Умные дома становятся все умнее: теперь с ними можно поговорить (и они поймут), более того — дома учатся предсказывать действия жильцов! И прежде чем покупать себе такой умный дом, его можно изучить в виртуальном мире. После покупки обслуживающей компании не придется посылать к вам технического специалиста — все исправят удаленно. А чтобы справиться с возросшим потоком данных — пора прокладывать оптику в доме.
Голосовое управление
В 2012 году в списке издания CE Pro присутствовала категория «Альтернативные способы ввода данных». Тогда в центре внимания оказались контроль жестами и голосом — они становились все популярнее. Технологии взаимодействия пользователя с устройствами постепенно развивались, но переломный момент произошел в 2015 году, когда появилась смарт-колонка Amazon Echo с голосовым помощником Alexa и платформой Alexa Voice Services.
Колонка, будучи оснащенной микрофонами дальнего действия и самообучаемой технологией точного распознавания, изменила наше представление о «разговорах с воздухом». Речь идет о голосовых командах, вроде поставить тот или иной музыкальный трек, составить список покупок или проконтролировать действия какого-либо смарт-девайса.
Сегодня практически все известные системы и подсистемы (освещение, термостаты и т.д.) автоматизации поддерживают Alexa. Кроме того, в настоящее время выпускается огромное количество устройств, работающих с платформой Alexa Voice Services, что позволяет вообще не задействовать колонку Amazon Echo.
У продукта от Amazon есть серьезный конкурент — Google Home c голосовым помощником Google Assistant, который создавался с учетом давно начатых исследований компании Google в области искусственного интеллекта. Умные девайсы от Nest, поддерживающие управление через Google Home, делают колонку от Google еще более конкурентоспособной.
Фактически спустя несколько лет после появления голосового управления интеграторы наконец-то получили возможность внедрить эти технологии в умные дома. Для инсталляторов техника типа Amazon Echo — новый инструмент управления не только различными медиаустройствами, но и системой автоматизации в целом. «Подобное мы продаем для каждого проекта, — рассказал Стивен Браунер из ProAudio (штат Джорджия). — И клиентам нравится, и нет проблем с интеграцией в систему управления RTI».
Стивен не принимает всерьез инсталляторов, считающих, что голосовой контроль не подходит для кастомизированных проектов: «Наша работа заключается в том, чтобы предоставить технологию в пользование клиентам. Согласитесь, технология должна работать на клиента, а не наоборот».
Виртуальная и дополненная реальности
Изначально виртуальная реальность (VR) являлась лишь дополнением к компьютерным играм. Смысл VR-индустрии заключался только в развлечениях. Сегодня эта технология способна полностью погрузить в альтернативную реальность: благодаря 360-градусным камерам и специальным программам она стала чем-то гораздо более серьезным и полезным.
Виртуальная реальность используется повсюду, включая тренажеры для хирургов и программы для демонстрации систем автоматизации. Сеть магазинов Lowe’s по продаже товаров для дома уже использует VR-технологии для демонстрации покупателям мебели и красок разных цветов. Итальянский музей Галерея Уффици снимает VR-ролики 360-градусными камерами. И это только пара примеров.
Дополненная реальность (AR) позволяет нам видеть информационные боксы и сопроводительные картинки прямо в окружающем нас мире. С помощью данной технологии открываются совершенно новые возможности: например, мы можем узнать название горы и ее высоту, лишь взглянув на нее. А еще в дополненной реальности можно ловить покемонов.
Обе технологии дают интеграторам множество очевидных возможностей использования. Некоторые компании уже начали продавать клиентам очки, шлемы, камеры, специальные кабели и прочее оборудование, имеющее отношение к VR/AR. Помимо этого, интеграторы используют VR и AR для демонстрации домашних смарт-систем. Это особенно актуально, если речь идет о пользователе, плохо знакомом с возможностями современных умных домов.
На CEDIA 2016 в прошлом сентябре производитель 360-градусных камер IC Realtime провел свои презентации в виртуальной реальности. Компания-гигант в сфере безопасности Interlogix выдает своим дилерам VR-шлемы, чтобы те могли показывать покупателям, как работает то или иное решение для умного дома.
Вспоминая CEDIA, стоит отметить фирму REAL Audio Video. Компания демонстрировала систему, позволяющую заказчику увидеть в VR свой новый домашний кинотеатр еще до начала строительных и монтажных работ. Клиент все выбирает сам — от ковра до проекционного экрана. Специалисты из REAL делают CAD-чертежи, которые и становятся основой для VR-программы, демонстрирующей интерактивное помещение ДК.
Лондонская компания Andrew Lucas, специализирующаяся на инсталляциях High End-уровня, также использует VR-технологии. В планах у фирмы продавать свою технологию другим интеграторам и производителям.
Интеграторы Electronic Design Group из штата Нью-Джерси тоже нашли способ задействовать VR в работе. Согласно словам директора компании Боба Галло, впервые к VR фирма обратилась, когда искала способ привлечения новых работников на ярмарках вакансий в колледжах. Именно Боб придумал демонстрировать свои проекты в очках, сделанных по типу Google Cardboard. Затем уже Electronic Design Group развила идею, начав распространять среди партнеров свой VR-контент (ролики с проектами) на флешках.
Обнаружение устройств и сбор данных
Самый лучший пример — это Google. Он не только читает нашу почту, но и знает, когда у нас вылет, и может подсказать путь до выхода на посадку. Все это показывается на экране смартфона Pixel от Google. К тому же Google Home сам проконтролирует дом: устройство в курсе, когда и как нужно отрегулировать термостат.
Вот, что мы имеем в виду, когда говорим «автоматизация». Вам вообще ничего не надо делать — ни составлять расписание, ни нажимать кнопки. Даже в голосовой команде нет необходимости. Самообучающаяся платформа (в данном случае Google Now) следит за нашими действиями и учится принимать нужные решения. Если что-то пошло не так — нужно лишь подкорректировать действия искусственного интеллекта, и в следующий раз он справится гораздо лучше. В современном мире способов сбора данных стало больше, чем когда-либо.
Другой пример. Domotz, Krika и Ihiju — вот несколько систем управления сетями, способных по IP-протоколу узнать любую информацию о девайсе. Подобные сетевые менеджеры делают обычные сети умнее. Сейчас большинство устройств передают по IP, Bluetooth и другим протоколам не только свой сетевой статус, но и характеристики. Все полученные данные обрабатываются для дальнейшего улучшения работы систем.
Допустим, у кого-то есть пока неизвестный системе телевизор, но с данными, аналогичными другой (уже известной) модели. Выходит, благодаря им система знает, как именно нужно управлять этим «неизвестным» телевизором. Сбор данных и механизмы их обработки — вот один из главных трендов 2017 года.
По объему информация о девайсе, собранной системой, без труда можно определить перечень устройств в доме или автомобиле. Кроме того, процедура сбора позволяет узнать механизм взаимодействия устройств одной сети между собой.
Системы вроде Domotz и Krika помогают интеграторам следить за домашними сетями. Плюс сами производители могут узнавать, как работают их устройства (и работают ли). Такая схема дает компаниям возможность организовывать бизнес с регулярным месячным доходом; сбор данных позволяет специалистам удаленно настраивать и устранять неполадки в умных домах — удаленный платный сервис. А поскольку все исправляется удаленно, зачастую клиенты даже не догадываются о том, что у них были какие-то проблемы в IoT-системе.
Недавно на рынке появилось приложение Digital Butler, посредством которого интеграторы могут организовывать видеоконференции с клиентами для удаленной помощи или настройки смарт-систем. Все переговоры сохраняются у обеих сторон — клиента и компании, а записи видеоконференций в дальнейшем используются интеграторами для выставления счетов.
Большинство лидирующих компаний уже предлагают удаленный мониторинг и диагностику. В некоторых сетевых менеджерах для удаленного контроля есть встроенные инструменты, позволяющие выставлять счет клиентам за «невидимый» сервис.
По прогнозам, в 2017 году появится множество компаний, предоставляющих сервисные услуги дистанционно. Впереди — большие перемены.
Новые модели внедрения технологий
Традиционная модель покупки и установки домашней техники сильно изменилась в 2016 году. До этого было всего несколько простых способов:
- покупка товара через Интернет или в местном магазине, самостоятельная настройка и установка;
- обращение в сервисную службу крупной торговой сети;
- найм специалистов для разработки дизайна и дальнейшей инсталляции.
На сегодняшний день ситуация сильно изменилась. Продавцы предлагают доставку в день покупки, оборудование в аренду, охранный мониторинг с оплатой по факту оказания услуги. А также — дистанционный сервис (включая отладку и первый пуск систем в эксплуатацию) и инсталляции, рассчитанные под потоковый контент. Плюс многие компании дарят оборудование в рамках рекламы какого-либо производителя или партнеров.
Популярными становятся сайты, позволяющие найти инсталлятора по определенным критериям, заполнив анкету. Среди таких сервисов широкой популярностью в США пользуются Homeadvisor.com, Enjoy.com, Buzztech.com, Levelupyourhome.com. Некоторые компании-интеграторы вполне успешно работают по такой схеме.
Ричард Берри, глава успешной сервисно-инсталляционной компании iHummingbird из штата Флорида считает, что компании должны быть рядом с нуждающимся клиентом постоянно. Идея Ричарда заключается в том, чтобы оказывать покупателю полный спектр услуг от помощи в выборе техники до ее бесплатной настройки на дому и обслуживания по запросу. «Сервис Enjoy.com появился через год после нас. Они скопировали нашу систему работы, но я считаю это комплиментом», — сказал Берри.
Создавая свой сайт iHummingbird.net, компания делала акцент на простой интерфейс с понятным меню и четкими ценами на инсталляционные услуги и сам товар. Однако iHummingbird — это не интернет-магазин, в котором можно сделать покупку в режиме онлайн.
«Я хотел, чтобы люди поняли, автоматизация дома — это то, что они могут себе позволить. У нас нет никаких скрытых платежей, поэтому мы сразу указываем цену на установку техники. Мне хочется, чтобы клиенты прониклись нашей идеей, только тогда они начнут нам доверять. Так и получается. Наши клиенты не только возвращаются с повторными заказами, но и советуют нас друзьям», — объяснил Ричард Берри.
В главном меню сайта iHummingbird представлены Nest, Sonos, Apple TV, Ring, August и другие известные всем бренды, но это не означает, что компания нацелена только на начальный уровень. Средняя цена инсталляции от iHummingbird составляет 35 тысяч долларов США, но есть и простые варианты ценой до 1000 долларов. Фирма предлагает базовый сервис с настройкой оборудования, но без его интеграции. Также у компании есть элитный уровень услуг, предполагающий интеграцию девайсов через систему Savant.
Кстати, установкой стационарной проводной техники компания вообще не занимается — никаких аудиосистем, кабельного телевидения, плееров и ресиверов.
«Когда мы начинали, все говорили, что я сошел с ума. Казалось, что продукт, предлагаемый нами, не принесет дохода», — отметил Берри.
Ричард Берри — не единственный пример. Компания Refresh Smart Home из штата Нью-Йорк пошла дальше, предложив клиентам оплату прямо на сайте. Заказчикам доступны различные готовые инсталляционные решения, включая безопасность, кондиционирование и экономию энергии. Через сайт компания в месяц продает около 150 термостатов Nest.
Оптоволокно в доме
«В нашей индустрии невозможно подготовиться к будущему. Мы больше не мыслим такими категориями», — сказал Деннис Сэйдж, президент Dennis Sage Home Entertainment из Финикса (штат Аризона). Утверждения Денниса соответствуют ситуации, с которой столкнулись интеграторы: домашняя техника требует все более высокие пропускные способности. Именно поэтому сегодня компания Денниса старается использовать оптоволокно повсеместно.
Президент Cleerline Technology Group Роберт Д’Аддарио считает, что популярность оптоволоконных решений связана с прогрессом в AV-области и появлением IoT-устройств. «То, что работает сегодня, может не заработать завтра. Я сторонник инфраструктурных решений, избавляющих от необходимости думать о формате в будущем. Изначально мы использовали коаксиальные кабели, потом Cat 5e, Cat 6, но сегодня — только оптоволокно», — отметил Д’Аддарио.
Формат 4K/HDR — вот хороший пример того, с чем пришлось столкнуться продавцам. Обычные пассивные HDMI-провода все еще могут пригодиться, если речь идет о соединениях длиной не более 10 м. Однако с оптоволокном можно выводить контент в качестве 4K/60 Гц с субдискретизацией цвета 4:4:4 сразу на несколько экранов. Также оптоволоконный кабель подходит для подсоединения рэковых компонентов, проекторов, спутниковых антенн и точек доступа.
Но случаются и проблемы совместимости — сигнал просто пропадает. Джо Сильвер, президент и основатель Imaging Science Foundation (ISF) говорит, что современные UHD Blu-ray плееры выдают поток со скоростью около 13,5 Гбит/c. Как только сигнал доходит до AV-ресивера, его скорость падает до 9 Гбит/c и HDR полностью исчезает.
«Через HDMI, которому уже много лет, мы все еще получаем сигнал, но это не та картинка, за которую мы платим», — подчеркнул Джо Сильвер. Оптоволоконный кабель стал решением для 4K-сигнала c HDR. «Оптоволокно играючи справляется с сигналом в сравнении с HDMI», — сказал Эрик Бодли из Future Ready Solution. Также Эрик отметил, что оптоволоконные сети сертифицированы на 100-гигабитную приспускающую способность, учитывая, что на сегодняшний день домашняя техника требует не более 18 Гбит/c.
Оптоволокно стоит дорого, но в будущем стоимость снизится. Согласно словам Марти Хэйза из Dennis Sage Home Entertainment, цена на оптоволокно не такая уж и высокая, если сравнивать c Cat 7 или Cat 8.
Марти считает, что «самый большой конкурент оптоволокна — беспроводная связь, но никак не медь». Примерно в 10% случаев компания Dennis Sage Home Entertainment использует оптоволокно. Очень часто специалистам компании приходится спорить с заказчиками и строителями, убежденными, что все должно функционировать без проводов. Многие вообще отвергают проводную инфраструктуру.
Крупные производители (Metra Home Theater Group, Celerity, Tributaries, DVIGear, Cleerline) не теряют времени даром и предлагают новые оптоволоконные решения.
Оригинал: Top 5 Home Tech Trends and Opportunities for 2017: From Voice Control to VR