Эти компоненты занимают вторую строчку сверху в иерархии Schiit. Стоят они существенно меньше их старших братьев, но по заявленным характеристикам и оснащению целят все же в верхний сегмент: балансные схемы, ламповый выходной каскад, BNC-S/PDIF... Попробую разобраться, не пришлось ли разработчикам пойти на некоторые компромиссы.
Форм-фактор
В ассортименте фирмы есть продукты различных габаритов, от совсем миниатюрных до почти полноразмерных. Почти — потому что ширина у них 406 мм против стандартных 430 мм. Тестируемые аппараты уже не мини и тем более не микро, но выглядят они все же довольно компактно. Вытянутые корпуса вызывают ощущение элегантности. Стильный и лаконичный дизайн не превратился в безликий благодаря акценту в виде ламп на верхней крышке Mjolnir 2.
Им суждено работать вместе: по стилю в другой системе любой из них будет выглядеть чужаком, а главное — так можно получить полностью симметричный тракт от ЦАПа до наушников. Мне удалось послушать эти компоненты через наушники как с балансным подключением, так и с обычным стереоджеком. Озорства ради я подключал нагрузку к обоим выходам одновременно — Schiit сохранял полную невозмутимость.
Конструктор
Поскольку у Mjolnir 2 есть выход с предусилителя и второй (RCA) вход, а Gungnir оснащен оптическим, коаксиальным и USB входами, на их основе можно построить достаточно гибкую компактную Hi-Fi-систему. Я бы добавил такие компоненты: наушники и активные мониторы с балансным подключением, старый добрый CD-проигрыватель, ноутбук и/или стример. Почти в таком сочетании мне и пришлось знакомиться с Schiit поближе.
Из наушников в моем распоряжении были Oppo PM-1 и PM-3, AKG K701, Beyerdynamic DT 770 Pro; в качестве источников использовались Marantz CD-17 MkIII KI Signature и ноутбук с Windows 8.1. За соединения отвечали кабели Hybrid Audio RCA Litz 0,5 м, PYST XLR 0,22 м, PYST USB A-B 1 м, силовой DAXX P70 1,8 м.
Варианты модернизации
Дельта-сигма ЦАП Gungnir при желании можно превратить в мультибитный, установив соответствующую плату (не самостоятельно, конечно). Схемотехнически он станет похож на топовый Yggdrasil. Но стоит эта процедура больше половины цены исходной версии, да и необходимость обращаться в сервисный центр мало кого привлечет. А вот заменить лампы в Mjolnir 2 под силу и по карману каждому.
На российском рынке усилитель комплектуется канадскими лампами 6BZ7. Вместо них можно поставить любые другие из семейства 6DJ8, 6922, ECC88 и 2492, чтобы поэкспериментировать с нюансами звучания. А самое интересное — Schiit предлагает превратить аппарат полностью в полупроводниковый, установив в эти же разъемы фирменные модули LISST (продаются отдельно за 10 990 рублей).
В отличие от названий продуктов, взятых из скандинавской мифологии, LISST — это просто аббревиатура. Расшифровывается она как «linear, integrated solid-state tube», то есть ламповыми технологиями там и не пахнет. Отсутствие свечения от нитей накала в случае установки этих «ламп» предусмотрительно компенсировано оранжевыми светодиодами, установленными рядом с их разъемами на плате. Выглядит симпатично.
Тепло и холод
Но как можно догадаться, звучание от этого ламповым не становится. Я послушал оба варианта и пришел к выводу, что воспринимаются они по характеру как два разных аппарата, хотя сохраняются и некоторые общие черты.
Вначале о различиях. Полупроводниковый вариант мне не показался холодным. Будучи приверженцем нейтрального звучания, я бы выбрал именно его. Ритм и скорость тоже следует записать в актив LISST. Под песню Rush «The Spirit Of Radio» было невозможно усидеть на месте (разве что шнур от наушников мешал). Стремительность подачи материала подтвердилась и при воспроизведении CD Emerson, Lake & Palmer «Pictures At An Exhibition». При этом не было ощущения, что музыканты спешат, комплект лишь подчеркивал их виртуозность. Ламповая версия после этого показалась неторопливой и расслабленной.
Еще раз подчеркну: комплект с транзисторным каскадом совершенно особенно и внимательно подходит к работе с временем. В опере Филипа Гласса «The Photographer» внимание вначале притягивали инструменты, отдельные звуки и фразы, но очень скоро они перестали быть значимыми; время замедлило свой ход, и, подчиняясь законам минимализма, восприятие переключилось на развитие композиции в целом, сплетая все элементы в единый поток.
Зачем усложнять?
Если полупроводниковый тракт так хорош, то можно задаться вопросом: зачем проходить такой сложный путь, ставить гнезда для ламп, организовывать процессорное управление ими, а в итоге использовать оттуда лишь питание, да и то с преобразователем? Не проще ли было сразу сделать транзисторный аппарат?
Один из очевидных ответов напрашивается сам: чтобы угодить всем — стойким сторонникам ламп и полупроводников, попутно прихватив колеблющихся. А еще «базовый» ламповый усилитель хорош тем, что в отличие от транзисторного, раскрывающего и подчеркивающего особенности всех наушников, заставляет любые из них играть на свой лад.
Например, AKG K701 с LISST казались скуповатыми, а в ламповой версии Mjolnir 2 вдохнул в них много жизни. Можно ли назвать звук усилителя в этом варианте более унифицированным? И да и нет. Действительно, он заставляет наушники повиноваться и передает им часть своего характера. Но индивидуальность музыкального материала и основные свойства фонограмм при этом не теряются. В склонности к упрощению аппарат упрекнуть не могу.
Отслеживая динамические перепады в «The Photographer», я обнаружил еще одну особенность Mjolnir 2. Дополнительный драйв в громких фрагментах очень оживляет прослушивание именно в наушниках, добавляя ему ощущения, сходные с теми, что испытываешь при воспроизведении того же материала через динамики с громкостью немного выше средней. Лампы естественным образом моделируют такую ситуацию, добавляя немного гармоник, компрессию на пиках сигнала и т. д. Мне кажется, тем, кто слушает музыку в наушниках не слишком часто, беспристрастный подход LISST будет больше по душе.
Точно в такт
На входах USB и S/PDIF стоят приемники CM6631A и AK4113 соответственно. Обе микросхемы имеют довольно гибкое управление, что позволило создать на их основе систему восстановления тактовых импульсов Adapticlock. Она анализирует входной сигнал и автоматически подбирает для него наиболее подходящую цепь — на основе кварцевого генератора, управляемого напряжением (VCXO), либо просто генератора, управляемого напряжением (VCO). Все это делается без изменения разрядности и частоты дискретизации исходного сигнала. Борьба с джиттером дала плоды, ведь низкая утомляемость — одно из косвенных свидетельств результативности этой борьбы. Большинство записей хочется дослушать до конца (при условии использования наушников с удобным оголовьем).
При работе ЦАПа с компьютером (подключение через USB) для операционных систем macOS и Linux драйверы не нужны, для Windows потребуется скачать их с официального сайта. Тут есть нюанс — по умолчанию в параметрах ASIO стоит разрядность 16 бит, и если не глядя подать на него сигнал с плеера, например, с Foobar, вы так и будете слушать 16-битную версию фонограммы, преобразованную проигрывателем самостоятельно. Профессиональные же программы 24-разрядный файл воспроизводить откажутся, как было в моем случае с Sound Forge. Вызовите в самой программе настройки ASIO и поставьте там 24 бита.
От цифры к аналогу
На оцифрованном с параметрами 24 бита/192 кГц виниле ELP Trilogy (трек «From the Beginning») гитара звучала звонко, но мягко. До ощущения «аналога» оставалось совсем недалеко, но характерные для него атрибуты присутствовали — вовлеченность слушателя, способствующая отвлечению внимания от мелких огрех записи, потрескивания пластинки и шумов.
Ощущение общей теплоты звучания возникало не за счет приглаживания ВЧ-диапазона или обогащения материала какими-то специфическими гармониками. Вовсе нет, вся необходимая музыкальная и тембральная информация присутствовала. И чтобы ее усвоить, не нужно было напрягаться, достаточно просто переключить внимание с одного тембра или инструмента на другой. Если же не концентрироваться на чем-либо конкретном, то можно расслабиться и следить за развитием музыкальной темы, которая легко проходит через компоненты Schiit.
Выводы
Вместе эти компоненты образуют почти готовую Hi-Fi-систему довольно высокого уровня, но с одной оговоркой. Доля усилителя в цене этой системы может оказаться слишком велика, если рассматривать его в первую очередь как предварительный. Так что если вы слушаете музыку в наушниках больше половины времени, то мне такая покупка кажется оправданной. Тут-то и пригодятся возможности влиять на окраску звучания. А вот ЦАП без проблем впишется вообще в любое окружение.
Достоинства: прекрасное разрешение, ритмичность и музыкальность; ЦАП одинаково хорош с любыми источниками. Возможность модернизации обоих компонентов (для ЦАПа скорее теоретическая)
Недостатки: у ЦАПа щелкает реле при переключениях частоты дискретизации на входе S/PDIF. Неочевидный доступ к настройкам в драйвере для Windows. Вариант Mjolnir 2 с полупроводниковыми модулями довольно скупо играет с бюджетными наушниками профессиональных серий, даже если «разогнать» коэффициент усиления
Официальный сайт: Schiit Gungnir, Schiit Mjolnir 2
Цена: Schiit Gungnir — 76 490 рублей, Schiit Mjolnir 2 — 76 490 рублей
Паспортные данные
Schiit Gungnir
Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (±0,1 дБ); 1 Гц – 100 кГц (-1 дБ)
Макс. амплитуда вых. сигнала (RMS): 4,0 В (балансный выход), 2,0 В (несимметричный выход)
Коммутация: входы USB, SPDIF (Toslink/RCA/BNC); аналоговые выходы 2 x RCA, 1 x XLR
КНИ <0,002% (20 Гц – 20 кГц)
Интермодуляционные искажения: < 0,002% (CCIR)
Сигнал/шум: >112 дБ (относительно 2 В RMS)
Полное выходное сопротивление: 75 Ом
Потребляемая мощность: 20 Вт
Габариты: 406 х 223 х 60 мм
Масса: 4 кг
Schiit Mjolnir 2
Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (-0,1 дБ); 2 Гц – 400 кГц (-3 дБ)
Макс. мощность (32/50/300/600 Ом) на канал: 8/5/0,85/0,425 Вт (RMS)
Коммутация: входы RCA, XLR, выходы предусилителя RCA и XLR, выходы на наушники 6,35mm jack и 4-контактный балансный XLR
КНИ: <0,005% (20 Гц – 20 кГц, 1 В RMS)
Интермодуляционные искажения: < 0,006% (CCIF, 1 В RMS)
Сигнал/шум: >104 дБ (невзвешенное, 1 В RMS, в режиме с низким коэф. усиления)
Взаимопроникновение каналов: < –75 дБ (20 Гц – 20 кГц)
Полное выходное сопротивление: 1/0,3 Ом (коэфф. усиления х8/х1)
Коэффициент усиления: х8 (18 дБ), х1 (0 дБ)
Потребляемая мощность: 45 Вт
Габариты: 406 х 223 х 60 мм
Масса: 5,4 кг