Оказывается, классическая музыка в наши дни претерпевает не менее серьезные изменения, чем джаз. Да, привычные и понятные Бахи-Моцарты в стотысячной вариации оркестров-квартетов никуда не девались — эта музыка, похоже, будет жить и переигрываться вечно. Рядом стоят околоклассические, неоклассические вариации от современных композиторов — их мы тоже упомянем сегодня, как альтернативу вечной музыке.
Но есть и мистические катакомбы, из которых порой доносятся то пугающие, то умиротворяющие звуки, именующие себя в том числе неоклассикой. Здесь, как и с современным джазом, слушатель может отыскать изюминку и посыл, а может и не отыскать. По крайней мере, это хороший опыт: отрешенность на пару часов от своих же устоявшихся музыкальных вкусов дает возможность взглянуть на свою медиатеку с другой стороны и, возможно, добавить в нее один, а то и четыре новых альбома, которые раньше были где-то за рамками наших пристрастий.
Ludovico Einaudi — «Undiscovered Vol.2»
На самом деле, приятно начинать подборку с этого имени. Потому что Эйнауди — одно из светил небосвода неоклассики, один из самых известных композиторов и исполнителей в этом жанре. Популярен до предела, известен и почитаем, Людовико Эйнауди уже много лет остается верен жанру, попутно вплетая в него элементы, которые позволяют его классике обоснованно получить приставку «нео».
Композитор-пианист, в своем творчестве он умудряется сочетать классическую музыку в лучших ее проявлениях, вдобавок используя поп-ритмы и аранжировки для некоторых треков. Это все облачено легкой вуалью минимализма и эмбиента — выходит эмоционально-взрывная смесь, которой просто бессмысленно противиться: гастрольные турне один за другим, аншлаги и «бис» стали неотъемлемой частью его выступлений. Кстати, не так давно он выступал в Москве — следите за афишами, это не первый и явно не последний его визит.
Этот альбом примечателен подбором композиций. Как и у любого музыканта, у Эйнауди есть копилочка неизданных по разным причинам треков. С историей каждого разбираться смысла нет, но вот некоторые (например, сольная фортепианная версия трека «Experience») мир не видел и не слышал вовсе. Видимо, Эйнауди понял, что хранить подобное сокровище на полке — просто преступление по отношению к своим почитателям. Так что «Неизданное 2» упускать из виду точно не стоит, ведь в нем достаточно жемчужин для коллекции самого избалованного меломана.
Большинство композиций альбома — это чувственные, приятные и открытые произведения, которые чаще всего исполняются сольно, на рояле. Как яркий пример, «афиша» Эйнауди для тех, кто еще не знаком с его творчеством — оцените композицию «Einaudi: Canzone Africana IV». Гармония, ритм, насыщенность и минимализм находят отклик в душе каждого слушателя. Этим и отличается «внешняя» музыка от «внутренней».
Curtis J Stewart — «of Love.»
«Он показывает своей аудитории цвета внутри себя — цвета, которые еще не изобретены. Это не потакание своим желаниям, это самораскрытие. Он уязвим. Это творение», — JazzTimes в восторге! А мы?
Вообще-то Кертис — классический скрипач. Виртуозный, признанный классический скрипач, который усердно трудился над тем, чтобы получить звание «классический скрипач». Теперь же, когда желаемое достигнуто… Что делать дальше? Правильно: начать усердно работать над тем, чтобы разрушить сложившееся о себе мнение. И знаете что? Эта тактика сработала!
The New York Times, JazzTimes, The Strad, Downbeat Magazine — сложно найти популярные издательства, которые бы не заметили этого талантливого музыканта, который не пошел на поводу индустрии, не стал искать место в классике, которой его нарекли, а решил с головой окунуться в собственное творчество, каким бы странным на первый взгляд оно ни показалось.
Критики видят в музыке Кертиса не только самовыражение, но и оттенки его внутреннего мира. В принципе, точнее, чем в цитате в начале главы, уже не скажешь. Но что же видится в этом альбоме нам, не так глубоко знакомым с его творчеством слушателям?
Скрипка — ведущий инструмент. А вот аккомпанемент сродни новой джазовой школы, в духе R&B и хип-хоп. Речитативные рассказы, иногда в ритм музыки, а порой и нет, мелодичное пение на фоне скрипки — все это создает довольно причудливую атмосферу, которая все же разбавлена классическими произведениями для скрипки. «Смешивать, но не взбалтывать» — похоже, это выражение очень точно подходит под описание альбома этой нео-неоклассики.
В конце концов, самовыражение творческой личности — оно всегда своеобразное. Кто-то пройдет мимо, без интереса взглянув на старания таланта, а кого-то, как омут, затянет внутренний мир скрипача. По большому счету, это может касаться любого альбома от любого исполнителя. Но если захотите испытать удачу с Кертисом — слушайте весь альбом, от и до, иначе пазл не сложится.
Gabriel Olafs, Steiney Sigurdardottir — «Lullabies for Piano and Cello»
Вернемся к классике с одной приставкой «нео». С ее мелодичностью, живостью и посылом к прекрасному. Конечно, доподлинно неизвестно, было ли в планах Габриэля и Стэйни что-то подобное. Но получилось именно так.
У этого альбома есть маленькая, но красивая и одухотворяющая история. Однажды, гуляя по улочкам своего родного города Рейкьявик, Габриэль зашел в антикварный магазин и приобрел там коллекцию мелодий, которые датированы 1880 годом. Именно это приобретение вдохновило его на новый альбом, который оказался достойным кандидатом в нестройных рядах современного неоклассицизма. Итогом этой находки стала почти магическая, успокаивающая музыка для дуэта фортепиано и виолончели, которая, сродни колыбельной, успокаивает и умиротворяет, попутно давая намеки на исторический подтекст находки.
Из описания альбома нам становится доподлинно известно, что живость, мелодичность и эмоциональность — это все-таки основополагающие элементы сборника. Еще один термин, который используют композиторы - «интеллектуальность». С этими аспектами можно полностью согласиться, так как искать их не приходится, они явно и очевидно вплетены в каждый трек.
Суть альбома музыканты постарались вложить в первую композицию под названием «Fantazia». Похоже, что задумка получилась: глубокая, бархатная виолончель на фоне легкого, мягкого рояля создают почти мистическую атмосферу, через которую впоследствии слушается и весь альбом. Ностальгически трогательно и просто душевно, все 10 треков из альбома слушаются на одном дыхании. Подрастающее поколение уже наступает на пятки Людовико Эйнауди!
Vikingur Olafsson — «From Afar (Reworks)»
Далеко ходить не пришлось: Викингур — тоже уроженец Исландии, талантливый молодой пианист, который известен как сольным творчеством, так и участием в составах мировой величины. И альбом этот тоже с историей, которая оказалась гораздо запутаннее, чем предыдущая.
Как известно, многие музыканты любят излагать свое видение классических произведений. Викингур не стал исключением: его альбом «From Afar» был посвящен именно этому виду творчества. Но здесь история только начинается. Спустя какое-то время шестеро композиторов и музыкантов, которые следили за творчеством Викингура, предложили ему переосмыслить альбом, использовав его в качестве основного материала, как стартовую площадку для следующего. Проще говоря, ребята решили сделать ремиксы на ремиксы. В результате этого сотрудничества выходит альбом с таким же названием «From Afar», но с приставкой «Reworks».
Нова идея или нет — сейчас это не так важно, давайте рассмотрим конечный результат. Каждый из шести музыкантов придал выбранному треку свой шарм, свою стилистику, объединив тем самым несколько жанров в единое целое. Так, например, трек «Nightbird» попал в руки электронного музыканта Хердиса Стефансдоттира, в результате чего получилась весьма атмосферная интерпретация оригинальной композиции. С остальными треками работали не менее виртуозные композиторы-мультиинструменталисты, акцентируя внимание на тех моментах, которые они посчитали важными и нужными.
Пожалуй, это самый «эмбиентный» альбом из нашей подборки, с соответствующим мрачноватым настроением. В то же время в нем присутствует легкость из-за грамотной расстановки акцентов и дозированного количества инструментов. Возможно, классика, которая легла в основу альбома, теперь видится совсем неочевидной. Но очевидной стала неоклассика, с ее манерностью и свежестью исполнения.