Когда мне предложили сделать тест этой акустики французского производителя, я согласился, не раздумывая, в прошлом, при разных знакомствах, колонки Triangle оставили массу разноплановых впечатлений, а несколько моделей, в том числе и предшественник Antal Ez (примерно десятилетней давности), побывал в моей домашней системе. За прошедшие годы акустика сильно изменилась, хотя во многом осталась узнаваемой.
Сейчас в каталоге Triangle присутствуют несколько линеек акустики: старшая Magellan, помладше — Signature, потом идет Esprit Ez, 902 и Color. Тестируемая модель Esprit Antal Ez — старшая напольная акустика в линейке Esprit Ez. Все модели, кроме линеек Magellan и Signature, собираются в настоящее время в Азии. Нужно отметить, что раньше я был знаком только с результатами работы французского производства, поэтому я решил особое внимание уделить качеству сборки.
Идеальное лаковое зеркало
Честно признаюсь, результаты меня и удивили, и обрадовали. Качество изготовления и сборки очень высокое, такое не всегда встречается даже у колонок, полностью сделанных в Европе, и даже у более дорогих систем. Начать хотя бы с лаковой отделки (на тест мне досталась пара в черном лаке). Покрытие очень хорошего качества — даже на боковинах практически идеальное зеркало без неровностей и переливов. Плюс лака столько, сколько, на мой взгляд, нужно — с одной стороны толщина покрытия ощущается, с другой — корпус все-таки имеет грани, а не нечто «сглаженное и размытое».
Динамики установлены идеально ровно, без зазоров и перекосов. Они утоплены в корпус, а их крепления закрыты специальными вставками из плотной резины. Металлический рупор ВЧ излучателя идеально отделан и так же точно подогнан. Все проработано до мелочей — даже металлический полированный шильдик на передней панели не просто приклеен к корпусу, а утоплен в него и сделано все так, что ни неровностей, ни огрехов лакового покрытия я не увидел вообще. Так что надо отдать должное отлаженному процессу производства. Конечно, внешность — это далеко не все, но она о многом может сказать.
Поставить и подключить
Как я уже упоминал, Triangle Esprit Antal Ez — старшая модель напольной акустики в линейке. По общим меркам это далеко не самая маленькая колонка высотой немногим более метра. И, что традиционно для Triangle, не самая тяжелая — одна колонка весит 27 кг. В подобном размере можно найти и модели поувесистей, но это скорее вопрос цельной конструкции. Пусть корпус и не самый массивный, задемпфирован он отлично. Более того, предусмотрена система развязки с полом.
К акустике крепится основание из закаленного стекла (при помощи четырех винтов с резиновыми шайбами), а в него вставляются опорные ножки. Корпус снизу (там где он прилегает к основанию) оклеен тканью, похожей на тонкий бархат.
Поставляется акустика с двумя комплектами ножек для установки на разные типы покрытия. Принципиально ножки сделаны одинаково — опорная конструкция запрессована в плотную резину, только в одном случае это алюминиевые конусы (подставки под них в комплекте есть), в другом — запрессованные вставки из твердого пластика со сглаженными опорными поверхностями. По высоте ножки регулировать нельзя, а значит нужно следить за тем, чтобы пол в месте установки был ровным.
Для подключения акустики к усилителю предусмотрены две пары клемм (возможен биампинг или бивайринг; подключение неразделанным проводом, лопатки или бананы). В исходном состоянии клеммы соединены удобными перемычками — это не «штырьки» или лопатки, а полноценные проводные клеммы, разделанные кольцами. Поэтому никакого конфликта с перемычками, если подключитесь неразделанным проводом, не произойдет. Сами клеммы — качественные, металлические винтовые. И закреплены они на корпусе при помощи аккуратной алюминиевой панели.
Из внешних дополнений осталось упомянуть защитные грили — они имеют магнитное крепление и по размерам закрывают всю переднюю панель колонки от верха до низа, включая порт фазоинвертора. Порадовало, что рамки гриллей изготовлены не из пластика, а из МДФ, фиксация по усилию ровно такая, как нужно, а все точки фиксации проклеены мягким материалом, исключающим появление царапин.
Драйверное наследство
По конструкции акустика трехполосная, фазоинверторного типа. Но в деталях и нюансах здесь есть масса всего, на чем следует остановиться. В первую очередь, на мой взгляд, это среднечастотный динамик — гордость разработчиков Triangle. Это 6,5-дюймовый (165-мм) динамик с бумажным диффузором и тканевым пропитанным подвесом. Даже пылезащитный колпачок-пулька, изготовлен из легкой целлюлозы. Другими словами, современным разработкам материалов, разработчики Triangle предпочли зарекомендовавшую себя не раз бумагу.
Низкочастотные динамики (в конструкции их использовано по два) такого же размера — 6,5 дюйма (165 мм), но в качестве материала диффузора здесь использованы сложносоставные конструкции из стекловолокна. НЧ-динамики схожей конструкции изначально разрабатывались для старшей линейки Magellan, а потом, в несколько измененном виде, достались и моделям младших линеек. Отмечу, что НЧ-динамики имеют тот же размер, что и среднечастотники — такое встречается нечасто. Факт ни к чему не обязывающий, но интересный. Фазоинверторный порт расположен на передней панели, что упрощает установку акустики в комнате.
ВЧ-излучатель, также имеющий истоки в конструкции твитеров старших линеек, представляет собой 1-дюймовый твитер с титановым куполом, неодимовой магнитной системой и круглым металлическим рупором, дополненным специальной демпфирующей конструкцией. Последняя выглядит как дужка с конусом, установленная в пространстве рупора — эта деталь способствует уменьшению резонансных и фазовых эффектов, что в свою очередь положительно влияет на характеристики и звучание твитера.
Если посмотреть на паспортные данные, то по чувствительности в 92 дБ, импедансу в 8 Ом с падением в минимуме до 3 Ом можно предположить, что эта акустика — не самая сложная нагрузка для усилителя и здесь можно пробовать и транзисторные, и ламповые аппараты. А возможность би-ампинга наводит на мысль, что и его попробовать очень даже стоит. Для теста я запасся несколькими разными усилителями, чтобы испытать все возможности акустики в разных комбинациях и сочетаниях, только аппараты в классе D не рассматривал по причине личной глубокой к ним неприязни. Разве что только на бас и в крайних случаях, но зачем доводить дело до крайностей...
Варианты усиления
В начале я поэкспериментировал с подбором усиления. Действительно, что-то типа «сварочного аппарата» этой акустике совершено не требуется. 30-ваттный транзисторный усилитель, работающий преимущественно в классе «А», перекрывал все возможные потребности и желания. Так же как и 20-ватнный ламповый пуш-пулльник на КТ88.
Явного смысла возиться с биампингом я не увидел, разве что захочется на СЧ/ВЧ подключить ламповый однотактник. Но нужно понимать, что с полутора-трехваттного обычного усилителя система не заиграет, а однотакт ватт в 15–20 — это уже совсем другая история, и такого усилителя, например, на 211 лампе, самого по себе может оказаться более чем достаточно. Впрочем, такие усилители по стоимости не вписываются в концепцию и систему, так что их рассматривать подробно нет смысла.
Подключать что-то мощное транзисторное в классе «АВ», или цифровое в «D» на басовую секцию лишь отчасти оправданно — если хочется выжать из баса все и немного больше. Однако учитывая конструкцию и характеристики, это вариант рискованный и неоправданный, и если уж хочется «густо и басовито» — целесообразнее поискать подходящий музыкальный (не кинотеатральный) сабвуфер. В рамках же теста я обошелся парой интегрированных усилителей. К тому же я не смог отдать однозначного предпочтения транзистору или лампе поскольку в том и в другом сочетании звук получился разный в нюансах, но вполне цельный по основным, базовым характеристикам.
Динамика в масштабе
Основные черты звука, на которые сразу обращаешь внимание, — отличная динамика, высокая детальность, особенно в области средневерхних частот, и очень хорошо проработанная, легкая и воздушная сцена. Направленность звучания явно ниже, чем я ожидал, конечно, она присутствует, но разница между этими колонками и колонками с шелковым купольным твитером совсем невелика.
Динамика звучания действительно высокая, ее вполне может хватить и для сложных симфонических произведений, и для жанров типа «black metal». Детальность тоже на уровне, но если говорить о том же тяжелом роке, то поклонникам жанра скорее всего будет мало басовой поддержки и насыщенности. В остальном же даже такие записи звучат полновесно и разборчиво.
Симфоническую и хоровую музыку напольники, в паре с подходящим усилителем, сыграют уверенно. Скорости хватает, детальность тоже на уровне, разве что на сложных фрагментах заметна легкая вуаль и упрощение тембров. В прочих случаях тембральная подача точная и естественная. Конечно, все может быть еще точнее и детальнее, но это уже мерка для акустики сильно выше классом. Сцена на хоровых записях строится правильно, детально, воздух и пространство зала ощущаются близкими к достоверным. Масштаб определенно лучше, чем ожидаешь от средних по размерам трехполосных напольников.
С джазом, малосоставной классикой и вокалом Antal Ez также справляются хорошо, но здесь вперед выходят другие свойства. Очень хорошо прорабатываются детали, нюансы, послезвучия. При этом звуковая картина быстрая, подвижная и пластичная, да и пространственно звук строится неплохо. На басовых партиях иногда не хватает глубины, но есть объем, скорость и собранность.
Отдельно стоит сказать про характер верхних частот. В начале, изучая конструкцию акустики, я опасался, что звук будет излишне ярким, резковатым — впечатления об акустике Triangle 10-летней давности так же отчасти добавляли опасений. Но на практике ВЧ, с одной стороны, вполне детальны и разборчивы, с другой – их переизбытка и остроты нет. Основные черты — подвижность, высокая естественность, но без количественного избытка и без явного огрубления.
То, как акустика строит монозвук, заслуживает отдельного упоминания. Очень хорошая проработка, без тусклости, зажатости и с отличной раскладкой по глубине.
Вообще, если попробовать обобщить жанровые предпочтения и сильные стороны, то как-то интуитивно кажется, что чуть больше все тяготеет к акустическим инструментам и вокалу (последний, кстати, звучит особенно хорошо, с отличной нюансировкой и точностью артикуляции). На практике же круг предпочтений можно расширять вплоть до электронных жанров, и разве что музыка дискотечная или нечто грубо-примитивное будет выпадать из списка, а все прочие жанры — вполне подходят.
Нюансы
Из общих свойств остановить внимание стоит вот на чем. При хорошо подобранном усилении и соответствии акустики помещению (предположу, что для этой модели это примерно 16-25 квадратных метров) можно получить очень неплохой звук даже на небольшой громкости. Также стоит учесть, что за счет высокой детальности и хорошей проработки СЧ/ВЧ-диапазона, акустика явно показывает разницу в записях и их качестве. Впрочем, делается это ненавязчиво — услышать все можно, но это не утомляет. Если, конечно, не слушать на приличном тракте компрессированные форматы.
Невысокая направленность и в целом комфортное, неутомительное звучание позволяют прослушивания в самых разных «форматах» — и вдумчиво, наедине с собой, и в качестве фоновых вариантов в обычной жизни, при встречах с друзьями. Т.е. пуристсткого аудиофильского подхода в звуке нет, все будет зависеть от реализации системы.
Учитывая потенциально высокое разрешение и общий характер звука, к подбору компонентов системы стоит подойти особенно тщательно. Избегать, например, усилителей и источников с чрезмерно ярким или резким звуком, равно как и со звуком упрощенно-грубоватым или окрашенным.
Широта возможностей
Если обобщить все впечатления, то получится следующее: акустика с очень достойным качеством изготовления и хорошими звуковыми свойствами, особенно в плане динамики, детальности, построения сцены. И к тому же жанрово универсальная, только если вам не требуется звук с параллельным массажем внутренних органов. В характере есть свои особенности, но вариации при подборе усиления позволяют строить очень разный звук в рамках неких базовых возможностей. Так как возможности эти весьма широки и разнообразны, то вопрос скорее к фантазии владельца и его техническим знаниям.
Кроме непосредственно музыкального применения, подобным свойствам найдется место и в кинотеатральной системе, где важны нюансы, голоса, звучание саундтрека, а не взрывы и рев монстров. Если понадобится многоканальная система, в линейке есть акустика центрального канала Voce Ez, оснащенная схожими по конструкции бумажными среднечастотниками и твитером в рупорном исполнении.
Музыкальный материал
1. Anorexia Nervosa – New Obscurantis Order / Osmose Productions, SPV GmbH OPCD 125, SPV 084-08472 CD / CD, Stereo
2. Carl Orff - Carmina Burana - Gundula Fanowitz, Gerhard Stolze, Dietrich Fischer-Dieskay, Chorus und Orchester der Deutschen Oper Berlin, Eugen Jochum - Deutshe Grammophon SLPM 139362 / LP, Stereo
3. J.S. Bach – Brandenburgische Konzert – Academy of St.Martin-in-the-Fields, Neville Marriner – Philips 6700 045 / LP, Stereo
4. Peter Gabriel — So — Virgin/Charisma 28VB-1088/ LP, Stereo
5. Richard Hawley – Truelove's Gutter / Mute CDSTUMM312, 5099968638627 / CD, Stereo
6. Serge Rachmaninoff — Les Vepres Pour Solistes Et Choeur Mixte, Op. 37 — Choeur National De'l U.R.S.S, Alexandre Svechnikov / Le Chant Du Monde - Melodia LDX 78552/53 / LP, Stereo
7. Sonny Rollins – Saxophone Colossus / JVC VICJ-60158 / XRCD, Mono
8. Tsuyoshi Yamamoto – Autumn In Seattle / First Impression Music FIM XRCD 043 / XRCD2, Stereo
Результаты измерений и паспортные данные акустики Triangle Esprit Antal Ez
АЧХ акустики показывает лишь незначительные огрехи и согласуется с тем, что показало тестовое прослушивание. Расположение колонок возможно как параллельное, так и с некоторым разворотом. КНИ — в рамках рабочего диапазона. Изменения импеданса указывают, что акустика не критична к демпинг-фактору усилителей, поэтому подобрать аппарат для ее нагрузки будет несложно.
Данные лаборатории Stereo&Video (июнь 2015)
Неравномерность (100 Гц - 20 кГц), +-дБ: 2.09
Неравномерность (160 Гц - 1300 Гц), +-дБ: 0.94
Неравномерность (1300 Гц - 20 кГц), +-дБ: 2.09
Неравномерность (300 Гц - 5 кГц), +-дБ: 1.38
Средняя неравномерность (угол 30 град), +-дБ: 2.99
Дисбаланс (160 Гц - 1300 Гц), дБ: -0.40
Дисбаланс (1300 Гц - 20 кГц), дБ: 1.40
Дисбаланс (угол 30 град), дБ: -0.42
Чувствительность на 1 кГц, дБ:89,42
Нижняя граничная частота (-10 дБ), Гц:40
Средний КНИ, %:
100 Гц - 20 кГц, 94 дБ: 0.16
100 Гц - 20 кГц, 88 дБ: 0.13
100 Гц - 20 кГц, 82 дБ: 0.16
40 Гц - 100 Гц, 94 дБ: 0.33
40 Гц - 100 Гц, 88 дБ: 0.50
40 Гц - 100 Гц, 82 дБ: 0.63
Входное сопротивление, Ом:
Среднеквадратичное отклонение — 3.01,
Среднее значение —6.75,
Максимальное значение — 13.20,
Минимальное значение — 3.29
Паспортные данные
Частотный диапазон, ± 3 дБ: 40—22000 Гц
Количество полос: 3
Частота раздела кроссовера: н/д
ВЧ-динамик: 1'' титановый купол в рупоре
СЧ-динамик: 6,5'', целлюлоза
НЧ-динамик: 2х6,5'', стекловолокно
Акустическое оформление: фазоинвертор
Чувствительность: 92 дБ
Импеданс (номинальный/минимальный): 8/3 Ом
Номинальная мощность: 120 (240) Вт
Габариты (ВхШхГ): 1090х300х400 мм
Вес: 27 кг