Если решите проехать на автомобиле из Лондона в Париж или обратно, ваш путь пройдет по юго-востоку Англии, через графство Кент. Быть может, вы проедете мимо тихого городка Мейдстон. Именно там уже 52 года назад появилась компания KEF. Там она до сих пор и живет.

Как нам рассказал Йохан Кург, идейный вдохновитель и ведущий эксперт KEF (да-да, такая у него должность), они — последняя компания, оставшаяся в Мейдстоне. И это хорошо, потому как завод стоит в тихом месте у небольшой речки, сами понимаете, акустическим замерам ничего не мешает.

На фабрике собираются только топовые линейки: Reference, Blade и Muon. Также там находится R&D-центр (второй расположен в Гонконге), комнаты прослушивания, музей техники и офис.

История

Рэймонд Кук, основатель KEF, купил завод Kent Engineering and Foundry, выпускавший в те времена металлические детали для тракторов — слева на фото вы видите рекламу полевого опрыскивателя. И на базе литейных цехов организовал производство акустики. Даже название менять не стал, только сократил до KEF.

Однако Рэймонд Кук был не только предпринимателем, он занимался исследованиями, инженерным и научным трудами. Справа на фото словарь акустических терминов «A to Z in Audio» Гилберта Бриггса, выпущенный в 1960-м году, где Кук был техническим редактором. Кстати, полистать эту книгу интересно и сегодня.

Рядом с фабрикой в отдельном здании находится «Музей наследия KEF», где собрана продукция, выпущенная компанией на протяжении всей истории.

На фото слева популярная система LS3/5A. Создавали акустику по спецификациям BBC для мониторинга голоса. Однако она настолько приглянулась аудиофилам, что стала одной из самых популярных колонок KEF (продано более 100 000 штук). Собственно, поклонники марки просили компанию выпустить заново LS3/5A, однако «технологии слишком старые» — сообщили инженеры и придумали новые LS50.

И еще один экспонат из музея KEF. На фото справа самая популярная акустика, когда-либо произведенная KEF — Coda 7. Это недорогие Hi-Fi-полочники (ценой около 200 долларов) со 130-мм бумажным драйвером и однодюймовым твитером. Всего было произведено более миллиона «семерок».

Разработка

Джордж, молодой и перспективный инженер. Он вместе с другим инженером по имени Джек (увы, Джек в эти дни был на конференции AES) разработал тот самый новый Uni-Q-драйвер с лепестками, который стоит в новых KEF. Джордж показал, каким образом они рассчитывают звуковую волну, исходящую от драйвера.

Кстати, просчитывается она частями, срезы идут по каждому лепестку — так получается быстрее, чем эмулировать работу всего драйвера сразу (требуется слишком много времени на просчет компьютером). Но нисколько не вредит процессу, потому как драйвер симметричен. После чего изготавливается прототип драйвера и его замеряют на лазерном интерферометре. Эти замеры объединяются в программе, с целью увидеть, что можно улучшить, например, изменить материал или форму диафрагмы.

R&D-отдел KEF. Инженер-механик показывает, как они на CAD-программе будто бы за минуту разрабатывают форму передней панели Blade. Потом поправляет, что в реальности процесс занимает недели.

Справа на фото классический кадр для R&D-центров, где разрабатывают акустику, — акустическая комната. Она уже немолода, но до сих пор исправно глушит все, что можно. Находится в такой неприятно, ведь эха совсем нет. Но нужно, чтобы поставить колонку и направить на нее микрофон. После чего происходит замер.

Для замеров импульсных характеристик акустики глухая комната не нужна. А нужна вот такая огромная комната с окошком под потолком (слева на фото). В окно ставится АС, а микрофон напротив нее снимает звук. Особенность в том, что отражения от стен приходят с опозданием, и это позволяет отделить прямой сигнал от эха.

Завод

Последние остатки корпусов «сумасшедшего спецпроекта» KEF — колонок Muon. Напомним, что инженерам разрешили не экономить и создать самую крутую акустику, которую только они могут себе представить.

В результате сэкономить не получилось и покупателю — стоимость пары около 9 миллионов рублей. Однако ограниченный тираж практически весь распродали, осталось лишь несколько штук, что ждут своего часа на производстве.

На заводе KEF представилась редкая возможность заглянуть внутрь KEF Blade. Представьте, внутри электроника и провода! Кому интересно, кабели изготовлены The Chord Company.

Пока мы изучали внутренности KEF, работник шлифовал поддон (на фото слева). Стенд, на котором тестируют кроссоверы акустики KEF Blade (справа).
Справа: Работник фабрики припаивает провода к акустическим клеммам. Ручное производство воочию.
Слева: небольшая «комната» для тестирования АЧХ колонок серии Reference. Внутри два микрофона (ближнего и дальнего поля). Сравнивается частотная характеристика с эталонной моделью, до этого замеренной здесь же.

Прослушивание

Специально для нас прямо в музее KEF устроили прослушивание новой флагманской системы Blade и полочников LS50. У первой мощный, открытый, яркий и масштабный звук, несмотря на маленький Uni-Q-драйвер.

Как утверждает Йохан Кург, играют Blade гораздо дороже свой цены (а стоят они около миллиона рублей) и в этом году очень хорошо продаются в США. В свою очередь недорогие LS50 также оказались довольно интересной акустикой. Впрочем, обе системы уже побывали в нашей тестовой лаборатории, и мы о них писали.