Мой хороший приятель впервые услышал альбом «Wish You Were Here» год тому назад в 40 лет и задумчиво произнес, прослушав: «И что вы все нашли в этих Пинк Флойд? У них же ни одной Грэмми нет...»
Должен заметить, что мой приятель, высказавший так удивившее меня парадоксальное суждение, абсолютно аналоговый человек для своего поколения: в пользовании только винил и ленты. Звук любит и ценит. Впрочем, как и музыку — в продвинутом вкусе ему не откажешь.
В течении дискуссии еще один «юный падаван» ордена меломанов сообщил: «А у ваших Пеплов и Цеппелинов тоже ни фига нету!» Да уж... камню краеугольному рока не везло с насыпухой — еще за первый альбом их номинировали как «лучшую новую группу года», а дали кому? А дали Crosby, Stills, Nash & Young.
«Зепы» за всю карьеру «грэмминосно» не отметились ни за один прижизненный альбом — кроме Best Rock Album за концертный реюнион Celebration Day аж в 2013 году. Есть злая шутка, что Грэмми получил сын Бонэма — Джейсон — за лучшие живые барабаны. У Deep Purple тоже не густо с отметками — их нет вообще. У Queen — зеро против четырех номинаций, даже «Рапсодия» не выстрелила.
Вообще, премия за лучший звук Academy Award for Best Sound Mixing появилась еще в 30-е годы прошлого столетия. В 1964 добавили еще премию Academy Award for Best Sound Editing.
Однако вышеупомянутые номинации были скорее за кино, а премия за звуки музыки Best Engineered Record появилась в 1959 году — с 1965 по 1991 она трансформировалась в Best Engineered Recording. В современном прочтении с 1992 года по наши дни премия за звук вручается именно за музыкальный альбом, как цельную работу — Best Engineered Album.
Лист победителей открыл в 1959 звукорежиссер Тэд Кип (Ted Keep). Из грандов современного звука первым был отмечен Эл Шмит (Al Schmitt) за записи Генри Манчини в 1963. Одним из первых лучшим по звуку джазовым альбомом был признан «Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook» — звук записывал Луис Валентин в 1961 году.
А что наши совсем «незнаменитые» Флойды? Лучший звук впервые дали за «The Wall» Джеймсу Гатри в 1981, а великий «TDSOTM» Алана Парсонса провалился, оставшись только в номинантах... При этом «The Wall» не стал лучшим альбомом года, как и «The Dark Side of the Moon»! Так мы что, за звук или где? Pink Floyd как группа получили единственный свой граммофон за «Marooned», как за лучшую инструменталку 1994 года.
Мне стало интересно разобраться, где в этом премиальном потоке доля объективности и роль случая — и насколько по отношению к проверенным временем и мнениями шедеврам современной музыки все это можно принимать за чистую монету.
С точки зрения объективности абсолютным лидером этой гонки являются Steely Dan, в славной компании Эла Шмита, Роджера Никольса и Эллиота Шейнера: четыре премии за лучший звук альбома за 40 лет — это бесспорное достижение. Альбомы «AJA» — 1978; фильмовый саундтрек «FM-Non Static At All» — 1979; альбомы «Gaucho» и «Two Against Nature» — 1982 и 2001 годы — это серьезная, классно сыгранная и написанная музыка, даже если она вам субъективно и жанрово не близка. К тому же, и как группа Steely Dan за эти работы либо получили свое Грэмми, либо номинировались.
Еще один бесспорный лидер, получивший три премии за альбомы «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967), «Abbey Road» (1969) — оба The Beatles, — «Band on the Run» (1974) Пол Маккартни и Wings. Это Джефф Эмерик (Geoff Emerick), британский звукорежиссер, работавший на Abbey Road. В качестве ассистента звукоинженера Эмерик работал на многих ранних сессиях записи The Beatles, а c 1966 практически стал основным «звукописцем» у Битлов, включая «Revolver» и «The White Album».
Сомневаться в том, что «сержант» — это концептуальный и музыкальный шедевр, существенно повлиявший на развитие современной музыки, не приходится. К слову, Битлы были отмечены Грэмми за музыку именно этого альбома, как группа, не считая премии «за жизненные достижения», присужденную в... 2014 году. Правда, еще была National Trustees Award — в 1972 году.
И «Let It Be», и «Abbey Road» номинировались на лучший альбом года, но проиграли Саймону с Гарфункелем и Blood, Sweat and Tears.
Эмерик рассказывал: «Когда Пол, Джон или Джордж, а особенно — Пол, записывали гитару или клавиши — они всегда просили сделать так, чтобы гитара была не гитара, а клавиши — не клавиши...» За всем этим следил с молодых ногтей проваливший позднее «TDSOTM» Алан Парсонс — вникал и проникался.
Алан девять раз был номинирован на «Лучший звук», из них восемь номинаций за свое и одна за «TDSOTM». Я спросил как-то Гаса Скинаса, за что, собственно, в профсреде уважают Парсонса? И ответ был: «За цитату об аудиофилах...» Считаю, что это шутка.
Так, а кто же обошел в гонке за звук «The Dark Side of the Moon» Парсонса и Флойдов? Стиви Уондер и Малколм Сесил, записавший альбом «Innervisions». Малкольм — не только режиссер и продюсер, но и джазовый басист, сделавший великую грэмминосную троицу Стиви, включая «Fulfillingness' First Finale» и «Songs In The Key Of Life».
Это моя любимая музыка — впрочем, как и Pink Floyd того периода.
Ирония судьбы все же догнала Алана Парсонса, вручив Грэмми за юбилейное переиздание самого себя — альбома «The Eye In The Sky».
Тем не менее критики и музыканты давно недовольны: The New Rolling Stone Encyclopedia of Rock & Roll отмечает, что: «Премия Grammy настолько же непредсказуема, как и кинопремия "Оскар", но при этом еще менее надежна с точки зрения индикации качества музыкальных произведений». По оценке издания, решения голосующих не полностью, но в определенной мере принимаются с учетом объемов продаж записей. Ну, тут не мне судить.
Я просто спрашиваю себя, а что — звуки великого джаза на изданиях Blue Note, Impulse!, Prestige и многое другое от Руди Ван Гельдера вообще «не звучит, не продается»? Ван Гельдер получил Грэмми за жизненные заслуги — и все... Джон Колтрейн, к примеру, всего однажды в 1992 — за жизнь, но не при жизни. А ведь его великий «A Love Supreme» был номинирован еще в 1965 году, но Ramsey Lewis Trio его переиграло.
Роллингов прокатывали более 30 лет, начиная с номинации за «Some Girls» с 1978-го и вплоть до «Voodoo Lounge» в 1994-м, извинившись за забвение премией за лучший альбом традиционного блюза «Blue & Lonesome» в 2017-м. Ну нет у Роллингов звука, вот ведь беда-то...
И ведь не обвинишь национальную академию NARAS в гендерной или территориальной предвзятости: американцы и европейцы, мальчики-девочки, все примерно «в пополаме» и даже нашим обломилось — даже Горбачеву.
Национальная академия предлагает два вида членства: участник (партнер) и выборщик. Все выборщики являются продюсерами, исполнителями или звукоинженерами, принявшими участие в создании как минимум шести ранее отмеченных коммерческих композиций. Именно они выбирают исполнителей, песни и альбомы, которые будут номинированы на Грэмми.
После определения списка возможных номинантов, начинается первый раунд голосования. Академия рассылает выборщикам специальные бюллетени, в которых они должны отметить пять номинантов, которых точно выдвинут на Грэмми. Выборщиками могут быть любые музыканты, продюсеры, звукорежиссеры и представители музыкальной индустрии. Чтобы гарантировать правильность и честность голосования, выборщики могут голосовать:
• За номинантов в четырех главных категориях: «Запись года», «Альбом года», «Песня года» и «Лучший дебют (лучший новый исполнитель)»;
• Максимум в девяти из 31 категорий и только в рамках собственных знаний и квалификации.
То есть номинированные ранее звукорежиссеры и продюсеры и есть, собственно, выборщики? Не совсем: выборщики отправляют бюллетени в офис независимой бухгалтерской фирмы Deloitte. Компания подсчитывает голоса и сообщает предварительные итоги голосования Национальной академии.
По итогам первого раунда определяется предварительный список тех, кто претендует на получение Грэмми — по пять исполнителей и записей в каждой категории. Новые списки вновь рассылаются выборщикам — так начинается второй раунд голосования.
Во время второго раунда выборщикам разрешается голосовать за победителей в четырех главных категориях, а также за победителей в одной из восьми других из 31 категорий номинаций.
После этого бюллетени также передаются в офис Deloitte, которая подсчитывает голоса и определяет победителей. Deloitte также помещает результаты в специальные конверты, которые запечатываются до церемонии. Вроде бы объективно защищенная от субъективности выбора система.
Тем не менее практически весь «корневой» рок и колоссальный массив джаза премия в рамках изучаемой нами номинации игнорирует. В чем причина? Это какая-то загадка природы. Можно поискать ответ на вопрос в других номинациях — например «За лучшее исполнение в стиле хард-рок», впервые введенной в 1989 и сразу со скандалом, когда Jethro Tull обыграл Metallica.
После яростных дискуссий и эту номинацию разделили, выделив «Лучшее металл-исполнение». Но в нашу категорию ничего оттуда не вошло. Правда, разделенное объединили опять в одно в 2012. Тем не менее дуэт Пейджа и Планта отметился там в 1999 с «Must High». Но если прочесать весь массив наград, то лучшая рок-группа всех времен и народов — это U2. 22 Грэмми. А у Alison Krauss and Union Station аж 14 Grammy и, кстати, есть Best Engineered Album — «Paper Airplane» 2012.
По завершении исследования нельзя не упомянуть еще двух достойных «дважды героев» хорошего звука: Стива Уинвуда и Дайану Кролл.
Стив был отмечен совместно с режиссерами Джейсоном Корсано и Томом Лорд-Элджем за альбомы «Back in the High Life» и «Roll With It» в 1987–89, а Дайана с командой упомянутого Эла Шмита за «Взгляды» — 2000–2002.
Ну и все, что могу, от себя лично — конечно, Norah Jones за прекрасный «Соме Away With Me» с командой Blue Note. Наверное, не случайно именно этот альбом Норы, получивший пять премий, был издан на ленте в мастер-копии в прошлом году.
Объективности ради нужно, вероятно, отметить и пять номинаций работ Дэйва Грузина с разными командами и пару просто культовых вещей, однажды отмеченных премией, включая «Breakfast in America» от Supertramp и «Bridge Over Troubled Water» Саймона с Гарфункелем.
В общем, практически все вышеописанное играет, на мой взгляд, просто замечательно и достойно занимать место на полках и в аппаратах ценителей. Вот каков наш лучший звук за последние 40 лет, прикольно? А ведь без всей этой заморочки было бы скучно, правда же?
Искренне Ваш, BigD.