Я боюсь высоты. Меня передергивает от мысли, что надо встать на ветку какого-нибудь дерева. Стоя на вершине карниза, когда вся семья катается на лыжах, я спускаюсь вниз последним, дрожа от страха. Когда дело доходит до высоты, я — слабак. И мне так же страшно оказаться на краю общественного мнения. Но здесь другое дело. Когда же быть аудиофилом стало не круто, а наоборот — стыдно?
Мы изучили эту тему, и она вызвала большой интерес, в том числе в одном из ведущих журналов «CE Pro». Мне лично было очень интересно выяснить, как вернуть этому имени (аудиофил) и гордость, и честь, но для этого мы должны сначала выяснить, что же случилось, что мы оказались там, где мы есть сейчас; и это было поручено выяснить экспериментальной группе.
Когда я был маленьким, поколение моего отца было целиком увлечено Hi-Fi-аппаратурой. Если вы могли позволить себе хорошую радиолу или даже комплект из раздельных компонентов, это был знак вашего совершенства. Мужские журналы того времени, типа Playboy и Esquire расхваливали достоинства Hi-Fi-систем. Научно-популярный журнал Popular Science регулярно печатал об этом статьи, а рекламные объявления самых лучших аппаратов наводняли даже газеты. Даже в 60-х и 70-х годах — это было круто. Каждые мужчина в возрасте 20-30 лет, которого я знал, имел дома Hi-Fi-систему и стопку дисков с записями. Что же произошло?
Мы были затоптаны монополистами. Каждая отрасль проходит через этот период, от производителей фотокамер до автомобилей. Крупные компании учуяли возможность доминирования, монополизации рынка и получения сверхприбылей от сегмента рынка. Hi-Fi еще просто невинно выглядывал над горизонтом, когда крупные компании уже учуяли запах «свежего мяса». Сначала это были американцы, типа Сиднея Хармана, который силой пробивался в мейнстрим. Затем был Амар Боуз. Затем вломились на рынок японские марки, европейские, но это была гонка на самое дно. Сумасшествие подогревали такие журналы, как Stereo Review, заработавший уйму денег на поддержке фальшивой идеи массового рынка, вещавший только то, что ему диктовали кукловоды. Они наняли писателей и редакторов, которые кормились с их руки, сочиняли нелепые истории и были у них на крючке. Но что за историю придумали они?
Что аудиофилы — это элитарные идиоты. Когда вы хотите совершить нападение на какую-нибудь отрасль, стоящую у вас на пути, то первый шаг по ее уничтожению — дискредитация. Вы оглупляете их и насмехаетесь над ними. То, что круто, вы объявляете абсолютно немодным. Вы поворачиваете процесс вспять и убеждаете потребителей в том, что не только не надо быть энтузиастом, чтобы знать чего-то и чего-то достичь, но наоборот — те, кто так делает, это дураки. Элитарные эгоисты. Безликие дураки, которые гонятся за мечтой, когда «здравый смысл» говорит нам, что мы можем иметь все, чего хотим, красиво упакованное в аккуратной коробочке, называемой «ресивером».
А почему нельзя было все это иметь раньше? Почему байка про элитарных идиотов — это ложь? Вот история, которую они нам твердят. Дело в том, что до сих пор «реальный бизнес» еще не был вовлечен в эту отрасль. Настоящие инженеры, настоящие ученые, люди с измерительным оборудованием, деньгами и поддержкой экспертов еще не вышли на сцену. Но теперь они приехали, готовые к бою. Готовые разоблачить шарады, придуманные аудиофильскими торгашами со всего мира. Готовы помочь вам, несчастным потребителям устроить им взбучку. Готовы помочь вам освободиться от мертвой хватки дискредитировавшей себя отрасли. Готовы продать вам свои честные, настоящие продукты.
Вот такая фальшивая история, и кто среди нас тогда был достаточно смел, чтобы не купиться на эти доводы? Ведь никто из нас не хочет быть дураком.
Так можно дискредитировать любую группу. То, что вы говорите, даже не обязательно должно быть правдой. И большая часть того, что они говорили, была неправдой. Вы можете увидеть характер таких атак в старых выпусках журналов тех дней. Например, значения искажений менее 0,000000001%. «И после этого вы считаете, что старые ламповые усилители лучше? — и подмигивают. — Вы, должно быть, один из тех дураков, что проглотили волшебную таблетку».
Мы были легкой мишенью, и, когда танки монополистов покатились на нас, мы все стояли и размахивали флагами, пока они не смели нас с дороги. Мы ускользнули от прямого удара и спрятались в небольшие помещения, клубы, стараясь не попасть под удар. Да, вот так слово "аудиофил" оказалось измазанным грязью. Они напали на нас. Напоминания об этом нападении остаются и по сей день.
У этих монополистов было когда-то время расцвета. Они оставили много крови и разрушений на своем пути. Но сегодня они перебрались в другие сферы, где еще можно нагулять жир.
Мы снова свободны. Отныне.
Оригинал: Are you an elitist chump?
Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End-аудио продукты и сервисы.