Привычный вид стереосистемы размывается все сильнее. Стопку аппаратуры можно успешно заменить одним компонентом, получив при этом более качественный звук и более широкую функциональность. Активная акустика KEF LS50W нравится мне тем, что в ней этот подход доведен до предела, ведь внешних блоков у нее нет вовсе, а функциональные возможности и качество звука сопоставимы с весьма взрослым набором компонентов.
Мне уже приходилось тестировать KEF LS50 Wireless, когда в России показали предсерийный образец. Звук был весьма неплох, но самые главные функции на тот момент не были доступны, что стало поводом вернуться к этой модели еще один раз.
С точки зрения конструкции, никаких принципиальных изменений не произошло. Тот же самый корпус LS50 с излучателем Uni-Q и овальным портом фазоинвертора из мягкого пеноматериала. Внутри находится DSP-процессор, выполняющий роль активного кроссовера, четыре ЦАПа и четыре усилителя мощности: класс АВ на твитер и класс D на СЧ/НЧ. Одним словом, все то, о чем я подробно рассказывал в предыдущем материале, поэтому почитайте его, если вам интересно устройство колонок.
А в этом материале мы сразу перейдем к практической части — использованию систем в обычной жизни, ведь в наше распоряжение (наконец-то!) попал серийный образец, доступный не только для тестов, но и в магазинах и Hi-Fi салонах.
Неотразимость
Черно-синяя версия выглядит очень эффектно. Сочетание черного глянца, выгнутого вперед фасада и агрессивного вида излучателя Uni-Q, у которого даже подвес покрыт острыми выступающими ребрами, напомнило мне ксеноморфа из киносаги про «Чужих». Выглядит серьезно и убедительно. Если не прогадать с дизайном стоек, система будет смотреться неотразимо.
Комплект поставки помимо пульта, кабелей питания и патч-корда, соединяющего левую и правую колонки, включает еще один стандартный патч-корд для Ethernet и длинный USB-кабель для подключения компьютера. Хочу особенно отметить, что кабели выглядят очень качественно и не возникает желания заменить их на что-то более солидное.
С подключением акустики к сети проблем не возникло, при условии автоматической раздачи IP адресов DHCP никаких манипуляций производить не нужно, подключаете кабель — и акустика уже доступна для работы.
С USB-подключением к компьютеру все прошло не столь легко и быстро. ОС Windows требует драйвер, ссылку на который можно найти в спецификациях, опубликованных на сайте, инструкции или в видеоуроке по подключению акустики. Но при этом на сайте нет привычного раздела «загрузки», что изначально сбивает с толку.
После установки драйвера аудиопоток можно выводить с любого программного плеера, установленного в Windows. Протокол ASIO не поддерживается, но в Foobar можно использовать не менее качественный WASAPI.
Двойной контроль
Если посмотреть на конкурентов, то обычная активная акустика, как и всевозможные сетевые аудиосистемы, как правило, пульта ДУ не имеют вовсе. В первом случае подразумевается наличие пульта у предварительного усилителя или источника, а во втором все управление сводится к работе с приложением. У KEF LS50W есть и то и другое, что в отдельные моменты является огромным плюсом, а иногда может стать причиной стресса.
Фирменное приложение, используемое для настройки и управления, доступно в Google Play и App Store. С его поиском и установкой проблем не возникло, к работе же были некоторые претензии. Ставшего уже привычным интернет-радио и потоковых сервисов вроде Tidal и Spotify приложение не поддерживает, однако этот функционал в планах разработчиков стоит на первом месте. А к концу года обещают и поддержку работы в мультирумных системах.
О настройках мы поговорим чуть позже, а пока хотелось бы обратить внимание на другую особенность. Дело в том, что приложение не является приоритетным средством управления. Им можно пользоваться лишь в тот момент, когда на акустике активен вход «Wi-Fi», а для выбора входа, как вы понимаете, нужно либо взять в руки пульт, либо дойти до правой колонки и нажать на ней сенсорную кнопку. Это несколько неудобно, тем более, расширенные настройки доступны только через приложение. Другими словами, если в момент прослушивания музыки с ПК, оптического или аналогового входа вас посетит мысль о том, что в настройках звука нужно что-то подправить, вам придется произвести целый ряд манипуляций, прежде чем вы доберетесь до нужного меню.
Еще один фактор, снижающий комфортность использования: отсутствие видимой индикации входа. Индикаторы в принципе есть, но находятся они на верхней части акустики. С места прослушивания увидеть их невозможно. И с этим можно было бы смириться, если бы пульт имел отдельные кнопки для прямого выбора каждого из входов, но этого тоже нет. Входы выбираются путем последовательного перебора, нажатием одной кнопки. Таким образом, вы либо научитесь делать это вслепую, запомнив последовательность входов и отсчитывая нажатия от одного до другого, либо повесите над колонками зеркало, в котором будут видны индикаторы входов. Других идей у меня нет.
Угадайте: какой из трех пультов принадлежит тестируемой паре?
Ну и чтобы разбавить это безобразие позитивом, спешу поделиться своим главным открытием: при USB-подключении компьютера пульт ДУ может использоваться не только для управления громкостью, но и для управления воспроизведением! В пределах плейлиста вы можете переключать треки, ставить их на паузу и запускать снова. И это, на мой взгляд, главное достижение человечества с момента изобретения USB-ЦАП как такового!
Настройки от шефа
Меню настроек звука в приложении KEF LS50W — это не скучная пара строк, а целый мир, о котором можно слагать легенды. Сразу три раздела для пользователей с разной степенью подготовки выглядят совершенно непохоже друг на друга.
Первый раздел под названием «Default» более чем лаконичен. Он состоит из сообщения, что звук настроен хорошо и трогать ничего не надо. На самом деле даже в этом случае есть что потрогать, ведь на задней панели акустики находятся две кнопки, с помощью которых задаются основные параметры, описывающие условия установки: на стойке или на столе, близко или далеко от стены.
Второй раздел «Basic» предлагает помимо этих двух факторов более точно описать ситуацию: например, указать расстояние до края столешницы и до стены в сантиметрах, сообщить примерную площадь комнаты и степень ее заглушенности, указать подключен ли сабвуфер. Это, на мой взгляд, оптимальный вариант настроек, позволяющий получить хороший результат без специальных знаний. Уж сантиметры то померить каждый может.
В настройках «Expert» подход несколько иной, тонкие настройки предлагается делать уже вручную, управляя отдачей в ВЧ- и НЧ-диапазоне, настраивая сабвуфер и частоту его согласования с акустикой вручную. Кроме того, в экспертном режиме есть возможность отключения коррекции фазы. Хотя никаких причин отключать эту функцию я не вижу. Наличие выключателя лишь позволяет убедиться в том, что инженеры KEF не зря едят свой хлеб. Разница в детальности и сфокусированности звуковой сцены между режимом коррекции фазы и без него очевидна даже для слушателей, далеких от мира Hi-Fi и аудиофильских тонкостей.
Тут вполне разумно спросить, а влияют ли все остальные настройки на звучание столь же заметно, и что будет, если все эти регулировки полностью проигнорировать? Настройки способа установки в любой из версий влияют главным образом на характер звучания баса и верхней середины. Если сильно промазать с настройкой в этих спектрах или вовсе ее не производить, именно тут и появляются акценты, и сцена окажется прорисованной менее точно и реалистично. Одним словом, все эти копания в меню имеют смысл и дают вполне слышимый результат.
Цифровые песни
Ранее мне уже приходилось слышать, как KEF LS50W звучат с аналогового входа и по Bluetooth, но до основных интерфейсов добраться не удалось. И вот, наконец-то пришло время ощутить весь потенциал новинки. Для акустики, обладающей излучателем с диффузорами из металла, да к тому же столь компактного размера, KEF LS50W обеспечивает звуковую картину, существенно более масштабную и тембрально богатую, чем этого можно было бы ожидать. Никакой сухости, жесткости или металлических призвуков. Баса, конечно, не много, но больше, чем ожидается, и нет откровенной миниатюризации звукового образа. Быстрота звука, которая вполне ожидаема для таких габаритов, вполне соответствует воспроизводимому контенту. Колонки не суетятся, работают динамично только в те моменты, когда это необходимо.
Фортепианный концерт No.23 Моцарта прозвучал очень красиво и мелодично. Пробежка по клавишам рояля вплоть до басовых нот воспроизводилась ровно, без акцентов. Бранденбургские концерты Баха в исполнении Orhestra of the Age of Enlightenment (1989) удивили проработанностью пространства и сочетанием цельной подачи с хорошей слышимостью отдельных инструментов. Легкая классика и барочная музыка подходят для LS50W идеально, но на некоторых симфонических произведениях недоставало масштаба и полноты, что вынуждало вспомнить о возможности подключения сабвуфера.
Похожая ситуация с роком и электрическим блюзом. В целом качество звучания меня впечатлило. На записи «Riding with a King» гитары Би Би Кинга и Эрика Клэптона были не только хорошо переданы тембрально, но еще и четко разнесены в пространстве. Детальность превосходная. При прослушивании Liquid Tension Experiment и Halestorm не возникло ощущения каши или неразборчивости в СЧ диапазоне, Dire Straits прозвучали эталонно. Но временами, опять же, ощущалась нехватка глубоких басовых нот. Если в «Dissident Agressor» Halestorm с неглубоким басом звуковая картина была полноценная, в «Calling Elvis» Dire Straits басовая партия была скорее обозначена, нежели воспроизведена полностью.
Очень хорошо прозвучал джаз, начиная от стандартов в исполнении Эллы Фицджеральд и заканчивая фриджазовыми экспериментами Дэвида Боуи. Порадовали динамические возможности акустики и тональный баланс в целом. Моменты, сложные с точки зрения ритмики и полифонии, были воспроизведены идеально.
Надо ли говорить, что на любой записи сцена была выстроена безупречно? Для современной акустики KEF с динамиками Uni-Q нового поколения это норма и ничего иного слышать не приходилось. То же самое можно сказать и о способности максимально равномерно заполнять помещение звуком, и об отсутствии необходимости направлять колонки на слушателя.
Взаимоотношение акустики с различными форматами записи и источниками предсказуемо связано с высокой разрешающей способностью акустики. При подключении по Bluetooth можно заметить компрессию. В случае с аналоговыми источниками их качество и характер во многом определяют то, каким будет звук в результате (но в итоге все равно победит встроенный цифровой плеер).
Разницы между USB-подключением и воспроизведением музыки с сервера мне заметить не удалось. Не всегда были слышны отличия между FLAC CD-качества и Hi-Res, но лишь потому, что некоторые записи CD-качества звучали практически так же хорошо, как и файлы высокого разрешения. Чем чище и детальнее была запись, тем живее и натуральней она воспроизводилась. Оставалось только сожалеть о невозможности прямого воспроизведения DSD.
Выводы
Стоимость KEF LS50W сложно назвать небольшой. Даже если брать во внимание превосходное качество звучания, психологически сложно отдать эту сумму за пару полочных мониторов. Чтобы понять истинную ценность этой модели, вспомните, сколько может стоить USB-ЦАП или сетевой плеер High End класса и соответствующий усилитель. Добавьте к этому стоимость самих LS50, которые в пассивной версии тоже довольно недешевы. Общая сумма будет как минимум в два-три раза выше ценника LS50W. При этом мне ни разу не приходилось слышать, чтобы пассивные LS50 звучали так же хорошо, как это делала их активная версия. Таким образом, современную стереосистему High-End-класса KEF LS50W заменить вполне способны и даже могут считать выгодным приобретением.
Единственным слабым местом я вижу то, что на рынке KEF LS50 будут конкурировать не только и не столько с классическим стерео, сколько с современной сетевой мультирумной акустикой. И именно в этом плане инженерам KEF еще есть над чем поработать. Более удобное и функциональное приложение с поддержкой потоковых HiRes-сервисов существенно повысило бы шансы LS50W на успех. И насколько мне известно, именно такие планы и ставит перед собой компания, а что хорошо — для обновления не придется покупать новые колонки.
Отличный звук, возможность подключения различных источников и сабвуфера, хорошая сцена, интересные цветовые решения, возможность точной настройки звучания с коррекцией фазы
Пока нет функций мультирум и поддержки потоковых сервисов, приложение не позволяет управлять всеми функциями, нет поддержки DSD
149 900 рублей
Количество полос: 2
ВЧ излучатель: 25 мм алюминиевый купол
СЧ/НЧ излучатель: 130 мм кольцевой диффузор из алюминиево-магниевого сплава
Диапазон частот: 50-28000 (+/- 3 дБ) стандартная настройка баса
Мощность усилителей: 200 Вт НЧ/СЧ (класс D) и 30 Вт ВЧ (класс АВ)
Максимальное разрешение аудио: 24бит/192кГц (в т.ч. по USB)
Беспроводные подключения: Bluetooth 4.0 AptX, WiFi 2,4/5 ГГц
Входы: оптический, аналоговый стерео (RCA), USB для ПК (асинхронный)
Выход: регулируемый для сабвуфера
Габариты: 300х200х308 мм
Масса: 10/10,2 кг (левая/правая)