Умные дома становятся все умнее: теперь с ними можно поговорить (и они поймут), более того — дома учатся предсказывать действия жильцов! И прежде чем покупать себе такой умный дом, его можно изучить в виртуальном мире. После покупки обслуживающей компании не придется посылать к вам технического специалиста — все исправят удаленно. А чтобы справиться с возросшим потоком данных — пора прокладывать оптику в доме.

Голосовое управление

В 2012 году в списке издания CE Pro присутствовала категория «Альтернативные способы ввода данных». Тогда в центре внимания оказались контроль жестами и голосом — они становились все популярнее. Технологии взаимодействия пользователя с устройствами постепенно развивались, но переломный момент произошел в 2015 году, когда появилась смарт-колонка Amazon Echo с голосовым помощником Alexa и платформой Alexa Voice Services.

Колонка, будучи оснащенной микрофонами дальнего действия и самообучаемой технологией точного распознавания, изменила наше представление о «разговорах с воздухом». Речь идет о голосовых командах, вроде поставить тот или иной музыкальный трек, составить список покупок или проконтролировать действия какого-либо смарт-девайса.

Умная колонка Amazon Echo с голосовым помощником Alexa стала самым популярным устройством в своем классе

Сегодня практически все известные системы и подсистемы (освещение, термостаты и т.д.) автоматизации поддерживают Alexa. Кроме того, в настоящее время выпускается огромное количество устройств, работающих с платформой Alexa Voice Services, что позволяет вообще не задействовать колонку Amazon Echo.

У продукта от Amazon есть серьезный конкурент — Google Home c голосовым помощником Google Assistant, который создавался с учетом давно начатых исследований компании Google в области искусственного интеллекта. Умные девайсы от Nest, поддерживающие управление через Google Home, делают колонку от Google еще более конкурентоспособной.

Колонка Google Home

Фактически спустя несколько лет после появления голосового управления интеграторы наконец-то получили возможность внедрить эти технологии в умные дома. Для инсталляторов техника типа Amazon Echo — новый инструмент управления не только различными медиаустройствами, но и системой автоматизации в целом. «Подобное мы продаем для каждого проекта, — рассказал Стивен Браунер из ProAudio (штат Джорджия). — И клиентам нравится, и нет проблем с интеграцией в систему управления RTI».

Стивен не принимает всерьез инсталляторов, считающих, что голосовой контроль не подходит для кастомизированных проектов: «Наша работа заключается в том, чтобы предоставить технологию в пользование клиентам. Согласитесь, технология должна работать на клиента, а не наоборот».

Виртуальная и дополненная реальности

Изначально виртуальная реальность (VR) являлась лишь дополнением к компьютерным играм. Смысл VR-индустрии заключался только в развлечениях. Сегодня эта технология способна полностью погрузить в альтернативную реальность: благодаря 360-градусным камерам и специальным программам она стала чем-то гораздо более серьезным и полезным.

Виртуальная реальность используется повсюду, включая тренажеры для хирургов и программы для демонстрации систем автоматизации. Сеть магазинов Lowe’s по продаже товаров для дома уже использует VR-технологии для демонстрации покупателям мебели и красок разных цветов. Итальянский музей Галерея Уффици снимает VR-ролики 360-градусными камерами. И это только пара примеров.

Дополненная реальность (AR) позволяет нам видеть информационные боксы и сопроводительные картинки прямо в окружающем нас мире. С помощью данной технологии открываются совершенно новые возможности: например, мы можем узнать название горы и ее высоту, лишь взглянув на нее. А еще в дополненной реальности можно ловить покемонов.

Обе технологии дают интеграторам множество очевидных возможностей использования. Некоторые компании уже начали продавать клиентам очки, шлемы, камеры, специальные кабели и прочее оборудование, имеющее отношение к VR/AR. Помимо этого, интеграторы используют VR и AR для демонстрации домашних смарт-систем. Это особенно актуально, если речь идет о пользователе, плохо знакомом с возможностями современных умных домов.

На CEDIA 2016 в прошлом сентябре производитель 360-градусных камер IC Realtime провел свои презентации в виртуальной реальности. Компания-гигант в сфере безопасности Interlogix выдает своим дилерам VR-шлемы, чтобы те могли показывать покупателям, как работает то или иное решение для умного дома.

Вспоминая CEDIA, стоит отметить фирму REAL Audio Video. Компания демонстрировала систему, позволяющую заказчику увидеть в VR свой новый домашний кинотеатр еще до начала строительных и монтажных работ. Клиент все выбирает сам — от ковра до проекционного экрана. Специалисты из REAL делают CAD-чертежи, которые и становятся основой для VR-программы, демонстрирующей интерактивное помещение ДК.

Лондонская компания Andrew Lucas, специализирующаяся на инсталляциях High End-уровня, также использует VR-технологии. В планах у фирмы продавать свою технологию другим интеграторам и производителям.

Программа от REAL Audio Video

Интеграторы Electronic Design Group из штата Нью-Джерси тоже нашли способ задействовать VR в работе. Согласно словам директора компании Боба Галло, впервые к VR фирма обратилась, когда искала способ привлечения новых работников на ярмарках вакансий в колледжах. Именно Боб придумал демонстрировать свои проекты в очках, сделанных по типу Google Cardboard. Затем уже Electronic Design Group развила идею, начав распространять среди партнеров свой VR-контент (ролики с проектами) на флешках.

Обнаружение устройств и сбор данных

Самый лучший пример — это Google. Он не только читает нашу почту, но и знает, когда у нас вылет, и может подсказать путь до выхода на посадку. Все это показывается на экране смартфона Pixel от Google. К тому же Google Home сам проконтролирует дом: устройство в курсе, когда и как нужно отрегулировать термостат.

Вот, что мы имеем в виду, когда говорим «автоматизация». Вам вообще ничего не надо делать — ни составлять расписание, ни нажимать кнопки. Даже в голосовой команде нет необходимости. Самообучающаяся платформа (в данном случае Google Now) следит за нашими действиями и учится принимать нужные решения. Если что-то пошло не так — нужно лишь подкорректировать действия искусственного интеллекта, и в следующий раз он справится гораздо лучше. В современном мире способов сбора данных стало больше, чем когда-либо.

Интерфейс Google Now

Другой пример. Domotz, Krika и Ihiju — вот несколько систем управления сетями, способных по IP-протоколу узнать любую информацию о девайсе. Подобные сетевые менеджеры делают обычные сети умнее. Сейчас большинство устройств передают по IP, Bluetooth и другим протоколам не только свой сетевой статус, но и характеристики. Все полученные данные обрабатываются для дальнейшего улучшения работы систем.

Допустим, у кого-то есть пока неизвестный системе телевизор, но с данными, аналогичными другой (уже известной) модели. Выходит, благодаря им система знает, как именно нужно управлять этим «неизвестным» телевизором. Сбор данных и механизмы их обработки — вот один из главных трендов 2017 года.

По объему информация о девайсе, собранной системой, без труда можно определить перечень устройств в доме или автомобиле. Кроме того, процедура сбора позволяет узнать механизм взаимодействия устройств одной сети между собой.

Интерфейс программирования системы Krika

Системы вроде Domotz и Krika помогают интеграторам следить за домашними сетями. Плюс сами производители могут узнавать, как работают их устройства (и работают ли). Такая схема дает компаниям возможность организовывать бизнес с регулярным месячным доходом; сбор данных позволяет специалистам удаленно настраивать и устранять неполадки в умных домах — удаленный платный сервис. А поскольку все исправляется удаленно, зачастую клиенты даже не догадываются о том, что у них были какие-то проблемы в IoT-системе.

Недавно на рынке появилось приложение Digital Butler, посредством которого интеграторы могут организовывать видеоконференции с клиентами для удаленной помощи или настройки смарт-систем. Все переговоры сохраняются у обеих сторон — клиента и компании, а записи видеоконференций в дальнейшем используются интеграторами для выставления счетов.

Интерфейс системы Digital Butler

Большинство лидирующих компаний уже предлагают удаленный мониторинг и диагностику. В некоторых сетевых менеджерах для удаленного контроля есть встроенные инструменты, позволяющие выставлять счет клиентам за «невидимый» сервис.

По прогнозам, в 2017 году появится множество компаний, предоставляющих сервисные услуги дистанционно. Впереди — большие перемены.

Новые модели внедрения технологий

Традиционная модель покупки и установки домашней техники сильно изменилась в 2016 году. До этого было всего несколько простых способов:

- покупка товара через Интернет или в местном магазине, самостоятельная настройка и установка;

- обращение в сервисную службу крупной торговой сети;

- найм специалистов для разработки дизайна и дальнейшей инсталляции.

На сегодняшний день ситуация сильно изменилась. Продавцы предлагают доставку в день покупки, оборудование в аренду, охранный мониторинг с оплатой по факту оказания услуги. А также — дистанционный сервис (включая отладку и первый пуск систем в эксплуатацию) и инсталляции, рассчитанные под потоковый контент. Плюс многие компании дарят оборудование в рамках рекламы какого-либо производителя или партнеров.

Популярными становятся сайты, позволяющие найти инсталлятора по определенным критериям, заполнив анкету. Среди таких сервисов широкой популярностью в США пользуются Homeadvisor.com, Enjoy.com, Buzztech.com, Levelupyourhome.com. Некоторые компании-интеграторы вполне успешно работают по такой схеме.

Ричард Берри, глава успешной сервисно-инсталляционной компании iHummingbird из штата Флорида считает, что компании должны быть рядом с нуждающимся клиентом постоянно. Идея Ричарда заключается в том, чтобы оказывать покупателю полный спектр услуг от помощи в выборе техники до ее бесплатной настройки на дому и обслуживания по запросу. «Сервис Enjoy.com появился через год после нас. Они скопировали нашу систему работы, но я считаю это комплиментом», — сказал Берри.

Создавая свой сайт iHummingbird.net, компания делала акцент на простой интерфейс с понятным меню и четкими ценами на инсталляционные услуги и сам товар. Однако iHummingbird — это не интернет-магазин, в котором можно сделать покупку в режиме онлайн.

«Я хотел, чтобы люди поняли, автоматизация дома — это то, что они могут себе позволить. У нас нет никаких скрытых платежей, поэтому мы сразу указываем цену на установку техники. Мне хочется, чтобы клиенты прониклись нашей идеей, только тогда они начнут нам доверять. Так и получается. Наши клиенты не только возвращаются с повторными заказами, но и советуют нас друзьям», — объяснил Ричард Берри.

В главном меню сайта iHummingbird представлены Nest, Sonos, Apple TV, Ring, August и другие известные всем бренды, но это не означает, что компания нацелена только на начальный уровень. Средняя цена инсталляции от iHummingbird составляет 35 тысяч долларов США, но есть и простые варианты ценой до 1000 долларов. Фирма предлагает базовый сервис с настройкой оборудования, но без его интеграции. Также у компании есть элитный уровень услуг, предполагающий интеграцию девайсов через систему Savant.

Цена на сайте iHummingbird уже включает интеграцию продукта в домашнюю систему

Кстати, установкой стационарной проводной техники компания вообще не занимается — никаких аудиосистем, кабельного телевидения, плееров и ресиверов.

«Когда мы начинали, все говорили, что я сошел с ума. Казалось, что продукт, предлагаемый нами, не принесет дохода», — отметил Берри.

Ричард Берри — не единственный пример. Компания Refresh Smart Home из штата Нью-Йорк пошла дальше, предложив клиентам оплату прямо на сайте. Заказчикам доступны различные готовые инсталляционные решения, включая безопасность, кондиционирование и экономию энергии. Через сайт компания в месяц продает около 150 термостатов Nest.

Оптоволокно в доме

«В нашей индустрии невозможно подготовиться к будущему. Мы больше не мыслим такими категориями», — сказал Деннис Сэйдж, президент Dennis Sage Home Entertainment из Финикса (штат Аризона). Утверждения Денниса соответствуют ситуации, с которой столкнулись интеграторы: домашняя техника требует все более высокие пропускные способности. Именно поэтому сегодня компания Денниса старается использовать оптоволокно повсеместно.

Президент Cleerline Technology Group Роберт Д’Аддарио считает, что популярность оптоволоконных решений связана с прогрессом в AV-области и появлением IoT-устройств. «То, что работает сегодня, может не заработать завтра. Я сторонник инфраструктурных решений, избавляющих от необходимости думать о формате в будущем. Изначально мы использовали коаксиальные кабели, потом Cat 5e, Cat 6, но сегодня — только оптоволокно», — отметил Д’Аддарио.

Формат 4K/HDR — вот хороший пример того, с чем пришлось столкнуться продавцам. Обычные пассивные HDMI-провода все еще могут пригодиться, если речь идет о соединениях длиной не более 10 м. Однако с оптоволокном можно выводить контент в качестве 4K/60 Гц с субдискретизацией цвета 4:4:4 сразу на несколько экранов. Также оптоволоконный кабель подходит для подсоединения рэковых компонентов, проекторов, спутниковых антенн и точек доступа.

Но случаются и проблемы совместимости — сигнал просто пропадает. Джо Сильвер, президент и основатель Imaging Science Foundation (ISF) говорит, что современные UHD Blu-ray плееры выдают поток со скоростью около 13,5 Гбит/c. Как только сигнал доходит до AV-ресивера, его скорость падает до 9 Гбит/c и HDR полностью исчезает.

«Через HDMI, которому уже много лет, мы все еще получаем сигнал, но это не та картинка, за которую мы платим», — подчеркнул Джо Сильвер. Оптоволоконный кабель стал решением для 4K-сигнала c HDR. «Оптоволокно играючи справляется с сигналом в сравнении с HDMI», — сказал Эрик Бодли из Future Ready Solution. Также Эрик отметил, что оптоволоконные сети сертифицированы на 100-гигабитную приспускающую способность, учитывая, что на сегодняшний день домашняя техника требует не более 18 Гбит/c.

Оптический кабель Audio Solutions AS-T-1013

Оптоволокно стоит дорого, но в будущем стоимость снизится. Согласно словам Марти Хэйза из Dennis Sage Home Entertainment, цена на оптоволокно не такая уж и высокая, если сравнивать c Cat 7 или Cat 8.

Марти считает, что «самый большой конкурент оптоволокна — беспроводная связь, но никак не медь». Примерно в 10% случаев компания Dennis Sage Home Entertainment использует оптоволокно. Очень часто специалистам компании приходится спорить с заказчиками и строителями, убежденными, что все должно функционировать без проводов. Многие вообще отвергают проводную инфраструктуру.

Крупные производители (Metra Home Theater Group, Celerity, Tributaries, DVIGear, Cleerline) не теряют времени даром и предлагают новые оптоволоконные решения.

Оригинал: Top 5 Home Tech Trends and Opportunities for 2017: From Voice Control to VR