Не подумайте, что у меня заклинило клавиатуру или начал сбоить текстовый редактор. Все гораздо проще. Компания Monitor Audio обновила линейку с названием «Monitor». Новинка стоит в модельном ряду на ступеньку ниже, но по традиции наследует несколько ключевых технологий из старшей серии, отчего неизбежно воспринимается как прямой конкурент серии Bronze. И действительно, если сравнить новые Monitor 100 и выпущенные ранее Bronze 2, отличия по паспортным данным будут минимальные.
Вперед в прошлое
Модельный ряд Monitor третьего поколения получился, на мой взгляд, куда более стильным и современным, нежели прежнее поколение «мониторов» и современные «бронзы». А современность сегодня подразумевает использование в оформлении винтажных ноток.
За стилистику прошлых лет в дизайне отвечает строгая прямоугольная форма корпуса, «вклеенная» передняя панель и традиционный метод крепления динамика и грилей. Никаких вам скрытых винтов и магнитов — все довольно-таки брутально. Кроме того, СЧ/НЧ-излучатели имеют ярко-оранжевый цвет, а твитеры, напротив, окрашены в классический черный.
У модели Monitor 100 меня привлек еще один специфический акцент: гриль закрывает фасад не полностью, оставляя свободную полоску в нижней части. Это прямая отсылка к студийным полочным мониторам, появившимся в семидесятых годах, где часть фасада использовалась для установки ручек регулировки громкости СЧ- и ВЧ-динамиков. У Monitor 100 на этом месте расположены лишь логотипы, но выглядит отлично, особенно в отделке «орех». Орех на боковинах, естественно, не натуральный, но качество виниловой пленки высокое. На вид и на ощупь действительно напоминает полированное дерево.
Смена цветов
С технологической точки зрения у акустики Monitor 100 есть как минимум два элемента, которые роднят ее с моделями Bronze. Первый из них — твитер. Благодаря черному цвету внешне он похож на тканевый, но по своей сути полностью аналогичен тому, что используются в серии Bronze. Это купол из фирменного материала C-CAM — алюминиево-магниевого сплава с керамическим покрытием. Второй элемент, пришедший из старших серий, — фазоинвертор HiVe II. Это порт, имеющий расширяющийся раструб на выходе и продольные канавки, снижающие турбулентность при работе.
Ключевое же отличие от старшей модели — СЧ/НЧ-излучатель. В линейке Monitor используются динамики с диффузором из материала MMPII. Этот материал представляет собой смесь полимера и мельчайших частиц металла. Специфика изготовления диффузоров подразумевает также их различную толщину, в зависимости от того, как распределяется нагрузка при работе.
Из особенностей стоит отметить наличие двух пар клемм для биампинга или бивайринга, что в недорогой компактной акустике вещь совершенно не обязательная.
Откуда что берется?
Пространство шоурума, в котором Monitor 100 были установлены для тестирования, было несколько обширнее, чем то, в котором обычно используются полочники. В такую комнату я скорее поставил бы напольники среднего размера. Но на удивление это не стало проблемой для Monitor 100.
Не пытаясь воспроизводить нижний бас, полочники совершенно не потерялись на верхнем и среднем басе, «прокачав» комнату без слышимых искажений и призвуков, которые могли бы свидетельствовать о перегрузке. Фазоинвертор при этом работал очень интенсивно, но опять же без призвуков, свиста и затянутых нот. Собственно говоря, не было слышно в принципе, что работает фазоинвертор, а не, скажем, закрытый ящик.
Фирменный стиль
В целом же характер звучания вполне соответствует канонам Monitor Audio — предельно точный, сфокусированный, четкий. Временами кажущийся излишне педантичным и строгим, но по факту — просто нейтральный, не вносящий в звучание лишнего. Тональный баланс ровный, верхняя середина и нижняя часть ВЧ-диапазона показались мне чуть более мягкими, чем обычно бывает у Monitor Audio. Это избавляло слух от резких, кричащих и свистящих звуков.
Гитары, тарелки, медные духовые воспринимались естественно, не было резких и кричащих звуков. Сибилянты в записях вокала тоже не резали слух. При этом интонационно голоса и живые инструменты оставались точны и достоверны. Лучше всего эта особенность проявилась на записях Лучано Паваротти. Его экспрессивный вокал, который в доброй половине записей звучит довольно-таки резко и остро, в исполнении Monitor 100 прозвучал вполне гармонично.
Хорошо Monitor 100 выстраивали сцену. Твитеры имеют ощутимую направленность, и при фокусировке их строго на слушателя сцена располагалась в пространстве между акустикой и слушателем. При этом хорошо ощущался объем, а локализация была исключительно точна. На «The Wall» Pink Floyd можно было проследить траекторию пролетающего вертолета и оценить масштаб хора. В записи «Give It Up To Love» Mighty Sam McClain было слышно, где именно стоит каждый из музыкантов.
Быстро и точно в цель
Очень порадовали динамические и ритмические способности акустики. На альбоме LP «Lost on You» вокал звучал настолько выразительно и артикулированно, что невозможно было не раскачиваться в такт музыке. Rage Against the Machine со своим первым альбомом были на удивление точны, собраны, при этом играли драйвово и мощно, с отличной передачей энергетики. Еще более агрессивные и мощные металлисты из почти одноименного трио Rage прозвучали не менее собрано и четко — было прекрасно слышно каждый инструмент. Маловат был масштаб, но для полочников результат превосходный.
В отличном темпе прозвучал «Up All Night» Alex Clare… и тут мне впервые немного не хватило детальности. Акустика не давала эффекта каши, как это бывает в бюджетных моделях: все слышимые звуки были обозначены совершенно четко, но некоторых мелких деталей просто не было. Похожая ситуация сложилась и с «Blackstar» David Bowie — сложная по структуре композиция прозвучала несколько упрощенно. Справедливости ради надо заметить, что именно в эти моменты колонки играли примерно на те деньги, которых они стоят. А ее старшие собратья в аналогичной ситуации отличались бы только количеством деталей и длиной послезвучий, без каких-либо других изменений.
Выводы
Колонки разных производителей, особенно недорогие, с каждым годом становятся все лучше, но в случае с Monitor Audio удивляться особенно не пришлось — такой подход компания исповедует очень давно. Удивился я скорее совершенно новому дизайну с актуальными в этом сезоне нотками ретро.
Модель Monitor 100 по габаритам наиболее близка к модели Bronze 2, и если сравнивать их на простой музыке — отличия минимальны. Но на полифонических, сложных по структуре композициях позиционирование моделей в линейке и отличия в стоимости становятся более очевидными и однозначно обоснованными.
В целом же Monitor 100 производят приятное впечатление и вполне вписываются в общую концепцию звучания Monitor Audio. Любители ровного и точного звука обязательно оценят их по достоинству.
Существенных недостатков мне выявить не удалось. В порядке рационального предложения хотелось бы озвучить мысль о том, что в виде активных мониторов Monitor 100 были бы еще более привлекательны. К тому же место для регулятора громкости и селектора входов на фасаде имеется.
Ровный звук с отличной динамикой и точной локализацией, интересный дизайн
Для этой цены — не выявлено
19 990 рублей
Количество полос: 2
Акустическое оформление: фазоинвертор
ВЧ динамик: 25 мм, алюминиево-магниевый купол C-CAM
СЧ/НЧ динамик: 165 мм, полимерный конус ММРII
Диапазон частот: 44-30000 Гц
Частота раздела кроссовера: 3300 Гц
Чувствительность: 88 дБ
Рекомендуемая мощность усилителя: 30-100 Вт
Импеданс: 8 Ом
Габариты: 310х201х298 мм
Масса: 5,12 кг