Надоевшие всем ограничения неожиданно вынесли на поверхность новый московский тренд — музыкальные бары. Точнее, бары для прослушивания музыки — listening bar, как подобные проекты называют на западном и дальневосточном фронтах меломании.

Главное здесь — не гастрономия и выпивка, хоть они и присутствуют. В Японии или в Британии в таких местах собираются послушать музыку. Хорошую и разную, а главное — на отличной акустике и аппаратуре. Точнее — на очень и очень хорошей акустике и аппаратуре.

Владельцы таких баров тратят годы на то, чтобы собрать идеальную аудиосистему и подготовить помещение. И вот мы идем в такой первый московский проект, будто бы в новое место силы.

Современная музыкально-барная культура многим обязана барной культуре Японии. Самый известный такой бар — SHeLTer listening bar появился в городе Хатиодзи и стал известен примерно с 1989 года. Его владелец, Есио Низима, потратил 30 лет на создание идеальной стереосистемы, постоянно что-то меняя, улучшая и дополняя. И до сих пор он не уверен, когда завершится процесс — ведь всегда можно что-то поменять или улучшить.

Например, в Токио есть Bridge — тоже весьма известный listening bar. Владелец бара называет его «третьим местом» между работой и домом — местом для любви к музыке и хорошему звуку. У этого места более молодежная тенденция.

Вообще-то в Японии довольно распространено движение коллекционеров музыки и аудиофилов: некоторые даже проводят себе выделенные линии электроэнергии, чтобы избежать «фона» во время прослушивания, а некоторые несут в массы собранные за долгое время идеальные компоненты и открывают бары. Зачастую — секретные. Сарафанное радио работает — и никакой рекламы.

У британцев тоже есть собственная гордость — так сказать, London pride. Например, лондонский Spiritland, где акустику и прочее поставили Living Voice — примерно за пол-миллиона фунтов.

«Я всегда хотел зайти в какое-нибудь связанное с музыкой место и услышать, что кто-то действительно глубоко закапывается в свою коллекцию пластинок и демонстрирует свои предпочтения в музыке», — сказал Пол Нобл, арт-директор Spiritland.

Движение по популяризации совместного прослушивания пластинок к началу века этого стало международным. В Америке появились свои характерные заведения — такие, как Gold Line и Sheep’s Clothing в Лос-Анджелесе. Здесь акцент именно на качестве звука и организации пространства.

Прослушивание контента заранее обсуждается и альбомы прослушиваются от начала и до конца. Часть подобных клубов влилась в международный проект - Classic Album Sundays.

Но вернемся в дым отечества, ибо и он сладок. Сегодня главный герой нашего романа — Павел Недостоев. Человек, продвигающий школу новой экономики MACS и образовательный проект агентства Departament, посвященный процессу создания значимых и актуальных мероприятий в России и за рубежом. Но у него была мечта — и он смог ее осуществить.

Павел рассказывает:

В Японии очень уважают винил и винтажный звук. Популярностью пользуются специальные бары, где нельзя громко говорить, а иногда — даже фотографировать. High End-аппаратура 70-х готов, дорогой виски и теплое ламповое освещение. Хозяин ставит музыку и разливает. Короче говоря, как у меня дома. Думал, что я один такой псих, ан нет — там это целая культура.

Япония

Я потратил почти семь лет, и вот мы открыли ресторан Тель-Авивской кухни — Flâner. Это в районе Чистых Прудов — Кривоколенный переулок 7. Мне досталась здесь любимая работа — курировать музыкальную программу. Естественно, предпочтение отдал винтажной аудиосистеме: магнитофону и винилу со своей фонотекой..."

Забавно, но например JBS Bar в Токио называют за глаза "кладбищем винила". Трудно поверить, но потрясающая японская аккуратность по отношению к "культурным носителям" дает плоды.

JBS Bar в Токио

Павел продолжает: «Совсем скоро мы достроим второй бар с настоящим Hi-Fi из 70-х, но это уже новая история. Мне пришлось провести сотни экспериментов. Сидеть одному по ночам и читать иностранные форумы, листать каталоги и изучать системы из Гонконга, Токио, Москвы, лучших домов Лондона и многих других злачных мест. Писать дилерам всех столиц мира. И все почему? Потому что семь лет назад у меня появилась увлечение: винтажный High End.

В аудиофильских кругах даже говорят: «хорошую систему нельзя купить, ее можно только заслужить». Так что идеальную систему можно собирать всю жизнь.

В чем кайф? Волшебный звук. Известные композиции раскрываются совершенно по-новому. Невероятная эстетика и дизайн. Для меня это функциональные арт-объекты. Совсем скоро вся моя система переедет в бар в центре Москвы. Это моя мечта. Логическое продолжение семилетнего пути. Это совершенно новое место в Москве. Подпольный храм музыки для друзей и меломанов. С нетерпением готовим открытие».

Мы морально подготовлены. Мы идем на Кривоколенный, затаив дыхание. Фланируем... Кстати, фланирование — устойчивый атрибут в жизни денди и парижской литературной элиты. В 1833 году писатель и денди Оноре де Бальзак решил досконально исследовать «теорию походки».

Он подробно описал оптимальную технику фланирования, при которой идущий должен держаться прямо, ставить ноги по одной линии, незаметно вовлекать в движение все тело: легонько покачиваться, наклонять голову. Подходя к месту силы, все незаметно меняют походку.

Этот дом — памятник архитектуры, созданный гением Федора Шехтеля, поэтому вас встречает всего лишь крохотная надпись на входной двери

Пока что это частное мероприятие, но, приоткрывая занавес, делимся впечатлениями и мыслями.

Мы с Виктором Горбатовым — не ресторанные критики, поэтому воздержимся от транслирования позитивных гастрономических ощущений. Главное — музыкальная часть проекта.

Проект интерьера помещений разработал израильский дизайнер и архитектор Агнон Гранот. С моей профессиональной точки зрения — получилось весьма достойно как в ресторанной зоне на первом этаже, так и внизу. Несколько локальных зон, зона бара и стойка с аппаратурой, все весьма комфортно и деликатно. Хорошо продуманное локальное зонирование светом. Но то место силы, куда мы стремились и на чем сосредоточены наши интересы — это не ресторан «Фланер», не верхушка айсберга. Нам нужен Fonoteca Listening Bar. И это место глубоко внутри.

Много усилий потрачено на конструктивные идеи виброразвязки, нейтрализации резонансов и их реализацию. И вот — мы ставим официальную копию мастер-ленты на Technics RS 1506 — Эллингтон с Колтрейном.

Мониторы дальнего поля от JBL и ламповые мощники Manley Neo-Classic 250 создали в помещении полную иллюзию живого камерного выступления.

JBL 4350 после тщательного восстановления

Виктор тихо шепчет: «Хорошо играет. Конечно, поиск совершенства — процесс бесконечный, но тут уютно. И звук хороший».

Здесь мы полностью совпадаем во мнениях — в итоге, мы покинули это новое место силы гораздо позднее, чем планировали. Я не бывал в подобных барах в Японии, но сходные мысли по реализации подобного проекта были, были и эксперименты без продолжения, но — желаемое в данном случае совпало с действительным.

Но мы не будем сегодня раскрывать всех подробностей — пусть каждый ищущий сам найдет что-то для себя. Лично мне казалось, что потребность в создании такого места общения для множества подобных нам людей созрела уже давно. Но это точно должен быть не PowerHouse и не Клуб Алексея Козлова.

И мы вернемся, мы еще вернемся сюда вместе с вами, тем более, что дата первой аудиофильской сессии уже определена. Совсем скоро!

Из официального пресс-релиза Fonoteca:

Совместный проект Павла Недостоева и команды Ess-Thetic. Барные карты Fonoteca и ресторана Flâner отличаются. На нижнем этаже вечеринкой правят качественные и редкие спирты. Бар-менеджер Евгений Клименко (The Bix Bar) принципиально не заигрывает с миксологией: «Никаких манипуляций с алкоголем. Я раскрываю основной ингредиент, усиливаю его вкус за счет второстепенных дополнений. А какой напиток выйдет в финале, решает гость». Всего в меню будет 10 коктейлей, посвященных знаковым альбомам и фигурам в мире музыки. Помимо авторских напитков вам запросто приготовят любую классику на хороших спиртах. Кофе также обещают достойный: альтернативная заварка в кемексе и спешалти зерно. Сопровождать напитки будет тель-авивский фингер-фуд и разноплановые снэки.

Официантов не будет. Только бармен и селектор или меломан-коллекционер, который отвечает за музыку. Кстати, им может стать сам гость — стоит вспомнить собственный топ-композиций и принести записи на виниле, кассетах или магнитной пленке.

Воскресенье отдано селекторам —день, когда самые искушенные коллекционеры будут делиться алмазами из собственных коллекций: ожидается широкий спектр жанров от фри-джаза, фолка и авангарда до нью-вэйва и даба.