывается невероятно, и за это отдельное спасибо стоит сказать установленным в Sopra №2 бериллиевым твитерам. Эффект от включения Advanced AL32 Processing Plus здесь также присутствует и выражается в чуть более точно оформленных инструментальных тембрах. Характер басовой пластики со слегка смягченными (буквально на грани слышимости) атаками при этом сохраняется, хотя с глубиной проблем нет: она явно была ограничена внушительными, но все же не инфразвуковыми возможностями пары семидюймовых драйверов в Sopra №2 .
Воспроизведение хайрезов через ЦАП усилителя (источник — ноутбук Apple MacBook Pro) отличий в звучании фактически не принесло, что не удивительно, имея в виду одни и те же чипы DAC, схемотехнику и алгоритмы обработки цифрового потока.
Послевкусие
Итак, на смену достаточно широко известным у нас Hi-Fi-аппаратам Denon серии 2020 пришло новое поколение, и его отличительная черта — наличие продвинутого ЦАПа в усилителе с довольно-таки экзотическим способом воспроизведения музыкальных файлов на SACD-плеере. Есть ли логика в отсутствии функционала DAC на дисковом источнике? Возможно, особенно в том случае, если вы приобретаете целиковый комплект из плеера и усилителя. Интегральник при этом становится как бы аудиофильской заменой ресивера, терминируя все стереосигналы от цифровых и аналоговых источников. Высококлассный дисковый плеер в данном случае фактически избавляется от побочных и довольно ограниченных цифровых функций.
Вроде бы всё логично, однако в этой схеме явно не хватает отдельного качественного источника для файлового и стриммингового контента. Но такой аппарат в действительности существует. Называется он DNP-2500E, и купить его на данный момент можно только в Японии. Как я уже упоминал, на домашнем рынке Denon предлагает и более высокоуровневые SACD-проигрыватели и усилители. Кстати говоря, в числе прочего, они оснащены балансными коннекторами, и это — ответ на вопрос, почему данных портов нет в линейке 2500. С другой стороны, здесь же кроется и причина достаточно гуманной (если говорить о звучании и параметрах) стоимости компонентов. Безусловно, все имеет свою цену, и она в данном случае чрезмерной не является.
Фактически безупречная детализация, ровный тональный баланс, точное построение музыкальной сцены и очень гармоничный внешний дизайн комплекта.
Как ни крути, без внешнего файлового плеера соответствующего класса обойтись будет трудно: вряд ли найдется много желающих переносить коллекцию на болванки.
Denon DCD-2500NE - 214 990 рублей, Denon PMA-2500NE - 229 990 рублей
Denon DCD-2500NE
Диапазон частот: 2 Гц – 50 кГц (-3 дБ) / 2 Гц – 20 кГц (SACD/CD)
Динамический диапазон: 112/101 дБ (SACD/CD)
Сигнал/шум: 120/118 дБ (SACD/CD)
Нелинейные искажения: 0,0008% / 0,0015% (1 кГц) (SACD/CD)
Коммутация: аналоговый стереовыход, цифровые оптический и коаксиальные выходы, управление ИК
Потр. мощность: 25 Вт
Размеры: 434 х 138 х 335 мм
Вес: 13,7 кг
Denon PMA-2500NE
Вых. мощность: 2 х 80 Вт (20 Гц – 20 кГц, 8 Ом, THD 0,07%), 2 х 160 Вт (1 кГц, 4 Ом, THD 0,7%)
Нелинейные искажения: 0,01% (-3 дБ, 8 Ом, 1 кГц)
Сигнал/шум: 74/89/110 дБ (Phono MC/Phono MM/Line)
Тонокоррекция: ±8 дБ на 100 Гц и 10 кГц
Коммутация: 2 фоновхода (ММ и МС), 4 линейных входа, выход на внешний предусилитель, USB, 2 коаксиальных и 2 оптических цифровых входа, управление ИК
Выход на колонки: A/B (Bi-wiring)
Потр. мощность: 310 Вт
Размеры: 434 х 182 х 431 мм
Вес: 25 кг