История появления линейки Elysian достаточно простая. В Wharfedale последние годы концентрировались на технике, которая скорее входит в начальный сегмент. Выпустили пару поколений серии Diamond (в том числе и активное), надавили на любовь к ретро с Linton и Denton, засели в департаменте разработки и представили достаточно необычную EVO, которую тоже особо дорогой не назовешь, но все же она находится на ступеньку повыше, чем большая часть того, что выпускает компания.

А потом в компании решили, что бюджетная техника — это, конечно, хорошо, но и разнообразие тоже нужно. Поэтому появились тяжелые, массивные, огромные Elysian 4 с красивым ценником в 10 000 долларов. И многие начали удивляться: вот столько — и за Wharfedale? А есть ли за что?

Квинтэссенция бренда

Ведущим идеологом линейки считается Питер Комо. Он — глава центра разработки группы компаний IAG, которой принадлежат Wharfedale и еще пяток британских аудиобрендов (и минимум один японский). Сам Питер вырос на Wharfedale и, по его словам, впитал в себя основу бренда с подросткового возраста, когда собирал акустику из наборов «сделай сам».

Он говорит, что в серию Elysian по традиции постарались заложить принцип музыкальности: в первую очередь акустика должна звучать интересно, захватывать своим звучанием. И всевозможные инженерные ухищрения существуют не для того, чтобы заполнять пресс-релизы умными словами и добиваться идеальной АЧХ в идеальных условиях, а лишь как методы достижения этого самого захватывающего звука. Наука и инженерный подход важны в самом начале процесса разработки, но на одних красивых цифрах далеко не уедешь, и простые человеческие уши все еще остаются самым важным инструментом в создании аудиотехники.

Разрабатывая Elysian, Питер хотел превзойти серию Opus — единственный полноценный хай-энд от Wharfedale. По габаритам уж точно превзошел: колонки ростом 118 см и глубиной почти полметра весят по полцентнера каждая, имея при этом трехполосную схему с ленточным твитером, 6-дюймовым среднечастотником и парой 8,5-дюймовых басовиков.

Корпус глухой, тяжелый, инертный за счет многослойности, привычный MDF дополнен более жестким HDF на передней панели — все ради того, чтобы снизить ненужные резонансы. Вариантов отделки не так и много: есть черный и белый рояльный лак и ореховый шпон, залитый глянцем. Горизонтальные полоски на корпусе, визуально отделяющие секции с динамиками друг от друга, в сочетании со шпоном навевают воспоминания о других европейских брендах. «Будто итальянскую акустику делали немцы», — сказала Юлия Горбатова на съемке, и эта фраза отлично описывает их дизайн.

В нем есть четкость брутализма, форма следует за функцией: точно просчитанные округлые бока, сужающиеся к задней стенке, соседствуют с ровной, широкой фронтальной панелью, на которой чернеют излучатели, обрамленные тончайшими металлическими кольцами. В монохромном варианте акустика переходит в разряд арт-объекта родом из эпохи ретро-футуризма. При этом качество отделки шикарное: шпон подогнан точно, шесть слоев лака ослепительно блестят без единого подтека.

Басовики и среднечастотник — сделанные на заказ динамики от ScanSpeak с диффузорами из плетеного стекловолокна, залитого специальным покрытием, улучшающим поглощение внутренних резонансов. Оба басовых динамика расположены в едином объеме и дополнены щелевым фазоинвертором — он отделен от пола широким основанием на вынесенных за корпус массивных ножках и заботливо сокрыт от глаз тщательно подобранными поролоновыми демпферами.

У среднечастотника своя камера, а его характеристики подбирались так, чтобы он идеально сочетался с ленточным твитером и играл с ним как одно целое. Твитер Wharfedale делает самостоятельно — это крупный излучатель размером 27х90 мм, дополненный вогнутым пластиковым рассеивателем, позволяющим избежать слишком узкой дисперсии.

Разработчики постарались сделать так, чтобы такая немаленькая акустика с большими динамиками была достаточно простой нагрузкой для усилителя — и добились чувствительности в 92 дБ. И это открывает широчайшее поле для экспериментов, поскольку за счет своего собственного характера Elysian 4 очень ярко показывают особенности звучания всех остальных компонентов системы, никоим образом их не подавляя. Но мне показалось, что даже несмотря на достаточно высокую чувствительность, они немного задорнее себя ведут с усилением с хорошей отдачей тока.

Больше нейтральности — меньше нейтральности

Я слушала Elysian 4 четыре раза в абсолютно разных сетапах. Впервые с этими колонками я познакомилась в самом начале пандемии — их только привезли в Россию в феврале 2020-го года и мне было невероятно интересно, как же в представлении инженеров Wharfedale должна звучать акустика из более высокого ценового сегмента. Поэтому я на четыре часа заперлась в шоуруме с ними и Cambridge Audio Azur и утонула в том, насколько органично Elysian 4, несмотря на свой серьезно-классический вид, отыгрывали сочную электронную долбежку The Prodigy, а после совершенно невозмутимо переключались на текучий дарк-джаз, затем — на лиричные переливы фортепиано, а после — и на Мадонну, не запнувшись ни на одном жанре.

Второй раз мы встретились на мероприятии от Pult.ru, где они играли в не очень большой комнате, заставленной тяжелыми креслами, в паре с компонентами Naim — и связка показалась мне интереснее, чем с Cambridge, даже несмотря на особенности помещения. Было больше и контроля, и эмоций, и какой-то синергии. Звук казался контрастнее, острее.

В третий раз я услышала Elysian 4 на прошлогодней выставке Hi-Fi & High End Show 2021 в отеле «Бородино» и осталась разочарована: ни комната, ни усиление эту акустику не раскрыли, не дали ей играть так, как она может — или так, как я ее слышала до этого.

Поэтому в сентябре, когда мне довелось послушать Elysian 4 в четвертый раз, я очень ответственно подошла к подбору компонентов. Ведь с большой ценой приходит и большая ответственность.

И это палка о двух концах: с одной стороны, сами Elysian 4 достаточно прозрачны и нейтральны для того, чтобы показать особенности компонентов. С другой же, это вносит определенные трудности в подбор всех элементов системы: характером акустики не удастся замаскировать какие-то фамильные черты другой техники. 

В итоге мы остановились на сетапе из Naim Uniti Nova в качестве плеера и предусилителя и усилителя мощности Cary Audio SA-200.2 ES. С ними удалось обрести очень приятный баланс музыкальности, эмоциональности и техничности. Но самое главное качество Elysian 4 — нейтральность — позволяет очень чутко подстроить общее звучание системы другими компонентами и кабелями, добавив усилитель потеплее, плеер помягче или, наоборот, насыщеннее и плотнее, поэтому экспериментировать с техникой можно, кажется, вечно.

Это большая акустика, и она играет крупно — но при этом растворяется в помещении. Она создает высокую, достаточно рельефную сцену, правильно раскидывает вокруг и в глубину слои шума в индастриале и нейрофанке, чуть приподнимает голос в треках Morcheeba и Björk над корпусами. Нет ощущения того, что играют конкретные колонки — а музыка при этом есть. В них чувствуется некий эффект грандиозности, который при этом не пытается задавить слушателя звуком, но лишь рисует очень масштабную картину.

И если трип-хоп и поп-музыка мелодично мурчали на низкой-средней громкости, то на психоделичном джазе вроде The Comet Is Coming хотелось поддать газу — на что система охотно отзывалась, не добавляя в истеричные запилы саксофона лишнего хруста искажений, оставляя на месте все задуманные послезвучия. Способность таких немаленьких колонок потеряться в комнате на треке «Summon The Fire» создала просто шикарный эффект погружения, перекидывая сэмплы фленджером не просто справа налево, но по всему помещению, не давая им смешиваться с ритмом и подперченными дисторшеном духовыми, не забивая стрекот перкуссии.

Бас в мелодиях не доминирует — в нем хороший баланс хлесткой глухоты и массивного гула, не подминающего под собой, но создающего осязаемую, сочную подложку для всей композиции. Возможно, ему немного недоставало скорости в этом сетапе: на Noisia и Culture Shock хотелось бы больше дискретности между битами. При этом электронная музыка, состоящая сплошь из искусственных звуков, звучала так же интересно, как и живая: видимо, как раз этот недостаток скорости давал сэмплам чуть более реалистичную мягкость, более честные, естественные послезвучия.

Женские голоса красивы — текучие, мелодичные, лишь немного выдающиеся вверх над общим миксом. Мужские, пониже, кажутся более приземленными, более внедренными в музыку — но эмоций не теряют. Среднечастотный диапазон подается объемно, воздушно, при этом хорошо вписан в общую канву мелодии — не отрывается от нее, не выступает сильно вперед. В струнных хватает четкости, фортепиано звучит переливчато и сочно, а духовые именно что дышат.

Особенность ленточных твитеров от Wharfedale, что слышно даже в линейке EVO — это отсутствие резкости и холодности, которая часто бывает присуща такому типу излучателей. На высоких частотах в звоне тарелок и шорохе перкуссии остается четкость, но в ней нет хирургической выверенности, лишающей звук жизни, и не чувствуется особо сильной направленности. Да и сшивка полос между серединой и верхом не ощущается: излучатели действительно ведут себя как единое целое.

За счет характера эту акустику можно слушать часами, совершенно не уставая — и даже на такой громкости, при которой усилитель норовит уйти в защиту. В ней нет напускного изящества, но также нет и напускной аналитичности, напускной разухабистости, напускной эмоциональности. В звуке нет ничего «сверх»: есть именно столько всего, сколько нужно, сколько заложено. Из всех Wharfedale, что выходили в последние годы, Elysian 4 ближе всего к тому, чтобы быть точным, невозмутимым инструментом: такой подход к звуку уже прослеживался в обновленной серии EVO, но в Elysian он чувствуется сильнее.

На долгие годы

Добившись от Elysian 4 нейтральной, подробной и при этом все еще музыкальной подачи, Wharfedale достигла того уровня, на котором за внимание любителя качественного звука сражаются колонки с солидными ценниками. Но на этом уровне гораздо четче видно, что каждый элемент аудиосистемы вносит в нее что-то от себя. Становится понятнее, что в диалог между музыкой и ее слушателем вмешивается техника — и подбор того сочетания, чья интерпретация мелодий подойдет конкретным ушам и конкретному помещению, становится делом жизни.

В случае с Elysian 4 у меня четыре рекомендации: ставить их в комнаты не меньше 30 метров, раздвигать подальше, внимательнее относиться к усилению (тока много не бывает, поверьте) и искать хорошие записи (потому что «Nymphetamine» от Cradle of Filth и записанные в домашних студиях нейрофанковые миксы слушать было больно).

И, будем честны, это не такой уж и большой список требований. С Elysian 4 можно прожить много лет, постепенно меняя компоненты вокруг них: во время теста в Галерее «Назаров» мне предложили послушать их с Gryphon, потому что «они действительно хорошо друг другу подходят, мы проверяли» — а аппараты это из совершенно разных лиг.

И такое предложение абсурдным не показалось.

нейтральная, но при этом четкая и достаточно живая подача, приятный дизайн, высокое качество отделки

требуют много места, их хочется слушать громко и нужно очень скрупулезно подбирать к ним обвязку, иначе звук может показаться скучным, бас не подходит для быстрых и экстремальных жанров

Wharfedale Elysian 4

749 990 рублей

Акустическая схема: фазоинвертор

Количество полос: 3

Излучатели: ВЧ — 1 х AMT-твитер 27 х 90 мм, СЧ — 1 х 6,5 дюйма с диффузором из стекловолкна, НЧ — 2 х 8,5 дюйма с диффузором из стекловолокна

Воспроизводимые частоты (±3 дБ): 30 Гц — 22 кГц

Импеданс (номинальный/минимальный): 4/3,6 Ом

Чувствительность (2,83 В/1 м): 92 дБ

Макс. звуковое давление: 110 дБ

Частоты разделения полос: 340, 3 100 Гц

Рекомендуемая мощность усилителя: 25–250 Вт

Габариты: 1 188 х 402 х 432 мм

Масса (одна колонка): 49,5 кг