Вот если интересен взгляд из 90-х, то так честно и скажу: люди моего поколения, 40+, считают, что вся отличная музыка осталась в 90-х. Даже так: в ранних девяностых. Дальше, по нашему мнению, пошло засилье бойз- и герлз-бэндов и прочая ерунда. А в наши студенческие годы что? Раздолье! Тут тебе и волны гранжа, альтернативы, трип-хопа и электроника на любой вкус.

Miles Davis «Doo-Bop»

Прото-эйсид-джаз — это два альбома Майлза Дэвиса, «Tutu» (1986) и «Doo-Bop» (1992). Финальная точка карьеры Майлза — работа в студии с юным рэпером/диджеем Изи Мо Би.

Считается, что как-то летом Майлз Дэвис сидел у открытого окна, в нью-йоркской квартире, и, слушая звуки улицы, захотел сделать «уличный» альбом. Люди в теме свели мэтра с этим самым Изи Мо Би, который на тот момент ничем особенным не выделялся, но зато имел диджейский опыт и был своим среди известных рэперов. Но что самое главное — рос он на джазе и соул-музыке, а Дэвиса обожал с детства.

В январе 1991 года они начали работать, а 28 сентября того же года Майлз Дэвис неожиданно скончался. Изи Мо Би доделывал альбом в одиночку. Более или менее готово оказалось только шесть песен. Остальное — немногочисленные наброски (Майлз вообще не любил долго что-то отделывать, возиться — все происходило спонтанно, в студии). Изи Мо Би решился досочинять, доигрывать и склеивать по кусочкам и крупинкам все, что есть.

Две песни Изи Мо Би сделал из воздуха: он нашел два соло Майлза, записанных во время работы трубача над «Tutu», и соорудил из них «Fantasy» и «High Speed Chase». Несколько треков он насытил сэмплами — фрагментами из песен других артистов (Джеймса Брауна, трубача Доналда Берда, группы Kool and the Gang).

Альбом «Doo-Bop» вышел в июне 1992 года — реакция на него была смешанной. Тем не менее, в 1993 году диск получил премию «Грэмми» в номинации «Лучшее инструментальное исполнение в стиле R&B». Альбом не только не пропал, но и стал эффектной точкой в раблезианской по качеству и объему дискографии Дэвиса, и прародителем acid jazz’а. Стиля, который возбудил у тогдашней молодежи — включая вашего обозревателя — интерес к джазу.

«Doo-Bop» до сих пор пленяет своей элегической атмосферой, где одновременно и ретро, и современность... Причем олдскульный рэп там даже более ретро, чем сиплая труба Майлза! Первый трек «Mystery» — головокружительная легкая романтическая мелодия с тревожным вязким ритмом, а в прыгучей «The Doo-Bop Song» Мо Би зачитывает всякие свои «фристайлы», изобилующие комплиментами в адрес покойного.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Jamiroquai «Emergency On Planet Earth»

По мнению современников, The Beatles играли то скиффл, то мерси-бит, Pink Floyd — некий спейс-рок, а поэт Сергей Есенин был одним из т.н. имажинистов. Но кто бы про эти все стили — особенно имажинизм — помнил бы, если б не великие битлы, флойды и Есенин, соответственно?

С Джеем Кеем и его группой Jamiroquai почти та же история: кто сейчас вспомнит, что группа-то — из эйсид-джазовой тусовки? Джей пробовался вокалистом в Brand New Heavies, но не был взят из-за молодости и неопытности.

Дебютный альбом Jamiroquai «Emergency On Planet Earth» сейчас воспринимается как нормальный коммерческий фанк, которого много. А тогда такое еще не было мейнстримом. Так что альбом — чистое воплощение стиля acid jazz. Потом они прославились и стали играть нечто, на мой взгляд, невразумительное — от прежних идеалов и следа не осталось. Ну и ладно — сами, поди, не расстроились.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Us3 «Hand On The Torch»

Альбом 1992 года «Hand On The Torch» — образчик жанра. С этих ребят стиль и начался. Их «Cantaloop: Flip Fantasia» — переделка классической инструментальной композиции Херби Хенкока с почти таким же названием — стала большим хитом.

По легенде, весь проект сложился следующим образом. Этих юных диджеев-рэперов пустили в закрома-архивы лейбла Blue Note — старейшего в мире джаз-лейбла, который в начале 90-х хотел какой-то модернизации. И они там наворовали-нарезали сэмплов и соорудили целый альбом вот такого.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Digable Planets «Reachin' (A New Refutation of Time and Space)»

1993 год. Явный переход от хип-хопа к эйсид-джазу. Этакий «джаз-рэп» — причем речитативов тут больше, чем всего остального. Альбом, на мой тогдашний вкус, не особенно удался — рыхлый он. Впрочем, я разорился на американский CD. И пожалел: кроме очаровательной «Cool Like Dat» больше слушать-то особенно и нечего, но за попытку — спасибо.

Любопытно, что несколько лет назад они заезжали в Москву, выступили в не очень концертном месте — выставочном зале «Гараж». Очень приятный, профессиональный фанк-концерт, все живаго, басист качает, духовики жгут — вроде отлично. Но именно «Cool Like Dat» в финале всех поставил на уши по-настоящему. Значит, не я один такой привереда.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


The Brand New Heavies «Original Flava»

Релиз 1995 года лейбла с программным названием Acid Jazz. Ретроспективный сборник би-сайдов и ранее не издававшихся композиций вышеупомянутых The Brand New Heavies. Оказался наименее попсовым и наиболее разнообразным их альбомом, как по мне.

Хит «Never Stop» звучит здесь в непривычном варианте — с вокалом лидера группы Яна Кинкэйда. Есть также первая версия песни «Dream Come True» — тоже впоследствии хита. Хороший коллектив на пороге славы. Интересно!

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Deee-Lite «World Clique»

Снова 1992 год. И сумасшедшая для своего времени пластинка. Сингл «Groove Is In The Heart» страшно раздражал и отовсюду лез в уши — как муха. Но какой там классный басовый рифф! Образец эклектики, смешение всего со всем. Тогда такой «салат» казался безвкусицей, для сегодняшней же поп-музыки такое — норма жизни.

В начале нулевых в Москву привезли одного из участников трио — японца Тову Тэя. Това Тэй на тот момент уже забронзовел: мировой диджей! Мне удалось спросить его об истоках такого вот интересного жанра. Он пожал плечами: «мы просто хотели играть хип-хоп по-своему».

Ну такой вот хип-хоп, действительно. Спустя лет десять в «Луч» приехала вокалистка Леди Кир. Тоже с диджей-сетом. Я ей переводил несколько интервью для московских изданий. Сам заодно пообщался. Милая женщина, анти- то, что мы видим на экране. Про Deee-Lite почти не вспоминали.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Various Artists «Jungle Jazz»

1996 год — и вот уже пошли извращения. Конечно, смешать эйсид-джаз с чем-то — это масло масляное, перебор. Но лейбл Acid Jazz — слушайте, даже я устал уже от этого термина! — решил продвигать «джаз-джангл». То есть те же яйца, только с джанглом. А джангл — самый на тот момент модный и снобский стиль. Не попса!

Ну вот, собственно, данный сборник представляет собой попытку играть как бы джаз поверх ломаных джангл-ритмов. Тенденция вскоре заглохла, поскольку тот же брейк-бит оказался более продуктивным. Но диск интересен как тупиковая ветвь эволюции.


Funky Porcini «Head Phone Sex»

Продукция лейбла Ninja Tune, который начинал с бешеной электронной эклектики, а потом пришел чуть ли не к попсовому клубному джазу. Но высокого качества — вспомним хоть Bonobo.

Этот альбом отнесли к эйсид-джазу потому, что больше ни к чему отнести не решились. Постмодернистский пастиш можно назвать путешествием в глубины звука без компаса и карты. В дальнейшем, специально для Funky Porcini критики придумали термин «эйсид-эмбиент», то есть «окружающей мир под кислотой». Это больше походило правду.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Original Flavor: The Best Of Acid Jazz, volume 3

Насколько я помню девяностые — а если вы их помните, то, значит, вас там не было — это первый появившийся в нашей стране сборник настоящего acid jazz. Компиляция лейбла с программным названием acid jazz — тогда за его продукцией гонялись все. Представлены очень хорошие группы второго ряда: акустическая Mother Earth, психоделическая Emperors’ New Clothes, вибрафонический Vibraphonic и прочие.

На первых тиражах сборника есть симпатичная перепевка зеппелиновской «Whole Lotta Love», которую сделали Goldbug (кавер этот даже показывали по нашему телевидению). Хороша и пронзительная «Lovesick» от группы Night Trains: к сожалению, полноценные альбомы этой группы такого хорошего впечатления не производят, но конкретно эта вещь — прямо-таки украшение всего альбома.


Soft Animals «Conquest of the Arctic»

Альбом выпущен в 1997 году, но записан в 1992. Это важно, потому что сие есть пример российского визионерства. Именно так. Это наши соотечественники — разовый студийный проект Soft Animals, возглавляемый ныне покойным мультиинструменталистом и философом Иваном Соколовским (играл с группами Н.О.М. и Ят-Ха, продюсировал проект «Солдат Семенов»).

На запись «Мягких зверей» собрались чуть ли не все российские духовики рок-н-ролла, а именно бывшие или будущие участники Бригады С, Ногу Свело и прочих коллективов с духовой секцией.

Термина эйсид-джаз Иван на тот момент не слышал и считал, что играют они «техно-джаз». Впоследствии музыкант грозился сделать «индастриал-нью-эйдж» — не знаю, удалось ли. По уверениям Соколовского, вся музыка «Покорения Арктики» есть чистая импровизация, записанная практически с первого дубля, но с минимальным вмешательством звукорежиссера и продюсера.

О качестве пластинки говорит тот факт, что ее экземпляры лежали в палатках в одной пачке с иностранными звездами жанра, и никому в голову не приходило, что столь современная и модная штука сделана в России, да еще и в 1992 году. Тот случай, когда за державу не обидно.