Уважаемые читатели, братья по оружию винилу и коллеги по любимому несчастью! Мой очередной текст будет, наверное, минимально аудиофильский по части «аудио», и больше по части «филия».
Хочу, рассказом о собственном опыте, порассуждать о пределах. Пределах желаний, возможностей, разумности и оптимальности в контексте выбора проигрывателя виниловых пластинок. И буду очень рад конструктивной дискуссии в комментах.
Учитывая год рождения, очевидно, что виниловые пластинки появились в моей жизни в детстве, потом, в юности, уступили место компакт кассетам, затем CD и вернулись заново в зрелом возрасте. Т.е., по сути, четко повторили историю формата, а значит, я не уникален и могу претендовать на объективность.
Большущую коллекцию со сказками, аудиоспектаклями и детскими песнями я переслушал на РОЛИКОВОМ!!! ))) аппарате Аккорд 201.
И за эти сказки, детские пластинки я точно говорю огромное спасибо СССР и фирме Мелодия.
Затем, позднее, когда у школьника появился интерес к музыке, эстафету принял другой аппарат, Вега-109.
Музыка крутилась разнообразная, фактически все, что продавалось в виниловом отделе универмага, находившегося на пол-пути из школы домой.
И, параллельно со 109-й моделью, в моей жизни был аппарат Вега-002 двоюродной сестры, концертмейстера ереванского камерного оркестра, влюбивший меня в классическую музыку
Ну, а потом был перерыв в долгие 15 лет. Без пластинок.
Мой виниловый ренессанс случился уже в середине 2000-х. Тогда я слушал связку Rotel RA-1062 и RCD-1072.
Решение возродить в себе винил пришло совершенно спонтанно, без каких-либо предвестников приступа и дальнейшего хронически обостренного течения.
После консультаций с журналами и кошельком, первым проигрывателем у меня стала Rega P1 с головой Elys.
Простейшая модель с простейшим звуком через встроенный фонокорректор усилителя. Да и первичную коллекцию пластинок я набирал достаточно бессистемно и без особых знаний. Но, тем не менее, удовольствие получал огромное, несравнимое с удовольствием от CD. Как вы понимаете, дело было не в качестве звука, а в самОм ритуале установки пластинки на диск, протирании щеточкой, опускания микролифта и потрескиваний.
Но я уже был заражен аудиофилией и зуд улучшайзинга настиг меня достаточно быстро. Первым шагом стал внешний фонокорректор. Мой кошелек настоятельно посоветовал транзисторную модель М1 от мастера Анатолия Еременко из Кемерово, собранный по схеме Yamaha A1.
Улучшение в звуке было ощутимым, что подстегнуло к дальнейшим консультациям и уговорам своего кошелька.
Следующим шагом стала очень удачная и выгодная покупка белой Rega P3-24 со стеклянным диском, с головкой Exact, с выносным б/п. Правда, продавалась она достаточно далеко, и, похоже, вкусную цену я компенсировал затратами на дизель. Кстати, стеклянный диск с матом до сих пор у меня где-то в закромах, если нужно кому- дарю.
Скажу, что прирост в звуке, в сравнении с младшей моделью, был скачкообразный, очень разительный. И тут же захотелось изменения фонокорректора. Кошелек настоятельно порекомендовал того же кемеровского мастера с ламповой моделью.
Эффект мне очень понравился. Но зуд аудиофила усиливался с опытом, знаниями, расширением географии поставок и, конечно, советами кошелька. Первым улучшением стала замена штатного пластикового суббдиска на аллюминиевый Groovetracer
Эффект был, явный, но не ошеломляющий. Скажем так, улучшилась структурированность подачи.
Затем я наткнулся на работы московского мастера Максима, который, на элементной базе Rega, производит аппараты Silvertone. Мой кошелек вполне одобрил новый виток филии и, предоставив свою P3-24 в качестве донора, мы с Максимом сотворили Франкенштейна Silvertonе P3-24 в корпусе из разнонаправленных слоев винтажной фанеры и с акрилловым диском. Физическое разделения двигателя и тонарма от диска действительно подняло звучание на новый уровень. Улучшились масштаб и сцена.
С Френки я жил в условиях взаимности и доверия до того самого момента, пока не встретил свою Прелллесть.
История нашей встречи занимательная. В салон на Хавской улице я зашел за метром серебро-содержащего припоя стоимостью 10$ для своего усилителя. Там я увидел мою Прелллесть, послушал и влюбился без памяти. Моментально. А любовь она штука злая! Никакие советы, увещевания, мольбы моего кошелька не помогли, выбежал в ближайший Сбер и быстренько подписал все кабальные документы. Домой я уже вернулся с огромной, тяжеленной коробкой на горбу, MI головой London Decca Supergold и метром припоя в кармане!!!!
И так, Scheu Analog Premier MkIII. Немецкий пассиковый проигрыватель. Выпускается небольшой семейной фирмой Scheu Analog http://www.scheu-analogue.com, которую основал инженер, музыкант и энтузиаст Томас Шой, ныне покойный. В настоящее время фирмой управляет супруга Томаса, Ула Шой. В линейке представлены 5 проигрывателей, 3 тонарма.
Premier это вторая сверху модель, выполнен полностью из акрилла, в основании засыпан антирезонансной свинцовой мукой. Массивный, 8 см толщиной диск весом 7,5 кг, инвертированный прецизионный подшипник на керамическом шарике и фторопластовой обоймой разработки самого Томаса Шоя. Ходят слухи, что его подшипники используются и некоторыми другими производителями. Подшипник смазывается каким-то силиконовым маслом свехнизкой плотности, которого у меня осталось пару капель и до сих пор не знаю, чем его заменить. Двигатель в отдельном корпусе, 33/45 оборотов с возможностью точной подстройки. Пассиком служит тончайшая нейлоновая нить. Общий вес 20 кг.
Ну, что я могу сказать, разница в звучании галактического масштаба!!! Есть такое мнение, что Rega это типа мебели из IKEA- качество, простота, надежность, а с Premier сразу попадаешь в салон BoConcept. Звучание зрелое, мощное, точное, правильное, дорогое и комфортное.
Прикольный фокус. Если без пассика, пальцем раскрутить диск до 33 об/мин то он будет крутиться 5!!! минут. Слава гению Томаса Шоя и немецкой прецизионности!
Конечно, к моменту встречи с моей Прелллестью я уже достаточно поднаторел в виниловой теме во всех аспектах, переслушал уже массу систем, научился настраивать аппаратуру. Завел знакомства в нашей среде. И, представьте мой восторг, когда я узнал, что очень уважаемый мной Мастер Виктор Горбатов использовал ту же самую модель в качестве основного своего проигрывателя! А я выбрал его сам!!!))) В дальнейшем Виктор очень мне помог советами с окончательной полировкой звучания моего аппарата.
С Прелллестью уже стало возможным реально оценивать и сравнивать звучание на разных картриджах, тонармах, фонокорректорах.
Естественно, ламповый кемеровский фонокорректор меня уже перестал удовлетворять. Наступила череда поиска/подбора достойных аппаратов. Под чутким руководством своего кошелька в первую очередь, и радушной консультативной помощи Виктора, за что ему отдельное спасибо, я последовательно покупал и с удовольствием владел рядом аппаратов.
Graham Slee Revelation M + step-up Graham Slee Elevator Exp
Маленькие коробочки выдавали совершенно не по размеру качественный и большой звук, да еще и была возможность играть с кривыми эквализации. Однако, наличие 3-х разных картриджей и сложности с коммутацией требовало дальнейших действий.
На смену Graham Slee пришел Sugden Masterclass PA4 с 2-я MC и одним MM входами.
Аппарат максимально облегчил коммутацию, звук у него был детальный, с прекрасной прорисовкой сцены, но безумно прямолинейный, какой-то безэмоциональным, что-ли…Хотелось большего.
Кошелек затрепетал, с пониманием проклял, и вынужден был согласиться на очередное потрошение. И в моей жизни появился Accuphase-C37
Аппарат также имеет 3 входа, возможность настройки каждого под MC или MM картриджи, с выбором импеданса и гейна, сабсоник фильтр. Звук выше всяких похвал, тот, что я люблю. Еще и красив, как Аполлон. Идеально отрабатывает каждую слезинку, пролитую моим кошельком!
Вот мы и дошли до вопроса, когда и где стоит остановиться. Должен признать, я остановился. Осознанно и твердо! И не потому, что мой аудиофильский зуд утих, отнюдь. Надеюсь он никогда не утихнет. И не потому, что у меня лучшая в мире связка проигрывателя и фонокорректора. Конечно же нет. Но она, эта связка, удовлетворяет мои потребности в звучании, соответствует моим возможностям, т.е. достаточная! Именно для меня достаточная.
На своем, уже осознанном виниловом веку, я переслушал пару-тройку десятков очень разных, очень качественных проигрывателей вменяемой и высокой ценовой категории, а также немало аппаратов крайне высокой ценовой категории. Имею собственное, естественно, субъективное мнение касательно роликовых, пассиковых и DD аппаратов. С друзьями участвовал в тестах проигрывателей и фонокорректоров. Могу самостоятельно настроить достаточно сложные аппараты. Без обиняков, ни одно сочетание аппаратов вменяемой и высокой ценовой категории не понравилось мне больше моей нынешней связки, ни одно такое сочетание не заронило в мою аудиофильскую голову мысль что-либо поменять. Все звучали хорошо, достойно, соответственно своему высокому уровню, но не лучше. На мой вкус, естественно. И это очень радует. И вселяет эдакую умиротворенность. Очень хорошо облегчает аудиофильский зуд улучшайзинга. Мой советчик-кошелек в глубине души тоже радуется и простил меня за насилие и потрошение. Пожалуй, один только Verdier la Platine понравился мне больше моей Прелллести, но и стоит он 1,5 млн в ритейле! А внешний вид Scheu Premier однозначно привлекательнее.
Больше скажу, парочка аппаратов очень высокой ценовой категории удивили меня звучанием совершенно не соответствующим ценнику!
Ответственно заявляю, что в настоящий момент единственное сочетание проигрыватель/фонокорректор, на которые я бы променял свою Прелллесть и Апполона это TechDas Airforce 3 Premium и CH Precision P1.
Но это настолько космический ценник…
Когда я пишу научные статьи в медицинские журналы, там есть обязательный пункт в финале- выводы и практические рекомендации. Аналогично сделаю и тут.
1- Стремиться к совершенству абсолютно необходимо, если вы стали на аудиофильский «тернистый путь греха» (с) Фелькурат Отто Кац.
2- Проходить этот путь необходимо самому. Консультироваться с окружением, с опытными и знающими людьми нужно, но окончательное решение всегда за вами.
3- Начинайте с простых моделей, даже, если есть возможность на большее.
4- Всегда слушайте советы своего кошелька! Не проходите путь к совершенству в ущерб себе, или семье. Поверьте, это чревато! Если, вдруг, решили прыгнуть выше кошелька, будьте уверены в возможности завершить этот прыжок. Ибо, продавать, в последствии, трудно, долго и, самое главное, обидно!
5- Прежде, чем подступиться к очередному апгрейду, оцените возможность оперативной продажи предыдущего оборудования. Не жадничайте. Выставьте на 5-10% ниже вторички. За то быстрее получите частичную компенсацию.
6- Наберитесь мужества усмирять свою хотелку, предела совершенству нет, есть предел разумности. Трезво оцените, насколько очередной скачок в цене приведет к улучшению звучания.
7- Слушайте много разных систем, ходите к друзьям, знакомым, в салоны, посещайте выставки. «Понимание приходит с опытом» (с) Zino Davidoff. Это очень помогает вовремя и удачно остановиться!!!
8- На определенном этапе начинайте инвестировать в фонотеку, а не в апгрейд. Поверьте, это насилует кошелек не меньше. В конце концов, мы все это делаем ради музыки, а не ради аппаратуры.
Конечно, эти мои 8 пунктов не являются истиной в последней инстанции. Они отражают “My way” (c) Frank Sinatra. Каждый решает сам для себя.