Создать многоканальную аудиосистему проще всего при помощи AV-ресивера. В нем декодеры аудиопотоков совмещены с пятью или семью усилителями, тюнером, системой коммутации звука и видео, а подчас — и с сетевыми функциями. Участники теста: AV-ресиверы от 65000 до 100000 руб.
Lexicon RV-5 65 000 руб.
Звук 5
Конструкция 3
Функции 3
Управление 3
Достоинства
- тщательная проработка звуковых нюансов
- прямой доступ к работе в зоне 2
Недостатки
- нет декодеров dolby truehd и dts–hd
- один выход hdmi
Конструкция
С первого взгляда эту солидную и по-деловому экипированную машину легко принять за ресивер RV-8 класса High End, стоящий в несколько раз дороже. Различия, конечно, есть, но далеко не каждое следует считать компромиссом. Вместо трех помещений аппарат может озвучить два, зато он оборудован интерфейсом HDMI, правда, лишь парой входов и выходом, что, по нынешним меркам, следует считать минимальной конфигурацией, вряд ли способной вызвать восторг у владельца «плазмы» и видеопроектора.
В остальном коммутационные способности отвечают потребностям дня: помимо восьми входов цифрового аудио (по четыре S/PDIF и Toslink), трех входов и выхода компонентного видео, интерфейса RS-232 и пары входов триггера 12 В имеются порты для подключения USB-устройств и фирменной док-станции, а также гнездо измерительного микрофона системы автокалибровки. Семь каналов усиления позволят организовать домашний кинотеатр 7.1 или направить усилители каналов Surround Back (инженеры Lexicon назвали их Rear L/R) на озвучивание второй зоны. При необходимости ресивер можно установить в закрытую стойку, а управлять им через внешний ИК-приемник.
Функции
Набор возможностей удовлетворит обладателя не только DVD-, но и Blu-ray-проигрывателя. Декодеры Dolby TrueHD и DTS–HD отсутствуют, однако ресивер понимает многоканальный PCM, а перевести потоковое HD-аудио в этот формат способен любой BDплейер. Разумеется, возможен и альтернативный способ подключения через аналоговый многоканальный вход. Видеоконвертер может довести разрешение DVDсигнала до 1080i (не идеальный вариант, но для большинства видеоприемников этого более чем достаточно). Гораздо важнее то, что в видеотракте предусмотрены разнообразные системы повышения качества картинки. Среди них — шумоподавление, в том числе и гребенчатый фильтр для ликвидации перекрестных наводок в каналах яркости и цветности. Также имеется возможность настроить картинку под тип изображения (24, 25 или 30 кадров/с), отрегулировать яркость, контраст, цветность и естественность передачи цвета кожи.
Рекомендации
Этот ресивер рассчитан на опытного пользователя: неофиту просто не разобраться в премудростях управления при помощи пульта ДУ с нажимным экраном. Звучание же у аппарата превосходное — в нем идеально сбалансированы глубокий бас, естественная середина и кристально чистые верха.
Пульт управления
Универсальный пульт ДУ с нажимным экраном. Вроде бы идеальный вариант, а на деле устройство, которое очень непросто «приручить», поскольку алгоритмы работы усложнены.
Аудиофил мог бы пожурить АЧХ за то, что она резко обрывается на 20 кГц, но мы этого делать не будем: аппарат в первую очередь призван воспроизводить саундтреки, а их частотный диапазон ограничен сверху теми же 20 кГц. Гораздо важнее, что паспортные 85 Вт ресивер выдает и в многоканальном режиме. Бортовые декодеры работают хорошо: несмотря на довольно большой разброс, абсолютный уровень разделения каналов очень высокий. Превосходно организован вход 5.1, что в данном случае очень важно.
Onkyo TX-NR1007 - 70000 руб. - Приз симпатий.
Звук 5
Конструкция 4
Функции 5
Управление 4
Достоинства
- Насыщенное звучание
- Множество сетевых функций
Недостатки
- Нет HDMI-входа на передней панели и USB-входа
Конструкция
Младший из трех братьевресиверов, оснащенных множеством сетевых функций, готовых к приему интернет-радио и отвечающих самой строгой THXспецификации Ultra 2 Plus. Но не будем забегать вперед. Внешне 1007-й — точная копия более дорогого аппарата TX-NR3007 (см. No4, 2010): круглые кнопки под дисплеем и характерный выступ, напоминающий подбородок. Различия обнаружатся, если откинуть створку, этот «подбородок» закрывающую. Мы увидим, что USBи HDMI-гнезд нет, остался лишь стандартный AV-вход с композитным видео и «оптикой». Схемные решения тоже менее внушительные, но не настолько, чтобы говорить о серьезных компромиссах. На борту те же 9 усилителей, а мощность снижена всего на 20 Вт/кан. Видеосигнал масштабирует до 1080р не процессор HQV ReonVX класса High End, а скейлер DCDi Faroudja. В остальном аппараты практически одинаковы: двухтактные усилители с трехкаскадной схемой, ЦАП’ы Burr-Brown 24 бита/192 кГц на всех каналах, схема ФАПЧ с ультранизким джиттером. По возможностям коммутации ресивер тоже не уступает старшим братьям, обладая шестью входами и двумя выходами HDMI, гнездом Ethernet и портом для подключения док-станции или тюнера DAB.
Функции
Автоматизировано все, от первоначальной настройки до тонкомпенсации. Обеспечивается полная совместимость с режимом Dolby Pro Logic IIz (подключите две дополнительные АС, и эффекты станут перемещаться не только по горизонтали, но и вертикально!), во второй зоне можно создать систему 2.1, используя выход на дополнительный сабвуфер. С компьютера считывается потоковое аудио; при наличии скоростного интернета нет проблем с прослушиванием web-радиостанций. Возможна калибровка по нормам ISF (аналог THX для видео). Обучаемый пульт ДУ не испугает даже ребенка, позволяя, тем не менее, управлять док-станцией и вводить макрокоманды.
Рекомендации
Тем, кто превращает гостиную в кинотеатр так же часто, как и в концертный зал. При коммутации акустики по схеме bi-amping ресивер порадовал нас чрезвычайно насыщенным, подробным и богатым звучанием. Стереозаписи любого жанра вызвали только восторг, и даже многоканальные саундтреки к современным блокбастерам, перегруженные звуковыми эффектами, звучали без потерь в реалистичности. А для любителей воспроизводить аудио из компьютера или Всемирной паутины это просто клад!
Пульт управления
Классическая конструкция: механические кнопки, эргономичная организация органов управления выбором опций из меню. Жаль только, что регулятор громкости невелик.
Неравномерность АЧХ находится на уровне лучших показателей по тесту. Цифровые тембры, естественно, ужимают полосу пропускания до 20 кГц, причем даже на «нулевых» значениях, поэтому при подключении, скажем, виниловой вертушки, советуем переходить на режим Direct или Pure Audio. Измеренная мощность значительно выше паспортной, поэтому на многоканальных саундтреках ресивер не «проседает». Результаты работы встроенных декодеров не рекордные (разделение менее 70 дБ), но вполне приемлемые.
Pioneer SC-LX72 75000 руб. - Приз симпатий.
Звук 5
Конструкция 5
Функции 5
Управление 5
Достоинства
- множество точных настроек
- отличные мощностные характеристики
Недостатки
- изобилие функциональных возможностей усложняет алгоритмы настройки
Конструкция
Глянец на фасаде внушительных размеров подчеркивает солидность аппарата, не делая его навязчивым. Будучи «утоплен» в стойку, ресивер впишется в любой интерьер, поскольку не будет привлекать излишнего внимания. Этому же способствуют поворотные переключатели-близнецы и незаметная фальшь-панель — за ней скрываются кнопки управления всеми устройствами, вход HDMI (удобен для подключения видеокамеры) и порт USB, который вместе с расположенным по соседству стереовходом (мини-джек 3,5 мм) может служить для подключения док-станции iPod (соответствующий кабель поставляется в комплекте). Экипировка задней панели не разочарует даже владельца самой навороченной AV-системы: четыре входа и два выхода HDMI, коммутация компонентного видео, Phonoвход, триггерные входы/выходы для внешнего управления и порт RS-232, позволяющий ресиверу работать в многокомнатной системе под руководством компьютера. Семь усилителей способны обеспечить 110 Вт/ кан. при работе в многоканальном режиме, т.е. «честные» 770 ватт совокупной мощности, что стало возможным благодаря применению цифровых схем с высоким КПД.
Функции
Система МСАСС не только отстраивает громкость/задержку, но и приводит к единому знаменателю фазовые характеристики АС. Будучи сертифицирован по стандарту THX Select 2 Plus, аппарат оснащен режимами, призванными максимально приблизить «домашнее» звучание к тому, что слышат сидящие на лучших местах в настоящем кинотеатре. Не забыты и те, кто решит ограничиться системой формата 2.1: имеется режим четкой фокусировки виртуального центра и возможность его расширения, если зрителей больше двух. Высокой оценки заслуживает и технология PQLS, уменьшающая джиттер при передаче сигнала по интерфейсу HDMI. Разумеется, в полном объеме присутствуют и сетевые функции.
Рекомендации
Фирме удалось почти невозможное — создать ресивер, на удивление реалистично озвучивающий как многоканальные, так и стереофонические записи, а эргономичный пульт ДУ с небольшим ЖК-дисплеем превращает управление в удовольствие. Не поленитесь внимательно изучить 150-страничный мануал, и аппарат станет вашим надежным гидом в путешествии по AV-миру.
Пульт управления
На редкость эргономичное устройство. ЖК-дисплей отделяет кнопки выбора источника от других рабочих зон, металлизированные курсорные кнопки видны даже в полутьме, балансировка правильная.
График АЧХ усилителей свидетельствует о бескомпромиссных инженерных решениях — цифровой, по сути, аппарат снабжен аналоговыми регуляторами тембра. Пусть симметричность их работы неидеальная, зато они не ограничивают полосу пропускания тракта. Измеренная мощность превысила заявленную в полтора раза — ресивер действительно способен выдавать 110 Вт/ кан. в многоканальном режиме. Разделение каналов для DD и DTS превышает 70 дБ, т.е. встроенные декодеры работают очень хорошо.
Sony STR-DA5500ES - 100000 руб.
Звук 4
Конструкция 5
Функции 5
Управление 5
Достоинства
- широкая функциональность
- превосходная система автокалибровки
Недостатки
- высокая цена
Конструкция
Флагман в эскадрилье ресиверов Sony. Продолжая военную терминологию — стратегический бомбардировщик. Передняя панель создает впечатление солидности и мощи за счет широкого использования поворотных барабанов. Кнопки выбора режимов лежат на скошенном выступе, поэтому работать с ними очень удобно. AV-вход скрыт за съемной крышечкой, и ее вряд ли откроют — гнезда линейного стерео и композитного видео сегодня не в почете. Зато таящийся за шторкой под регулятором громкости порт HDMI будет востребован обязательно — например, владельцем цифровой видеокамеры. К слову, HDMIкоммутацию инженеры фирмы поставили во главу угла, наделив ресивер шестью входами и двумя выходами. Впрочем, других цифровых и аналоговых входов у него тоже в избытке, так что он впишется в любую систему домашних развлечений вплоть до многокомнатной (есть входы и выходы триггера 12 В, а также ИК-приемника). Имеется и фирменный интерфейс DMPORT, рассчитанный на подключение док-станции для iPod или адаптера Bluetooth, чтобы слушать музыку прямо с мобильника. При организации кинотеатра 5.1 усилители Surround Back можно задействовать для озвучивания второй зоны или подключения фронтальной стереопары по схеме bi-amping.
Функции
Все не перечислишь, упомянем только самое полезное. Начнем с высоко оцененного аудиофилами режима H.A.T.S., позволяющего при передаче по HDMI-потоку c SACD синхронизировать ресивер и проигрыватель, дабы свести джиттер к минимуму. Посредством входа D-Link можно подключить компьютер (ПО прилагается) и получить доступ к ряду функций, а также превратить РС в медиасервер и пользоваться им для загрузки обновлений и прослушивания интернетрадиостанций. Особо отметим систему автокалибровки DCAC, позволяющую сблизить фазовые характеристики тыловых и фронтальных АС. DSP-режимы организованы по принципу «лучше меньше, да лучше» — с большой точностью можно воспроизвести в гостиной акустику просмотрового зала киностудии Sony Pictures.
Рекомендации
Аппарат для тех, кто превыше всего ценит высококачественное стерео. В паре с акустикой класса High End ресивер творил настоящие чудеса: локализация была безукоризненной, микродинамика очаровывала, упругий и плотный бас позволял забыть пораженческое слово «сабвуфер». А два пульта, полнофункциональный и «для жены», тоже окажутся очень кстати.
Пульт управления
В комплекте два пульта ДУ — основной (обеспечивает прямой доступ к большинству функций) и дополнительный — небольшой, но почти не уступающий основному по возможностям.
АЧХ простирается до верхней границы измерений (96 кГц) практически горизонтально — при отключенных регуляторах тембра. Дело в том, что они цифровые, работают с завидной симметрией, однако ограничивают пропускную способность до 20 кГц. Измеренная мощность выше заявленной, но устанавливать «напольники» на пять, а тем более на семь каналов не стоит, иначе саундтрек может потерять в реализме. К встроенным декодерам нет претензий: они дают сигнал с достаточно высоким разделением и малым разбросом.
Yamaha DSP-Z7 - 100000 руб.
Звук 5
Конструкция 4
Функции 4
Управление 5
Достоинства
- напористое звучание
- отличная система автокалибровки
Недостатки
- отсутствует аналоговый тюнер
Конструкция
Один из самых крупногабаритных и массивных участников теста на самом деле — уменьшенная копия. В этом нет парадокса, если учесть, что за основу взят Z11, а его иначе, как AV-мастодонтом, не назовешь. «Седьмой» лишился четырех из 11 усилителей и THXсертификации, но сохранил практически все функциональные возможности старшего брата, причем за половину его цены. Под капотом все по-прежнему — компоненты от всемирно известных фирм, таких как Burr-Brown (ЦАП’ы) и Anchor Bay (скейлер до 1080 р), а также схемотехнические решения, выполненные по фирменной технологии Digital ToP-ART, призванной укоротить пути прохождения аналоговых сигналов, дабы свести наводки к минимуму. Столь богатый внутренний мир сочетается со спокойной внешностью: флуоресцентный дисплей манит приветливым янтарным светом, фасад визуально разгружен, поскольку большинство органов управления, а также один из HDMI-входов и порт USB скрыты за откидной панелью. Заднюю стенку густо населяют разнообразные разъемы — от четырех HDMI-входов и двух выходов до LAN и RS-232.
Функции
Точно настроить аппарат в соответствии с акустическими характеристиками гостиной позволяет система автокалибровки YPAO. Можно озвучить до четырех зон, воспроизводить компьютерные файлы, наслаждаться более чем двумя десятками DSP-режимов, работать с iPod’ом (если купить док-станцию за отдельные деньги), цифровать аналоговое видео и передавать его по HDMI, автоматически включать другие AV-компоненты... Интересно, что усилители Surround Back способны озвучить каналы Presence — аналог «высотных» каналов DPL IIz.
Рекомендации
Потенциальному покупателю следует учесть тот факт, что аналоговый тюнер отсутствует. Если вас это не беспокоит, несколько перегруженный пульт ДУ не обескураживает и за ценой вы готовы не постоять, то аппарат, несомненно, придется вам по душе. Он великолепно справляется как с масштабными эффектами блокбастера, так и с передачей микродинамики или созданием зловещей атмосферы «ужастика». А точность локализации инструментов на стереозаписях просто изумляет — здесь явно сказывается опыт фирмы по изготовлению музыкальных инструментов.
Пульт управления
Помимо солидного устройства с механическим переключателем режима работы и однострочным подсвечиваемым ЖКдисплеем имеется «карточка», дающая доступ к основным функциям.
График АЧХ свидетельствует об идеальном компромиссе между преимуществами (высокая симметрия) и недостатками (ограничение полосы) применения цифровых регуляторов тембра: когда они включены, тракт сужается не до 20 кГц, как у остальных конкурентов, а до 40 кГц. Иными словами, их можно не отключать даже при прослушивании SACD-записей. Встроенные декодеры достойны похвалы: сравнительно высокий разброс параметров с успехом нивелируется очень высоким разделением каналов.
Коммутация
Разъемы на задних панелях красноречивее всяких слов расскажут, насколько ресивер отвечает требованиям времени. В частности, отсутствие у Lexicon’a гнезда LAN свидетельствует, что с интернетом он не дружит, а два выхода HDMI у остальных соискателей приведут в восторг владельца двух приемников видеосигнала.
Итоги теста
Наш тест обзорный, он не предусматривает выбор победителя. Lexicon отстал от совремнных требований и, соответственно, от конкурентов. Yamaha разочаровала отсутствием тюнера, а Sony — требовательностью к акустике. Призы симпатий получают onkyo и pioneer за отличное звучание и сбалансированную конструкцию.
Звук
Всех участников теста можно без натяжек и преувеличений считать универсальными аппаратами, поскольку они с одинаковым успехом воспроизводят как стереофонические музыкальные записи, так и многоканальные саундтреки. Примечательно, что было нарушено почти незыблемое правило, гласящее: чем дороже аппараты, тем сильнее различия в их звучании. Все соискатели продемонстрировали истинный профессионализм, т.е. умение найти правильный подход к воспроизведению композиций любого жанра. Выделить кого-то очень сложно, поскольку общий уровень мастерства чрезвычайно высок. Возможно, самые требовательные слушатели уловят в звучании Sony некоторую отстраненность, но она свидетельствует, скорее, о повышенных требованиях к акустике. Подключите к ресиверу громкоговорители чувствительностью порядка 90 дБ, и ощущение «акустического холода» исчезнет.
Конструкция
Семиканальным усилительным трактом оснащены все ресиверы, кроме Onkyo, который имеет девять усилителей (дополнительная пара нужна для реализации режима Dolby ProLogic IIz в системе формата 7.1). Yamaha дает возможность создать собственный аналог IIz — каналы Presence — но только для театра 5.1. Все участники, кроме Lexicon, позволяют перевести усилители Surround Back на озвучивание второй зоны или подключение фронтальных АС по схеме bi-amping. Еще один недостаток Lexicon’a — отсутствие декодеров HD-аудио и второго HDMI-выхода, а также видеоскейлер до 1080i (остальные соискатели способны повысить разрешение видеосигнала до 1080р). Несколько реабилитирует этот ресивер умение читать многоканальный PCM и прекрасная организация многоканального входа (по разделению каналов он лучше всех). Встроенные декодеры DD и DTS отлично работают у всех участников теста (взаимопроникновение меньше –60 дБ), а вот PCM-декодеру похвастать нечем (АЧХ на краях диапазона заваливается, КНИ взмывает вверх), поэтому CD проигрыватель советуем подключать по аналоговой шине. Если же вы — приверженец SACD, рекомендуем ресивер Sony. С «родным» SACD-плейером он свяжется по алгоритму H.A.T.S., и джиттер будет минимальным. Все соискатели могут работать с IPod’ом через док-станцию или с USB-носителем, причем у Pioneer и Yamaha порт USB расположен на фасаде, что очень удобно. Нельзя не сказать, что Yamaha фактически не ресивер, а усилитель, поскольку не имеет тюнера.
Функции
Системой автокалибровки экипирован каждый участник теста, однако самая современная — у Pioneer и Sony, поскольку дает возможность нивелировать разницу в фазовых параметрах фронтальных и тыловых АС. Наиболее рационально подошли к этому специалисты Sony — их детище, система DCAC, «колдует» только с тылом, подгоняя его фазу к фазе фронтального сигнала. Интернет-радио не принимает только Lexicon; к Sony можно подключать компьютер в качестве сервера посредством штатного ПО. Больше всего DPS-режимов традиционно у Yamaha; она же способна озвучить до трех дополнительных зон. Примечательно, что Onkyo дает возможность создать во втором помещении систему 2.1, используя выход на дополнительный активный ресивер.
Управление
С фасада наиболее удобно управлять Lexicon’ом, поскольку имеется прямой доступ ко всем источникам, в том числе и второй зоны. Зато пульт ДУ наверняка доставит пользователю немало досадных минут: в переусложненной системе меню трудно разобраться. Самый эргономичный пульт имеет Pioneer, высокой оценки заслуживает и решение специалистов Sony снабдить ресивер двумя пультами — полнофункциональным и упрощенным.