Уважаемые читатели, братья по оружию винилу и коллеги по любимому несчастью! Мой очередной текст будет, наверное, минимально аудиофильский по части «аудио»,  и больше по части «филия». 

Хочу, рассказом о собственном опыте, порассуждать о пределах. Пределах желаний, возможностей, разумности и оптимальности в контексте выбора проигрывателя виниловых пластинок. И буду очень рад конструктивной дискуссии в комментах. 

Учитывая год рождения, очевидно, что виниловые пластинки появились в моей жизни в детстве, потом, в юности, уступили место компакт кассетам, затем CD и вернулись заново в зрелом возрасте. Т.е., по сути, четко повторили историю формата, а значит, я не уникален и могу претендовать на объективность. 

Большущую коллекцию со сказками, аудиоспектаклями и детскими песнями я переслушал на РОЛИКОВОМ!!! ))) аппарате Аккорд 201.

Аккорд 201 Стерео

И за эти сказки, детские пластинки я точно говорю огромное спасибо СССР и фирме Мелодия. 

Затем, позднее, когда у школьника появился интерес к музыке, эстафету принял другой аппарат, Вега-109. 

Вега-109 Стерео

Музыка крутилась разнообразная, фактически все, что продавалось в виниловом отделе универмага, находившегося на пол-пути из школы домой.

И, параллельно со 109-й моделью, в моей жизни был аппарат Вега-002 двоюродной сестры, концертмейстера ереванского камерного оркестра, влюбивший меня в классическую музыку

Вега-002

Ну, а потом был перерыв в долгие 15 лет. Без пластинок.

Мой виниловый ренессанс случился уже в середине 2000-х. Тогда я слушал связку Rotel RA-1062 и RCD-1072. 

Rotel

Решение возродить в себе винил пришло совершенно спонтанно, без каких-либо предвестников приступа и дальнейшего хронически обостренного течения.

После консультаций с журналами и кошельком, первым проигрывателем у меня стала Rega P1 с головой Elys. 

Rega P1
Базовый стол и диск из МДФ, фетровый мат, базовый тонарм, базовый картридж

Простейшая модель с простейшим звуком через встроенный фонокорректор усилителя. Да и первичную коллекцию пластинок я набирал достаточно бессистемно и без особых знаний. Но, тем не менее, удовольствие получал огромное, несравнимое с удовольствием от CD. Как вы понимаете, дело было не в качестве звука, а в самОм ритуале установки пластинки на диск, протирании щеточкой, опускания микролифта и потрескиваний. 

Но я уже был заражен аудиофилией и зуд улучшайзинга настиг меня достаточно быстро. Первым шагом стал внешний фонокорректор. Мой кошелек настоятельно посоветовал транзисторную модель М1 от мастера Анатолия Еременко из Кемерово, собранный по схеме Yamaha A1. 

Транзисторный фонокорректор М1 от Анатолия Еременко, г. Кемерово
Он же сзади

Улучшение в звуке было ощутимым, что подстегнуло к дальнейшим консультациям и уговорам своего кошелька. 

Следующим шагом стала очень удачная и выгодная покупка белой Rega P3-24 со стеклянным диском, с головкой Exact, с выносным б/п. Правда, продавалась она достаточно далеко, и, похоже, вкусную цену я компенсировал затратами на дизель. Кстати, стеклянный диск с матом до сих пор у меня где-то в закромах, если нужно кому- дарю. 

Белая Rega P3-24
Картридж Exact
Rega P3-24 с внешним блоком питания. Стекляный диск, пластиковый субдиск

Скажу, что прирост в звуке, в сравнении с младшей моделью, был скачкообразный, очень разительный. И тут же захотелось изменения фонокорректора. Кошелек настоятельно порекомендовал того же кемеровского мастера с ламповой моделью. 

Ламповый кемеровчанин

Эффект мне очень понравился. Но зуд аудиофила усиливался с опытом, знаниями, расширением географии поставок и, конечно, советами кошелька. Первым улучшением стала замена штатного пластикового суббдиска на аллюминиевый Groovetracer

Прецизионно выполненный аллюминиевый субдиск от Groovetracer
Groovetracer на рабочем месте
Groovetracer под стеклом

Эффект был, явный, но не ошеломляющий. Скажем так, улучшилась структурированность подачи.

Затем я наткнулся на работы московского мастера Максима, который, на элементной базе Rega, производит аппараты Silvertone. Мой кошелек вполне одобрил новый виток филии и, предоставив свою P3-24 в качестве донора, мы с Максимом сотворили Франкенштейна Silvertonе P3-24 в корпусе из разнонаправленных слоев винтажной фанеры и с акрилловым диском. Физическое разделения двигателя и тонарма от диска действительно подняло звучание на новый уровень. Улучшились масштаб и сцена.

Франкенштейн Silvertone P3-24 и кемеровчанин у нового владельца
Френки вид сверху
Френки анфас

С Френки я жил в условиях взаимности и доверия до того самого момента, пока не встретил свою Прелллесть. 

Моя Прелллесть. Scheu Analog Premier MkIII. Итерация 1

История нашей встречи занимательная. В салон на Хавской улице я зашел за метром серебро-содержащего припоя стоимостью 10$ для своего усилителя. Там я увидел мою Прелллесть, послушал и влюбился без памяти. Моментально. А любовь она штука злая! Никакие советы, увещевания, мольбы моего кошелька не помогли, выбежал в ближайший Сбер и быстренько подписал все кабальные документы. Домой я уже вернулся с огромной, тяжеленной коробкой на горбу, MI головой London Decca Supergold и метром припоя в кармане!!!!

И так, Scheu Analog Premier MkIII. Немецкий пассиковый проигрыватель. Выпускается небольшой семейной фирмой Scheu Analog http://www.scheu-analogue.com, которую основал инженер, музыкант и энтузиаст Томас Шой, ныне покойный. В настоящее время фирмой управляет супруга Томаса, Ула Шой. В линейке представлены 5 проигрывателей, 3 тонарма. 

Premier это вторая сверху модель, выполнен полностью из акрилла, в основании засыпан антирезонансной свинцовой мукой. Массивный, 8 см толщиной диск весом 7,5 кг, инвертированный прецизионный подшипник на керамическом шарике и фторопластовой обоймой разработки самого Томаса Шоя. Ходят слухи, что его подшипники используются и некоторыми другими производителями. Подшипник смазывается каким-то силиконовым маслом свехнизкой плотности, которого у меня осталось пару капель и до сих пор не знаю, чем его заменить. Двигатель в отдельном корпусе, 33/45 оборотов с возможностью точной подстройки. Пассиком служит тончайшая нейлоновая нить. Общий вес 20 кг. 

Прелллесть. Итерация 2
Хорошо виден блок с мотором. И плохо виден тончайший пассик
Прелллесть. Итерация 3. Если присмотреться, виден пассик

Ну, что я могу сказать, разница в звучании галактического масштаба!!! Есть такое мнение, что Rega это типа мебели из IKEA- качество, простота, надежность, а с Premier сразу попадаешь в салон BoConcept. Звучание зрелое, мощное, точное, правильное, дорогое и комфортное.

Прикольный фокус. Если без пассика, пальцем раскрутить диск до 33 об/мин то он будет крутиться 5!!! минут. Слава гению Томаса Шоя и немецкой прецизионности!

Конечно, к моменту встречи с моей Прелллестью я уже достаточно поднаторел в виниловой теме во всех аспектах, переслушал уже массу систем, научился настраивать аппаратуру. Завел знакомства в нашей среде. И, представьте мой восторг, когда я узнал, что очень уважаемый мной Мастер Виктор Горбатов использовал ту же самую модель в качестве основного своего проигрывателя! А я выбрал его сам!!!))) В дальнейшем Виктор очень мне помог советами с окончательной полировкой звучания моего аппарата. 

С Прелллестью уже стало возможным реально оценивать и сравнивать звучание на разных картриджах, тонармах, фонокорректорах.

Естественно, ламповый кемеровский фонокорректор меня уже перестал удовлетворять. Наступила череда поиска/подбора достойных аппаратов. Под чутким руководством своего кошелька в первую очередь, и радушной консультативной помощи Виктора, за что ему отдельное спасибо, я последовательно покупал и с удовольствием владел рядом аппаратов. 

Graham Slee Revelation M + step-up Graham Slee Elevator Exp

ММ фонокорректор Graham Slee Revelation M
Step Up усилитель для МС картриджей Graham Slee Elevator Exp
Graham Slee в интерьере

Маленькие коробочки выдавали совершенно не по размеру качественный и большой звук, да еще и была возможность играть с кривыми эквализации. Однако, наличие 3-х разных картриджей и сложности с коммутацией требовало дальнейших действий. 

На смену Graham Slee пришел Sugden Masterclass PA4 с 2-я MC и одним MM входами.

Sugden в интерьере

Аппарат максимально облегчил коммутацию, звук у него был детальный, с прекрасной прорисовкой сцены, но безумно прямолинейный, какой-то безэмоциональным, что-ли…Хотелось большего. 

Кошелек затрепетал, с пониманием проклял, и вынужден был согласиться на очередное потрошение. И в моей жизни появился Accuphase-C37

Accuphase C-37

Аппарат также имеет 3 входа, возможность настройки каждого под MC или MM картриджи, с выбором импеданса и гейна, сабсоник фильтр. Звук выше всяких похвал, тот, что я люблю. Еще и красив, как Аполлон. Идеально отрабатывает каждую слезинку, пролитую моим кошельком!

Аполлон в интерьере

Вот мы и дошли до вопроса, когда и где стоит остановиться. Должен признать, я остановился. Осознанно и твердо! И не потому, что мой аудиофильский зуд утих, отнюдь. Надеюсь он никогда не утихнет. И не потому, что у меня лучшая в мире связка проигрывателя и фонокорректора. Конечно же нет. Но она, эта связка, удовлетворяет мои потребности в звучании, соответствует моим возможностям, т.е. достаточная! Именно для меня достаточная. 

На своем, уже осознанном виниловом веку, я переслушал пару-тройку десятков очень разных, очень качественных проигрывателей вменяемой и высокой ценовой категории, а также немало аппаратов крайне высокой ценовой категории. Имею собственное, естественно, субъективное мнение касательно роликовых, пассиковых и DD аппаратов. С друзьями участвовал в тестах проигрывателей и фонокорректоров. Могу самостоятельно настроить достаточно сложные аппараты. Без обиняков, ни одно сочетание аппаратов вменяемой и высокой ценовой категории не понравилось мне больше моей нынешней связки, ни одно такое сочетание не заронило в мою аудиофильскую голову мысль что-либо поменять. Все звучали хорошо, достойно, соответственно своему высокому уровню, но не лучше. На мой вкус, естественно. И это очень радует. И вселяет эдакую умиротворенность. Очень хорошо облегчает аудиофильский зуд улучшайзинга. Мой советчик-кошелек в глубине души тоже радуется и простил меня за насилие и потрошение. Пожалуй, один только Verdier la Platine понравился мне больше моей Прелллести, но и стоит он 1,5 млн в ритейле! А внешний вид Scheu Premier однозначно привлекательнее.

Verdier la Platine

Больше скажу, парочка аппаратов очень высокой ценовой категории удивили меня звучанием совершенно не соответствующим ценнику!

Ответственно заявляю, что в настоящий момент единственное сочетание проигрыватель/фонокорректор, на которые я бы променял свою Прелллесть и Апполона это TechDas Airforce 3 Premium и CH Precision P1. 

Airforce 3 Premium
CH Precision P1

Но это настолько космический ценник…

Когда я пишу научные статьи в медицинские журналы, там есть обязательный пункт в финале- выводы и практические рекомендации. Аналогично сделаю и тут. 

1- Стремиться к совершенству абсолютно необходимо, если вы стали на аудиофильский «тернистый путь греха» (с) Фелькурат Отто Кац.

2- Проходить этот путь необходимо самому. Консультироваться с окружением, с опытными и знающими людьми нужно, но окончательное решение всегда за вами. 

3- Начинайте с простых моделей, даже, если есть возможность на большее.

4- Всегда слушайте советы своего кошелька! Не проходите путь к совершенству в ущерб себе, или семье. Поверьте, это чревато! Если, вдруг, решили прыгнуть выше кошелька, будьте уверены в возможности завершить этот прыжок. Ибо, продавать, в последствии, трудно, долго и, самое главное, обидно!

5- Прежде, чем подступиться к очередному апгрейду, оцените возможность оперативной продажи предыдущего оборудования. Не жадничайте. Выставьте на 5-10% ниже вторички. За то быстрее получите частичную компенсацию. 

6- Наберитесь мужества усмирять свою хотелку, предела совершенству нет, есть предел разумности. Трезво оцените, насколько очередной скачок в цене приведет к улучшению звучания. 

7- Слушайте много разных систем, ходите к друзьям, знакомым, в салоны, посещайте выставки. «Понимание приходит с опытом» (с) Zino Davidoff. Это очень помогает вовремя и удачно остановиться!!!

8- На определенном этапе начинайте инвестировать в фонотеку, а не в апгрейд. Поверьте, это насилует кошелек не меньше. В конце концов, мы все это делаем ради музыки, а не ради аппаратуры.

Конечно, эти мои 8 пунктов не являются истиной в последней инстанции. Они отражают “My way” (c) Frank Sinatra. Каждый решает сам для себя.