Трудно избавиться от предвзятости, когда речь идет об оценке больших американских колонок. В давних спорах о характере звучания Hi-Fi из разных стран родились и выжили стереотипы по поводу американского стиля. В том смысле, что в США предпочитают могучие басы и достаточно свободно распоряжаются с воспроизведением всего остального диапазона. Так ли это?

Интерес усугубляется еще и тем, что напольные «башни» S60 — это флагманская акустика серии Signature, то есть «подпись». И эту самую подпись ставит Polk Audio, один из самых продаваемых на собственной территории аудиобрендов США.

Как это выглядит

Высокая продаваемость означает, по логике вещей, массовость производства. Она, в свою очередь, предусматривает конструкцию, которую можно сделать быстро и достаточно просто в современных заводских условиях. То есть, нечто технологично-прямоугольное и простое. И этим порой грешит, не без ущерба звучанию, акустика сходной ценовой категории от весьма серьезных брендов.

В случае с Polk Audio Signature все не так. Эти колонки отличаются плавными закруглениями горизонтальных ребер прямоугольного корпуса, и весь конструктив, даже при внешнем осмотре, оказывается весьма не прост. Кабинеты не скрывают своего винилового покрытия, но оно выполнено без малейших изъянов. Акустика доступна в трех вариантах отделки: белом, черном и естественном коричневом, в фактуре грецкого ореха. Фронтальная панель крепится несколькими парами брутальных болтов под шестигранную головку, выделяющихся на ее идеальной поверхности. Вы ждали лакшери? Получите индастриал!

Четыре динамика занимают верхние 2/3 высоты кабинета, причем три идентичных низко-среднечастотных драйвера своими пластиковыми диффузорами с вогнутыми пылезащитными колпачками хорошо гармонируют с покрытием фронтальной панели. При желании, все это можно закрыть матерчатым грилем на магнитах, который скрывает всю лицевую часть колонки, сверху донизу, изменяя ее внешний вид до полностью нейтрального.

Внизу за габариты «башни» выходят четыре опоры, делающие ее намного более устойчивой. При этом конструкция (если гриль все-таки снять) как бы парит в воздухе, опираясь на видоизмененный вариант фазоинверторного порта Polk Power Port Deep Bass.

Все это вместе, как мы видим, внешне выделяет S60 из «напольного мейнстрима».

Как это сделано

Прежде всего, на конструкции S60 отразилось применение запатентованной технологии Dynamic Balance, применяемой Polk Audio при разработке своей продукции. (систему Klippel Polk Audio тоже применяет). Инженеры компании говорят об анализе излучателя, как совокупности электроакустических и механических параметров. Это необходимо для оптимизации выбора материалов подвижных систем и их геометрии. Технология позволяет определить и устранить возможные проблемы, способны ухудшить качество воспроизведения, еще на этапе чертежа. Естественно, это уменьшает время, необходимое на подготовку к выпуску новой модели. Впрочем, вариантов динамиков здесь не так много.

Итак, динамики. Двигаясь сверху вниз, начнем с пищалки. Это недавно разработанный купольный твитер из терилена (Terylene) с ферромагнитной охлаждающей жидкостью в магнитном зазоре. Высокочастотник оснащен криволинейным волноводом, расширяющим диаграмму направленности. Внешне это рупор с очень большим раскрытием, имеющий форму тела вращения, на нем нанесены название бренда, год его основания и утверждение того, о чем мы говорили в самом начале — «American HiFi ».

Купол, по сравнению с большинством аналогов, несколько уплощен и окружен одноволновым подвесом из того же материала. Внешне это — ткань, очевидно, с пропиткой и чуть шероховатым серебристо-желтоватым покрытием. Заявленные параметры пищалки вызывают уважение. При верхней граничной частоте, вдвое превышающей традиционно зафиксированный слышимый порог, динамик, очевидно способен отрабатывать верхние гармоники, что делает звук естественным и легким. С другой стороны, понижена частота собственного резонанса. Это логично и особенно уместно, учитывая особенности построения СЧ/НЧ-диапазона в S60.

В этом вопросе создатели Polk Audio S60 пошли на определенные ухищрения. Под твитером в ряд выстроились три идентичных диффузора, «лунный блеск» которых обеспечен применением композита полипропилен-слюда, их обрамляют черные бутилкаучуковые подвесы. Изготовитель говорит о голосовых катушках, намотанных в четыре слоя, керамических элементах в конструкции и сдвоенных магнитах для выравнивания поля по всей длине хода голосовой катушки.

А сколько там полос?

При этом говорить о том, сколько полос у Polk Audio S60, по большому счету, нет смысла. С одной стороны, позолоченные терминалы акустического кабеля на задней панели кабинета позволяют подсоединиться как в классическом, двухпроводном варианте, так и в двухполосном — если снять перемычки. В технических характеристиках есть даже частота перегиба НЧ-ВЧ. То есть, перед нами — двухполосные напольники с одним твитером и тремя вуферами? Не тут-то было!

На самом деле, в системе установлен, так называемый, каскадный кроссовер с пленочными конденсаторами и бессердечниковыми катушками индуктивности в ВЧ-звене. Он, по данным Polk Audio, «обеспечивает бесшовную, реалистичную звуковую картину во всем слышимом диапазоне». Если подробней, то следующий за пищалкой динамик работает в режиме классического мидренча двухполосной системы, с четко обрезанным сверху диапазоном, смыкающимся с диапазоном твитера на частоте перегиба. Той, что указана в документации. Средний динамик при этом также захватывает все низкие частоты, уже немного не доходя до диапазона ВЧ-динамика.

И, наконец, самый нижний драйвер, поставлен в режим нормального излучателя НЧ, так, как если бы он был установлен в трехполосной системе. Причем каждый из спадов АЧХ динамика имеет свою крутизну. В результате в самом нижнем диапазоне синхронно работают все три драйвера, обеспечивая размеры излучающей площади, сопоставимые с классическим десятидюймовым низкочастотником. И с повышением частоты эта площадь, что логично, ступенчато сокращается.

Здесь можно подумать, что установив три одинаковых диффузора, разработчики из Polk Audio пошли на экономию, логичную в серийном производстве. Но нет, в линейке Signature, к которой принадлежит модель S60, присутствует, например, полочная акустика S10 с мидренчем меньшего калибра (4 дюйма), и он устанавливается только в ней. Не все так просто.

Теперь стоит наклониться и внимательно рассмотреть основание кабинета, собранного по нерезонансной конструкции MDD Meddite. Это — вариант фирменной технологи Polk Audio — Power Port Deep Bass. Power Port — запатентованный дизайн порта фазоинвертора. Он направлен вниз, на установленный на плите основания соосный конус с вогнутой криволинейной образующей. Эта геометрия формирует кольцевой контрапертурный (направленный во все стороны) канал, плавно распределяющий поток воздуха практически равномерно на 360 градусов в горизонтальной плоскости.

Смысл конструкции — в расширении выходного сечения, а значит — создании гарантированно ламинарного (без турбулентных завихрений) потока, формирующего басовую основу звучания S60. Четыре опоры корпуса по углам и даже закрывающий передний проем гриль, согласитесь, никак не нарушают круговую диаграмму направленности. По сути, это позволяет уменьшить влияние размещения колонок на характер звучания низких частот. Кроме того в Polk Audio говорят о повышении КПД системы в низкочастотном диапазоне, по разным источникам, на 3-6 дБ.

Как это звучит

Между прочим, Polk Audio позиционирует S60, как «настоящий американский HiFi динамик для домашнего кинотеатра». Но при этом и величина, и заявленные параметры позволяют использовать эти колонки в качестве стереопары — и без всяких скидок.

Предметом особого внимания разработчиков Polk Audio S60, очевидно, была чувствительность. Это параметр, судя по характеристикам, действительно неплох. Результат — колонки достаточно универсальны по отношению к применяемому усилителю. То есть, эти крупные напольники способны «раскрыться» не только от мощных солидных аналоговых или цифровых усилителей, но и от винтажных систем, передавая присущее им мягкое и характерное звучание.

В нашем случае, был применен первый вариант. В сетапе для прослушивания задействовали плеер ОРРО BDP-105D, предусилитель-процессор Classe Sigma SSP mk II и оконечники Classe AMP 2, способные загрузить тестируемые спикеры практически по максимуму, чем мы и решили заняться для начала.

Колонки S60 оказались способны предоставить практически ровное по характеру звучание в большом диапазоне громкостей. То есть, в нашем помещении прослушивания площадью около 25 квадратов вполне можно было бы, пригласив полтора десятка шумных гостей, устроить party не только для себя, но и для всех соседей. Daft Punk (Get Lucky), проигрываемый для этого варианта, порадовал серьезной клубной убедительностью, но без артефактов, и все это — с упругими глубокими, мясистыми низами, не только слышимыми, но и ощущаемыми.

Уменьшив громкость до цивилизованного уровня, мы прошлись по коллекции тестовых фонограмм. Начали, естественно, с классики. «В пещере горного короля» Грига (Peer Gynt, Suite No. 1, Op. 46: In the Hall of the Mountain King) оставляет впечатление хорошей микродинамики и, в то же время, достаточной разборчивости моментов, когда общее фортиссимо в финале не склеивается в общую «кашу», позволяя по-прежнему мысленно выделить партию практически любой группы инструментов симфонического оркестра. И все это с хорошей, чуть завышенной, но отлично отделенной от источников сценой. Причем «сладкое пятно» прослушивания оказалось достаточно широким, не говоря уже о солидной протяженности.

Слушаем еще. Женский джазовый вокал в сопровождении инструментального трио (Sinne Eeg, My Treasure) — ярок, пожалуй, даже слишком ярок. То же самое можно сказать о скрипичных и духовых в камерной музыке. Слеповая бас-гитара (Band Waggon, Knock Out) могла бы быть и «посуше»… Эмоций много, и это привлекательно, хотя и заставляет раз и навсегда забыть о варианте с «мониторным» звучанием. S60-е практически во всем демонстрируют свой характер — напористый, эмоциональный, действительно американский вариант звучания. Это ярко отмечено на фонограммах Билли Гиббонса из ZZ Top (Billy Gibbons, Treat Her Right), записанных «до упора» — и с ними колонки справились легко и непринужденно. AC/DC (Thunderstruck), как им и положено, звучат полнодиапазонно и задиристо, при этом — без малейшей недосказанности.

Вывод

Все-таки не получается обозначить для Polk Audio S60 свойственный им жанровый диапазон – они хороши практически в любом стиле, от электропопа до живого органа, при условии, что вы любите хороший низ и небезразличны к музыкальному материалу. Колонки получились универсальными: в музыкальном применении им подвластны и впечатляющий панч, и нежнейшая верхняя перкуссия. Но не стоит забывать и о фирменном «домашне-кинотеатральном» предназначении, когда применение S60-х в качестве фронтальной акустики, в принципе, позволяет даже обойтись без сабвуфера. Не говоря уже о том, что в этом случае удобно эксплуатировать колонки в двух ипостасях: как стереопару и как компонент системы объемного звука.

Яркое, эмоциональное звучание, гибкое позиционирование, универсальность подключений и нетребовательность к усилителю

Эмоциональность звучания иногда слегка избыточна, фазоинвертор не регулируется, не предусмотрена установка на шипы

Polk Audio S60

99 990 рублей

Набор драйверов: 3 х 6,5 дюймов (16,51 см); твитер 1 х 1 дюймов (2,54 см)

Диапазон воспроизводимых частот: 26–40 000 Гц

Частота кроссовера: 2,5 кГц

Номинальное сопротивление: 8 Ом

Чувствительность: 90 дБ (1Вт/1м)

Рекомендуемая мощность усилителя на канал: 20–300 Вт

Габариты: 1130 х 296 х 399 мм

Масса: 23,59 кг (штука)