Эта модель некоторое время назад пришла на смену удачному и популярному фонокорректору Luxman E-200. И если не считать встроенных в усилители корректоров, то у Luxman сейчас два аппарата в линейке: старший EQ-500 и младший E-250.
Весьма необычно, что старший корректор — ламповый, а E-250 имеет транзисторную схемотехнику. Хотя производитель не первый десяток лет делает и ламповую, и транзисторную технику, но не противопоставляет две идеологии ни по какому принципу — в том числе и по старшинству.
Так уж получилось, что мне хорошо знакома прежняя версия фонокорректора E-200, поэтому в своих оценках, помимо разбора E-250, я укажу и на разницу этих двух моделей.
Аккуратно и удобно
Первое и основное, что нужно сказать о Luxman E-250 — это транзисторный фонокорректор, небалансный, построен на дискретных элементах, использует NF-коррекцию, умеет работать с ММ- и МС-головками, и МС-секция у него трансформаторная.
Металлический корпус с алюминиевой передней панелью собран аккуратно. Дизайн прост и изящен — на мой вкус, аппарат выглядит красиво. Индикация минимальна и ненавязчива, информативна и не более. Органы управления в виде тумблеров на передней панели приятны и на вид, и в процессе использования. Переключения механически мягкие, вместо щелчка механики слышны только срабатывания реле внутри аппарата.
Разъемы на задней панели тоже на уровне, по всем этим критериям все уверенно хорошо. На поверхность корпус устанавливается при помощи небольших аккуратных ножек с резиновыми вставками.
Внешне аппарат кажется похожим на E200, но схожесть сводится только к размерам корпуса — чуть меньше стандартного по ширине. Даже органы управления сделаны иначе. А из внешних функциональных заимствований остались два равнозначных (точнее, почти равнозначных) входа. А в целом, функционал аппарата усложнился.
На передней панели кнопка включения-выключения, двухпозиционный переключатель входов, позволяющий сначала выбрать тип головки, а потом для MC — высокий или низкий выход. Низкий или высокий выход подразумевает возможность выбора значений 2,5 или 40 Ом.
Здесь же, на передней панели, расположены переключатель режимов моно/стерео, фильтр среза низких частот, тумблер включения размагничивателя МС-головок (полезная и редко встречающаяся во встроенном виде опция), а также переключатель входов 1–2.
У предыдущей модели E-200 было все точно так же, и на этом возможности настройки заканчивались, а входы 1 и 2 были полностью равнозначны — точнее, равнонастраиваемы. Но у Luxman E-250 добавились настройки, которые вынесены на заднюю панель и которые применимы только ко входу в режиме ММ — регулировка импеданса и емкости.
Для ММ-головок, кроме привычного импеданса в 47 кОм, можно выбрать значения 34, 56 или 100 кОм. А кроме того, параллельно выставить значение емкости: 0, 100, 200 или 320 пФ. И если настройки емкости встречаются достаточно часто, то настройки импеданса в этом диапазоне — функция весьма редкая, но иногда нужная.
В итоге можно подключить две низковыходные МС-головки и переключать вход с передней панели, можно низковыходную, более высоковыходную или две высоковыходные. Или любую МС- и ММ-головку.
Однако если подключить две ММ-головки, то параметры импеданса и емкости для них будут одинаковыми — в соответствии с тем, что задано переключателями на задней панели фонокорректора. Впрочем, такой вариант использования крайне редок, а во всех остальных случаях система входов окажется вполне актуальной и удобной.
Теперь заглянем внутрь. Здесь изменения по сравнению с E-200 тоже весьма существенные, и в совокупности с функционалом уже можно с уверенностью говорить, что это разные аппараты. Схема сильно изменена — и не только топология платы.
Питание сделано по-другому, и — что весьма важно для тех, кто смотрит вторичный рынок — если E-200 переключался на наш вольтаж весьма просто, то E-250 делается под конкретный вольтаж, в нем стоит трансформатор другой конструкции и, судя по увиденному, переключения вольтажа не имеет. В остальном — вполне приличная элементная база и очень аккуратное изготовление и сборка.
Деликатно и тактично
Первая пластинка — Bill Frisell, Thomas Morgan «Epistrophy». Сама по себе запись негромкая, камерная — и все это отлично передалось, но без усиления эффекта смакования нот и без прибавки теплоты. Звук округлый, не острый, но в то же время переливчато-детальный, с правильно выдержанным балансом между основными звуками и послезвучиями. Тембральная подача честная, аккуратная и деликатная.
Корректор хорошо рисовал образность и не переходил в сложносочиненность и витиеватость. Он аккуратно обращался с музыкальным материалом, добавляя лишь чуть-чуть теплоты. Камерность, на примере прослушиваемой пластинки, отыгрывалась хорошо, но это именно ощущение, а не размер сцены, которая на деле получилась вполне хорошего размера. Играла музыка не натужно, легко, без сопротивления и преодоления.
Бас получился глубоким, объемным, быстрым не только на крупной форме. Очень приятно воспроизводились тихие и мягкие партии в басовом регистре — они не потеряли стройности, без формальности. Когда нужно — получалась хлесткость, когда нужно — мягкость.
Середина ровная, прозрачная, совершенно не раздутая и не выпяченная, лишенная сухости и формализма. Подача верхних частот не яркая и не форсированная, но также натуральная и аккуратная. По крайней мере, применительно к прослушиваемой записи я ничего непозволительного не заметил.
Подача в целом и по характеру тяготела к максимально естественной, не вмешивающейся в музыку и не приукрашивающей ее. Однако даже этот очень спокойный альбом не оказывал усыпляющего эффекта. Внимание к музыке оставалось, но притяжение работало крайне деликатно и тактично.
Детальность высокая. При кажущейся легкой сглаженности и смягченности слышно много нюансов, но воспринимаются они, в первую очередь, не обособленно, а как части целого. Динамика для этой записи более чем достаточная: хоть музыка и спокойная, то, как возникают звуки и как они затухают, было слышно хорошо и без замыленности.
Вторая пластинка из основного тестового материала — Richard Hawley «Standing At The Sky's Edge». Даже на фоне напористого и насыщенного драйва и гитарного перегруза хорошо читались нюансы, мелодия и второстепенные звуки. Каши нет совершенно, но и сверхпрозрачности тоже нет, и задуманный при записи звук, как мне кажется, отыгрывался вполне правильно, с верно расставленными приоритетами. Эмоции и атмосфера передались отлично, явно и многогранно.
При формально аккуратной подаче — вовлечение в прослушивание и в эмоции точно выше ожидаемого. Звук полновесный, без акцентирования какой-либо части диапазона и без тяготения к камерности. В плане окраски что-либо сказать сложно: может быть, иногда угадывалось небольшое количество теплоты, но не более. Но это скорее не теплота в привычном смысле, а некая бархатистость и аккуратность, отсутствие резкости и крикливости.
Все в целом гармонично и аккуратно. И по сути не наносит никакого ущерба динамике и детальности. Явного и одностороннего уклона в плане эмоциональной составляющей я не заметил — все зависит от музыки, которая совершенно не зажимается в однотипные рамки.
Все как надо
Дальше — пара пластинок тяжелого жанра. Burzum «Belus» — достаточно чисто по звучанию, хотя особенность «материала» была прекрасно слышна. Тяжело по настроению и эмоциям, но по-своему бардачно и не идеально по изданию на виниле.
Но все особенности хорошо слышно: и записи, и издания. Детальности и разборчивости вполне хватало, эмоциональная подача и настрой соответствовали ожидаемому, и, в целом, корректор, который уже по первым пластинкам показал себя вполне честным, но дружелюбным, не пытался переделать эту музыку в позитивную и милую. Очень хорошо.
А вот пластинка Esoteric «Subconscious Dissolution Into The Continuum» — лежащая недалеко по жанровой принадлежности, но совсем другая по настрою и подаче — сыграла иначе. Детальность и динамика есть. Но есть и отлично передаваемое медленное и тягучее ощущение самой музыки. Полузастывшая, чуть эмбиентная архитектура звука отлично передалась формально и настроением. Пространство и сцена не потерялись даже на сложных фрагментах.
Так что если тяжелый жанр записан не плюшево и не синтезаторно-опререточно, а весь остальной тракт позволяет — страшно будет. Другими словами, все как надо. Может быть, острота атаки покажется чуть сглаженной, но это опять же не «ватное одеялко», а хорошая детальность, которая не позволяет нескольким малым звукам слипаться в один крупный.
Затем решил поменять жанр для прослушивания, выбрал пластинку Hugh Laurie «Let Them Talk». И тоже все неплохо. Естественная подача, хорошая детальность. Малая форма музыки, как можно обозначить ее в данном случае, не звучала бледно или тускло.
Отчетливая насыщенная лаконичность инструментальных партий, детальный, хорошо артикулированный и правильно вписанный в сцену вокал. Хорошо ощущался объем и воздух. Нет тяги к камерности, но и раздутости тоже нет. Ясная и прозрачная подача эмоций. Вот тут даже придраться не к чему — как, впрочем, и на других пластинках.
Странный одноименный альбом группы Futuro Antico, изначально вышедший в 80-м году фактически в формате самиздата на кассете и непонятно как переизданный на малотиражном виниле — казалось бы, странный материал для теста. Но и здесь есть свои показательные моменты. По звуку (не по музыке, а именно по звуку) — простовато, слегка плоско, но в целом лучше, чем можно было ожидать.
Но при этом переключиться на саму музыку было совсем не сложно, хотя, когда я слушал эту пластинку в некоторых других системах, переключаться получалось с усилием именно из-за вот этой скомканной упрощенности и отстраненности в подаче. Поправить особенности записи корректор не в состоянии, но не усугубить их — может. И даже немного больше: он будто аккуратно вытягивает звук из плоского состояния в состояние более воздушное и живое, при этом не давая видимой окраски.
Конечно, тут работает весь такт, но если в него, при остальных постоянных составляющих, вместо нашего испытуемого поместить другой аппарат, то разница была бы совершенно очевидной, и в ряде случаев — она была бы в худшую сторону.
В конце, как обычно, что-нибудь из классической музыки. В качестве основной пластинки для этого теста выбрал запись фортепианных концертов Рахманинова и Шумана. Звук деликатный, аккуратный, но сильный. Широкая и глубокая сцена, воздушная и правильная. Детальность, эмоции — все на местах.
Драматичность немного сглажена, но прослеживать эмоции по игре Святослава Рихтера очень легко, все читается просто и одновременно сложно, потому как хорошо слышны тонкости и нюансы. Пожалуй, все это в сумме — явно лучше ожидаемого.
Выводы
Безусловно удачный фонокорректор. Я бы даже сказал, один из лучших не только в своем классе — он может уверенно соперничать с рядом аппаратов подороже. Пожалуй, все можно отыграть чуть детальнее, чуть выразительнее или, скорее, эмоциональнее и динамичнее, но чтобы услышать явный переход на ступеньку выше — придется перебраться в существенно более дорогую категорию. Так что по соотношению звука и затрат все очень хорошо.
Кстати, за то время, что Luxman E-250 стоит в моей системе, я не только внимательно его послушал и сравнил с несколькими другими аппаратами, но и попробовал с разными головками — в том числе с парой моделей существенно дороже самого корректора. И не скажу, что в таких связках корректор вел себя провально — наоборот, более уверенно, чем можно было ожидать.
Функционал и удобство устройства тоже важны. И наличие двух входов в подобной реализации может прийтись очень кстати.
Что же касается отличий от E-200. Функционал стал богаче, но не растерял удобство управления. Звук же изменился — и точно не в худшую сторону. Чуть менее теплый и менее скругленный, чем был раньше, он стал строже, стройнее и динамичнее. И чуть сдержаннее эмоционально. На мой взгляд, это точно интереснее в нюансах.
Музыкальный материал
Bill Frisell, Thomas Morgan — Epistrophy / ECM Records — ECM 2626 773 9824
Burzum — Belus / Back On Black — BOBV215LP
Esoteric — Subconscious Dissolution Into The Continuum / Aesthetic Death Records — ADLP00
Futuro Antico — Futuro Antico / Black Sweat Records — BS010
Hugh Laurie — Let Them Talk / Warner Bros. Records — 2564672942
Richard Hawley — Standing At The Sky's Edge / Parlophone — P463 6981
Sviatoslav Richter, The National Warsaw Philharmonic Orchestra, Witold Rowicki, Stanislaw Wislocki — Rachmaninov: Piano Concerto No. 2, Schumann: Piano Concerto In A Minor / Deutsche Grammophon — 2543 538
170 500 рублей
Тип: транзисторный, с трансформаторной МС-секцией
Входная чувствительность (на 1 кГц): MM: 3,2 мВ, MC High: 0,37 мВ, MC Low: 0,12 мВ
Входной импеданс: MM: 34, 47, 56, 100 кОм, MC High: 40 Ом, MC Low: 2,5 Ом
Выходное напряжение/выходной импеданс: 250 мВ/300 Ом
Коэффициенты усиления: MM: 38 дБ, MC High: 57 дБ, MC Low: 66 дБ
Максимальное входное напряжение (на 1 кГц): MM: 120 мВ, MC High: 15 мВ, MC Low: 5 мВ
Точность следования RIAA-кривой: ±0,3 дБ (20 Гц — 20 кГц, MM), ±0,5 дБ (20 Гц — 20 кГц, MС)
Коэффициент нелинейных искажений: 0,003>#/p###
Соотношение сигнал/шумMM: 90 дБ, MC High: 83 дБ, MC Low: 80 дБ
Разделение каналов (на 10 кГц): 91 дБ
Входы: 2 х RCA
Выход: 1 х RCA
Питание: 230 В, 50 Гц
Потребляемая мощность: 7 Вт
Габариты (ШхВхГ): 364x81x274 мм
Вес: 4,3 кг