Несколько лет назад у компании Thorens сменился владелец, а дальше началось переформатирование модельного ряда техники. Но то, что было сделано в данном конкретном случае, даже спустя три года после презентации выглядит и ощущается очень необычным. Что же именно?

В далеком прошлом компания Thorens, которой самой уже более ста лет, выпускала пассиково-роликовый проигрыватель Thorens TD 124. Аппарат и тогда был признан весьма интересным, и до сих пор является в своем роде культовым — те старые модели востребованы рынком и немало стоят, как в аутентичном состоянии, так и в виде качественно модифицированных версий. История, концепция аппарата, его звучание — есть масса причин такой популярности. 

Thorens TD 124 DD

А что же сейчас? То, что выпущено сейчас — это совсем не реплика. Это именно что переосмысленный аппарат, хоть он внешне и очень похож на свой прообраз. Детали, дизайн, элементы управления — преемственность очевидно видна. И в железе все сделано очень качественно, добротно.

Но в сути своей это другой проигрыватель. И он имеет не пассиково-роликовый привод, а привод прямой, с достаточно мощным мотором. Если искать аналогии в других отраслях, то мне это напомнило подход, когда какое-то кастомное ателье берет классический автомобиль из прошлого и переделывает его в электромобиль. Только в нашем случае проигрыватель выпускается вполне серийно, это не некая лимитированная переделка.

Классический узнаваемый корпус из фанеры и MDF устанавливается на стойку просто на алюминиевых ножках с защитой от царапин снизу, безо всяких регулировок. Уровень настраивается у верхней станины, на которой закреплены все остальные узлы. Регулировка трехточечная, и тут присутствуют практически такие же резиновые демпферы-полусферы, какие были у предшественника. Есть встроенный в станину жидкостный уровень для регулировки. Может, он и не сверх-точен, но и проигрыватель не так критичен к выравниванию — есть аппараты куда более требовательные. Здесь же имеющегося более-менее достаточно. Хотя в идеале, конечно, воспользоваться более точным уровнем.

Регулировка станины по уровню (справа один из трех регуляторов) и регулятор скорости слева

Станина, на которой собрана вся конструкция проигрывателя, изготовлена из литого алюминия и покрашена серой краской. На ней закреплены мотор, органы управления и база тонарма. Мотор весьма мощный, тихий. С раскруткой далеко не самого легкого алюминиевого диска он справляется без каких-либо проблем, диск быстро набирает скорость.

В конструкции предусмотрен классический по реализации стробоскоп, когда есть окошко с зеркалом, через которое видно подсвечиваемые лампой риски, нанесенные на нижнюю поверхность диска. И, соответственно, есть подстройка скорости — поворотное кольцо, расположенное на передней поверхности станины и стилизованное под похожие кольца регулировки уровня.

И, насколько я понял, проигрыватель хоть и прямоприводный, но без кварцевой стабилизации. Что и интересно, и необычно, и в какой-то мере отсылает к старым прямоприводным моделям некоторых компаний, которые прямой привод делали без стабилизации.

Старт-стоп и переключение скоростей

Питается проигрыватель от весьма увесистого внешнего блока питания. Узла, аналогичного ему, у предшественника не было, но в нашем случае все логично и понятно: питание для прямого привода нужно иное, и все оно собрано во внешнем блоке, выдающем на выходе 5 и 24 вольта — разъем питания четырехконтактный, и, судя по всему, привод и остальная электроника запитаны раздельно. Да: никакой индикации световой у блока нет. У проигрывателя в принципе из всего светящегося — только лампа стробоскопа. Никаких светодиодов.

Еще, говоря о приводе, стоит упомянуть необычное в конструкции диска. Резиновый мат, стилизованный под оригинальный, сделан условно-несъемным. Чтобы его снять, нужно сначала снять расположенный в центре диска выдвигающийся адаптер под 7-дюймовые синглы — тоже элемент «исторической» конструкции, как и расположенный слева от диска рычаг тормоза.

Рычаг оставили внешне таким же, как и раньше, но принцип действия совсем другой: раньше это был именно что механический тормоз диска, а сейчас это рычаг электрического тормоза. Придумано изящно, но на деле не очень нужно — проигрыватель прекрасно позволяет менять пластинки, не останавливая вращения диска.

Мотор прямого привода Thorens TD 124 DD

Управление вращением осуществляется при помощи ручки-переключателя слева от диска. Здесь тоже видна весьма хорошо сделанная стилизация, но переключение электронное, а не механическое. И скоростей вращения только две, 33,3 и 45 оборотов в минуту. Другие скорости, которые были у того старого 124-го, делать здесь не стали.

База тонарма тоже высокой точностью повторяет оригинал. Та же пластина, в нашем случае из MDF, прикручивающаяся тремя винтами к корпусу. Да и тонарм, получивший название TP124, весьма похож на старый TP14 и на некоторые другие модели из прошлого.

Он поворотный, 9-дюймовый, с динамической балансировкой. Пара штатных противовесов позволяет ставить и тяжелые головки типа Ortofon SPU, под которые адаптирована геометрия тонарма, и другие головки, воспользовавшись штатным шеллом, который позволяет регулировку положения головки. А вот прижим осуществляется при помощи пружины, здесь динамический принцип работы.

Диск Thorens TD 124 DD - видны метки стробоскопа и кольцевой магнит привода

Все нужные регулировки у тонарма присутствуют. Для регулировки высоты нужно ослабить при помощи специального штифта зажимную гайку, а потом просто вращать по или против часовой стрелки регулировочное кольцо. И эта настройка вполне удобна и точна. 

Азимут можно отрегулировать как в шелле, так и ослабив крепление трубки и, вращая ее, получить желаемое положение по азимуту. Такая регулировка не очень удобна, сложно быстро попасть в нужное положение, но ничего невозможного в этом нет и желаемая точность вполне достижима.

Антискейтинг регулируется при помощи грузика — и тут все сделано интересно. Сам бронзовый грузик мы не видим, точнее, видим только в процессе сборки проигрывателя. А после сборки он оказывается под базой тонарма: к нему идет леска, пропущенная через отполированную втулку из рубина. Дальше надо только зацепить леску за нужное деление при настройке — и все, больше ничего трогать не нужно. Хотя при настройке лучше воспользоваться тестовой пластинкой, чтобы получить верное значение антискейтинга.

В руководстве пользователя не указаны значения в граммах для тех делений, на которых может быть зафиксирована леска грузика: по моим прикидкам ближайшее к поворотному узлу значение — 0,5 грамма. Далее шаг похож на прибавку еще по 0,5 грамма для каждого положения — и так до значения в 4,5 грамма.

Тормоз диска у Thorens TD 124 DD

Проводка тонарма выведена на разъемы на задней панели корпуса, и тут можно использовать как RCA-коммутацию, так и XLR — оба вида разъемов присутствуют. Земля же разведена как на один из контактов балансных разъемов, так и на отдельную клемму.

В конструкции тонарма также предусмотрен электрический микролифт. Управляется он двухпозиционным переключателем на базе тонарма. Сделано все удобно — в том смысле, что регулировка по высоте подъема завязана не на электрику, а только на механическую часто тонарма. Электрика же отличается тем, что лифт работает достаточно медленно. К этому надо привыкнуть, но ничего страшного в этом нет. Пусть медленно, главное — плавно и точно. И действительно: когда головка опускается, движение ее строго вертикальное, без люфтов в сторону.

И еще интересное соображение: по всей логике базу с тонармом можно снять, электрический лифт и проводку отключить, и при желании так же, как у тех старых аппаратов, поставить базу под 12-дюймовый тонарм, у которого уже будет выходить проводка за пределами корпуса, а лифт будет обычный механический.

Адаптер для 7-дюймовок уThorens TD 124 DD встроен в диск

Вот такой по конструкции в целом получился этот аппарат, такое переосмысление. Дальше уже нужно слушать. Слушать буду как со штатной головкой SPU TD 124, которую для Thorens делает Ortofon (вероятнее всего на базе SPU Synergy G, хотя точного совпадения по параметрам нет ни с одной текущей моделью SPU — диапазон и рекомендованная прижимная сила здесь ниже), так и с другими сторонними головками из моего запаса. Но для начала — базовая связка.

Альбом Sarah Vaughan «No Count Sarah». По подаче звук скорее теплый, без склонности к камерности. Объемный, слегка смягченный бас, приподнятая середина, скорее яркие, но не резкие верхние частоты. Есть хорошая, даже подчеркнутая наполненность. Объем моно-звука больше среднестатистического, есть и воздух, и плотность. Подача в меру теплая, сочная, ярко-эмоциональная, но без вульгарности. Что-то винтажное в почерке есть, но я бы не сказал, что это похоже на оригинальный роликово-пассиковый звук — но и на подачу очень многих современных проигрывателей тоже не похоже.

Может, не так детально, как могло бы быть, но эмоционально, насыщенно, тепло, как-то по своему весьма уютно. Кстати, на большинство прямоприводных аппаратов все это тоже не похоже — нет жесткости или строгости. Да, именно так играют не все прямоприводники, но в данном случае все равно чувствуется некий гибрид. Именно ассоциация с гибридным усилителем мне кажется вполне уместной.

Есть неплохая стройная динамика, неплоха и детальность. Но все в целом какое-то приятно-теплое, чуть смягченное и одновременно яркое. Интересное сочетание качеств. И еще: аппарат совершенно точно голосистый, его много и это слышно, но нет в этом навязчивости.

Блок питания Thorens TD 124 DD

Потом поставил диск Wes Montgomery «A Day In The Life». Стиль записи A&M того времени хорошо слышен, но с басом и некой общей раздутостью звука аппарат неплохо справляется — не усиливает уж точно. Просто получается большая, объемная сцена, пусть и не идеально точная, но без каши. Образы масштабные, да и разделение воздухом присутствует. Проработка баса мне понравилась — он чуть мягче и воздушнее, но нет ощущения его избыточности. Все остальное — большое, яркое, сочное, но не тяжеловесное: есть и пластичность, и изящество, только в некой своей манере. И в целом — фирменный стиль записи я здесь тоже хорошо слышу и прослеживаю.

И кстати, у меня эта пластинка не в идеальном состоянии, но связка головки и тонарма все это хорошо отрабатывает, артефакты слышны меньше, чем обычно. Точнее, слышны гораздо менее выражено. Вместо достаточно громкого щелчка на ряде других аппаратов получается иногда появляющийся слегка слышный песочек.

Подача в меру окрашенная. Тут есть и доля теплоты, и смягченность, и цвета будто несколько усилены — звук яркий. Но если посмотреть на все в целом, почерк получается сбалансированным. Со своей спецификой, но, надо признать, отдельные качества находятся в равновесном состоянии, списать что-либо в категорию перекосов будет затруднительно.

Пластинка Queen «The Game». Вот здесь слишком хороша слышна фирменная специфика записи Queen и этого альбома. Тракт как-то все расцвечивает, но при приличном басе и неплохой динамике некая телесность все равно слышится более уплощенной. И хотя здесь слышны все выше описанные качества, совсем переделать исходник они не в состоянии. Но надо отдать должное — ничего не становится хуже. Динамики хватает, и динамика получается не легкоподвижной, а скорее плотно-напористой.

Бас на примере этой записи даже чуть перегущен, однако контроль присутствует. Пожалуй, здесь весь баланс скорее чуть смещен в сторону баса и нижней середины, чем в сторону верхов. Впрочем, сказать, что верха потерялись-пропали, конечно же, нельзя. Сцена в данном случае несколько ушла в глубину, получилась скорее плотной, но масштаб весьма неплох. Да и общее эмоциональное наполнение более чем заметно — скучно этот аппарат точно не играет. Хотя и грубо-навязчиво — тоже нет.

Тонарм Thorens TP 124

Hugh Laurie «Let Them Talk». Весьма атмосферно и музыкально, с хорошим басом и общей наполненностью. На этой записи есть даже некое смакование отдельных звуков, все прорисовывается сочно и телесно, объемно, но при этом на составляющие не распадается. Хороший ритм, он кажется чуть подфорсированным, но никакой торопливости — просто такая экспрессия и эмоциональность. При этом отдельные партии, как я уже заметил, имеют неплохую локализацию, хорошо читаются. Да и масштабная, умеренно плотная сцена совсем ничему не противоречит. В целом у звука получается и хорошая вовлеченность, и окраска, которую можно счесть скорее вкусной, чем неприятной.

Мне нравится сильно отличная от этой подача, но я бы не сказал, что эта вызвала отторжение или протест — просто я воспринял ее как некий другой вариант, но вариант вполне полноправный. Даже было интересно: а как сыграет это, а как прозвучит то. И хоть лично мне эта стилистика не близка, но она не утомила и не вызвала раздражения. Так что в своей манере звук, безусловно, можно счесть цельным и харизматичным.

Регулировка прижимной силы у тонарма динамическая. Если снять верхнюю крышку поворотного узла то можно получить доступ к фиксатору трубки тонарма и отрегулировать азимут

Еще одна пластинка и еще один жанр — My Dying Bride «The Dreadful Hours». В целом интересно: большой объем, детально-динамичный, но при этом чуть смягченный и чуть теплый. С одной стороны, многое звучит правильно, а вот фирменной печали не получилось. Впрочем, тут еще очень многое стоит отвести на счет головки. Родная ортофоновская интересна, но частью получившаяся концепция звука — это в том числе и ее заслуга.

А дальше надо экспериментировать — я поперебирал несколько головок и услышал так или иначе характер каждой, но многие сочетания мне не понравились. В той же инструкции к аппарату нарисована Audio-Techica 33-й серии и ее установка на родной шелл. Я попробовал похожее сочетание с одной из моделей 33-й серии, но вместе это что-то странное и негармоничное. Такой цельности и созвучности характеров, как с головкой на основе SPU, не получилось. Аналогичный результат с головками Lyra и Clearaudio — с каждой по-своему, но немного не цельно. А из тех же Ortofon у меня были на тот момент только Mono SPU и Cadenza Red — вот с ними вышло неплохо.

Cadenza несколько похожа по подаче, но менее теплая, менее смягченная. Хотя по опыту предположу, что здесь многое могла бы решить более сложная заточка в сочетании с другими свойствами. В остальном все это показывает, что не всегда сами по себе хорошие компоненты (а головки в моих запасах все чем-то да хороши) обязательно сочетаются вместе. Система — это не просто набор хороших компонентов, и даже не точное техническое соответствие: это еще и созвучность.

Рубиновая втулкадля лески, на которой крепится латунный грузик антискейтинга. В собранном виде грузик находится под базой тонарма

Перехожу к классической музыке, поставил моно-запись исполнения «Страстей по Матфею» Баха. Слышно и проблемы пожившей записи, и шумную массу, и износ пластинок, но при этом очень неплохо вытягиваются вокальные партии — именно то, ради чего стоит слушать эту старую и проблемную запись. Эффект погружения очень неплох, а на общем фоне небольшое смягчение и теплота вовсе незаметны — то есть и в этом случае, как во всех предыдущих, собственный почерк проигрывателя и головки мы слышим, но он, даже совпадая с чем-то на записи, не дает усиления эффекта, нет чувства сложения качеств до того состояния, когда качество превращается в недостаток.

Коммутация у Thorens TD 124 DD

Последняя пластинка в тесте — Chumann «Concerto in A minor for Cello and Orchestra, Op. 129». Объемно, подробно, но в данном конкретном случае есть ощущение легкой теплой вуали. В остальном же — с ритмом все в полном порядке, динамика стабильная, ровная. Детальность неплоха, но могла бы быть выше при более сложной заточке иглы вместо эллиптической. Хотя в целом, с поправкой на головку — даже лучше ожидаемого. Общее эмоциональное наполнение и вовлеченность в прослушивание совершенно точно присутствуют. А хороший масштаб и объем лишними представить вовсе сложно.

Выводы

Нужно объективно признать, что аппарат получился весьма самобытным. Это совершенно не копия, но и не бутафорская стилизация — все в целом выглядит продуманным. Реализация в материале очень качественная. А дальше вопрос вкусов и предпочтений.

Совершенно понятно, что этот аппарат не делали так, чтобы он понравился всем — однако так же очевидно, что своего слушателя он найдет. Уже после теста я встретил аналогичную модель в системе реального владельца — в связке с головкой Ortofon Xpression. И тут мои предположения в отношении головок со сложными заточками применительно к данному проигрывателю вполне оправдались: можно было слушать очень разную музыку, от джаза до металла, и все получалось весьма цельно и увлекательно. При том, что услышанный во время теста собственный почерк аппарата я точно так же услышал в другой системе и в других условиях. И этот почерк совершенно не противоречил тому, чтобы слушать самые разные жанры — и слушать долго, с удовольствием.

Комплектный шелл Thorens TD 124 DD

Музыкальный материал

Hugh Laurie ‎– Let Them Talk / Warner Bros. Records ‎– 2564672942 / Stereo

J.S. Bach - Matthäus-Passion - Günther Ramin, Thomanerchor, Gewandhausorchester Leipzig, Karl Erb, Gerhard Hüsch, Tiana Lemnitz, Friedel Beckmann / Electrola – E 83020-22 S, Electrola – WCLP 588-90 S / Mono

My Dying Bride ‎– The Dreadful Hours / Peaceville ‎– VILELP517 / Stereo

Queen — The Game — Electra — 5E-513 / Stereo

Rostropovich, L. Bernstein, Orchestre National De France – Chumann – Concerto in A minor for Cello and Orchestra, Op. 129 – EMI/HMV ASD 3334 / Stereo

Sarah Vaughan — No Count Sarah — Mercury MG C20441 / Mono

Wes Montgomery — A Day In The Life — A&M Records SP 3001 / Stereo

Thorens TD 124 DD

999 000 руб

Проигрыватель Thorens TD 124 DD

Тип привода: прямой

Скорости вращения: 33,3 и 45 оборотов с возможностью регулировки

Коэффициент детонации: DIN / WRMS <= 0,04 %

Вес диска: 3,5 кг

Размеры (ШхГхВ): 425х350х185 мм

Вес (без блока питания): 11,5 кг

Тонарм Thorens TP 124

Тип: поворотный, динамически сбалансированный

регулировки: прижим, высота, азимут, антискейтинг

Эффективная длина: 232,8 мм

Заход: 17,8 мм

Эффективная масса: 15 г.

Головка звукоснимателя Thorens SPU TD 124

Выходное напряжение: 0,5 мВ

Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1,5 дБ

Разделение каналов на 1 кГц: > 23 дБ

Частотный диапазон: 20-20000 Гц ± 2 дБ

Надежность следования иглы в канавке: > 70 мкм при 315 Гц

Динамическая податливость: 8 мкм/мН

Заточка иглы: эллиптическая, Nude elliptical r/R 8/18 мкм

Иглодержатель: алюминиевый

Прижимная сила: 2,5-3,5 г, оптимально 3 г.

Внутренний импеданс: 2 Ома

Рекомендуемый импеданс нагрузки: 10-50 Ом

Вес: 30 г.