https://www.youtube.com/watch?v=dOHiI_5yycU&ab_channel=wocomoMUSIC

Лучшее из пока что услышанных исполнений.

Чакона из второй скрипичной партиты -- произведение, поражающее размахом музыкальной фантазии. Было создано в кётенский период жизни И.С.Баха, между 1718 и 1720 годами (в вики указан 1717 год, это, скорее всего, неверно). Здесь мы видим И.С.Баха в одном из счастливейших периодов его жизни: он служит капельмейстером у князя Леопольда Ангальт-Кётенского, который имеет фундаментальное музыкальное образование, много ездит с ним по Италии, знакомится с итальянским искусством под руководством виднейшего музыкального теоретика того времени И.Хейнихена. Обладает полной творческой свободой.

Скрипичные сонаты, написанные в этот период, "возможно, дают величайший для любого вида искусства пример того, с какой свободой и уверенностью великий мастер может двигаться, даже пребывая в цепях" (И. Рейхардт о скрипичных сонатах И.С.Баха, под цепями здесь подразумеваются связанные с скрипичной полифонией ограничения).

Про эти ограничения, насколько я понимаю, пишет А. Швейцер в своей монографии:

"Реальное наслаждение от этих произведений, однако заметно уступает идеальному, что известно каждому слушателю. Многое из баховских сонат даже в исполнении лучших скрипачей звучит жестко. Особенно неприятное впечатление производят арпеджированные аккорды. Сколько бы ни было совершенным исполнение, оно не может не вызвать некоторого недовольства. Арпеджированный полифонический стиль был и будет бессмыслицей.

Уместен вопрос: не переступил ли Бах в этих произведениях границы художественно возможного? Не шел ли он вразрез со своими собственными принципами -- ведь всегда он ставил перед инструментами только такие задачи, разрешение которых призвано дать чистое музыкальное наслаждение".

Действительно, чакону слушать непросто из-за очень быстрых переборов, которые оформляются в аккорды (оказывается, это называется "арпеджированный полифонический стиль"). Далее Швейцер, ссылаясь на исследователей, сам отвечает на свой вопрос -- во времена Баха конструкции скрипки и смычка были иными, нежели современные; струны располагались ближе к грифу, а волос и древко смычка были более мягкими. Это позволяло достигать "смазанности" звуков при арпеджировании, что звучало более благозвучно, чем на современных скрипках.

Так что нет, не переступил. Даже обладая полной творческой свободой и возможностью под влиянием свежих впечатлений от итальянской музыки поддаться соблазну написать что-то "экспериментальное", И.С.Бах остался верен своим принципам и проявил смирение, свойственное не только его духовным, но и светским произведениям, к коим относятся скрипичные партиты.

Считаю, что референсом для BWV 1004 является именно фортепианная транскрипция, которая убирает техническое несоответствие современной скрипки замыслу композитора.

https://www.youtube.com/watch?v=dOHiI_5yycU&ab_channel=wocomoMUSIC