Чем в свое время покорила сага о бравых пиратах, бороздивших моря подле Кубы в семнадцатом веке? Может, харизмой капитана Джека Воробья, сочными, яркими морскими пейзажами, экранизацией морских баек и сказок? Наверное, всем вместе. И в фильме «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (Pirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales) авторы постарались выжать из тематики все, отчаянно топчась по чувству ностальгии.
Во многом история, рассказанная в новой кинокартине, повторяет сюжетно самый первый фильм в серии. Три человека случайно оказываются в одном месте в одно время и впутываются в морское приключение, окутанное мифами, байками и загадками и сопровождающееся мстящими мертвецами. Мстящие мертвецы — настолько же неотъемлемая часть серии, как и само море, и поэтому без них обойтись не удалось.
В этот раз враг, если честно, кажется проще, чем тот же фактурный, живой Дейви Джонс. Тот выглядел более выпуклым персонажем, кем-то, кто действительно когда-то был человеком и кому не чужды были чувства, в то время как нынешний главный злодей, капитан Салазар — просто-напросто квинтэссенция тупой злобы и ненависти.
![](http://img.stereo.ru/krotovaaa/d8e49194d5f4646622854c347d6b0a4d.jpg)
![](http://img.stereo.ru/krotovaaa/41131ff7ad71431e21e49bf471dd8914.jpg)
Смотреть этот фильм, не зная предыдущих, можно, но некоторые сюжетные моменты, завязанные на героях из первой трилогии, будут непонятны. В кадре блистает внезапно сентиментальный Барбосса, хмурится, скрипя ракушками, Уилл Тернер, похабно ржет команда «Черной жемчужины», ну, а капитан Джек Воробей ведет себя так же, как и раньше: пьет и творит непотребства, даже не полагаясь на удачу. Но она, удача, его все же не подводит. Пощекочет немного, подтрунивая и пугая, но в итоге все равно в последний момент вытащит из любой передряги.
К пятому фильму передергивания бравого капитана уже приедаются. Они не меняются со временем, хотя, судя по всему, по сюжету между третьим и пятым фильмом прошло более десяти лет. Четвертый фильм я сознательно упускаю, потому что пятый продолжает историю Уилла Тернера и Элизабет Суон. Хотя сами создатели этой части не забывают событиях, произошедших в «Странных берегах».
![](http://img.stereo.ru/krotovaaa/87119372eecc26c274bdb4d2b149dc0e.jpg)
Вообще у «Мертвецов» не самая простая судьба. Фильм постоянно откладывался из-за проблем с режиссерским составом, сценарием, и в итоге вышел на два года позже, чем Disney планировала изначально. На постах режиссера оказались Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг, отметившиеся ранее в океанской истории «Кон-Тики». Возможно, именно то, как они показали море в «Кон-Тики», и побудило Disney взять их на роль режиссеров «Пиратов»: море в фильме уж очень живое.
![](http://img.stereo.ru/krotovaaa/bcaa0078204e316c3747ba78921c7173.jpg)
![](http://img.stereo.ru/krotovaaa/e09878cc40b9d3c688d8e3bb3fcdf6b8.jpg)
Море — действительно отдельный персонаж. Многие сцены фильма, к сожалению, достаточно темные — особенно сцены битв, но в светлые моменты волнующаяся голубая вода живет своей жизнью и, если честно, несмотря на все происходящие в ее глубинах и на ее просторах жестокие события, вынуждает задуматься об отпуске. Фильм симпатичный, и основной минус картинки как раз в изобилии темных сцен, особенно экшен-сцен, в которых сложно распознать, кто куда прыгает и кто кого бьет.
В отличие от четвертой части, которая для меня оказалась жутко скучной, новая картина все же чем-то похожа на оригинал. Она абсурдная, местами веселая и развлекательная, увлекательно показывает древние байки, и, несмотря на то, что один из персонажей — «служительница наук», с физикой обходится совсем уж неуважительно, местами даже превосходя «Форсаж» (а в одной из начальных сцен даже задорно его копируя, помахивая треуголкой). И все эти упущения, как принято в киномире, привели к тому, что фильм стал аттракционом. Этим и запомнились первые фильмы франшизы. Огонька «пятерке» немного не хватает, но сцены нелогичного экшена все же заставляют если не прикрывать лицо ладонями, то как минимум хихикать и хмыкать.
![](http://img.stereo.ru/krotovaaa/70361d225fc212df638fa397194fe8d7.jpg)
Участь безынтересного персонажа, кстати, постигла не только злодея-капитана, но и новых главных героев. Ввести их в историю, которую Орландо Блум назвал «мягким перезапуском» серии, удалось не так хорошо. Харизмы и какой-то выпуклости им не хватает, они кажутся персонажами одного действия и одной цели, хоть и многих умений. В компании с капитаном Джеком Воробьем оказались самый настоящий гик, выросший на морских сказках, и девушка, движимая страстью к науке и за это названная ведьмой. И смотрятся они, как ни странно, персонажами второго плана, хорошими, но которым почему-то уделили слишком много времени. На самом же деле режиссеры умудрились ввернуть в сюжет персонажей из старых фильмов, причем так, что они не смотрелись лишней ногой, а, наоборот, казались центральной частью картины.
![](http://img.stereo.ru/krotovaaa/2be47616eec1df8f8af5f7b76f09b5bc.jpg)
И в таком возвращении старых знакомых нельзя не проследить тему семьи, которая отчаянно эксплуатируется в современных блокбастерах. «Пираты» пошли дальше: в картине целых два папы (из разных семей) и две воссоединяющиеся ячейки общества, плюс еще пара практически свежеобразовавшихся. Такое ощущение, будто бы американская киноиндустрия планирует таким образом благоприятно повлиять на демографию, продвигая семейные ценности ударными темпами.
![](http://img.stereo.ru/krotovaaa/8d307616563ba3e639e71397685ab174.jpg)
И, конечно же, немало внимания уделяется сильному и умному женскому персонажу — типажу, который сейчас на пике популярности. Но главная героиня, вроде как призванная его олицетворять, кичится своей смышленностью и напоминает первокурсника, поступившего в топовый технический вуз, сверкающего студенческим билетом перед друзьями и перемежающего свою речь терминами к месту и не к месту. Сама такой была, потому ее и понимаю, но от этого она больше симпатии не вызывает. И ее, конечно же, беззастенчиво лапают — без этого никуда. Несмотря, однако, на показушную любовь к наукам, девушка за фильм сменила три платья, и все три, по традиции, были с глубоким декольте, которое камера не упускала из виду. Вот и пойми, есть там странный феминизм, соседствующий с сексуальной объективацией, или же нет.
Саундтрек совершенно не запоминается. Фильм звучит приятно, в жуткие моменты — жутко, в моменты закатных пейзажей — романтично, но за душу не берет. Не могу сказать, что это совсем плохо, но мелодии Ханса Циммера и Rodrigo y Gabriela въедались в сердце, чего нельзя сказать о музыке нового композитора, Джеффа Джазнелли.
![](http://img.stereo.ru/krotovaaa/c81d6f1b19a4a58a7234983edaa4067a.jpg)
Несмотря на то, что режиссерский, операторский и композиторский состав у картины совершенно иной, пятая часть оказалась максимально похожей на фильмы трилогии. Она задорная, она простая, она наполнена действием, она, как и положено, самый настоящий аттракцион, полный абсурда и нелепого экшена. Этот фильм — лучшее олицетворение популярной фразы «верните мне мой 2007»: именно в том году вышел «На краю света», и именно тот задор есть у «Мертвецов».