История The Beatles разобрана буквально по дням, но все же стоит еще раз очертить диспозицию, в которой появился «Let It Be». Если говорить исключительно о технической стороне звука поздних The Beatles, то уже на «Белом альбоме», оставшись без надзора Брайана Эпштейна, музыканты предпочитали не шлифовать исполнение.
Репетиции записывались в свободном графике и далеко не всегда в полном составе. Далее отбиралась пленка с наиболее приемлемым вариантом, на который затем с помощью 8-трекового магнитофона накладывались остальные части. А в человеческом измерении у музыкантов к концу 60-х сменились приоритеты. И притяжение между ними ослабло.
Попытки гальванизации трупа некогда сплоченного квартета отмечены регулярными неудачами. На каждый призыв вроде «а давайте сыграем вживую, как в старые-добрые времена» находилась тысяча причин больше так не делать. Личные амбиции, финансовая неразбериха и наплыв в студийный монастырь посторонних людей — от съемочной группы до Йоко Оно — не оставили от былой синергии и следа.
Да и какие «старые-добрые времена»? Всего 5 лет прошло, а парней уже было не узнать. Итог этой истории всем известен, но слушатели все же получили еще два альбома — правда, не в порядке реальной хронологии.
«Let It Be», выпущенный в мае 1970 года, завершает официальную дискографию The Beatles. Но фактически это был заброшенный проект «Get Back», изначально записанный перед «Abbey Road».
30 января 1969 года группа снимала фильм и решила отыграть сет на крыше здания собственного предприятия Apple Corps. Запись велась на пару 8-дорожечных магнитофонов, установленных в студийном помещении компании, весьма далеком до идеала. Отсутствовала часть нужного оборудования, а звукоизоляция была такова, что на время выступления пришлось отключить систему теплоснабжения, чтобы не было гула в записи. Концерт прекратился на 42-й минуте, и эти фонограммы (девять дублей на пять песен) позже легли в основу «Let It Be».
Альбом доводился в состоянии распада группы несколькими продюсерами. Сначала за дело взялся Глин Джонс — и его вариант был поставлен на паузу в пользу «Abbey Road». Завершал работу в 1970-м печально известный Фил Спектор, который снабдил по своему разумению четыре трека пышными оркестровыми аранжировками и хором. Ему приписывается первенство концепции Wall of Sound, хотя некоторые биографы предполагают, что изначально Фил вдохновлялся студийными экспериментами Ли Хэйзелвуда, с которым он сотрудничал в молодости.
Спектор был довольно вздорным гражданином — как-то он даже украл мастер-ленты сольного альбома Леннона, но все это было позже. Человек чудил всю жизнь, пока на старости лет не застрелил другого человека и в итоге умер от ковида в тюрьме.
Так или иначе, на тот момент Спектор считался перспективным новатором и, хотя не все критики были довольны, коммерчески «Let It Be», равно как и все остальные альбомы The Beatles, получила свои золотые места. Леннон, Харрисон и Стар были довольны результатами его колдовства над «Let It Be».
В отличие от Маккартни, который в 2003 году выпустил свою версию «Let It Be... Naked», где его любимая «The Long and Winding Road» и другие треки были избавлены от голливудского шика. Правда, в таком виде результат больше напоминал сольник Маккартни, чем финальный альбом квартета.
В наше время переиздание альбомов The Beatles возглавил сын легендарного продюсера, Джайлз Мартин. Символически родившийся, к слову сказать, как раз после релиза «Abbey Road». С 2017 года были выпущены «Сержант», «Белый альбом» и «Abbey Road». Логично, что следующим должен быть «Let It Be», тем более что вокруг этого издания было столько пересудов и официально неизданного материала.
Hi-Res-ремастер «Let It Be» Super Deluxe Edition, как водится, исполнен в 24 бит/96 кГц и состоит из пяти частей.
Первая содержит оригинальный микс альбома, который известен нам по пластинкам и компакт-дискам. Она также продается и отдельно — в том числе и на Blu-ray, где имеются многоканальные версии альбома в Dolby Atmos (Dolby TrueHD 7.1) и DTS-HD Master Audio (5.1).
Собственно, высока вероятность, что многоканальное издание приурочено к грядущему выходу документального фильма «Get Back» Питера Джексона на канале Disney.
Во второй части Super Deluxe Edition содержатся сессионные записи в Apple Corps. Репетиции на третьем томе служат своего рода мостиком к «Abbey Road» и сольным альбомам участников квартета.
Любопытной выглядит версия «Get Back» Глина Джонса, отклоненная в свое время музыкантами и ныне размещенная в четвертой части Super Deluxe Edition. Нельзя сказать, что она перечеркивает официальное издание Спектора, тем более что сопровождается запись репликами музыкантов, в том числе и издевательскими (понятно чьими).
По крайней мере, сейчас это наилучшее издание микса Джонса после полувека жизни в бутлегах. Однако полной версии выступления на крыше на Super Deluxe Edition так и не появилось.
Пятая часть совсем маленькая и представляет собой EP с двумя неизданными миксами Джонса 1970 года: «Across The Universe» и «I Me Mine», а также современными миксами «Don't Let Me Down» и «Let It Be».
Что сказать про предназначение Super Deluxe Edition? Новичку его покупать не имеет особого смысла — все эти пять томов стоят в HD Tracks почти 60 долларов. Остальной материал представляет скорее архивный интерес для коллекционеров и хардкор-базы фанатов The Beatles, которые готовы собирать 50 оттенков любой песни. Blu-ray, который содержит стерео и многоканальные дорожки основного микса Спектора, но без дополнений из четырех дисков — стоит почти в два раза дороже.
Что касается аудиофильского измерения Super Deluxe Edition «Let It Be», то мое мнение известно — поздние альбомы The Beatles не могут относиться к высоким образцам аудио. При всей любви местного сообщества к аналоговым магнитофонам в 1960-х годах техника многодорожечного овердаббинга изрядно навредила прозрачности фонограмм.
Звук «Let It Be» оставался мутным даже на виниловых первопрессах и изданиях MSFL. Как говорится, что выросло — то выросло. И 24/96 здесь скорее выглядит просто констатацией параметров рабочей среды, в которой работали с трансфером 8-дорожечных мастер-лент Джайлз Мартин и его коллеги. Но!
Изначально я предполагал рекомендовать оставаться на компакт-дисках «Let It Be», которые EMI выпустила в 1987 году. Все-таки почти 35 лет хранения аналоговой пленки с лоуфайным контентом значат гораздо больше, чем разница между CD и 24 бит/96 кГц. К тому же, на материале Super Deluxe Edition наблюдалась некоторая компрессия динамики. В меру бодрая, чтобы ее оценили владельцы полочных колонок, но все-таки лучше бы ее не было.
При этом материал «Let It Be» в ремастере 2021 года звучал хотя и глуховато, но все же с лучшим разделением инструментов и вокала — более «современно». Джайлз определенно провел тонкую работу по вытаскиванию деталей на свет божий. Мне кажется, новый вариант Мартина-младшего придется по душе большинству слушателей.
Но все-таки от прежней CD-версии 1987 года избавляться не хотелось бы. Она звучала мутновато, но по-своему тепло и слитно. И как-то более своеобразно в художественном плане. Настоящее ретро, в отличие от довольно будничного и детального прочтения 2021 года, более напоминавшего... да хотя бы и саундтрек к документальному фильму! Кстати о саундтреках и их носителях.
Между прочим, ремастер «Let It Be» без компрессии в 2021 году все же был издан. Но не для всех покупателей Hi-Res-версии альбома. И найти его можно только на Blu-ray диске. Вот там все в порядке по динамике и со стереомиксом, и с многоканальной дорожкой.
Вероятно, это и была изначальная версия проекта Джайлза, которую затем подпортили для потоковых сервисов и компакт-диска. Не могу понять, зачем для HD Tracks Qobuz был предоставлен более громкий хайрез, но, увы, это так.
Так что для аудиопуристов я бы все же рекомендовал именно Blu-ray или виниловое издание. И все-таки оставить на память компакт-диск EMI 1987 года — в нем тоже есть свое очарование эпохи. Так что физические носители в этот раз победили.