Все, что придумали самураи, по крайней мере выглядит эстетски. А если это должно звучать?
«Звук сямисэна
Вновь возвращает эхо
В горах весенних
Избиты мои ноги
Но нет душе покоя…»
Кокоро
Японская поэзия силлабична. Слог состоит из гласного звука или согласного в сочетании с гласным; таких комбинаций не очень много. «Красную книгу» аудио прочитать вроде также возможно с помощью только одной комбинации? Но Самураи говорят: «Это не так! Путей еще много!»
Для большинства японский джазовый лэйбл Three Blind Mice известен в первую очередь исключительным аудиофильским качеством записи и музыкального материала. С 1970 года было выпущено около 130 альбомов, послуживших основой достойной интеграции национальной джазовой традиции в классику современного мирового джаза.
Весь этот материал окончательно стал бы труднодоступной коллекционной редкостью, если бы к 1993 году группе инженеров из JVC не удалось создать 20-битное супер кодирование «K2» с использованием специального 20-разрядного A/D конвертора. В 1999 году JVC выпустила свой первый продукт XRCD — Extended resolution компакт диск, используя в процессе мастеринга устройство с более высокой частотой дискретизации, чем у стандартных дисков Redbook (CD). И конечно, одни из первых изданий в новом формате были выпущены с мастер лент Three Blind Mice!
Качество звука изначально было обеспечено безупречным профессионализмом Йошихико Канари (Yoshihiko Kannari) — основным звукоинженером студии TBM. Естественно тогда все сводилось исключительно под винил, пока не пришла другая эра. Суть новаторства вот в чем: воздух — это пространство вокруг инструментов, звуков и голосов, которое, как и музыканты, тоже играет, звучит. По технологии К2 звук получается прозрачный, воздушный. Именно из-за этих качеств «воздух-пространство» до сих пор, на мой взгляд, имеют широкое хождение виниловые пластинки и проигрыватели. Но технология JVC К2 переносит эти преимущества винила на страницы Red Book.
По сути К2 — это A/D конвертер и специальное сглаживание, дополнение, насыщение звука реверберациями и особый метод подготовки мастер-диска по технологии XRCD. В 2002 году XRCD технология JVC стала способной кодировать 24-бита в процессе мастеринга, обеспечивая тем самым качество звука, конкурирующего с SACD, но сохраняя при этом область PCM.
Для чего?
Цитируем Уинстона Ма (Winston Ma), президента First Impression Music:
«Не существует такой вещи, которую мы можем лишь сравнить и сделать наш собственный выбор. Мой опыт говорит мне, что конечный результат всегда зависит от мастерства, знания инженера или производителя. Я часто использую фотографии в качестве аналогии для объяснения этого, хотя, возможно, это и не удовлетворительный ответ.
Представьте себе, что два фотографа создают фотографии одного и того же объекта. Один из них не имеет опыта в своем деле, но имеет наилучшее оборудование. Другой — художник и опытный фотограф, который использует свою 40-летнюю аналоговую камеру. Результаты будут сильно отличаться: последний может захватить сущность и душу объекта, в то время как первый может передать другие атрибуты с непревзойденной точностью.
Конечно, если мы могли бы взять лучшее от обоих художников, фотография получилась бы выдающегося уровня мастерства. Передовые технологии и оборудование являются важными инструментами! Тем не менее, конечный результат все еще зависит от скульпторов звука, наших мнимых фотографов».
Таковыми и были инженер Йошихико Канари, Мистер «Tee» — Такеши Фудзи, президент и продюсер TBM (Takeshi «Tee» Fujii), и один из лучших специалистов в мастеринге — Пол Стабблбайн (Paul Stubblebine) из First Impression Music.
Нужно отметить, что узок был круг этих увлеченных людей. Уинстон Ма, например, начинал как распространитель изданий TBM на улицах с лотка, пока не инициировал в 2008 новые записи Tsuyoshi Yamamoto на собственном лэйбле.
С 1996 по 2008 год были выпущены XRCD переиздания таких корифеев японского джаза, как: Isao Suzuki, Tsuyoshi Yamamoto, Mari Nakamoto.
Ямамото — первый среди равных как пианист-импровизатор во многом был самоучкой. Играл как сессионный музыкант, пока не стал штатным пианистом в Токийском джаз-клубе Misty в 1974 году и не попал в обойму Three Blind Mice, выпустив за один год альбомы «Blues For Tee», «Midnight Sugar» и «Misty». Каждый из этой «большой тройки» выдержал множество переизданий, в том числе и на XRCD в 1996 году.
Контрабасист Исао Судзуки вносил в модальный соул-джаз элементы традиционной японской музыки, работая вместе с Ямамото. А альбом Mari Nakamoto III (JVC XRCD2 20 K2 Coding -TBM-XR-0056), записанный совместно с Судзуки —просто шедевр от Йошихико Канари.
В свою очередь, работая над гениальной компиляцией «The Super Extended Resolution Sound Of TBM» (FIM XRCD 018 — 1998 год), команда из First Impression Music внесла свою лепту в скрупулезное сохранение всех достоинств изначального звукового материала. Процесс трансфера у FIM выглядел так: изначальная аналоговая мастер лента, затем редактирование и секвенсирование в пределах одного жесткого диска с программой Sonic Solution Exabyte, что по мнению команды дает профессиональный уровень качества, намного выше, чем у DAT, и единственный трансфер от ленты до мастер штампа. Другие технологии применяют от 3-х до 5 трансферов.
Я мало что в этом понимаю, но прослушивание доказало, что они правы. По крайней мере, и у людей моего круга, и в серьезных аудиосалонах XRCD издания с материалами Three Blind Mice — одни из наиболее востребованных тестовых аудиофильских изданий.
Да что там! Однажды услышав что-либо из этих шедевров, начинаешь невольно менять свой меломанско-аудиофильский «гардероб». Определенно можно утверждать, что издания с использованием мастеринга JVC К2HD и выпущенные с матриц, полученных методом JVC XRCD, где понятие джиттера стремится к нулевому значению, представляют определенный интерес для аудиофилов. Опять маркетинг? Имеющий уши, да услышит...