В прошлом году Sony представила в России свой первый 4К-проектор для домашнего кинотеатра. А в этом линейка расширилась до двух моделей, причем вторая — VW500ES — в два раза дешевле флагмана. Иначе как агрессивным внедрением 4К в массы такой подход не назовешь.
Презентацию новых моделей провел Хироаки Уцуми, менеджер по маркетингу видеопроекционного оборудования Sony в России и странах СНГ. Начал он мероприятие с рассказа об успехах проекционного подразделения Sony на профессиональном рынке. Уже более 15 000 4К-проекторов поставлено в кинотеатры по всему миру. Цифра огромная, особенно учитывая факт, что в России подобных по пальцам пересчитать. Накопленный опыт компания перенесла и в бытовую электронику. Первый 4К-проектор не только разрабатывался профессиональным подразделением, но и производился в Японии на том же заводе, что и модели для коммерческих кинотеатров. Добавим к этому производство кинокартин Sony Pictures и получим мощнейшего драйвера 4К-видео.
Sony VPL-VW1100ES: успей за 60p
На смену «тысячнику» пришла модель VW1100. Как отметил Хироаки Уцуми, это логичный апгрейд, в котором собрали все последние 4К-новшества. Собственно, главное новшество — поддержка разрешения 4096x2160 с частотой кадров 60p. Режим работает по цветовой модели YUV 4:2:0 (это стандартная конфигурация для кодека H.26x). Фильмов (да и просто видеороликов) со столь выдающимися характеристиками днем с огнем не сыщешь, но и проекторы такого уровня покупают не на один день. Голливудские режиссеры после выхода «Хоббит: Нежданное путешествие» Питера Джексона с частотой 48 Гц задумались о том, что 24 кадра/с мало для современного кино, где динамичные сцены занимают большую часть экранного времени. Зритель видит мелькание, движения размыты. Переход на новые частоты в съемке кино призван устранить этот недостаток, но и домашние устройства должны быть способны их воспроизвести. На помощь приходит стандарт HDMI 2.0 с пропускной способностью 18 Гбит/с, куда «помещается» передача 4К-видео с прогрессивной разверткой и частотой до 60 Гц. Его анонсировали на прошедшей IFA 2013, и, конечно же, Sony поставила HDMI 2.0 в флагманском продукте.
Следующим важным обновлением Хироаки Уцуми назвал специальный режим работы технологии Reality Creation — «Mastered in 4K». Напомним, что алгоритм Reality Creation представили в прошлом году вместе с проектором VW1000. Принцип его работы остается загадкой, но смысл таков: Sony за 10 лет собрала типичные формы объектов, проанализировала то, каким способом они должны масштабироваться, и всю эту базу поместила в процессор (или в память при процессоре). Поэтому в меню Reality Creation находится пункт «Database». И вот здесь важно не запутаться. Потому как в проекторе VW1100ES за этим пунктом следует меню из двух опций: «Normal» и «Mastered in 4K». Первый пункт предлагает использовать вышеописанный алгоритм с базой данных. Однако в «Mastered in 4K» ничего подобного нет. Все оказалось прозаично, зато понятно и без техномагии.
Sony Pictures, когда готовит свои Blu-ray-релизы фильмов, изначально снятые в 4К, выполняет процедуру мастеринга с понижением разрешения. А когда зритель проигрывает такой Blu-ray-диск, проектор применяет тот же самый фильтр для повышения разрешения. Другими словами, чем понижали, тем и повышают. Никакой дополнительной информации на Blu-ray с логотипом «Mastered in 4K» не записано. В принципе, ход логичный, но о его эффективности говорить без субъективного опыта рано. Если предоставится такая возможность, обязательно поделимся.
В этом году Sony в своих проекторах решила предоставить любителям 3D больше свободы и предложила радиочастотные трансмиттеры (RF). Для модели VW1100ES — это опция, то есть передатчик и комплект 3D-очков придется купить дополнительно. С другой стороны, Sony присоединилась к альянсу «Full HD 3D Initiative», а значит, можно покупать 3D-очки любой из фирм с логотипом «Full HD 3D Glasses». Их производит сама Sony, а также Pansonic, Samsung, Xpand и другие.
Sony VPL-VW500ES: младший брат
Хироаки Уцуми обозначил концепцию модели VW500ES так: «Формат 4К становится доступным для широкой аудитории любителей домашнего кино». Его русскоязычный коллега на всякий случай поправил: «Более доступным». Все-таки цена 550 000 рублей указывает, что перед нами не массовый продукт. Однако из разряда «заоблачный High End» он попадает в категорию «приземленный High End». Особый интерес вызывает тот факт, что проектор во многом похож на своего старшего брата, несмотря на разницу в 635 000 рублей.
Внутри идентичный трехчиповый D-ILA блок с 4К-матрицами. Он также поддерживает разрешение 4096x2160 с частотой кадров 60p, есть алгоритм «Mastered in 4K», функции профессиональной настройки (правда, у VW1100 дополнительно присутствуют цветовые пространства DCI и Adobe RGB).
Отличия начинаются с яркости (1700 лм против 2000 у VW1100) и контрастности (200 000:1 против 1 000 000:1 соответственно). Но показатели, сами понимаете, все равно запредельные.
Одной из самых дорогих частей качественных проекторов по-прежнему остается объектив. В случае с VPL-VW500ES разработчики упростили его конструкцию: одна пластиковая и 13 стеклянных линз (в 1100-й модели — 18 стеклянных линз). Хироаки Уцуми сообщил, что использование большой асферической пластиковой линзы никак не сказалось на качестве и четкости изображения, ведь, как ни крути, для 4К-проектора требуется оптическая система с максимально высокой разрешающей способностью. Зато объектив получился меньше (199 мм) и легче (0,88 кг), благодаря чему и сам проектор легче и компактней.
В новинке появилась новая для моделей Sony функция автокалибровки. Но она создана не затем, чтобы автоматически настроить проектор правильно, а чтобы поддерживать текущие настройки на том же уровне. Внутри проекционного блока установлен сенсор, который следит за изменениями. Напомним, что со временем лампа меняет спектр, и как раз с этим призвана бороться функция автокалибровки. Она вернет в первоначальное состояние все пресеты, причем не в первоначальное по положениям регуляторов, а именно по характеру картинки. Функция, бесспорно, интересная и полезная.
Наконец, VPL-VW500ES изначально оснащен RF-передатчиком для 3D-очков. На вопрос, почему же для VPL-VW1100ES это опция, а здесь уже есть, Хироаки Уцуми ответил, что 500-я — абсолютно новая модель, тогда как флагман претерпел лишь апгрейд.