Чем в свое время покорила сага о бравых пиратах, бороздивших моря подле Кубы в семнадцатом веке? Может, харизмой капитана Джека Воробья, сочными, яркими морскими пейзажами, экранизацией морских баек и сказок? Наверное, всем вместе. И в фильме «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (Pirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales) авторы постарались выжать из тематики все, отчаянно топчась по чувству ностальгии.

Во многом история, рассказанная в новой кинокартине, повторяет сюжетно самый первый фильм в серии. Три человека случайно оказываются в одном месте в одно время и впутываются в морское приключение, окутанное мифами, байками и загадками и сопровождающееся мстящими мертвецами. Мстящие мертвецы — настолько же неотъемлемая часть серии, как и само море, и поэтому без них обойтись не удалось.

В этот раз враг, если честно, кажется проще, чем тот же фактурный, живой Дейви Джонс. Тот выглядел более выпуклым персонажем, кем-то, кто действительно когда-то был человеком и кому не чужды были чувства, в то время как нынешний главный злодей, капитан Салазар — просто-напросто квинтэссенция тупой злобы и ненависти.

Смотреть этот фильм, не зная предыдущих, можно, но некоторые сюжетные моменты, завязанные на героях из первой трилогии, будут непонятны. В кадре блистает внезапно сентиментальный Барбосса, хмурится, скрипя ракушками, Уилл Тернер, похабно ржет команда «Черной жемчужины», ну, а капитан Джек Воробей ведет себя так же, как и раньше: пьет и творит непотребства, даже не полагаясь на удачу. Но она, удача, его все же не подводит. Пощекочет немного, подтрунивая и пугая, но в итоге все равно в последний момент вытащит из любой передряги.

К пятому фильму передергивания бравого капитана уже приедаются. Они не меняются со временем, хотя, судя по всему, по сюжету между третьим и пятым фильмом прошло более десяти лет. Четвертый фильм я сознательно упускаю, потому что пятый продолжает историю Уилла Тернера и Элизабет Суон. Хотя сами создатели этой части не забывают событиях, произошедших в «Странных берегах».

Вообще у «Мертвецов» не самая простая судьба. Фильм постоянно откладывался из-за проблем с режиссерским составом, сценарием, и в итоге вышел на два года позже, чем Disney планировала изначально. На постах режиссера оказались Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг, отметившиеся ранее в океанской истории «Кон-Тики». Возможно, именно то, как они показали море в «Кон-Тики», и побудило Disney взять их на роль режиссеров «Пиратов»: море в фильме уж очень живое.

Море — действительно отдельный персонаж. Многие сцены фильма, к сожалению, достаточно темные — особенно сцены битв, но в светлые моменты волнующаяся голубая вода живет своей жизнью и, если честно, несмотря на все происходящие в ее глубинах и на ее просторах жестокие события, вынуждает задуматься об отпуске. Фильм симпатичный, и основной минус картинки как раз в изобилии темных сцен, особенно экшен-сцен, в которых сложно распознать, кто куда прыгает и кто кого бьет.

В отличие от четвертой части, которая для меня оказалась жутко скучной, новая картина все же чем-то похожа на оригинал. Она абсурдная, местами веселая и развлекательная, увлекательно показывает древние байки, и, несмотря на то, что один из персонажей — «служительница наук», с физикой обходится совсем уж неуважительно, местами даже превосходя «Форсаж» (а в одной из начальных сцен даже задорно его копируя, помахивая треуголкой). И все эти упущения, как принято в киномире, привели к тому, что фильм стал аттракционом. Этим и запомнились первые фильмы франшизы. Огонька «пятерке» немного не хватает, но сцены нелогичного экшена все же заставляют если не прикрывать лицо ладонями, то как минимум хихикать и хмыкать.

Участь безынтересного персонажа, кстати, постигла не только злодея-капитана, но и новых главных героев. Ввести их в историю, которую Орландо Блум назвал «мягким перезапуском» серии, удалось не так хорошо. Харизмы и какой-то выпуклости им не хватает, они кажутся персонажами одного действия и одной цели, хоть и многих умений. В компании с капитаном Джеком Воробьем оказались самый настоящий гик, выросший на морских сказках, и девушка, движимая страстью к науке и за это названная ведьмой. И смотрятся они, как ни странно, персонажами второго плана, хорошими, но которым почему-то уделили слишком много времени. На самом же деле режиссеры умудрились ввернуть в сюжет персонажей из старых фильмов, причем так, что они не смотрелись лишней ногой, а, наоборот, казались центральной частью картины.

И в таком возвращении старых знакомых нельзя не проследить тему семьи, которая отчаянно эксплуатируется в современных блокбастерах. «Пираты» пошли дальше: в картине целых два папы (из разных семей) и две воссоединяющиеся ячейки общества, плюс еще пара практически свежеобразовавшихся. Такое ощущение, будто бы американская киноиндустрия планирует таким образом благоприятно повлиять на демографию, продвигая семейные ценности ударными темпами.

И, конечно же, немало внимания уделяется сильному и умному женскому персонажу — типажу, который сейчас на пике популярности. Но главная героиня, вроде как призванная его олицетворять, кичится своей смышленностью и напоминает первокурсника, поступившего в топовый технический вуз, сверкающего студенческим билетом перед друзьями и перемежающего свою речь терминами к месту и не к месту. Сама такой была, потому ее и понимаю, но от этого она больше симпатии не вызывает. И ее, конечно же, беззастенчиво лапают — без этого никуда. Несмотря, однако, на показушную любовь к наукам, девушка за фильм сменила три платья, и все три, по традиции, были с глубоким декольте, которое камера не упускала из виду. Вот и пойми, есть там странный феминизм, соседствующий с сексуальной объективацией, или же нет.

Саундтрек совершенно не запоминается. Фильм звучит приятно, в жуткие моменты — жутко, в моменты закатных пейзажей — романтично, но за душу не берет. Не могу сказать, что это совсем плохо, но мелодии Ханса Циммера и Rodrigo y Gabriela въедались в сердце, чего нельзя сказать о музыке нового композитора, Джеффа Джазнелли.

Несмотря на то, что режиссерский, операторский и композиторский состав у картины совершенно иной, пятая часть оказалась максимально похожей на фильмы трилогии. Она задорная, она простая, она наполнена действием, она, как и положено, самый настоящий аттракцион, полный абсурда и нелепого экшена. Этот фильм — лучшее олицетворение популярной фразы «верните мне мой 2007»: именно в том году вышел «На краю света», и именно тот задор есть у «Мертвецов».