Новые релизы сыплются как из рога изобилия. Джаз, блюз, современная академическая музыка — все эти старинные-благородные жанры до сих пор порождают сенсации. В нашем обзоре — неожиданное новое слово от российского басиста, попса от басиста американского, сольный концерт выдающегося композитора-минималиста и — неизвестные треки Джона Колтрейна. Не соскучишься, в общем.
Sergey Hutas «Time»
Один из главных российских (ну, просто по географии, не по качеству) джаз-альбомов последних недель — безусловно, очередная студийная работа контрабасиста Сергея Хутаса. Публике он, наверное, более всего известен как участник популярного дуэта с Варварой Визбор.
Это не «альбом басиста». Это альбом коллектива, отличного коллектива. Ставилась такая цель или нет, я не знаю, но Time снимает противоречия, которые, казалось бы, давно укоренились в (около)джазовой музыке. Он — спокойный без академического занудства; нежный без слащавости; спокойный, но держащий в напряжении. Материал при всем при том дает блеснуть отличным солистам (spoken word — от самого Андрея Макаревича, у которого Хутас играл в «Оркестре креольского танго»), хоть это и не самоцель. Например, в Siberia труба Алекса Сипягина звучит ну очень нежно-романтично — он, скоростной виртуоз, вроде бы нечасто так играет! А вот поди ж ты... В общем — стопроцентная органика.
iTunes, Яндекс.Музыка, Soundcloud
R+R=NOW «Collagically Speaking»
А на Западе один из самых громких июньских релизов — произведение лейбла Blue Note и такой вот супергруппы с навороченным названием. Среди игроков — хорошо у нас известные клавишник Роберт Гласпер и трубач Кристиан Скотт. Остальные — тоже классные музыканты из этих кругов. Молодая элита джаза, направления, условно говоря, «креативный пост-боп». Музыка на первый слух сложная и не очень понятно, кому адресованная. Композиции сложной формы, звук — яркий, пестрый, навороченный.
Но стоит привыкнуть — и эмоции/посылы читаются хорошо. Упругие ритмы, прыгающий грув, балладность-напевность... Под одним из клипов на YouTube коммент: «Умно и с грувом. Обожаю». Добавить больше нечего.
Владимир Мартынов «The Raw and the Cooked»
Частный независимый московский лейбл Fancy Music продолжает выпускать современную академическую музыку. И — добрался до настоящего классика. Ну, окей, классика отечественного минимализма, скажем так. Конечно, речь идет о композиторе Владимире Мартынове, мелодисте от бога и любителе придумывать всякие концепции (вроде «конца времени композиторов»). Здесь, в авторской, часовой почти что, пьесе с позаимствованным из работы антрополога Клода Леви-Стросса названием «Сырое и вареное» (или «Сырое и приготовленное»), он выступил еще и как пианист. Запись — live из московской консерватории; концептуально: там же началось это самое время русских композиторов...
Пьесу можно условно разделить на две части. В первой — чистый незамутненный минимализм, довольно легкомысленная, играемая стаккато фраза бесконечно повторяется с небольшими отклонениями. Во второй, «приготовленной» — большими (ударение на оба слога). Тут уже дух минималистов-классиков (к которым сам Мартынов, безусловно, относится) и джаза: Сесил Тейлор, Телониус Монк, Кит Джаррет... Да кого угодно можно припомнить (из хороших). Ощущение, как будто Простомузыка рождается на ровном месте. И все эти фразочки-мелодии-мотивы друг в друга прорастают как-то хитро. Манипулятивно даже: вот ты привык к остинатной долбежке главной фразы, а тут она бац — и переворачивается, или в нее вплетается другая линия. Или отходит. Или — пауза, за которой следует вообще какой-то романтический пассаж, который снова обры... И так до бесконечности. Минималисты вообще всегда умели останавливать время. Уверен, на том концерте Мартынова в консе у зрителей часы остановились.
John Coltrane «Both Directions at Once: The Lost Album»
Главная сенсация мирового джаза последнего времени — новый (!) альбом Джона Колтрейна. Прям как у Довлатова: «с прошлого года здесь <в Михайловском> много изменилось... — в жизни Пушкина?»
Трудно осознать, что до сих пор существуют неизданные записи Джона Колтрейна. Причем не концертные-случайные, а именно авторские композиции, записанные в студии и явно подготовленные к изданию. Предысторию данного альбома мы уже писали.
Конечно, радикально в жизни и творчестве Колтрейна альбом этот ничего уже не изменит, но мы, поклонники, получили хороший-приятный плюсик. Еще когда в Apple Music стала доступна первая композиция Untitled Original 11383 (Take 1) стало ясно: это не будет шаровой джем или золотая пыль. Нет, действительно классные, крепкие, чисто колтрейновские композиции, вдохновенные, осмысленные, совершенные по форме (в делюкс-издании два CD и, соответственно, побольше дублей). Жаль, не всем названия успели дать — так что тут простор для фантазии. И вот спрашивается: что делать современным классным джазменам, если им приходится конкурировать с новым-старым альбомом самого Джона Колтрейна?.. Вопрос, я понимаю, несколько романтический и сентиментальный. Но нам, фанатам, насладиться драйвовой молитвой его саксофона — тут, кстати, много сопрано, что особенно отрадно — еще раз не лишне!
Mishouris Blues Band «I Got Money!»
Крутой московский блюзмен, харизматик Миша Мишурис альбомы выпускает редко, но... сейчас кто-нибудь захочет написать в комменте «метко», и если так — то ок. У Мишуриса и его банды блюзменов-пуристов действительно ничего давно не издавалось нового, так что самое время.
Сам Мишурис — это, что называется, swag: эдакое крутое-отвязное поведение. Сочно-раскатистый мужской голос — таких мало. Удивительно, как он еще стадионы не собирает (хотя чего удивительного: блюз на английском, ну, судьба это). Рецензируемый неназванный EP — четыре отлично придуманные разностилевые песни, записанные с лучшими московскими блюзменами-джазменами. Сводили-мастерили в Штатах. Звук плотный, широкий. Swag, именно что!
Brian Bromberg «Thicker Than Water»
Ну и, наконец, о не очень хорошем. Талант виртуозного Брайана Бромберга, начавшего карьеру в юности у самого Стена Гетца, любую музыкальную фразу «проговаривать» (тут можно и без кавычек, правда) на контрабасе — это нечто магическое. Конечно, «говорящий контрабас» может и поднадоесть — техника как самоцель скучна — но не в данном случае. Каждый альбом Бромберга — это такой концептуальный проект, и о каждом рассказывать долго. Скажу лишь, что он делал отменные альбомы с разными составами и в разных стилях, от просто бопа до бразильской музыки, электрического фьюжна и инструментальных каверов поп-песен.
Thicker Than Water («Кровь гуще воды» — библейское изречение про кровь солдат, пролитую в битвах, в повседневной речи несколько неправильно используемое для обозначения важности семейных связей — что-то типа нашего «кровь не водица»). При чем здесь родня? При том, что альбом — дань уважения Бромберга «голубоглазому соулу», музыке его юности. Но это — практически smooth, увы. Есть, конечно, яркие фрагменты, соло, риффы, но в основном — как альбом какого-нибудь среднего фьюжн-гитариста — а пикколо-басы Бромберга звучат как гитары, но, правда, тут еще и настоящий Пол Джексон-мл. играет. Или — альт-саксофониста, который далеко не Дэвид Сэнборн (на дудках тут в числе прочих попсовик Марион Медоус). С другой стороны, подкупает вот эта атмосфера спокойствия и солнечного пофигизма. Бромберг пару лет назад серьезно повредил спину — и счастье, что он вообще может стоять с контрабасом. А играть — по-прежнему виртуозно. Захотел записать смут-альбом — ради бога, народный артист плохо не сыграет. А мы можем переслушать Wood.