Что бы не случилось в мире, ламповая техника всегда будет иметь свою долю среди аудиокомпонентов. На то есть тысячи объяснений — от визуальных до электрических. И поскольку кабельное подключение в портативной технике окончательно становится уделом чудиков, очевидно, что в этой заводи обязательно зацветут лилии с корнями из большого домашнего High-End.
Томление и поиски прекрасного у портачей зашло в тупик. Есть деньги — бери Аstell, нету денег — бери FiiO. Что звук, что измерения в обоих вариантах чисты, как слеза — даже скучно. И неспокойной душе хочется чего-то еще.
Проекты стационаров для наушников с ламповыми каскадами известны уже много лет — те же усилители Stax или Sennheiser Orpheus. Но идея брать лампы на борт с автономным питанием появилась относительно недавно. Но как же прокормить такое богатство? Ответ оказался простым, как мычание — кормите только предварительную секцию, батареек на это хватит. А разгонять сигнал будут, как обычно, ОУ. И здесь никакого обмана. Тот же Stax использовал гибридную схему в своих SRM — и никто не жаловался, в том числе и я, в свое время избрав этот вариант после транзисторного модуля. Причины? Богатство тембра, разумеется. И вот еще что.
Наушники и колонки, на мой взгляд — совершенно разные механизмы доставки и отрисовки фонограммы. И насколько я осторожен к ламповым схемам в стационарных комплектах с АС, настолько же приветствую «усилители тембра» в персональном аудио. Это не преступление — стремиться сделать звук более выразительным и индивидуальным, как это происходит с подбором виниловых компонентов. И очень здорово, когда можно чередовать две этих концепции.
Сегодня мы рассмотрим два варианта портативного усилителя с лампами. Дорогой и не очень — но он тоже чего-то да стоит. Вообще-то и за 50 баксов можно заказать ноунейм из Китая. Little Bear, Douk — там много имен, как у Люцифера. Но мы рассмотрим респектабельные варианты. Кстати, а вы готовы угадать по картинкам, на которой из них изображено более дорогое устройство?
Недаром же говорил, что в портативном аудио будет все запутано. Вот этот дизайнерский модуль титанового цвета — стоит 420 долларов и родом из Гонконга. А за этот самодел с торчащей ручкой из США просят почти в два раза больше.
Бренды Lars&Ivan и ALO audio мало что значат в мире домашнего Hi-Fi. Союз братцев (!?) Ларса и Ивана — точно ничего вам не скажет. При этом на сайте компании имеется отсылка к некой группе дизайнеров из Германии. Вероятно, их разово привлекали при разработке внешнего вида компонентов Lars&Ivan.
Послужной список ALO audio более нагляден — как минимум, знатоки портатива должны знать про дорогие IEM-наушники Campfire, которые производятся на мощностях компании в Портленде. А для разработки Continental V5 был привлечен Винни Росси из Red Wine Fame. За основу был взят транзисторный модуль Rx.
Оба усилителя в данном обзоре являются не единственными в своих линейках и оба используют миниатюрные лампы Raytheon во входном каскаде. Вообще-то сейчас Raytheon — это крутая военно-промышленная компания с миллиардными доходами за счет всяких ракеток и радаров. Но исторически, вот уже почти сто лет назад она начинала с электронно-лучевых трубок.
Собственно, модели 6111 (у ALO audio Continental V5) и 6418 (у Lars&Ivan THA-30X) тоже применялись в системах наведения «томагавков». Сегодня такие лампы, избежавшие призыва на воинскую службу, можно встретить в музыкальном оборудовании — например, в микрофонах Audio-Technica AT3060 (6418) и Neumann M147 (6111). Из этих двух, понятное дело, у 6111 более солидная репутация.
Пользователям не стоит опасаться старения ламп. В гибридном режиме работы подобных усилителей величина тока ничтожна, так что трубки хватит на тысячи часов. Скорее вам захочется попробовать какой-нибудь другой триод, как это бывает с виниловыми картриджами. В ALO audio знают об этой страсти и уже предлагают NOS-ы: 6021, 6832 и 6BF7 различных производителей.
Модель THA-30X является топовой в линейке Lars&Ivan. Очень приятная внешне фляжечка с матовой отделкой и окошком сами понимаете для чего. После ламп на наушники у THA-30X работают ОУ MUSES01 с хорошей репутацией. Громкость управляется двумя клавишами, по достижению максимума красный штрих подсветки перестает моргать.
При активации басс-буста (горб +6 дБ в районе 50 Гц) светодиод меняет свой цвет на синий. Весьма разумным выглядит дублирование аудиовхода на обоих торцах устройства — кто знает, как лягут провода в компоновке. Более дешевые усилители в линейке Lars&Ivan используют аналоговое управление громкостью, но лампы и батарея на 1800mAh в них такие же. Заряжаются все усилители через вход mini-USB.
Как уже упоминалось, ALO audio Continental V5 выглядит не так утонченно. Но это лишь на первый взгляд. Повертев V5 в руках, понимаешь, что перед нами все-таки не дешманский аппарат — закругленные углы алюминиевого корпуса, тисненное лого, перфорация. Она здесь очень кстати — Continental заметно сильнее греется в работе, чем THA-30X, а усилительная секция дольше выходит на рабочий режим. Для высокочувствительных арматур предлагается переключиться в пониженный режим усиления Low.
У меня была темная версия усилителя, и определиться, где вход, а где выход, было немного затруднительно. 800 долларов за устройство размером с сигаретную пачку — это еще не предел в иерархии ALO audio. В Continental V5 установлена только одна лампа, и конструкция двойного триода 6111 это позволяет. В модели за 1 000 долларов Dual Mono их уже две, плюс на борту размещен DAC Wolfson 8741. И вот последнее — уже лишнее.
Повторюсь, на мой взгляд, ЦАПы смартфонов не представляют собой какой-то глобальной проблемы и сохраняют приемлемые цифры искажений. Главное — вытянуть что-то из писка на приличную мощность. Более того, я бы предпочел усилители вообще без ручки громкости. Чистые блоки мощности вполне логичны, поскольку в портативе регулировка уровня всегда присутствует на источнике по умолчанию. Наушникам прежде всего нужны не суперЦАПы, а толковые блоки питания с током и напряжением. Посмотрим, как с этим обстоят дела у наших испытуемых.
Помимо измерений, в качестве реальной электроакустической нагрузки усилителям были назначены несколько вариантов наушников — больших и маленьких. Среди больших были изодинамики Verum Audio с экстремально низким для подобного формфактора импедансом 8 Ом. В других наушниках Beyerdynamic T1 импеданс был наоборот экстремально высоким — 600 Ом. Чтобы раскачать подобную нагрузку, потребуется невялое напряжение.
Из этой пары наушников на слабеньком смартфоне, разумеется, громче сыграет Verum, но и ему для полноценной работы потребуется много тока. А что касается T1, если честно, меня они никогда особенно не воодушевляли своим жестким звуком. Но наслушавшись разговоров о достойном усилении, я надеялся раскрыть их душу с помощью теплой лампадки.
Итоговая тяга на усилителях оказалась столь разной, поэтому встал вопрос, как все это сопоставлять и измерять. Было решено отталкиваться от 1 Вольт на вход. Собственно, на Continental V5 можно было подать сигнал раза в два больше, поскольку устройство имеет 16-вольтовый блок питания со всеми вытекающими. Но тогда условия теста перестают быть житейскими. Т.е. какой смысл в усилении и без того громкого источника?
В лице же 1 Вольт мы имеем 100% громкости аудиовыхода техники Apple, той, где еще сохранился 3,5 мини-джек — старые айфоны, айпады и переходники. У телефонов на Android выходное напряжение обычно меньше на 30–40%.
Конечно, хотелось, чтобы китайский аппарат со своей ценой оказался не хуже брендованного американца, но не вышло. Началось с того, что при максимуме своей громкости THA-30X выдал 2,4 В с айфона, но там уже было много искажений — видимо, перегружался вход усилителя. Поэтому для адекватных измерений пришлось снизить уровень громкости на источнике. В этом режиме THA-30X показал итоговых 1,4 В напряжения. Увы, не так уж много, а на реальной нагрузке оно, разумеется, еще и подсядет. Для Beyedynamic T1 этого явно не хватит, но для основной массы наушников до 100 Ом будет нормально.
Продвинутость конструкции ALO audio Continental V5 также подчеркивалась его рекордно низким выходным импедансом в районе 1 Ома против 5 Ом у THA-30X. Максимальное напряжение с айфона составило 3,59 В у ALO audio Continental V5, что на 600-омных Beyedynamic T1 вырулит на 21,48 мВт. Конечно, от такой громкости вы вряд ли оглохнете, но жить и слушать музыку с таким уровнем можно и нужно. Однако ручка на V5 будет при этом вывернута до упора.
АЧХ у обоих аппаратов ничем не ограничена по высоким частотам и далее в ультразвуковой стратосфере. Но характер воспроизведения усилителей с ламповыми каскадами кажется более «густым». Ответ на вопрос «почему?» знают даже дети. Потому что — жирнющая вторая гармоника, которая залезает в слышимый диапазон, подпирая основной тон и генерируя высокий процент искажений при измерении.
У ALO audio Continental V5 этот процент на максимуме громкости остается в районе 0,2%, а у THA-30X получается в три раза выше при вдвое тихом сигнале.
А кроме того, сравните динамический диапазон более дешевого усилителя в таболице выше. У ALO audio размах между сигналом и шумом переваливает более чем за 100 дБ, что теоретически превышает диапазон 16-битного сигнала. Хотя, конечно, в реальной жизни иногда вас будут сопровождать тихие призвуки из-за механической вибрации ламп, особенно в IEM. Но это все мелочи. Главное — как меняется восприятие звука на ламповой компоновке. Теперь по собственно звукам музыки.
В отсутствие более дорогого конкурента Lars&Ivan дарит совершенно иной экспириенс вслушивания в фонограмму. Цветут тембры! Особенно заметно не на внутриканальных, а на крупных накладных моделях с большой поверхностью мембраны. Это всегда очень интересно слушать после пресноватых транзисторных компонентов.
Но появление ALO audio Continental V5 проясняет картину во всех смыслах этого слова. Он оказывается ровно посередине между стерильным стандартом и ламповым буйством второй гармоники. А самое главное — удалось оживить капризные Beyedynamic T1, которые прежде меня совершенно не впечатляли на OPA1688 у RME. А ведь чипы Texas Instruments работают и на V5, но дополнительная ламповая секция сделала свое светлое дело.
И напоследок еще один эксперимент. При подключении к стационарному комплекту в качестве буферов-предусилителей между ЦАПом и усилителем мощности ALO и Lars&Ivan дают ожидаемый эффект. Это похоже на мир, что ищут любители винтажной техники — некую идеальную пленку или пластинку, когда все катится одним потоком. Элементы композиции как-то уютно порхают со сглаженной атакой и закруглены — короче, все, что так знакомо по многим супердорогим трактам на выставке.
Конечно, тембр в подобной компоновке может получиться очень красивым на акустическом инструменте. Прямо как живой! Однако фонограмма со скоростным, энергичным материалом покажет условности ламповой концепции. Микс-то вполне может быть записан и сведен по-уродски, но почему взрывные моменты на лампе начинают плавать в меде, словно включили Motion Plus на телевизоре? Этого не должно быть, если мы хотим эксплуатировать более-менее незаметную и беспристрастную аудиосистему.
Поэтому в собственном стационарном комплекте я предпочитаю минимум соусов, чтобы иметь максимально прозрачный и быстрый звук. Пусть местами он и будет более «тонкий», «серый» и «плоский» — что там еще говорят критики транзисторов? Но зато такой, где высокие и низкие частоты выглядят более разнесенными и контрастными относительно друг от друга, а не слеплены слоями в торт «Наполеон». При этом я буду безмерно рад лампе во второй системе (кухня/спальня) и, конечно, же в наушниках!
Описанные в материале усилители определенно стоит попробовать. В своем классе каждый из них отлично выполняет свою работу и дарит серф на меломанской волне.