Новость о том, что так называемый HD-винил будет доступен уже в 2019 году, многих взбудоражила, однако о принципах работы технологии было сказано не так уж много. И совершенно точно этот винил не так прост, как кажется.
Еще в 2016 году мы рассказывали об австрийской компании Rebeat Innovation, подавшей заявку на патент «Винил высокого разрешения». Спустя два года компания получила финансирование в размере 4,8 млн долларов США на разработку технологии, которая, как утверждает основатель компании Гюнтер Лойбл (Günter Loibl), «по максимуму заменит традиционное производство пластинок». И ясно, что такое серьезное заявление необходимо рассмотреть со всех сторон.
Новой информации появилось не намного больше, чем два года назад. В пресс-релизе HD-винила обещаны «невероятно возросшие по сравнению с традиционным винилом качество, срок жизни и точность», также планируется увеличить громкость и емкость пластинок на 30%.
«Вместо традиционной технологии нанесения дорожек HD-винил использует трехмерную топографическую модель и лазерную гравировку», что исключает необходимость электролиза.
«В результате матрицу создать намного проще, живет она дольше и на экологию влияет значительно меньше», — описывают его преимущества разработчики с учетом того, что фабрики смогут отказаться от производства, где на шаблонах наращивают никель в гальванических ваннах.
Хоть название «HD-винил» и звучит громко, в первую очередь стоит отметить, что процесс трехмерного моделирования и лазерной гравировки относится к созданию матрицы, а не самой пластинки. Заявляя, что «технология будет полностью обратно совместимой», Rebeat, вероятно, имеет в виду, что HD-винил можно будет не только воспроизводить на обычных проигрывателях, но и печатать на существующих производственных мощностях по тиражированию пластинок.
Так как же их все-таки будут создавать? Лойбл объясняет, что это будет процесс выжигания дорожек лазером на неназванном пока керамическом материале, который в отличие от никелевых матриц не подвержен деградации. «У керамики перед никелем огромное преимущество: нет химической реакции с ПВХ. Молекулы никелевого шаблона постепенно исчезают с его поверхности с каждым последующим созданным диском — это основная причина деградации».
У никелевых матриц срок эксплуатации составляет примерно 1 000 пластинок, а Лойбл заявляет, что с керамическим шаблоном десятитысячная пластинка будет точно такой же, как и самая первая. Неясно только, как новую технологию удастся интегрировать в существующие станки: никель в прессах используется из-за особого коэффициента податливости. Матрицам придется выдерживать до 90 тонн давления каждый раз при создании пластинки.
Лойбл также надеется, что новые матрицы продлят жизнь самим пластинкам: трехмерное моделирование, судя по всему, избавит дорожки от тангенциальных деформаций и радиальных искажений. Новые шаблоны создадут «дорожки с постоянной формой».
«Возможно, производители картриджей смогут создать иглы, идеально подходящие по форме дорожкам HD-винила — такие, которые касаются поверхности дорожек целиком, а не только в двух точках справа и слева. Эти иглы значительно снизят износ пластинок».
Во многом проект HD-винила поднимает вопросы, которые ставят под сомнение дату выхода первой партии дисков — 2019 год.
Именно скорость интеграции технологии повлияет на то, насколько HD-винил сможет удовлетворить спрос фабрик. Сейчас фабрика с шестью станками выдает 4 000 матриц в год, большие европейские заводы — в пять раз больше. По заверениям Rebeat, один их станок стоимостью в 600 000 долларов будет в первый год работы выдавать 700 матриц, а в следующий — в четыре раза больше. Если HD-винил и заменит традиционный, уйдет у него на это несколько лет.
И что насчет заявлений о более высокой громкости и емкости дисков? «Мы знаем конкретную амплитуду в конкретный момент времени на шаблоне, поскольку создаем трехмерную модель дорожек, и поэтому можем оптимизировать расстояние между ними, — объясняет Лойбл. — За счет этого мы также можем использовать освободившееся пространство для увеличения громкости, не компрессируя при этом динамику сигнала». Неясно только, почему большая громкость и большая длительность причисляются к преимуществам, особенно когда другие форматы, вроде потокового аудио, позволяют проигрывать музыку сколь угодно долго на любой громкости.
Что же в итоге от этого формата получит простой покупатель, и будет ли HD-винил для него дороже по сравнению с традиционным? «Покупатель получит HD-винил практически за ту же сумму, что и обычный, но при этом лучшее качество, поможет сохранить окружающую среду и даже сможет воспроизвести его на уже имеющейся дома вертушке».
Фраза «практически за ту же сумму» должна вызвать подозрения у тех, кто считает, что существующие пластинки и так слишком дороги, но следует учитывать и стоимость для самих лейблов и исполнителей. Для инди-исполнителей, еле сводящих концы с концами уже сейчас, даже малейшее увеличение стоимости производства переведет HD-винил в разряд премиальных продуктов.
Существует и более важный вопрос, который не затрагивает принципы работы: а зачем он вообще нужен? Конечно, одним из наиболее привлекательных аспектов станет потенциальный отказ от использования химии в процессе производства и сопутствующие этому экологические преимущества. Но стоит оглянуться и спросить: а разве высокое разрешение — то, чего стоит ждать от пластинки? «Все, даже люди с неидеальным слухом, сразу же почуют разницу», — заявляют разработчики. И разница, возможно, будет сопоставима с HD-разрешением, убивающим шарм картинки старых кинолент. Разве олдскульный характер винила — это не самая важная его особенность наряду со способностью доносить звук до самых глубин человеческой души?
Оригинал: The rest is surface noise: What is HD Vinyl and is it really a good idea?