Уже шестая с момента появления в 2012 году выставка Moscow Hi-End Show прошла в Москве. Я помню все прошлые выставки, кроме одной, и, конечно же, впечатления от первой выставки — впечатления человека, хоть и видевшего немало, но сильно изголодавшегося без такого обилия и разнообразия Hi-End техники, и насытившегося в полной мере. В прошлом году я не писал репортаж, но выставку помню хорошо — удовольствия она мне доставила немало. А вот в этом году все несколько иначе. Попробую рассказать, что к чему и отчего у меня сложились подобные впечатления.
Никакого явного и кричащего упадка, о котором сейчас много говорят, я не заметил. Может быть, выставка чуть-чуть меньше, но это не бросается в глаза в первую очередь. Участников в этом году было 22, включая продавцов виниловых пластинок. В прошлые годы количество участников варьировалось от 23-х до 29, и только на самую первую выставку в 2012 году собралось 38 компаний. Но это так, просто статистика, каких-либо выводов я по ней делать не стану.
Может быть, и прежнего изобилия, не было? Да нет, техники как раз было много, и новинок достаточно. Мало посетителей? Совсем не заметил. Несмотря на невероятно тусклую и холодную осеннюю субботу, сдобренную пробками и перекрытиями по городу, в некоторые комнаты нужно было отстоять очередь. Значит, интерес не угас.
Но ощущения от выставки у меня сложились неоднозначные, а радости, интереса и удовлетворенности, например, в сравнении с прошлым годом оказалось меньше. Почему — расскажу, но сначала попробую разложить по полочкам полученные впечатления и наблюдения.
Во-первых, наполнение выставки. Так уж сложилось за прошлые годы, что здесь привычнее видеть всякое редкоземельное и хайэндное железо, и меньше Хай-Фай и мейнстрима, чем на весенней выставке в «Крокусе». Конечно, пересечения всегда есть, но за техникой производителей, о которых мало кто знает и которая не избалована российской прессой, надо идти в первую очередь сюда. Ничего зазорного в этом разделении я совершенно не вижу. Но сейчас мейнстрима было больше. Или хайэнда меньше, или все сразу, но привычного яркого контраста по техническому наполнению выставки я не увидел.
Еще один явный контраст, подмеченный не только мной, но и несколькими коллегами, тоже побывавшими на выставке, — заметно подросшее внимание к тому, что называется персональным аудио. Наушников было много, необычно много. В разных сочетаниях, с разным, подчас интереснейшим усилением, но все равно непривычно и контрастно много. То ли тема настолько популярна, то ли вопрос, что бы еще продать аудиофилу, у которого вроде бы уже все есть, актуализировался таким образом. В первом случае заинтересованным предоставилась хорошая возможность реализовать свой интерес, а во втором — некоторые участники действительно создали хорошие условия, чтобы привлечь и увлечь не только на словах.
Следующий подмеченный и несколько раздражающий меня момент — то, как обстоит дело с цифровым аудио. Но это уже никак не вопрос к участникам, а вопрос к производителям. Я прекрасно вижу, как это самое цифровое аудио развивается, как развиваются потоковые сервисы. Но вот производители, по крайней мере, некоторые из них… А что же эти некоторые? Скажу так, некоторые немножечко зарвались. Конечно, многие в разных отраслях польстились на заданную смартфонами моду — понемножку выкручивать пользователям руки, чтобы те выкладывали по 1000 $ в год на покупку новой модели. Но когда подобный подход наблюдается у производителей Hi-End — становится грустно. Конечно, все сейчас немного ускорилось и, например, автомобили «премиального» сегмента тоже почаще сменяются в модельном ряду, чем раньше, но не настолько же? Да и там хотя бы видно развитие технологий. А в цифровом аудио что? С разделением на ЦАПы и стриммеры все давно понятно, с форматами и DSD, пожалуй, тоже. Есть какие-то нюансы, но не прорывные. Устройства все-в-одном и на все случаи жизни никто пока не создал, а вот по частям уже можно найти и собрать все и на любой вкус. Вопрос только в бюджете. Однако как странно наблюдать, то у одних, то у других почти каждый год «мы сделали еще лучше». А дальше — покупайте нашу новую модель. Это не апгрейд модуля, не апгрейд прошивки, а именно «новая "более лучшая" модель». За много денег и через неприлично малые промежутки времени. Нет, я в эти игры не играю. И никому не советую.
Следующая странная тенденция — набивать рынок не просто дорогими, а очень дорогими ЦАПами, желательно с модными (типа управляемых матриц) технологиями и равнением на dCs или MSB. Помню, было время всплеска кабельного рынка, когда каждый второй новоявленный клялся вот-вот уже «порвать» нордостовские Валгаллы. Да только заканчивалось все со временем примерно с тем же звуком, с каким воздух выходит из воздушного шарика. Нет, можно было бы порадоваться за многих производителей, усердно заботящихся об аудиофиле и предлагающих ему новое, да лучше, да подешевле. Если бы оно было так. Больше — вижу. Дорого и очень дорого — тоже вижу. А вот покорения новых вершин в качестве звука или в соотношении цены и возможностей — не вижу, за очень редкими исключениями.
Может быть, я слишком сгущаю краски, но тут еще и личное — планировал не только посетить выставку «в качестве прессы», но и ЦАП себе подобрать. Ничего не приглянулось. Особенно вот по причине вероятности предложения через год «более лучше». Пару моделей, висящих не первый год в А-классе Стереофайла, я готов выбрать без особенных сомнений, а из сонма широко известных в узких кругах новинок, не проявляющих изумительного соотношения цены и качества, я выбирать как-то не готов.
И последнее, но по сути самое важное и самое разочаровавшее. Я попробовал пройтись по выставке не только как человек, которого сложно чем-то удивить. Постарался не разбирать системы как уравнения, в которых многие составляющие известны и знакомы, но посмотреть на выставку взглядом неофита и послушать слухом неофита. И здесь, как можно сказать, у многих участников звезды не сошлись. Системы подчас представлялись просто набором дорогой и интересной техники, но вот со звуком все обстояло не очень хорошо. Попробуем проанализировать — помещения известные, выставка проходит не в первый и не во второй раз. Участники — все с опытом многих выставок. А звука мало. В прошлом году такого совершенно не было, многое звучало на порядок цельнее и интереснее. Может быть, все дело в некоторой усталости и апатии, накопившейся в нашей российской хайэндной отрасли? Даже музыка неприятно удивила — в прошлом году подборки были разнообразнее, непредсказуемее, а в этот раз сильно тянуло всем хорошо знакомым выставочным дарксайдом. К тому же часто на избыточной громкости, явно не соответствующей помещениям. Жаль. Дважды жаль.
Это о том, что вызвало диссонанс и неприятные переживания. Переживания приятные и интересные тоже были, но не в виде подмеченных тенденций, а в деталях и частностях. Но о них имеет смысл рассказать более предметно.
Казалось бы, PMC с совсем не новыми моделями и полная система с электроникой Audionet — что можно было ожидать? А получилось очень неплохо. Аккуратный для таких крупных колонок звук, с долей изящества, скоростной, но без натужности или упрощенчества. Отдельно замечу вклад кабельной обвязки The Chord Company. Интересные кабели, хорошо что они как-то стали снова появляться на рынке и на выставках.
Одна из экспозиций Simple Distribution — с новоприбывшей электроникой Emotiva. В моем присутствии играло все это с акустикой Amphion, и Амфионы, которые чаще по звуку напоминают мне старые Genelec, тут больше напомнили скорее старые же Парадигмы, с их некоторой разухабистостью, но в пределах разумного.
Вторая экспозиция Simple Distribution — акустика Yamaha NS-5000, усиление Parasound и Lyngdorf. Все неплохо, весьма честно, но жестковато и излишне прямолинейно, на мой вкус. Хотя, возможно, математичность и честность в системе перевешивали.
В комнате Техно-М можно было найти настоящую экзотику — акустику Kabuki-Ohaku. На ее фоне всякие там ламповые Wavac, спрятавшиеся за стойкой, и упоминать странно. Вот только не в первый раз я слушаю эту акустику, но понять не могу — очень дорого, а звук явно окрашенный, настолько подчеркнуто-рупорный, что вспоминаются прогулки по ВДНХ и музыка из «колокольчиков» на столбах. Слишком окрашенный и слишком «обнаженный» звук. На любителя. А юбилейные Harbeth оказались очень ничего. Даже с поправкой на несоизмеримое к ним усиление и прочие компоненты. Сдержанно и аккуратно. Для меня даже неожиданно, что Харбеты вторую выставку подряд мне скорее нравятся.
Из больших залов в этом году аудио-системой был занят только один, там была представлена экспозиция Tchernov Audio — акустика WOLFVONLANGA Chicago, и что еще интереснее — новый ЦАП Tchernov Audio Apollo. Собственная российская разработка. Интересно, здорово, но вот одна загвоздка, цена вопроса — около двух миллионов рублей. Впрочем, не просто в цене вопрос — дорогих ЦАПов делается немало, если новинка так хороша, или лучше — все имеет право быть. Однако ничего выдающегося я в этой системе (кстати, там обнаружился и новый усилитель Tchernov Audio Titan, о котором информации пока немного) я не услышал. Просто некий звук, который скорее показался простоватым и сонным. Может быть, вопрос в соотношении размеров комнаты и акустики в открытом корпусе, может, еще в чем, но впечатления так себе. И вычленить из общей картины, чем же может быть настолько хорош ЦАП, затруднительно.
Система CTC CAPITAL, собранная из акустики и компонентов TAD. Виниловый проигрыватель и фонокорректор — Avid. ТАДы порадовали. И те, что побольше, и те, что поменьше, — очень хороши. Точный, аккуратный звук, хорошая наполненность и детальность. Лично мне больше понравилась бы эта акустика с другим усилением, но это не вопрос качества, а вопрос вкуса. А по формальным признакам — взрослый хайэнд, каким он должен быть. И еще, обе модели, в особенности CE1, очень полезно было бы послушать некоторым читателям Стерео, рассуждающим о «полочниках» как о недоакустике.
Еще одна комната того же участника — выборка из компонентов Musical Fidelity и акустики AudioVector. Узнаваемо и чуточку ярковато, может быть, но в целом интересно. Как мне показалось, в таком сочетании можно несколько под другим углом взглянуть и на Musical Fidelity, и на AudioVector.
В комнатах Аудиомании можно было найти и вполне ожидаемые Arslab в паре с компонентами Atoll, и Old School, и начавшие уже забываться в среде российских аудиофилов усилители Octave. За Octave, которые совсем недавно перекочевали в портфель Аудиомании, я искренне рад — отменные усилители, незаслуженно потерявшиеся где-то среди многих других брендов. Надеюсь, смена дистрибьютора изменит сложившуюся ситуацию.
С Arslab и Old School ситуация, на мой вкус, спорная. Арслабы играли очень неплохо, особенно убедительно на общем фоне и тем более учитывая их совершенно не хайэндную цену. А Old School я какой раз слушаю и какой раз не могу понять до конца и разложить как некую концепцию и идею. Внушительная акустика, достаточно дорогая, и стиль/дизайн проработаны интересно, а звук — ну, видимо, это просто не моя группа крови.
Пример отличной внешне системы: акустика TAD R1, усиление Technical Brain, ЦАП MSB, проигрыватель виниловых пластинок Brinkmann, цифровой транспорт Versus Audio. Но что-то пошло не так... Аналоговую часть системы я не слушал, а вот в сочетании с цифрой звук показался несколько вульгарным. Не может акустика TAD играть вульгарно, совершенно не может, если только такая подача не придумана и не записана музыкантами в рамках альбома. Альбомы были разные, а характер звука похожим. И это мне показалось странным.
С транспортами Versus Audio тоже не все так однозначно. Появились они уже не год и не два назад, но изобилие прототипов, особенно таких, которые вдруг не запускаются на выставке, разочаровывает. Ведь не череды прототипов хочется, а готовых, цельных завершенных изделий. Тем более, что по звуку и функционалу Versus Audio в целом весьма убедительны.
Система, представленная Hi-End Centre, похожа на предыдущую экспозицию — акустика Peak Consult, представленная не одной, а двумя моделями, электроника Ypsilon, проигрыватель виниловых пластинок и фонокорректор TW Acustic и обещанная премьера новой головки Ikeda KAI. Из явных различий нет прошлогодних усилителей Mastersound, сменивших за это время российского дистрибьютора. По звуку — в прошлом году система Hi-End Centre была одной из лучших на выставке, я заходил в комнату несколько раз просто послушать и иногда отдохнуть на ровном и точном звуке от кривоватого звука некоторых других комнат. В этом году таких цельных и ярких впечатлений нет. Звук хороший, но могло бы быть и лучше. Все-таки Peak Consult задает системе очень высокую планку по уровню звука, и звук должен этой планке соответствовать.
Система MilkySound — очень много всего и много интересного. Акустика ОЯ производства PureAudioProject, кроме этого, тут можно было найти и ЦАП Rockna, обещанный цифровой транспорт Waversa и многое другое. Меня, например, интересовали пассивные предусилители Hattor, которые тоже имелись на стенде. Кстати, внимательный взгляд найдет здесь и один усилитель российского происхождения Esatto — аппарат, уже отменно засветившийся на предыдущих выставках РосХайЭнд. Интересного много, разнообразие зашкаливает, а звук? PureAudioProject мне уже приходилось слышать ранее, только не в такой конфигурации, а в виде модели поменьше и с ленточным ВЧ излучателем. Здесь же на СЧ/ВЧ работал широкополосник, а по результатам работы хотелось спросить, а где верха? Не то, чтобы их совсем не было, однако местами звук напоминал то, что обнаруживается, когда у обычной трехполоски банально подгорели твитеры. Как в подобных условиях оценивать остальные компоненты (с ценой до миллиона и около) и их сильные стороны — вопрос открытый. Об одном могу лишь судить однозначно — экспозиция была одной из самых популярных: чтобы зайти в комнату, нужно было отстоять небольшую очередь.
Можно подумать, что Sonus Faber совсем не младшей линейки и усиление Schiit Audio не равная пара. Но на удивление (и при моем скептическом отношении к современным Sonus Faber) система вышла намного лучше ожидаемого. Не скучный звук, без подчеркнутых перекосов и без ощущения узких мест. Сыгрались компоненты и акустика хорошо. Источники в виде разных моделей Aurender тоже вписались нормально.
Российские разработчики тоже были на выставке. И с интересными аппаратами. У Валанкона, например, в составе экспозиции обнаружилась активная мониторная система, состоящая из двухполосной акустики и штатного сабвуфера. Очень неплохо, учитывая скромные ценники, измеряемые десятками тысяч рублей.
Еще российские разработки — Oxygen Acoustic и электроника РТАудио. И те и другие уже в выставках участвовали, и, как мне кажется, система сложилась неплохо. С комнатой в этот раз почему-то не так хорошо все сдружилось, и по источникам у меня есть вопросы. Слушал с винилом — там есть над чем поработать. Предположу, что дело в первую очередь в не самом удачном винтажном проигрывателе (головка-то была установлена отличнейшая), а может, и в фонокорректоре — усилители РТАудио при прежнем знакомстве вопросов не вызвали, а корректор я раньше не встречал.
Рупора Александра Князева + «большая» лампа + Штудер — ну кого такая система оставит равнодушным? Фирменный звук от Александра можно было узнать еще только подходя к двери комнаты.