Эти компоненты занимают вторую строчку сверху в иерархии Schiit. Стоят они существенно меньше их старших братьев, но по заявленным характеристикам и оснащению целят все же в верхний сегмент: балансные схемы, ламповый выходной каскад, BNC-S/PDIF... Попробую разобраться, не пришлось ли разработчикам пойти на некоторые компромиссы.

Форм-фактор

В ассортименте фирмы есть продукты различных габаритов, от совсем миниатюрных до почти полноразмерных. Почти — потому что ширина у них 406 мм против стандартных 430 мм. Тестируемые аппараты уже не мини и тем более не микро, но выглядят они все же довольно компактно. Вытянутые корпуса вызывают ощущение элегантности. Стильный и лаконичный дизайн не превратился в безликий благодаря акценту в виде ламп на верхней крышке Mjolnir 2.

Им суждено работать вместе: по стилю в другой системе любой из них будет выглядеть чужаком, а главное — так можно получить полностью симметричный тракт от ЦАПа до наушников. Мне удалось послушать эти компоненты через наушники как с балансным подключением, так и с обычным стереоджеком. Озорства ради я подключал нагрузку к обоим выходам одновременно — Schiit сохранял полную невозмутимость.

Конструктор

Поскольку у Mjolnir 2 есть выход с предусилителя и второй (RCA) вход, а Gungnir оснащен оптическим, коаксиальным и USB входами, на их основе можно построить достаточно гибкую компактную Hi-Fi-систему. Я бы добавил такие компоненты: наушники и активные мониторы с балансным подключением, старый добрый CD-проигрыватель, ноутбук и/или стример. Почти в таком сочетании мне и пришлось знакомиться с Schiit поближе.

Из наушников в моем распоряжении были Oppo PM-1 и PM-3, AKG K701, Beyerdynamic DT 770 Pro; в качестве источников использовались Marantz CD-17 MkIII KI Signature и ноутбук с Windows 8.1. За соединения отвечали кабели Hybrid Audio RCA Litz 0,5 м, PYST XLR 0,22 м, PYST USB A-B 1 м, силовой DAXX P70 1,8 м.

Варианты модернизации

Дельта-сигма ЦАП Gungnir при желании можно превратить в мультибитный, установив соответствующую плату (не самостоятельно, конечно). Схемотехнически он станет похож на топовый Yggdrasil. Но стоит эта процедура больше половины цены исходной версии, да и необходимость обращаться в сервисный центр мало кого привлечет. А вот заменить лампы в Mjolnir 2 под силу и по карману каждому.

Базовая версия ЦАПа Schiit Gungnir. Вместо двух плат справа вверху можно установить одну мультибитную

На российском рынке усилитель комплектуется канадскими лампами 6BZ7. Вместо них можно поставить любые другие из семейства 6DJ8, 6922, ECC88 и 2492, чтобы поэкспериментировать с нюансами звучания. А самое интересное — Schiit предлагает превратить аппарат полностью в полупроводниковый, установив в эти же разъемы фирменные модули LISST (продаются отдельно за 10 990 рублей).

Плата усилителя для наушников Schiit Mjolnir 2

В отличие от названий продуктов, взятых из скандинавской мифологии, LISST — это просто аббревиатура. Расшифровывается она как «linear, integrated solid-state tube», то есть ламповыми технологиями там и не пахнет. Отсутствие свечения от нитей накала в случае установки этих «ламп» предусмотрительно компенсировано оранжевыми светодиодами, установленными рядом с их разъемами на плате. Выглядит симпатично.

Тепло и холод

Но как можно догадаться, звучание от этого ламповым не становится. Я послушал оба варианта и пришел к выводу, что воспринимаются они по характеру как два разных аппарата, хотя сохраняются и некоторые общие черты.

Вначале о различиях. Полупроводниковый вариант мне не показался холодным. Будучи приверженцем нейтрального звучания, я бы выбрал именно его. Ритм и скорость тоже следует записать в актив LISST. Под песню Rush «The Spirit Of Radio» было невозможно усидеть на месте (разве что шнур от наушников мешал). Стремительность подачи материала подтвердилась и при воспроизведении CD Emerson, Lake & Palmer «Pictures At An Exhibition». При этом не было ощущения, что музыканты спешат, комплект лишь подчеркивал их виртуозность. Ламповая версия после этого показалась неторопливой и расслабленной.

Этим лампам хватит мощности, чтобы раскачать какие угодно наушники

Еще раз подчеркну: комплект с транзисторным каскадом совершенно особенно и внимательно подходит к работе с временем. В опере Филипа Гласса «The Photographer» внимание вначале притягивали инструменты, отдельные звуки и фразы, но очень скоро они перестали быть значимыми; время замедлило свой ход, и, подчиняясь законам минимализма, восприятие переключилось на развитие композиции в целом, сплетая все элементы в единый поток.

Зачем усложнять?

Если полупроводниковый тракт так хорош, то можно задаться вопросом: зачем проходить такой сложный путь, ставить гнезда для ламп, организовывать процессорное управление ими, а в итоге использовать оттуда лишь питание, да и то с преобразователем? Не проще ли было сразу сделать транзисторный аппарат?

Один из очевидных ответов напрашивается сам: чтобы угодить всем — стойким сторонникам ламп и полупроводников, попутно прихватив колеблющихся. А еще «базовый» ламповый усилитель хорош тем, что в отличие от транзисторного, раскрывающего и подчеркивающего особенности всех наушников, заставляет любые из них играть на свой лад.

Переключение входов осуществляется одной кнопкой по кругу

Например, AKG K701 с LISST казались скуповатыми, а в ламповой версии Mjolnir 2 вдохнул в них много жизни. Можно ли назвать звук усилителя в этом варианте более унифицированным? И да и нет. Действительно, он заставляет наушники повиноваться и передает им часть своего характера. Но индивидуальность музыкального материала и основные свойства фонограмм при этом не теряются. В склонности к упрощению аппарат упрекнуть не могу.

Отслеживая динамические перепады в «The Photographer», я обнаружил еще одну особенность Mjolnir 2. Дополнительный драйв в громких фрагментах очень оживляет прослушивание именно в наушниках, добавляя ему ощущения, сходные с теми, что испытываешь при воспроизведении того же материала через динамики с громкостью немного выше средней. Лампы естественным образом моделируют такую ситуацию, добавляя немного гармоник, компрессию на пиках сигнала и т. д. Мне кажется, тем, кто слушает музыку в наушниках не слишком часто, беспристрастный подход LISST будет больше по душе.

Точно в такт

На входах USB и S/PDIF стоят приемники CM6631A и AK4113 соответственно. Обе микросхемы имеют довольно гибкое управление, что позволило создать на их основе систему восстановления тактовых импульсов Adapticlock. Она анализирует входной сигнал и автоматически подбирает для него наиболее подходящую цепь — на основе кварцевого генератора, управляемого напряжением (VCXO), либо просто генератора, управляемого напряжением (VCO). Все это делается без изменения разрядности и частоты дискретизации исходного сигнала. Борьба с джиттером дала плоды, ведь низкая утомляемость — одно из косвенных свидетельств результативности этой борьбы. Большинство записей хочется дослушать до конца (при условии использования наушников с удобным оголовьем).

Для балансного подключения наушников разработчики избрали самый распространенный 4-штырьковый XLR

При работе ЦАПа с компьютером (подключение через USB) для операционных систем macOS и Linux драйверы не нужны, для Windows потребуется скачать их с официального сайта. Тут есть нюанс — по умолчанию в параметрах ASIO стоит разрядность 16 бит, и если не глядя подать на него сигнал с плеера, например, с Foobar, вы так и будете слушать 16-битную версию фонограммы, преобразованную проигрывателем самостоятельно. Профессиональные же программы 24-разрядный файл воспроизводить откажутся, как было в моем случае с Sound Forge. Вызовите в самой программе настройки ASIO и поставьте там 24 бита.

От цифры к аналогу

На оцифрованном с параметрами 24 бита/192 кГц виниле ELP Trilogy (трек «From the Beginning») гитара звучала звонко, но мягко. До ощущения «аналога» оставалось совсем недалеко, но характерные для него атрибуты присутствовали — вовлеченность слушателя, способствующая отвлечению внимания от мелких огрех записи, потрескивания пластинки и шумов.

Выключатель питания размещен на задней стенке — подразумевается, что вы будете им пользоваться редко
Охвачены практически все варианты цифровых интерфейсов

Ощущение общей теплоты звучания возникало не за счет приглаживания ВЧ-диапазона или обогащения материала какими-то специфическими гармониками. Вовсе нет, вся необходимая музыкальная и тембральная информация присутствовала. И чтобы ее усвоить, не нужно было напрягаться, достаточно просто переключить внимание с одного тембра или инструмента на другой. Если же не концентрироваться на чем-либо конкретном, то можно расслабиться и следить за развитием музыкальной темы, которая легко проходит через компоненты Schiit.

Выводы

Вместе эти компоненты образуют почти готовую Hi-Fi-систему довольно высокого уровня, но с одной оговоркой. Доля усилителя в цене этой системы может оказаться слишком велика, если рассматривать его в первую очередь как предварительный. Так что если вы слушаете музыку в наушниках больше половины времени, то мне такая покупка кажется оправданной. Тут-то и пригодятся возможности влиять на окраску звучания. А вот ЦАП без проблем впишется вообще в любое окружение.

Достоинства: прекрасное разрешение, ритмичность и музыкальность; ЦАП одинаково хорош с любыми источниками. Возможность модернизации обоих компонентов (для ЦАПа скорее теоретическая)

Недостатки: у ЦАПа щелкает реле при переключениях частоты дискретизации на входе S/PDIF. Неочевидный доступ к настройкам в драйвере для Windows. Вариант Mjolnir 2 с полупроводниковыми модулями довольно скупо играет с бюджетными наушниками профессиональных серий, даже если «разогнать» коэффициент усиления

Официальный сайт: Schiit Gungnir, Schiit Mjolnir 2

Цена: Schiit Gungnir — 76 490 рублей, Schiit Mjolnir 2 — 76 490 рублей

Паспортные данные

Schiit Gungnir

Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (±0,1 дБ); 1 Гц – 100 кГц (-1 дБ)

Макс. амплитуда вых. сигнала (RMS): 4,0 В (балансный выход), 2,0 В (несимметричный выход)

Коммутация: входы USB, SPDIF (Toslink/RCA/BNC); аналоговые выходы 2 x RCA, 1 x XLR

КНИ <0,002% (20 Гц – 20 кГц)

Интермодуляционные искажения: < 0,002% (CCIR)

Сигнал/шум: >112 дБ (относительно 2 В RMS)

Полное выходное сопротивление: 75 Ом

Потребляемая мощность: 20 Вт

Габариты: 406 х 223 х 60 мм

Масса: 4 кг


Schiit Mjolnir 2

Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (-0,1 дБ); 2 Гц – 400 кГц (-3 дБ)

Макс. мощность (32/50/300/600 Ом) на канал: 8/5/0,85/0,425 Вт (RMS)

Коммутация: входы RCA, XLR, выходы предусилителя RCA и XLR, выходы на наушники 6,35mm jack и 4-контактный балансный XLR

КНИ: <0,005% (20 Гц – 20 кГц, 1 В RMS)

Интермодуляционные искажения: < 0,006% (CCIF, 1 В RMS)

Сигнал/шум: >104 дБ (невзвешенное, 1 В RMS, в режиме с низким коэф. усиления)

Взаимопроникновение каналов: < –75 дБ (20 Гц – 20 кГц)

Полное выходное сопротивление: 1/0,3 Ом (коэфф. усиления х8/х1)

Коэффициент усиления: х8 (18 дБ), х1 (0 дБ)

Потребляемая мощность: 45 Вт

Габариты: 406 х 223 х 60 мм

Масса: 5,4 кг