Казалось бы, еще весной мы говорили о «постпандемийном времени», но сейчас понятно, что этот «пост» все никак не наступит. Одна за другой переносятся, отменяются или даже вовсе закрываются тематические выставки, и компаниям попросту негде себя показывать.
Но ISR — Integrated Systems Russia — держится. Конечно, в 2021-м году выставка выглядит чуть менее масштабно, чем в том же 2019-м, но все так же предлагает интересные конференции. Только сейчас — с поправкой на современные реалии.
Компании и их представители будто бы нарочито пытаются показать: вот они мы, живые, с самыми разными, интересными штуками, и не страшно, что павильоны стоят ближе друг к другу — нам есть, о чем рассказать, потому что жизнь в индустрии не стоит на месте.
И все это правда. На выставке, прошедшей с 18 по 21 октября, мы действительно встретили немало интересного.
Вершина каталога Sonance и фирменный мультирум
У встраиваемой акустики два главных врага: физика и геометрия. Нужно умудриться разместить в небольшом (и в первую очередь — неглубоком!) корпусе динамики, управляющую электронику, а иногда и усиление и при этом добиться сносного или даже хорошего звука.
Свою обновленную линейку Invisible компания Sonance называет вершиной инженерной мысли: при глубине колонки с коробом менее 10 см (с учетом 12-мм рамки) модели играют в довольно широком диапазоне и, если верить компании, обеспечивают как горизонтальную, так и вертикальную дисперсию в 170°. В первую очередь здесь следует благодарить конструкцию фронтальной панели и продуманный кроссовер.
СЧ/ВЧ-модуль своеобразной конструкции играет очень даже чисто и отлично передает голоса. От неглубокого вуфера добились поршневого режима работы за счет жесткого крепления к акустически инертной фронтальной панели. А фирменная система калибровки DISC адаптирует работу акустики под отделку защитной решетки, измеряя толщину покрытия.
Отдельную благодарность хочется высказать тому представителю компании, кто включил на всепогодной колонке-грибке из линейки Omni саундтрек из оригинального «Ghost In the Shell».
Кроме того, компания представила собственное мультирумное решение под названием VSSL — донельзя простое в использовании. В его основе лежат AirPlay 2 и Chromecast, а сами модули используются для общения с источниками, связывания аудиосистем в единую сеть и распределения сигнала между ними. Усиление в них не встроено, но различаются они числом зон. При этом поддерживаются все современные стриминговые сервисы, а сами коробочки выглядят аккуратно и неприметно.
Видеостены: не только для коммерческого использования
Светодиодные стены можно использовать и у себя дома: Samsung с LG давно стараются развить это направление, но пока особого успеха в этом не добились. Возможно, все дело в презентации: например, на видеостене Absenicon от Absen демонстрировали только что вышедший Far Cry 6, чем и привлекали внимание.
Безусловно, сам продукт в первую очередь предназначен для конференц-залов, но и для развлечений он тоже подходит неплохо. Видеостена отлично себя чувствовала в ярко освещенном павильоне и обрадовала конструкцией: вне зависимости от габаритов в ее основе лежит довольно мощный саундбар, в котором и сосредоточены все интерфейсы, а сами модули, из которых собирается панель, элементарно меняются «на горячую» в случае выхода из строя.
Огорчило лишь то, что максимальное разрешение у нее — Full HD, да и HDMI всего 2.0, что не очень стыкуется с современными реалиями индустрии домашних развлечений. В остальном же — в плане удобства установки, простоты замены модулей, массы и прочего — она выглядит неплохой заменой проектору.
Внезапный усилитель и крашеные грили
В каталоге MartinLogan появились первые усилители — и предназначены они для встраиваемой техники. Модели подразумевают рэковую установку — есть даже ушки.
Модель MDA16 имеет 16 каналов по 60 Вт в каждом на 8 Ом, которые может раскидать на восемь зон, и при этом поддерживает обработку сигнала до 24 бит/192 кГц. Зоны можно объединять в мостовом режиме и добиться мощности в 200 Вт на 8 Ом. Также есть и 8-канальная версия.
Главное удобство заключается в настройке — она полностью идет через веб-интерфейс. В основе усилителя лежат наработки Anthem, и управляющее ПО тоже позаимствовано у этой компании. Как и система рум-коррекции.
Также на стенде Digital Fruits можно было взглянуть на встраиваемые системы MartinLogan Monument. Для выставки грили раскрасили яркими абстракциями, но самое интересное таится под ними: по сравнению с побывавшей у нас на тесте линейкой Motion у акустики необычные динамики.
Если там стояла привычная ровная и плоская бумага, то в Monument использовали излучатели с гранеными карбоновыми диафрагмами. Твитер — лента из серии Motion XT, дополненная словом Obsidian. Как утверждается, она отличается более широкой дисперсией, расширенным частотным диапазоном и меньшим числом искажений.
Бескомпромиссная встройка и многофункциональные шары
При разработке серии встраиваемой акустики Palladio VI в компании Sonus faber не смогли пойти на компромиссы и хоть сколько-нибудь пожертвовать звучанием в угоду геометрии. В итоге корпуса у моделей не такие компактные, как были на презентациях несколько лет назад, но зато и звук остался фирменным. Самый поразительный момент: блок из ВЧ/СЧ-динамиков, включая неизменный твитер DAD, оформлен кожей.
Казалось бы, это встраиваемая акустика — можно обойтись и без кожи. Однако ее сохранили — причем не из эстетических соображений, а из акустических. Ведь именно с ней удавалось добиться правильной дифракции и дисперсии. Причем она осталась не только на классической LCR-встройке, но и на потолочной акустике, которую уж явно никому не будут показывать.
Кстати, для LCR-моделей также доступна отделка, благодаря которой их можно оформить в соответствии с полноразмерной акустикой серии Olympica Nova — это шпон, фирменные струнные грили и алюминиевая рамка под покраску. Все для того, чтобы от встраиваемой акустики было впечатление отдельно стоящей.
Помимо техники Sonus faber на стенде Armada Sound можно было увидеть все разнообразие модельного ряда Cabasse. Совершенно самостоятельная акустика: шары Pearl на изогнутых ножках включают в себя и сами колонки, и усиление, и DSP, и стример.
Управляются они с помощью приложения, в котором можно с легкостью войти в любимые стриминговые сервисы. Есть и оптика, и RCA, и даже USB для подключения внешних носителей, а также Bluetooth. Мультирум тоже в комплекте.
Кроме больших Pearl показали и сабвуфер Pearl Sub на 1 000 Вт. По функционалу он не отличается от полноразмерных собратьев из линейки: полноценный стриминг, мультирум, много мощности и удобное управление через приложение. Остается лишь подключить пару пассивных колонок.
А вместе с ними были представлены и телевизоры Loewe, недавно вернувшиеся в Россию, в том числе и новая линейка bild i. Ее можно дополнить саундбаром klang bar i и получить достаточно серьезную аудиосистему.
Стиль — это важно
Дистрибьютор Focus Group продемонстрировал акустику бренда Meridian и практически весь ассортимент встраиваемой техники Origin Acoustics. Сам по себе бренд достаточно молодой, 2014 года запуска, но основан он еще теми инженерами, кто популяризовал встраиваемую акустику: Кеном Хампфрисом и Эдом Хаасе.
Поначалу они разрабатывали встройку для разных крупных компаний, в середине 90-х создали SpeakerCraft, а спустя 20 лет после продажи SpeakerCraft основали Origin Acoustics, решив «начать все с чистого листа».
И уже успели отметиться коллаборацией с Bang & Olufsen. Она заключается не только в узнаваемом дизайне с сияющими металлическими защитными решетками, но и в особой настройке звукового профиля.
Проекторы
Их на выставке тоже было немного, поэтому расскажем о паре самых интересных. Из профессиональных моделей выделялся Panasonic PT-RDQ10 — флагман новой серии универсальных аппаратов. Для создания 4К-разрешения в ней используется чипсет от Texas Instruments со смещением пикселей по одной оси.
В Panasonic его называют Smooth Pixel Drive из-за меньшего уровня шумов и способности работать на более высоких частотах, чем варианты с двойным смещением. Кроме того, он может выдерживать более высокие температуры и световые потоки. Для PT-RDQ10 он составляет 10 000 лм.
Модель примечательна еще и тем, что при наличии ультракороткофокусного объектива у него есть и внушительный 1,6-кратный зум, и возможность оптического сдвига по двум осям. Источник света — лазерно-фосфорный с жидкостным охлаждением, позволяющим эксплуатировать проектор в режиме 24/7 при температурах до 45 °C.
Разумеется, такой проектор можно заказать и с другими объективами — даже с тем, что предназначен для проекции на куполообразные поверхности, например, в планетарии.
8К для дома
А из проекторов для ДК самым примечательным был, разумеется, JVC DLA-NZ9 c 8K-разрешением. Он красовался и на стенде, и в специально оборудованном затемненном демо-зале в другом павильоне. Кратко и о нем, и о новой линейке компании, в которую он входит, мы уже рассказывали, так что не будем повторяться.
А описать его подробно с многочисленными измерениями параметров в двух разных кинозалах мы планируем чуть позже — но уже в этом месяце.
Жизнь кипит
И еще немного фотографий с самой выставки — которая, несмотря ни на что, состоялась.