Нам всем нравятся новые технологии, предлагаемые производителями электроники. Самые первые покупатели новинок выкладывают за них немаленькие суммы. Часто у таких людей деньги исчезают так же быстро, как и сами новые форматы, за которые эти деньги были отданы. А еще бывает такое, что нас соблазняют каким-то сверхновым форматом или революционным устройством, но, несмотря на рекламу и всю шумиху, этот продукт вовсе не появляется на рынке. Никогда. В этой статье мы расскажем о самых громких провалах AV-индустрии и попробуем разобраться, почему так вышло. Некоторые из продуктов, о которых сегодня пойдет речь, известны всем, о других слышали немногие, но их неудачные попытки выйти на рынок были не менее интересными.
Stereo 8, 1965
Здесь нужно сразу отметить, что формат Stereo 8 (или 8 Track) был коммерчески успешным. На самом деле, этот тип носителя получил огромную популярность — Stereo 8 был широко распространен до начала 70-х, когда ему на смену пришли классические компакт-кассеты. Более всего носитель Stereo 8 был востребован в автомобильной индустрии. Большинство автопроизводителей использовали проигрыватели Stereo 8 как стандартную опцию. Многие сторонние компании выпускали такие плееры для машин отдельно. Кстати, Stereo 8 был довольно популярен и в домашних системах.
Идея создания кассет Stereo 8 возникла из-за того, что винил и катушки были совершенно неприемлемыми вариантами для автомобилей. Потребители хотели чего-то большего, чем просто AM/FM-радио — они хотели проигрывать свою музыку во время поездок. Впервые носители Stereo 8 были выпущены компанией Lear Jet Corporation, которая назвала такие кассеты «Lear Jet Stereo 8-Track Cartridge». Ленту в таких кассетах склеивали в «бесконечную петлю», корпус был пластиковым (по размеру «картридж» Stereo 8 соответствовал габаритам обычной видеокассеты). Когда другие фирмы подключились к производству таких носителей, кассеты стали известны как «8-Track/Stereo 8».
Несмотря на то, что кассеты Stereo 8 оказались инновационным и, главное, успешным решением для автомобилей и портативного использования, их принцип работы был ужасен: частотный диапазон ограничен (Lo-Fi) до максимум 9 кГц. Устройство подразумевало смену треков во время проигрывания и, соответственно, паузу на 2-3 секунды, которая часто случалась прямо посреди песни. Ленты в Stereo 8 были шумными и недолговечными, что чаще всего приводило к выбрасыванию кассеты и покупке новой.
Кассеты Stereo 8 звучали плохо, занимали много места и отличались быстрым износом. Как только на рынке появилось что-то поинтереснее, носители Stereo 8 ушли в историю, будто их никогда и не было. Но они часть этой самой истории, поэтому Stereo 8 должны быть в нашем списке.
Квадрафонический звук, 1973
На заре появления домашних аудиосистем объемного звука не было. В начале 70-х любители музыки придумали схему для создания эффекта псевдо-окружающего звука: энтузиасты подключали дополнительную пару колонок между обычными фронтальными каналами стерео (на дополнительные колонки посылался разностный сигнал). Такая система использовалась известным звукотехником Дэвидом Хафлером (David Hafler). Компания Dynaco — популярный в те годы производитель высококлассного и дорогого оборудования — разработал схему Dynaquad, которую задействовали в интегрированном усилителе SCA-80Q и в расширительном модуле QD-1 Quadaptor.
Настоящий квадрафонический звук на 4 канала появился немного позже. Продавцы техники думали, что «посадить слушателей прямо в центре оркестра» — это большой шаг в будущее звука. Тогда некоторым представителям индустрии казалось, что это будет чем-то грандиозным и революционным. Кроме того, такие системы предполагали использование сразу четырех колонок, а для производителей это, разумеется, «плюс». Началась война форматов, в которой никто не победил. Противостояние происходило между тремя компаниями и их 4-канальными системами. Это было похоже на борьбу Beta и VHS, PC и Mac, Dolby Digital и DTS, DVD-A и SACD, и т.д.
В некоторых войнах форматов были очевидные победители и, соответственно, проигравшие. Например, VHS-кассеты победили Beta, а Blu-ray — HD DVD. Бывала и ничья: PC и Mac, например, смогли ужиться и прекрасно существуют вместе. На сегодняшний день между этими системами практических нет никаких проблем совместимости. На обеих системах мы можем открывать текстовые документы Microsoft Office, электронные письма, браузеры. Также мы можем общаться в мессенджерах, используя совершенно разные ОС. К третьей категории отнесем войны, где один из соперников сам по себе сдавался. В качестве примера можно взять плазменные панели и LED. Плазма ушла с рынка мирно, не навредив LED-телевизорам и их владельцам (те, у кого есть плазменные панели могут без проблем принимать сигнал и смотреть программы, как и владельцы LED-телевизоров). Однако нужно признать, что плазма уже становится частью истории.
Вернемся к четырехканальному аудио. Это было настоящей катастрофой, как с технической точки зрения, так и в плане маркетинга.
Начнем с того, что было три основных системы кодирования-декодирования. Двухматричные и фазодифференциальные системы: «SQ» и «QS». Еще была «дискретная» система CD-4, на основе LP-пластинок: эта система предусматривала специальную головку звукоснимателя с диапазоном до 40 кГц, которая могла корректно передавать «пилот-сигнал» из канавок пластинок типа CD-4 декодеру.
Системы SQ могли декодировать QS и наоборот, но формат CD-4 был совершенно несовместим с ними. Все три системы могли преобразовывать записи обычных пластинок и кассет в своеобразный псевдо-мультиканальный звук.
На самом деле, ни один из вышеназванных форматов не был по-настоящему хорош. Главная проблема заключалась в том, что звукозаписывающие компании никак не могли определиться, на какую систему им ориентироваться, и нужно ли это вообще делать? Такое бывает (вспомните DVD-A и SACD). Самые крупные лейблы решили «подождать и посмотреть, кто победит», а когда станет ясно — можно начинать работать с форматом. Получилось так, что явного победителя в этой борьбе не выявили, а производителям компонентов очень не хотелось самим делать выбор в пользу одного из них. В конце концов, компании пришли к выводу, что их ресиверы должны уметь работать с любым из форматов квадрафонии, но такой подход, конечно же, сильно сказался на стоимости устройств.
Все складывалось самым наихудшим образом для производителей и музыкальных магазинов. Первое место на пьедестале ни один из форматов так и не занял — идея с квадрафонией постепенно развалилась в пух и прах. Если посмотреть на эту «первую настоящую войну форматов» с точки зрения потребителей, то у многих из них осталось довольно неприятное ощущение: с тех пор любая война форматов воспринимается негативно. «Только не это! Опять началось…», — примерно так публика относится к такого рода борьбе технологий.
Betamax, 1975
Видеозапись стала настолько распространена и привычна, что мы и забыли, насколько технологически сложным был этот процесс в 70-х. Компания Sony стала, по сути, первой, кто предложил успешную систему видеозаписи. Эта система называлась «Betamax». По тем временам технология была невероятно продвинутой, отличаясь очень качественной цветопередачей. В самом начале формат позволял делать записи длительностью не более часа, но позже появилась и пятичасовая версия.
Matsushita (Panasonic) и Victor (JVC) объединились для создания конкурирующего формата VHS (Video Home System, если это хоть кто-то сейчас помнит). Основные принципы технологии были схожи с Betamax от Sony, но многими деталями форматы отличались. Если говорить о совместимости, то этого даже близко не предполагалось. Betamax выигрывал по качеству (разрешение выше) и простоте использования, но у VHS на момент появления был свой козырь — два часа записи, а не один. В итоге производители дошли до того, что на кассету Betamax вмещалось пять часов, а на VHS — аж шесть. Увеличенное время записи повлияло на качество, но компаниям пришлось на это пойти. Возможность делать шестичасовые записи вывела VHS вперед — этот формат победил.
Компания Matsushita заключила контракты со всеми крупными игроками того времени (RCA, Sylvania. Magnavox, Sears), а у Sony с Betamax шансов не осталось. В середине 80-х Sony наконец забыла о своей гордости, представив собственную линейку VHS-рекордеров. Интересно, что Sony, благодаря своему громкому имени, обогнала Panasonic по продажам буквально за один год. Однако никто не знает, сколько Sony потеряла миллионов долларов из-за того, что не могла расстаться с Betamax аж до 1986 года.
Если учесть, насколько были востребованы в 80-е и 90-е видеомагнитофоны с функцией записи и прокаты кассет, то неудачу Sony с ее Betamax можно считать одним из самых серьезных крахов в истории потребительской электроники.
Elcaset, 1977
В конце 70-х крупные производители аудиотехники (Sony, Panasonic, Teac) осознали, что существующая компакт-кассета — это носитель с очень серьезными техническими ограничениям. В «традиционных» кассетах использовалась слишком узкая (3,81 мм) пленка, скорость ленты составляла всего 4,76 см/с. Это неизбежно приводило к быстрому износу и искажениям записи. Продвинутые технологии, включая систему шумопонижения Dolby, позволили компакт-кассетам зазвучать качественнее, но по аудиофильским меркам этот уровень был не более чем «сносным». Изначально компакт-кассеты предназначались лишь для записи речи в низком качестве.
Катушечные магнитофоны (бобинники) обладали более высокими скоростями протяжки (9,53 см/с, 19,05 см/с, 38,1 см/с) и предлагали гораздо более интересное звучание. Хороший бобинник фактически был лучшим решением для проигрывания музыки в те времена. Проблема таких магнитофонов заключалась в том, что они были чрезвычайной неудобны: меломанам приходилось вручную устанавливать ленту, протягивая ее от одной катушки до другой.
А что, если бы была возможность получить качество звука катушечной системы и удобство компакт-кассет одновременно? Не было бы это здорово? Именно об этом и подумали инженеры, создавшие Elcaset (размер такой кассеты был примерно сопоставим с габаритами VHS, скорость ленты составляла 9,53 см/c). Отличная идея! В результате все получилось, как и задумывалось. К сожалению, Elcaset не стали популярным форматом. Компания Sony начала продажи Elcaset осенью 1977 года, но через какое-то время этот носитель исчез. Высокое качество изготовления, интересный внешний вид и потрясающее звучание. Однако Elcaset никто не хотел покупать. Очень жаль.
LaserDisc, 1978-1997
Диски LaserDisc диаметром 30 см были своего рода видеопластинками, если так можно выразиться. Этот формат не пользовался большим спросом, хотя качество видео было выше, чем у VHS. Качество аудио было практически сравнимо с CD. На выставках и в большинстве магазинов продавцы использовали LaserDisc, чтобы поразить публику возможностями своих систем. Кроме того, поздние модификации LaserDisc-проигрывателей получили поддержку звука формата 5.1.
Все бы ничего, но плееры для лазердисков были громоздкими, шумными и дорогими (диски тоже стоили немало). Людям не хотелось покупать и коллекционировать дорогостоящие диски, предназначенные только для воспроизведения (без возможности записи).
Несмотря на превосходство LaserDisc над VHS c точки зрения картинки, такие диски легко ломались и много весили. Что касается уже упомянутых проигрывателей, то они шумели почти так же, как VCR-системы. Все эти недостатки, учитывая отсутствие функции записи, привели технологию к медленной гибели. Когда на рынок зашел Compact Disc, производители LaserDisc-плееров добавили устройствам возможность проигрывать CD (эта опция появилась в более поздних модификациях проигрывателей). Но и это не спасло формат: в 1996 году появился DVD, который и стал причиной окончательного ухода лазердисков. Справедливости ради стоит отметить, что LaserDisc продержался на рынке около 20 лет, но эта технология никогда не была успешной.
Говоря о видеодисках, нужно упомянуть формат CED (Capacitance Electronic Disc), созданный в 1981 году компанией RCA. Эти носители представляли собой довольно необычные 12-дюймовые пластинки с канавками. Для проигрывания CED использовалась, как ни странно, алмазная игла. Компания RCA в партнерстве с другими фирмами смогла продать не так много CED-систем, как планировала. По сути, продажи шли плохо. В 1984 году от формата полностью отказались. Проигрыватель CED стоил примерно столько же, сколько VCR, но вот сами диски предлагались за бешеные деньги — 35 долларов США за штуку. И это был 1981 год! Как и лазердиски, CED-диски не годились для записи. Формат CED провалился с еще большим грохотом, чем LaserDisc.
Лазерный проигрыватель винила Finial, 1986
Мечта аудиофила: вертушка с богатым, собранным, сочным аналоговым звучанием и безо всяких потерь музыкальной информации, хранящейся в канавках. Что такое LP-пластинка? Виниловая пластинка — это теплый, красивый, изумительный звук. У CD звук холодный, аналитический, искусственный, пластиковый, цифровой… То ли дело пластинка. Нам ведь нужен аналоговый звук. Только винил! И пусть этот винил будет долговечным, без скачков, шумов, постоянной отстройки тонармов и картриджей, без хрупких игл и других «прелестей», свойственных классическим проигрывателям виниловых пластинок.
Форматом CD все вроде бы были довольны, но не истинные аудиофилы. Аналоговые пластинки действительно звучали лучше первого поколения CD. Было такое заблуждение: нельзя оцифровать музыку, «разбив» ее на тысячи битов, а потом собрать все это обратно и ждать, что все зазвучит как ни в чем не бывало. Чтобы перебороть себя, любителями музыки понадобилось несколько лет, но и до сих пор есть аудиофилы, которые считают цифровую музыку «неправильной» (именно они частично и являются одним из факторов существования LP в наши дни).
Что, если вы могли бы хранить все пластинки в целости и сохранности всю жизнь? Забудьте про износ навсегда. А звучать пластинки будут лучше, чем когда-либо. Можно, конечно, прикупить CD-проигрыватель и даже слушать его время от времени, но если речь идет о настоящем «прослушивании», то тут уже только LP и не иначе.
Все вышеперечисленное предлагали создатели лазерного проигрывателя винила Finial. Аудиофилы хотели заполучить его во что бы то ни стало, и появись это устройство на рынке, спрос бы был. Нашлось бы немало энтузиастов, желающих отдать за такое чудо 2000-3000 долларов. Вероятно, эта система смогла бы сосуществовать с CD: кто-то бы слушал диски, а закоренелые аудиофилы смогли бы дать своим заброшенным LP-записям вторую (бесконечную) жизнь.
К сожалению, на деле все оказалось не так просто. Технология была довольно сложной, а экономическая ситуация неблагоприятной для выпуска такого дорогого и сложного аппарата. Поставщики подняли цены, инвесторы разбежались. Потенциальных покупателей тоже стало меньше. Таким образом, проигрыватель Finial так и не добрался до полок магазинов. Инженеры создали несколько работающих прототипов, но дальше дело не пошло, и мечта об «идеальном проигрывании LP-пластинок» осталась мечтой. Сегодня еще можно найти тех, кто неистово ждал выхода Finial и даже помнит события 30-летней давности.
DAT, 1987
Компания Sony представила цифровой формат DAT (Digital Audio Tape) как альтернативу аналоговым компакт-кассетам. Формат DAT отличался высоким качеством звучания, сравнимым с CD. Кассеты DAT были лучше обычных кассет по всем параметрам. Помимо этого, DAT-записи были компактнее и прочнее CD. Недостатком была только высокая стоимость.
Что же у Sony пошло опять не так? Дело в том, что индустрия боялась пиратства и высоких цен, поэтому DAT стали по большому счету форматом для профессионалов в студиях. Спустя много лет технологии хранения аудио в цифре подешевели (MP3, WAV и т.д.), а пиратством, по иронии судьбы, стало заниматься в разы проще.
Panasonic/Phillips DCC, 1992
С того момента, как компакт-диски стали невероятно популярны в США, прошло восемь лет. К этому времени в индустрии образовалась некая коалиция производителей, считавших, что невозможность самостоятельно делать запись на CD дает огромную незанятую нишу на рынке. Производители понимали, что речь теперь может идти только о цифровом формате: новая технология записи должна была раскрыть весь потенциал цифровых рекордеров и носителей.
Группа Panasonic/Phillips была уверена в том, что у них есть то, что нужно рынку — DCC (Digital Compact Cassette). По размерам носители DCC представляли собой полный аналог компакт-кассет. По функционалу все тоже было схоже, но цифровая запись позволяла добиться широкого частотного диапазона, хорошей АЧХ и должного отношения сигнал/шум. Если сравнить аналоговую компакт-кассету с DCC-кассетой, то вторая предлагала ту же простоту использования, но с качеством CD. Это здорово, если учесть, что плохо звучавшие компакт-кассеты аж с 1970 года считались стандартом Hi-Fi. Помимо всего прочего, проигрыватели DCC умели воспроизводить аналоговые записи — пользователи могли бы просто «перепрыгнуть» с компакт-кассет на DCC. Поменять нужно было лишь сам проигрыватель, а старую коллекцию кассет можно оставить. От такого сложно отказаться, не так ли?
Удивительно, но все преимущества DCC публика восприняла вяло. В 1996 году производители сдались. Шумные, низкокачественные, устаревшие компакт-кассеты пережили DCC, словно тараканы ядерную катастрофу. Только представьте, формат DCC был в сто раз качественнее, позволял делать цифровую запись, был обратно совместим и все равно провалился. Без сомнений, DCC заслуживал лучшей судьбы.
Sony MiniDisc, 1992
Примерно в то же самое время, когда Phillips/Panasonic пытались помочь рынку своим DCC, компания Sony пошла другим путем, представив маленькие цифровые диски MiniDisc с функцией записи. Этот формат сильно отличался от идеи Phillips/Panasonic — самое время для «войны форматов» наподобие той, что случилась когда-то между BetaMax и VHS. Однако на этот раз победила ничья. Несмотря на мощную рекламную кампанию Sony (на первом рекламном постере изобразили молодого человека, который был невероятно рад тому, что он «может записывать на диск»), формат MiniDisc не стал модным в Европе и Америке. Что касается самой Японии, то и там популярность MiniDisc была невысокой.
Как ни странно, DCC «умер» быстро и насовсем, а MiniDisc кое-как продержался до начала 2010 года! Потом этот формат, наконец, забыли окончательно.
DIVX, 1998
Этот проект курировала ритейлерская сеть Circuit City. Идея была такова: вы берете в видеопрокате диск на пару дней, а потом просто выкидываете его (плеер блокировал воспроизведение). Проблема заключалась в том, что для просмотра DIVX нужен был специальный проигрыватель (DVD-система не подходила).
Если учесть, что в то время покупатели были вполне довольны DVD, то вряд ли кто-то бы захотел сомнительный DIVX. К тому же, Netflix и Blockbuster начали открытие своих прокатов. У DIVX не было никаких шансов.
DVD-A и SACD, 1999
Новая война форматов! На этот раз на арену вышли DVD-A и SACD, которые отличались более качественным звуком по сравнению c CD и поддерживали 5.1-канальное воспроизведение. Интересно, сможет ли теперь многоканальная музыка стать популярной? Как вы помните, аналоговая квадрафония потерпела неудачу. Технически успех был возможен, но все уперлось в нежелание самих лейблов выпускать такие записи и давать права на их выпуск. В конце концов, потребители получили два совершенно новых многоканальных формата без гибкой системы управления басом и со сложной коммутацией (шесть аналоговых проводов между источником и предусилителем). Цифровые кабели появились только через несколько лет (Firewire, HDMI). Несмотря на распространение новых интерфейсов, многоканальные форматы все еще были дорогим и «сложным» удовольствием. В итоге DVD-A и SACD получили очень небольшое распространение.
Немного позже появился Blu-ray с таким же мультиканальным Hi-Res звуком и HD-видео в придачу. Теперь можно было слушать музыку и смотреть концерты в высоком качестве одновременно. Однако победа Blu-ray состоялась благодаря тому, что этот формат стал почти идеальным для просмотра фильмов.
3D-телевизоры, 2000
Индустрия кинематографа интересовалась 3D практически с начала 20 века. В 70-е в кинотеатрах появились анаглифные очки (красный/голубой), позже стали распространены 3D-очки с поляризационными линзами, позволяющими воспринимать два отдельных изображения на экране. Еще чуть позже начали выпускать продвинутые активные очки с технологий LCD для затемнения линз попеременно. Несмотря на то, что эти новые очки были самыми качественными, смотреть кино в них не хотелось. Особенно проблематично это для тех, кто носит контактные линзы или обычные очки. В 3D-очках глаза быстро устают, а изображение теряет яркость, детализацию и получает ограниченный угол просмотра. Покупатели попросту не желали сидеть дома перед телевизором в очках, да и контента было немного.
Финалом истории 3D-телевизоров можно считать появление 4K. Что касается 3D, то это уместно лишь в кинотеатрах. Sony и LG прекратили производство 3D-телевизоров в 2017 году. Прощай, домашнее 3D.
HD DVD, 2007
Спустя десятки лет с момента проигрыша Sony в борьбе за главный аналоговый видеоноситель с Panasonic/JVC, компания Sony начала по новой. На этот раз конкурентом стала Toshiba. Ситуация сложилась следующим образом: Toshiba просто не успела поставить на ноги HD-DVD формат — Sony провела мощнейшую кампанию в поддержку Blu-ray.
По сути, огромных денег Sony хватило, чтобы купить весь рынок. Одним из важнейших факторов успеха стал запуск приставки PS3 с приводом Blu-ray на борту. У конкурирующего XBOX 360 был лишь обычный DVD-привод, а модуль HD-DVD стоил дорого, поэтому никто его толком не покупал. Эксперты считают, что Sony окончательно победила, когда заключила договор с Warner Brothers на использование Blu-ray. Те, кто видел стенд Toshiba в 2008 году на CES, знают, что там никого не было, если не брать в расчет грифов, круживших над вывеской.
Технология H-PAS, 2010
В нашей жизни очень многое зависит от того, насколько вовремя мы что-то делаем. Вовремя найти работу, вовремя вложиться в ценные бумаги, вовремя жениться. Многое зависит от этого, но мы не всегда успеваем или торопимся.
С момента появления стерео в 1958 году до начала 90-х (тогда появились системы окружающего звука) акустику демонстрировали покупателям примерно так: в комнате для прослушивания стояло огромное количество колонок, а продавец переключал подачу звука на разные пары, чтобы клиент мог вживую сравнить звучание.
В те годы практически все колонки были широкодиапазонными, будь это полочники или напольники. Производители стремились к тому, чтобы их акустика звучала басовито, но оставалась компактной и могла работать эффективно на небольшой громкости. Конструкции корпусов менялись и дорабатывались по-разному: одни фирмы выпускали закрытые ящики, другие — с портами, третьи использовали панели сопротивления (Aperiodic Membrane) или акустические лабиринты. Как бы там ни было, любая конструкция обладает недостатками.
Технология H-PAS (Hybrid Pressure Acceleration System) стала настоящим прорывом 2000 года. Эту систему расширения НЧ-диапазона придумал Фил Клементс (Phil Clements) из небольшой фирмы Clements Loudspeakers. Спустя несколько лет Фил стал партнером Atlantic Technology. Технологию довели до ума и задействовали в ряде колонок, которые активно обсуждались в узких кругах в период с 2010 по 2015 годы. Система H-PAS обеспечивала глубокие басы в небольших корпусах на адекватной громкости — именно то, что было нужно в 70-х. В 2010 году индустрия просто «пожала плечами и пошла дальше». Кому сейчас нужны хорошие колонки для стерео? В 21 веке покупателей больше волнуют вставные наушники, стриминговые сервисы, социальные сети и машины на электричестве. Технология появилась, что называется, не в свое время.
Возможно, система H-PAS проявила бы себя в смартфонах, планшетах, плоских телевизорах. Эти устройства все еще требуют улучшения своих звуковых систем. С другой стороны, вполне вероятно, что покупателям важнее производительность и удобство таких девайсов, чем их звучание.
Жаль, но H-PAS не стала популярной еще и потому, что в наши дни можно купить недорогой сабвуфер, который будет стоять в углу и делать свою работу, заставляя звучать полочные колонки объемнее и весомее. Если говорить о системах 5.1, то там без сабвуфера вообще никуда. Появись H-PAS лет 40 назад, случилась бы революция в мире стерео. Сегодня эта технология не больше, чем просто опция.
Изогнутые телевизоры, 2014
Долгое время производители выпускали плоские телевизоры, а когда они стали совсем плоскими, компании решили делать их изогнутыми. Нас уверяли, что такие модели создают эффект погружения и визуально увеличивают экран. На практике же оказалось, что изогнутый дисплей отличается качеством изображения в худшую сторону: LED-подсветка, работающая неравномерно, делает картинку менее яркой по краям экрана. Еще один недостаток таких ТВ-панелей в том, что зрители, сидящие по бокам, видят слегка искаженное изображение.
Изогнутый экран может произвести положительный эффект только в случаях, когда речь идет об огромных панелях или проекционных полотнах в кинотеатрах. Даже на 65-дюймовом телевизоре зритель не сможет ощутить нужного эффекта, если только не усесться прямо перед экраном. Добавьте к этому всему высокую стоимость производства изогнутых телевизоров (цены в магазинах, соответственно, тоже выше), и вы поймете, почему компании выпускают все меньше таких моделей.
Atmos-колонки, 2015
По факту 5.1-канальный звук остается стандартом индустрии с тех пор, как появился формат Dolby Pro Logic. Есть, конечно, 7.1-канальный звук, который Dolby и DTS тоже весьма успешно продвинули, но что дальше?
Дальше — потолок. Высотные каналы. Dolby стала первой компанией, предложившей рынку объектно-ориентированный формат под названием «Atmos». Эта схема декодирования базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Основываясь на собственном печальном опыте с Dolby Pro Logic IIz, где предлагались дополнительные высотные каналы на фронт и тыл, Dolby знала, что новая система Atmos едва ли заставит потребителей отказаться от классических 5.1/7.1-конфигураций. Таким образом, инженеры придумали Atmos-колонки: обычные напольные/полочные системы с дополнительными модулями, направленными исключительно вверх (в потолок) для последующего отражения. Такое решение позволило обойтись без установки потолочной акустики.
Ошибка Dolby была в том, что компания слишком агрессивно проталкивала Atmos-колонки: такие системы позиционировались как «предпочтительное» решение. Некоторые журналисты, купленные Dolby, без стыда и совести заявляли, что именно Atmos-колонки станут «величайшим прорывом за последние 20 лет». Лучше бы Dolby направила все свои силы на то, чтобы убедить покупателей в необходимости полноценных высотных каналов как в настоящих кинотеатрах.
Кроме того, Dolby решила брать с производителей деньги за размещение своего логотипа «Dolby» на Atmos-колонках. Многие производители сочли это за настоящий грабеж. Наконец, Atmos-колонки не совсем просты в плане расстановки (нужно соблюдать некоторые требования для получения нужного эффекта) и весьма недешево стоят. В результате, сегодня мы имеем лишь несколько производителей, выпускающих такую акустику, а в большинстве домашних кинотеатров (более 90%) все еще задействованы традиционные 5.1/7.1-канальные системы.
Колонки с модулями Atmos — это еще одно железное доказательство того, что новая технология, требующая немедленного перехода с уже купленного оборудования на новое, обречена на провал. Здесь важно учесть, что системы окружающего звука на базе Atmos-колонок не стали чем-то намного более интересным по звуку. Так стоит ли ждать от покупателей благосклонности? Нет. Это был честный, заслуженный и объяснимый провал.
Итог
Ну что ж, вот и закончился наш рассказ о провальных технологиях и продуктах. Нужно понимать, что без некоторых из них мы бы не получили многих хороших, нужных форматов, которыми наслаждаемся сегодня. Провал лазердисков привел к невероятному успеху CD и позже DVD. Диски DVD-A стали основой для алгоритмов, используемых в Blu-ray. Сложно угадать, какие сегодняшние неудачи приведут к успеху завтра. Давайте наблюдать и поддерживать первопроходцев, стремящихся совершить очередной прорыв. Каждый шаг приближает к цели.
Оригинал: The Biggest Failures in Consumer Audio/Video Electronics History