Американский бренд Harman Kardon недавно представил на российском рынке новую линейку акустики Citation, которая привлекательно выглядит, хорошо звучит, умеет находить треки и информацию в интернете и даже управлять «умным домом».

Смогли бы предположить в далеком 1959 году инженеры Сидней Харман и Бернард Кардон, что их ламповый усилитель Citation Kits через 60 лет реинкарнирует в целое хайтек-семейство умной активной акустики, которой не нужны провода? Впрочем, насчет проводов я погорячился — от шнуров питания система не избавилась, но мультимедийный контент на все колонки действительно передается исключительно «по воздуху» посредством Bluetooth 4.2 и Wi-Fi 2,4 ГГц/5 ГГц с поддержкой потока до 24 бит/96 кГц.

Линейка Harman Kardon Citation на сегодняшний день насчитывает восемь премиальных моделей акустики, которые, в свою очередь, подразделяются на базовые и топовые. К первым относятся монофонические колонки Citation One и 100, которые вместе с аналогичной моделью могут образовывать стереопары, а также колонки со стереозвучанием под индексами 300 и 500, также способные составлять пары.

Высшая каста Citation рассчитана на воспроизведение музыки и звуковой дорожки к кинофильмам — она состоит из пары напольных колонок Tower, саундбара Bar, сабвуфера Sub и двух тыловых колонок Surround.

Квадратиш, практиш, гут

Дизайн серии Citation сами американцы предпочитают называть «индустриальным» и «скандинавским» — видимо, за лаконичность и гармоничную простоту линий. Мол, даже наклон стенок был рассчитан математически, чтобы своими «золотыми пропорциями» акустика могла вписаться в практически любой интерьер. Не скажу про какое-нибудь «новорусское барокко», но готов представить, что в большинстве современных квартир и офисов любые из этих разновеликих колонок будут на своем месте.

Профессиональная среда отреагировала на эту концепцию более чем благосклонно. Вся серия Citation получила в 2018 году международную премию IF design awards, которая в 1954 году была учреждена Международным дизайнерским форумом в Ганновере и ежегодно вручается в Мюнхене. Акустике Citation 300, 500, Tower и Bar вручили не менее престижную награду (также с немецкими корнями) Red Dot Design Award 2018, а колонки Citation 500 заработали EISA Best Product 2018-2019 в номинации «Smart loudspeaker».

Линейка Citation покрыта специально произведенной акустической шерстяной тканью от датской текстильной компании Kvadrat, которая с 1968 года входит в число лидеров индустрии. К слову, одно из ее шести подразделений — Kvadrat Soft Cells — создает инженерные акустические панели. Вся серия предлагается в двух цветах: сером (нет — «благородном серо-серебристом») и черном. Но тоже не просто черном — этот цвет составлен из множества оттенков разных участков спектра, чтобы создать максимально приятный для глаз колер. Я честно помедитировал на одну из черных колонок и со стыдом признаюсь, что проникся не больше, чем родственным квадратом Малевича.

Для работы преимущественно с музыкально-информационным контентом модель Citation 500 представляет собой универсальный вариант с хорошим звуком

Но у ткани от Kvadrat есть куда более практичные свойства: она пропитана специальным влагоотталкивающим составом и теперь можно не беспокоиться, что на вечеринке кто-нибудь прольет на колонку шампанское или что покрепче. Ну и противоположной стихии — то есть горению — универсальная пропитка также способна сопротивляться. А еще ткань некоторое время может противостоять кошке, которая спутала акустику (особенно вертикальную Tower) с когтеточкой. Разумеется, обливать, поджигать и драть колонки для проверки чудесных свойств ткани организаторы теста мне не разрешили.

Дай порулить

Начиная с модели Citation 300, вся акустика (за исключением сабвуфера и тыловых колонок) оснащена сенсорным жидкокристаллическим дисплеем. Разбудив его прикосновением пальца, я поиграл с настройкой громкости, вертикальным движением перелистнул на информацию о треке, оценил яркие пиктограммы. По живым откликам на прикосновение и стилистике меню дисплей напомнил мне прежние iPod — вроде Nano 6, только вытянутые в тонкую полоску. И такие ассоциации, думаю, не случайны, ведь в сознании многих пользователей Apple и Harman Kardon сочетаются так же естественно, как икра и шампанское.

Оформление LCD-дисплея и тактильные ощущения при работе с ним напоминают продукцию Apple

И мне показалось вполне логичным, что все колонки с таким дисплеем поддерживают протокол беспроводной передачи Apple AirPlay 2, который работает с фирменными «яблочными» устройствами и поддерживает мультирумное окружение.

Мультимедийные девайсы из параллельной Google-вселенной оказываются в чуть более привилегированном положении, поскольку прямо сейчас способны транслировать музыкальный контент на все самостоятельные устройства Citation (опять же, кроме саба и «тылов»), которые, начиная с младшей One, работают с технологией Chromecast. А в качестве голосового помощника для всех умных колонок выбран Google Ассистент, который, помимо актуального здесь поиска музыки, умеет управлять громкостью и находить информацию.

«ОК, Google, включи музыку», — ляпнул я, не подумав, и через секунду уши мне заложило чем-то ядрено-ультрамодным. Все-таки в чужом доме (точнее, шоуруме) надо быть осторожнее с запросами — вот у себя я бы автоматически сформировал подбор привычной музыки, благо система способна работать со многими стриминговыми сервисами. В единую систему колонки объединяются и настраиваются с помощью приложения Google Home на смартфоне или планшете. Здесь вы также можете создать мультирум — акустика в разных комнатах сможет проигрывать как одну и ту же музыку, так и разную.

Умным устройствам, как и людям, всегда есть, о чем поговорить, поэтому акустика Citation с помощью Google Ассистента способна не только управлять стриминг-сервисами, громкостью и поисковыми запросами, но и связываться с компонентами «умного дома» — в частности, с настройками освещения (Philips Hue и пр.), термостатов (Nest, Netatmo), выключателей (Wemo, TP Link), камер и систем безопасности.

Место руководителя

Ядром системы Citation (если вы планируете не ограничиваться моно-колонкой или стереопарой) следует считать звуковую панель Bar. Можете начать даже с одной только этой «балки» — и вы сразу получите 150-Вт акустическую систему с тремя 20-мм твитерами и шестью 100х50 мм низкочастотниками. К телевизору саундбар можно подключить с помощью трех разъемом HDMI и одного HDMI ARC с поддержкой реверсивного звукового канала.

Звуковая панель Bar в комплекте 5.1 управляет остальными колонками и работает как центральный канал

В одиночку Citation Bar способен воспроизводить кинозвук 3.0 — то есть работать за центральную и две фронтальные колонки, а также проигрывать стереомузыку. Имейте в виду, что ограничиться этим вариантом — значит получить отдачу только за малую часть вложенных в саундбар денег. Я не спорю, играет панель гораздо лучше встроенной акустики телевизора, но в режиме «соло» она заметно уступит специализированному 240-ваттному саундбару Harman Kardon Enchant 1300, у которого 13 встроенных динамиков способны создать правдоподобное виртуальное 5.1 звучание (существует и младшая 180-Вт версия Enchant 800 с восемью динамиками).

Следующим логичным шагом является расширение системы до 3.1 с сабвуфером Citation Sub, с которым саундбар связывается при помощи платформы WiSA от одноименной Wireless Speaker and Audio Association. Основное достоинство этой технологии заключается в способности телевизора (проектора или приставки) и активной акустики работать друг с другом напрямую без AV-ресивера и без Wi-Fi-роутера, а также в передаче lossless 24/96 аудиопотока и ничтожно малой задержке звука. Солидный 14,35-кг Sub снабжен фронтальным 254-мм диффузором и широким прямоугольным раструбом фазоинвертора с тыла. Его встроенный усилитель выдает 200 Вт RMS.

Практически полноценный кинозвук в формате 5.1 можно получить, добавив пару тыловых колонок Citation Surround, в каждой из которых находится по 25-мм твиттеру и двум 76-мм низкочастотникам общей мощностью 50 Вт RMS. Благо, саундбар поддерживает соответствующие стандарты от Dolby Digital и DTS. И очень жаль, что данной акустике суждено находиться «на задворках» за спиной — на фирменных стойках (за отдельную плату) она смотрится очень стильно, также доступны специальные кронштейны для крепления к стене. Я даже поинтересовался, можно ли использовать эти изящные колонки как стереопару: увы, нет — их частотный диапазон ограничен под сугубо вспомогательную роль.

Простые и изящные формы тыловых колонок Surround позволяют им вписаться в любой элемент интерьера, хотя особенно эффектно они смотрятся на специальных стойках

Но окончательное завершение формат 5.1 в кинозале от Citation получает с фронтальными напольными колонками Tower, которые и впрямь похожи на конические башни. В конфигурации «Bar+Tower+Surround+Sub» саундбар берет на себя управление системой, обработку звука собственным процессором и роль центральной колонки.

Если Bar можно назвать сердцем системы, то Tower — бесспорно, ее душа. Эта акустика в сетапе — пожалуй, самый универсальный и технологически насыщенный компонент для извлечения звука. В каждой колонке находится пара 102-мм СЧ/НЧ-динамиков, один 25-мм твитер между ними и направленный в пол 203-мм низкочастотник, в сумме они выдают 2 х 200 Вт RMS. Как я уже отметил, Tower поддерживает Chromecast, AirPlay 2, WiSA, Bluetooth 4.2, работает в 2,4 ГГц/5 ГГц Wi-Fi и может общаться с вами с помощью Google Ассистента.

Варианты использования Tower разнообразны: работа в стереопаре и построение кинозвука вместе со звуковой панелью с добавлением по возрастающей тыловых колонок и сабвуфера. Вот с максимального комплекта и приступим к прослушиванию.

Флаги на башнях

Не буду нарушать традиций и начну просмотр с заезженного и до боли знакомого ролика из фильма «Несломленный» (Unbroken) с красочно расписанной атакой бомбардировщиков B-24 Liberator. Он представлен в Dolby Atmos, и система способна прочитать этот формат (как и DTS:X), но имитировать недостающие верхние колонки не станет и выдаст честный 5.1 звук.

Флагманские Tower отлично смотрятся в современной обстановке

Так вот что испытывает экипаж бомбера из прошлого века… Сабвуфер Sub и пара низкочастотников из Tower заставили вибрировать всю комнату и особенно ощутимо — кресло подо мной. А от первого взрыва меня чуть не сдуло с места (конечно, преувеличиваю, но ощущения схожие). Киноаудиофилы (есть и такие) начали бы спорить, что иной комплект колонок может куда более детально передать звук конкретного мотора и лязг механизмов определенного пулемета, но до того ли сейчас, когда чужая родина в опасности. К черту достоверность! Это не просто звуковое, но и вибротактильное погружение в реальность — прямо-таки «4D». И важно, что на этом фоне вы не потеряете совершенно четкие и различимые диалоги и музыкальное оформление фильма.

В том же духе я воспринял и сцены из нескольких «погонь-стрелялок»: пульсирующие звуки выстрелов, физически воспринимаемые удары от взрывов, подчеркнутое распределение эффектов в пространстве, когда машина явственно вылетает сзади из-за левого уха и устремляется вправо-вперед за горизонт. Я знаю немало людей, которые придут в детский восторг от такой мощной, напористой и раскрашенной подачи, но сам предпочитаю более детальную и рафинированную интерпретацию. Как говорится, дело вкуса.

Но как наше издание называется — не забыли? Поэтому прошу организаторов отсоединить киноокружение и включить с помощью Tower то самое stereo, но с использованием беспроводных стриминговых технологий — с сервиса Tidal. Скажу сразу — музыкальных фрагментов было много. И, не занудствуя в описании каждого, подытожу, что DSP-процессор в колонках одновременно старается сохранить индивидуальность звучания каждого инструмента и голоса, но при этом подтянуть и пригладить их до определенного уровня «красивости» и разборчивости. Получается этакий музыкальный «фотошоп». Он выручает при воспроизведении низкобитного потока с большинства стриминговых сервисов, но применительно к lossless-трекам часто становится излишним.

Для электронной музыки дополнительная обработка процессором даже в плюс — выходит очень насыщенно и эффектно. Пожалуй что эмоциональный отклик здесь не меньше (если не больше), чем с использованием традиционного Hi-Fi. А вот инструментальная музыка и особенно джаз, напротив, предстают «лакированными», что скрадывает мельчайшие нервные нюансы, из-за которых, собственно, и ценят джазовые композиции.

Фазоинверторное оформление используется в колонках Citation Tower, сабвуфере Citation Sub и саундбаре Citation Bar

Мнения насчет подачи классической рок-музыки могут разделиться. Возьмем, к примеру, легендарное вокально-гитарное исполнение композиции «The Ghost of Tom Joad» от Bruce Springsteen и Tom Morello. Tоwer достоверно отобразили знакомую по видеоклипу сцену и правильно расставили исполнителей. Колонки отчетливо передали характерный почерк гитар и манеру пения обоих музыкантов, хорошо позиционировали барабаны сзади-слева, но снова не покидало впечатление, что процессор нарочито приготовил насыщенный «мясной» драйв, щедро добавив «усилителей вкуса» и низкочастотных «специй», из-за которых общее звучание потеряло ряд деталей. С другой стороны, это можно сравнить с грубым «стадионным» звуком, который ценят многие фанаты рока.

Тяжелые жанры рок-музыки Tоwer отыгрывают в схожей стилистике. Электронный надзиратель не дает им захлебнуться в быстром низкочастотном потоке, а два встроенных сабвуфера добавят дрожи вашей мебели. Драйв и эмоции колонки вам обеспечат, а насколько это совпадет с оригинальным звучанием и вашими представлениями о прекрасном — вопрос открытый.

Две по пятьсот и одну по триста

Уступающая «башням» в статусе и цене мультимедийная колонка Citation 500 имеет большинство функций старшей акустики, но предназначена, главным образом, для музыкального контента и потому — не поддерживает технологию WiSA. В довольно крупном 7,6-кг корпусе находятся два 25-м твитера и пара 135-мм СЧ/НЧ-динамиков, вместе выдающих 200 Вт RMS. Формально они излучают стереозвук, но при такой базе вы его вряд ли расслышите, даже если упретесь в колонку носом, но это звучание все равно лучше, чем банальное моно.

Колонка Citation 300 особенно хорошо передает легкие инструментально-вокальные жанры, но достойно справится и с мелодичной рок-музыкой

Две колонки можно объединить в стереопару, где одна станет ведущей, принимая и обрабатывая звук, а вторая будет просто транслировать готовый результат. По такому принципу формируются все стереопары Citation, а какая колонка станет главной — настраиваете вы сами.

Несмотря на иную «вооруженность», звучание пары «пятисотых» произвело на меня не меньшее впечатление, чем старшие Tower. Общие принципы обработки и подачи звука, связанные с работой электронного «улучшайзера», здесь примерно такие же, как у «башен», с поправкой на размеры и количество динамиков — так что не стану повторяться. При этом, несмотря на отсутствие крупных низкочастотников, поддержка на низах очень даже неплохая и отчетливо воспринимается слухом, хотя уже нет восприятия вибраций всем телом.

Но сама музыка теперь кажется чуть более аккуратной и мелодичной, а на тяжелом металле басы оказались быстрыми и «подсушенными», что неплохо для скоростных жанров. Так что не стоит относиться к Citation 500, как к Tower для экономных — это самодостаточное качественное развлекательное устройство, и если вы не собираетесь строить мощную киносистему, то рекомендую сначала присмотреться к этому варианту.

Родственная стереоколонка Citation 300 внешне похожа на немного уменьшенную «пятисотую» с двукратно меньшей мощностью, которую обеспечивают пара 20-мм твитеров и столько же 86-мм СЧ/НЧ-динамиков. При тех же функциях акустику можно использовать в стереопаре, но сейчас послушаю ее «соло».

Даже в большой комнате «трехсотая» не особо теряется на фоне старшей модели, мне даже показалось, что на легких инструментально-вокальных жанрах она звучит более камерно и мелодично. Запас опоры на низах позволяет Citation 300 неплохо справляться с не слишком тяжелой рок-музыкой, вроде Dire Straits или Status Quo, но уже на hard 'n' heavy колонка начинает сдаваться, не говоря уже о суровом метале. Как и в предыдущих случаях, процессор не даст ей откровенно закашляться на агрессивных жанрах и позволит в меру способностей донести музыку до слушателя, но эмоциональный эффект будет уже не тот.

Осознанная необходимость?

До недавнего времени я полагал, что беспроводная акустика с собственным DSP-«улучшайзером» самим фактом своего существования способна ранить чувства не только рафинированного аудиофила, но и требовательного меломана. А настоящие колонки следует подсоединять к чему-нибудь «теплому ламповому» солидным акустическим проводом, желательно толщиной с молодого удава.

Но тест серии Citation убедил меня, что даже индивидам в терминальной стадии аудиофилии иметь такую универсальную развлекательную систему в качестве дополнительного комплекта не то что бы неплохо, но даже настоятельно рекомендуется, дабы… поберечь свои уши от повседневного рутинного контента, вроде роликов из Youtube и социальных сетей, эфирных и кабельных телеканалов, интернет-радио и стриминговых сервисов с низким разрешением треков.

Полностью себя от них все равно не оградишь, а подлинная Hi-Fi/Hi-End-аппаратура только усиливает недостатки этих записей, как жабу под лупой. И вот тут умные комплекты — в частности, рассматриваемый от Harman Kardon — способны пригладить, причесать, скрыть недостатки и показать лучшие стороны даже у изначально невыразительных вещей, а уж приличные записи и вовсе подать ярко, насыщенно и эффектно.

Вывод

Подходить к серии Citation с мерками для классических стереосистем — как минимум, нерационально. Представьте, что вы наняли в свою усадьбу красивую помощницу-управляющую, которая помогает следить за домом, делится последними новостями и дает советы, при этом она весьма недурно поет и музицирует на различных инструментах.

Станете ли вы в счет ее жалованья (читай — стоимости колонки или комплекта) требовать лишь музыкальные этюды, оставив без внимания иные таланты? Скорее, дополнительно наймете профессиональных музыкантов (что-нибудь хайэндное). Зато в сегменте универсальных информационно-развлекательных устройств каждый компонент Citation представляет собой более чем привлекательный вариант.

Паспортные данные

Многофункциональность, не ограниченная аудиоконтентом. Поддержка популярных беспроводных протоколов высокого разрешения. Легкость подключения, настройки и эксплуатации. Комфортное, насыщенное звучание практически во всех аудио и мультимедийных жанрах.

Обработанный процессором «универсально-приятный» звук подойдет большинству неискушенных слушателей, но далеко не всем меломанам.

Harman Kardon Citation